text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Профессиональный стандарт педагога

Введение профстандартов

Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года.

«Профессиональные стандарты» вводятся в России для целого ряда профессий и специальностей в соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года.

Профстандарт педагога - это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы. 

Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>

Знаете ли вы?

Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, - несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к учительской деятельности. Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации этой области. Согласно Постановлению правительства №584 для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г. К этому времени во всех учреждениях сферы образования должно произойти внедрение профстандарта педагога, соответствие которому будет являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию.p>

План по организации применения профессиональных стандартов

Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Удостоверение о повышении квалификации по программе

Управление образовательной организацией

научитесь управлять:
  • развитием ОО

  • ресурсами

  • кадрами

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Читайте также:
Апробация профессионального стандарта педагога

В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ.

Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер.

Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:

  1. Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.
  2. Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости - внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.
  3. Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.
  4. Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству.

Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту. Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.

Требования профстандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога общего образования

В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:

  • Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
  • Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
  • Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
  • Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

Знаете ли вы?

Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий).

В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.

Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты.

В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г. ) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом.

Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики.

Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):

  1. Образование.

    Каждый учитель должен:

    • Иметь высшее образование. Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности.
    • Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения.
    • Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности.
    • Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, - лабораторными и иными работами.
    • Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей.
    • Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.
  2. Воспитательная работа.

    В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан:

    • Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе.
    • Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения.
    • Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся.
    • Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников - культурных, возрастных, психологических и т.п.
    • Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.
  3. Развитие личностных качеств.

    Педагог должен:

    • Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств - успехов в обучении и особенностей поведения.
    • Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении.
    • Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов - логопедов, психологов и так далее.
    • Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка.
    • Владеть методиками коррекционно-развивающей работы.
    • Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.

Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения:

  • Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация.
  • Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога.
  • Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника.

Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования - воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года. За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:

Скачать полную версию таблицы «Наименования профстандартов, должностей и утверждающих документов»
Скачать в .docx

Наименование профстандарта Возможные наименования должностей Утверждающий документ

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)

  • Воспитатель
  • Учитель
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
  • Психолог
  • Педагог-психолог
  • Психолог образовательной организации
Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н

Педагог дополнительного образования
детей и взрослых

  • Педагог дополнительного образования;
  • Старший педагог дополнительного образования
  • Тренер-преподаватель
  • Старший тренер-преподаватель
  • Преподаватель
  • Методист
  • Педагог-организатор
Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н

То есть на сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов - будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования.

Читайте также:
Методика самооценки соответствия педагога требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»)

Каждый из конкретных стандартов разбит на три пункта, в соответствии с которыми и предъявляются требования к тому или иному сотруднику:

  1. Действия.
  2. Умения.
  3. Знания.

К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:

  • Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.
  • Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.
  • Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.

Также воспитатель обязан:

  • Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.
  • Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов - психолога, логопеда и т.п.
  • Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения.
  • Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.

Профессиональный стандарт педагога общего образования

Основное среднее и общее образование являются основной частью всего школьного образования. Обучаемый в данный момент переживает сложный период трансформации - подростковый возраст, когда совершается переход от детского возраста ко взрослой жизни. В этот период обучения формируются все основные морально-психологические качества человека. Поэтому данный период обучения и воспитания крайне важен с точки зрения формирования целостной, зрелой личности. Профстандарт учителя среднего и основного общего образования обязывает специалиста обладать целым рядом специфических знаний и умений.

Профессиональный стандарт педагога основного общего образования определяет следующий круг умений.

Учитель должен быть способен:

  • Формировать у воспитанника общечеловеческие представления о культуре, морали. Помогать формированию у подростка правильную картину окружающего мира и правильно определить своё место в нём.
  • Правильно производить анализ эффективности различных форм обучения ребёнка с тем, чтобы определять наиболее эффективную методику.
  • Правильно планировать образовательный процесс как для целого класса, так и для отдельной группы учеников, конкретного ученика.
  • Организовывать предметные олимпиады, турниры, конференции и прочие подобные развивающие мероприятия.

Для корректного и правильного выполнения этого учитель должен обладать основными общими познаниями в таких дисциплинах как:

  • Педагогика.
  • Психология.
  • Детская возрастная физиология.
  • Детская гигиена.
  • Методики преподавания.

Также учитель общего образования должен в достаточной степени обладать актуальными методиками воспитательной работы, методиками обучения и быть знакомым с технологиями отдельного подхода к обучающимся с учётом психологических, возрастных, половых особенностей детей подросткового возраста.

Также Минобрнауки разработаны и иные нормативы, касающиеся других областей педагогики:

Профстандарт педагога начального общего образования

Профстандарт педагога начального общего образования

Поскольку работа учителя начальных классов имеет особую специфику, то и в требованиях к этой специальности отведена отдельная глава.

Профессиональный стандарт педагога начального образования предписывает учителю иметь следующие навыки:

  • Уметь проектировать и применять на практике образовательно-воспитательный процесс с учётом особенного психоэмоционального состояния ученика первого класса, вызванного переходом от игровой деятельности к учебной.
  • Формировать у ребёнка «умение учиться», закрепляя универсальные навыки, необходимые ученику для освоения общеобразовательной программы.
  • Проводить самостоятельный мониторинг результатов обучения, и в зависимости от его результатов уметь корректировать учебную деятельность с учётом особенностей психического развития учеников начальной школы.
  • Уметь взаимодействовать с родителями ребёнка или другими специалистами с целью корректировки его учебного развития.
  • Уметь чутко реагировать на любые, самые обычные на первый взгляд, обращения детей, и уметь определять за ними серьёзные личные проблемы.

