Аналитический обзор НИР по проблеме "Гигиена и охрана здоровья детей и подростков"

19 ноября 2010 1037
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра здоровья детей РАМН опубликовало результаты исследования за 2009 год о здоровье школьников.

Аналитический обзор за 2009 год >>

Анализ результатов антропометрических обследований учащихся 1-4-х классов позволил выявить тенденцию увеличения продольных размеров тела современных детей и изменение его пропорций по сравнению со школьниками 70-х годов ХХ века, что может служить основанием для пересмотра действующих ГОСТов на мебель ученическую.

Дана гигиеническая оценка разных видов ученической мебели и вариантов их использования в начальной школе. Впервые разработана классификация ученической мебели на основе ее систематизации по данным современной отечественной и зарубежной литературы, патентов на изобретения и полезные модели. Обоснован совмещенный вариант использования разных видов учениче ской мебели, что спо собствует повышению работоспособности, снижению психо - эмоционального напряжения и оптимизации функционального состояния организма учащихся. Обоснован алгоритм гигиенической оценки новых видов ученической мебели. Показано, что современные виды ученической мебели, предъявляющие повышенные требования к условиям сохранения равновесного положения тела учащихся (накладное балансировочное сиденье, сиденье типа «пресс-папье») могут быть использованы только в условиях свободной (не навязанной) учебной деятельности (рисование, ручной труд), в том числе на самоподготовке в школах полного дня.

Разработаны методические рекомендации "Гигиенические требования к использованию ученической мебели в начальной школе", позволяющие проводить контроль за соблюдением правил использования ученической мебели в соответствии с гигиеническими рекомендациями. Использование данных о распределении учебных комплектов мебели в 1-4 классах с учетом изменений физического развития современных детей младшего школьного возраста позволит снизить распространенность несоответствия функциональных размеров ученической мебели росто-возрастным особенностям учащихся. Разработанные информационно-справочные материалы по эргономическим параметрам ученической мебели для младших школьников позволят обосновать функциональные размеры современных видов ученической мебели

Изучена распространенность и структура нарушений осанки, статических деформаций позвоночника и стоп у учащихся начальных, 4 средних и старших классов. Выявлено, что в процессе обучения в школе с 1- го по 11-й классы количество детей с нарушениями и заболеваниями костно- мышечной системы (КМС) увеличивается с 58,1% до 70,8% у мальчиков и с 62,5% до 78,1% - у девочек. Наибольшая распространенность сколиозов выявлена в старшей возрастной группе. По сравнению с учащимися начальных классов частота их встречаемости к окончанию школы возрастает в 1,7 раза у мальчиков и в 5,9 раз у девочек.

На моделях разных видов образовательных учреждений (физико-техническая школа, технический лицей, средняя общеобразовательная школа) установлена негативная роль повышенных учебных нагрузок и социальных факторов в формировании патологии КМС у старшеклассников. Показано, что наличие выраженных дефектов позвоночника оказывает влияние на формирование особенностей их психологического статуса. У этих школьников чаще выявляется эмоциональная неустойчивость, нарушения психологической адаптации и др. Установлено, что среди мальчиков старших классов по сравнению со средними классами распространенность плоскостопия постепенно снижается, у девочек же отмечается постоянный рост частоты плоскостопия. На основании полученных данных о распространенности и структуре функциональных нарушений и заболеваний позвоночника и стоп, а также о влиянии психологических и социальных факторов на состояние костно- мышечной системы научно обоснован алгоритм профилактики и оздоровления подростков старшего школьного возраста.

Разработана методика оценки высоты костного свода стопы для диагностики деформаций стоп у подростков. Оформлена заявка на изобретение "Способ и устройство для количественного определения высоты костного свода стопы". Разработана муниципальная программа "Профилактика и оздоровление детей с нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы в условиях образовательных учреждений".

Дана гигиеническая оценка предшкольной подготовки. Показано, что удельный вес современных детей 6-летнего возраста, имеющих достаточный уровень развития школьно-необходимых функций (т.е. зрелых и среднезрелых), составляет 80-84%. Установлено, что наиболее результативной подготовкой детей к школе является подготовка на базе дошкольного учреждения: процент зрелых детей за год обучения увеличился на 16%, в сравнении с предшколами полного и неполного дня – 15% и 10%. Дополнены данные о показателях физического развития детей 5-летнего возраста, занимающихся на предшкольной ступени обучения на базе ДОУ в сравнении с предшкольниками на базе общеобразовательных школ.

