Всероссийский центр изучения общественного мнения сообщил результаты опроса россиян об их отношении к применению искусственного интеллекта в школьном образовании.
В российском научном сообществе, объединяющем специалистов в области нейронаук и педагогики, бурно обсуждаются перспективы внедрения искусственного интеллекта в образование и его потенциальное воздействие на общество.
Известный ученый, академик РАО и профессор Татьяна Черниговская уверена, что сферы, требующие высокого интеллекта, креативности, творческого мышления и генерации новых идей, должны оставаться исключительно в компетенции человека, иначе возникнет вопрос об их занятости. Она опасается, что повсеместная замена человеческого творчества искусственным интеллектом может привести к снижению интеллектуального уровня населения. Схожие опасения высказала директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова, отметившая на Московском международном Салоне образования 2025 года, что стремительное развитие нейросетей может сформировать у детей привычку к бездействию, поскольку достигать результатов можно, не прилагая усилий.
Согласно исследованию ВЦИОМ, почти половина россиян (46%) не желают, чтобы их дети использовали ИИ для выполнения школьных заданий. Эта тенденция во многом обусловлена возрастом респондентов: среди представителей поколения "цифры" и младших миллениалов противники использования ИИ в школе составляют лишь 31% и 38% соответственно, в то время как среди старшего поколения ("застоя") эта доля превышает 50%. Полностью положительно оценивают применение ИИ во всех учебных дисциплинах лишь 16% опрошенных, а 30% – поддерживают его частичное использование. Несмотря на то, что в настоящее время около половины россиян не готовы разрешить своим детям использование ИИ в школе, с учетом смены поколений отношение к этой технологии может стать более благоприятным. Это представляет собой серьезный вызов для системы образования, требующий адаптации. Кроме того, родителям необходимо обучать детей принципам ответственного взаимодействия с искусственным интеллектом.
Названы возможные риски, которые несет ИИ для учеников:
- снижение умственной нагрузки, деградация — 36%
- отсутствие «живого» общения — 31%; снижение мотивации к обучению
- лень — 27%
- риск плагиата и списывания — 26%
- ухудшение критического мышления — 25%.
Исследования показывают двоичность общественного мнения. Граждане видят возможную угрозу от использования ИИ. Но при этом видят потенциал использования ИИ в образовании.