Также стандарт учителя начальных классов обязывает:

  • Знать основные теории и методики воспитания и обучения учеников младшего школьного возраста.
  • Знать особенности и нюансы местных культурных традиций и условий регионов, где выполняется образовательная программа.

В четвёртом классе, ко времени окончания обучения в начальной школе, профессиональный стандарт педагога-учителя начальных классов также обязывает провести мероприятия по профилактике возможных трудностей с адаптацией при переходе в основную школу с её спецификой обучения и воспитания.

Читайте также:
Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования

Профстандарт педагога-библиотекаря

В России профстандарт педагога-библиотекаря вводится впервые, хотя во многих странах он существует уже давно. Главной его особенностью является его соответствие культурным ценностям нашей страны. В отличие от обычного библиотекаря педагог-библиотекарь совмещает в себе две различных специальности – «библиотечное дело» и «педагогическая деятельность». Сама по себе эта профессия символизирует тенденции современного образования на межпредметную интеграцию, соединение в себе всех средств обучающей информации.

Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря подразделяет данную специальность на три группы деятельности:

  • Педагог-библиотекарь начального образования.
  • Педагог-библиотекарь средней школы.
  • Педагог-библиотекарь специального образования.

Профстандарт библиотекаря определяет главной трудовой функцией специалиста создание библиотеки образовательного учреждения как единого информационно-обучающего комплекса, а также формирование внутри библиотеки среды, максимально комфортной для работы учеников и получения ими необходимых знаний. Школьный библиотекарь должен прививать учащимся любовь к чтению, обучать их эффективным методам поиска и усвоения необходимой информации.

Знаете ли вы?

Среди новых задач, поставленных перед библиотекарем-педагогом в процессе исполнения им своих профессиональных обязанностей, - обязанность защищать учащихся от печатной и электронной информации, которая может нанести ущерб их моральному и нравственному здоровью.

Также школьный библиотекарь обязан развивать у своих коллег по школе навыки пользования информационными коммуникациями, приобщать их к глобальным электронным ресурсам информации.

В связи с этим библиотекарь должен:

  • Уметь общаться с детьми с учётом их индивидуальных особенностей.
  • Уметь строить обучающий и воспитательный процессы.
  • Владеть методиками организаций экскурсий, походов и так далее.

Профстандарт педагога дошкольного образования

Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2017 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В них представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне.

Главное, что подразумевает переход воспитателей дошкольных учреждений на новые нормативы, - это максимально эффективное вовлечение самих детей в воспитательный процесс.

Педагогам предлагается применять непосредственно в процессе обучения новые инструменты, которые позволят всесторонне развиваться ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей - умственных возможностей, характера, происхождения из той или иной социальной или этнокультурной среды.

Стандарт педагога-психолога

Не так давно введённая в школах должность педагога-психолога также подпала под действие соответствующих профессиональных стандартов. Согласно стандарту педагог-психолог должен осуществлять сопровождение всего образовательного процесса как в учреждениях общего, так и профессионального образования. При этом он должен уметь, опираясь на современные методики оценки, производить мониторинг всего образовательного процесса. По итогам мониторинга, в случае необходимости, осуществлять консультирование коллег относительно метода использования применяемых ими средств и методов обучения и воспитания.

Что касается непосредственно учащихся, то данный специалист должен уметь оказывать психологическую помощь любому ученику, нуждающемуся в ней, будь это ученик с отклонениями в физическом, психическом развитии или же испытывающий проблемы в усвоении программы либо в построении взаимоотношений со своими сверстниками. Однако на этом круг обязанностей преподавателя-психолога вовсе не ограничивается.

Согласно положениям профстандарта он должен уметь работать и с несовершеннолетними преступниками, в том числе и обвиняемыми в деяниях, подпадающих под действие уголовного кодекса.

Равно психолог должен уметь выстраивать отношения и с несовершеннолетними жертвами преступлений как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых - в частности, он должен уметь вовремя распознать внутренний психологический кризис, вызванный либо тяжёлой семейной ситуацией, либо неблагополучными отношениями с другими детьми.

Читайте также:
Должностная инструкция педагога-психолога на основе Профессионального стандарта

Стандарт директора школы

Особенно хочется остановиться на профстандарте директора образовательного учреждения. К лету 2016 года профстандарт руководителя образовательной организации не принят, несмотря на то, что его разработка идёт с 2013 года. Ввести этот норматив планировалось ещё в 2015 г., но к настоящему моменту он так и не введён.

Связано это с тем, что единый стандарт для руководителя в сфере образования вряд ли возможно выработать. Слишком разные компетенции и трудовые обязанности у таких руководителей, как директор детского сада и ректор университета с десятком факультетов и филиалов.

В данный момент идёт доработка нормативов, а окончательное принятие свода требований к директору образовательной организации ожидается к концу 2016 года.

Таким образом, к концу текущего года должны быть полностью заполнены все пробелы в педагогических стандартах, и весь спектр сотрудников, трудящихся в этой сфере будет охвачен действием новейших нормативов. Ещё раз напоминаем, что введение новых стандартов назначено на 01.01.2017 года.
 

×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.