Уточнены научные данные, характеризующие динамику нарастания отклонений в состоянии здоровья детей, обучающихся в предшколах: наибольшее количество детей со сниженными показателями физического развития в конце первого года обучения в школе выявлено среди первоклассников, пришедших из предшкол; среди них также встречается больше детей, отнесённых к III и IV группам здоровья (57%), в сравнении с 5 первоклассниками, обучавшихся в ДОУ – 41%. Наибольшее количество детей с высоким уровнем тревожности было выявлено среди посещавших предшколы неполного дня (25%), а наименьшее – среди посещавших ДОУ (16%).

Подтверждена гипотеза о нарастании значительных степеней утомления в процессе обучения у детей 6 лет, не имеющих достаточно высокого уровня школьной зрелости. Результаты изучения умственной работоспособности в динамике года свидетельствуют об увеличении числа детей со значительным утомлением: до 53% в предшколах полного дня, до 28% в предшколах неполного дня и только до 11% при организации учебного процесса в ДОУ. Эти данные согласуются с результатами изучения субъективного психо-эмоционального состояния детей в динамике учебной недели: количество детей с неблагоприятным эмоциональным состоянием выросло во всех группах сравнения и составило: 46% и 41% в предшколах, соответственно – с полным и неполным днём пребывания, 10% - в дошкольных образовательных учреждениях. Разработаны практические рекомендации, определяющие условия, режим предшкольной подготовки, порядок поступления в предшколу, объём учебной нагрузки, двигательной активности.

Разработан и апробирован механизм сетевого взаимодействия образовательных учреждений (13 школ и 8 детских садов Южного ОУО Департамента образования г. Москвы) по реализации сетевых проектов, посвященных реализации основных направлений сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях разного типа (детские сады и общеобразовательные школы, школы полного дня) и вида (ОУ "Детский сад - начальная школа", ДОУ общеразвивающего, компенсирующего и комбинированного видов).

Гигиенически обоснованы 15 сетевых проектов по 4 блокам: формирование предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, технологии повышения двигательной активности детей дошкольного и школьного возраста в разных видах двигательной деятельности в детском саду и школе, психолого- педагогические здоровьесберегающие технологии сопровождения образовательного процесса в детском саду и школе, система непрерывного обучения здоровью старших дошкольников, младших, средних и старших школьников, формирования у них устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Проведен мониторинг работоспособности, физического развития и состояния здоровья дошкольников и школьников образовательных учреждений, реализующих разные сетевые проекты, в соответствии с разработанной программой и унифицированными протоколами исследования.

Определены особенности влияния современных образовательных программ на состояние здоровья гимназистов. Расширены представления о влиянии образовательных программ Л.В.Занкова, М.Монтессори на организм гимназистов на уровне адаптационных реакций. Установлены существенные ра зличия в динамике вз аимодействия "школьно- зависимых" функциональных систем в зависимости от программ обучения.

Установлено, что использование программы обучения Л.В. Занкова в начальной школе приводит к повышению уровня резервных возможностей организма гимназистов при переходе к предметному обучению и способствует эффективной биологической и социально-психологической адаптации, повышению работоспособности и успешности обучения гимназистов.

Научно обоснованы психофизиологические критерии отбора детей для обучения по данным образовательным программам (III B, Оренбургская ГМА). Обоснована и разработана модель пансиона образовательного учреждения как современной здоровьесберегающей системы формирования здоровья младших школьников. Применение предложенной системы пансиона, направленной на рациональную организацию учебного процесса, режима дня с использованием здоровьесберегающих технологий, способствовало увеличению числа гармонично развитых детей, детей с 1 и 2 7 группой здоровья, повышению резервов биологической и социальной адаптации.

Показана медицинская и педагогическая эффективность работы системы пансиона в условиях образовательного учреждения, характеризующаяся повышением работоспособности учащихся и успешностью их обучениям (III B, Оренбургская ГМА). Проведена оценка состояния и результатов профилактической работы школ г.Екатеринбурга путем анонимного анкетного опроса основных целевых групп профилактической деятельности (904 учащихся 7 и 10 классов, 912 родителей и 191 педагога) в 2008-09 учебном году.

Отмечены положительные изменения в здоровье, образе жизни детей, медицинской и профилактической активности их семей, организации профилактической работы в школах. Отрицательная динамика выявлена по показателям самооценки здоровья среди 10-классников, распространенности потребления психоактивных веществ и компетентности в ситуациях, связанных с их потреблением - среди 7-классников. Отмечено улучшение психологического благополучия, воспитательной и образовательной роли семьи и школы.

Учителя чаще стали использовать активные формы обучения, однако еще редко используются профилактические образовательные программы интегрированного характера. В профилактической работе лично участвуют лишь каждый десятый родитель и менее половины учащихся, большинство из них - в качестве пассивного зрителя. Учителя отмечают отсутствие системного подхода и низкую эффективность работы школ в этом направлении.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль