Разграничение полномочий руководителя и органов управления образовательной организации

280

Вопрос

Как разграничиваются полномочия руководителя и органов управления образовательной организации?

Ответ

Руководитель действует в рамках той системы органов управления образовательной организации, которая закреплена в уставе образовательной организации. В частности, коллегиальные органы управления могут быть уполномочены уставом принимать отдельные решения от имени организации. В отличие от таких органов, полномочия которых определяются только уставом образовательной организации, наблюдательный совет в автономном учреждении наделен исчерпывающим перечнем полномочий Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон № 174-ФЗ). Полномочия наблюдательного совета должны быть повторены в уставе автономного учреждения в полном соответствии с этим законом.

Таким образом, в случае, если уставом образовательной организации предусмотрено, что решение определенных вопросов, входящих в компетенцию организации, передано иным органам (например, решения о пятидневной или шестидневной учебной неделе уполномочен принимать управляющий совет школы), то именно эти органы вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их ведению уставом. При этом вмешательство руководителя в данные вопросы будет означать выход за пределы полномочий руководителя, а принятые им единоличные решения по этим же вопросам должны признаваться недействительными.

Формирование системы органов управления организации может производиться довольно свободно, по усмотрению учредителя образовательной организации. Поэтому состав, компетенция коллегиальных органов управления различных образовательных организаций варьируются в широких пределах. Необходимо лишь соблюдать отдельные законодательные ограничения. В частности, в ст. 276 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ установлено, что руководитель организации не может входить в состав органов (как внутри учреждения, так и внешних), если эти органы осуществляют функции надзора и контроля возглавляемой им организации. Отдельно и подробно также регулируются законодательством требования к составу и компетенции наблюдательного совета автономной организации.

Если требования к порядку формирования, структуре и полномочиям наблюдательного совете автономной организации детально прописаны в Законе № 174-ФЗ (ст. 10, 11), то в остальном же системы органов управления в образовательной организации могут быть весьма разнообразными, что определяется уставом. Для разработки уставов в части определения компетенции руководителя и коллегиальных органов управления рекомендуется изучить учредительные документы аналогичных существующих образовательных организаций с целью выявления вопросов, переданных для решения иным органам организации, и выбрать наиболее удобный или целесообразный вариант.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль