Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками

22 сентября 2010 985
Интересное путешествие в мир старых вещей и удивительных изобретений человечества может получиться, если на занятии показать детям картины, иллюстрации. Рекомендуем материалы из журнала "Введенская сторона" о таких старых предметах, как серп, зеркало, утюг, шахматы, зонтик, часы, перчатки, скрипка, колесо.

Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьникамиИнтересное путешествие в мир старых вещей и удивительных изобретений человечества может получиться, если на занятии показать детям картины, иллюстрации. Рекомендуем материалы из журнала "Введенская сторона" о таких старых предметах, как серп, зеркало, утюг, шахматы, зонтик, часы, перчатки, скрипка, колесо.

СЕРП – символ возделывания хлеба – основы нашей жизни и творчества. Инструмент, которым на протяжении множества веков жали(косили) хлеба. За это время он практически не изменился. Егопримитивная и при этом гениальная конструкция оказалась стольсовершенна, что пока ни у кого не хватило способностей усовершенствоватьего. Мог ли серп не попасть в историю мировой культуры? Труднопредставить отрицательный ответ. Предлагаем на следующих страницахпосмотреть на нашего героя в контексте изобразительного искусства.

ЧАСЫ - когда-то в допотопные времена человек стал наблюдать за солнечным лучом и бегущей тенью, а потом воткнул в песок палку, – началось счисление времени. Благодаря изменчивой Луне, он стал считать дни и месяцы. Голубые исполины Стоунхенджа и огненные пирамиды в долине Гизы - это первые общественные часы. Были у них, правда, свои недостатки: в карман не положишь и точное время они показывали лишь два раза в год. Но человек стремился к совершенству и, конечно, мечтал покорить время. Сначала появились магические числа на циферблате, потом – полуось и теневая стрелка, упертая в земную ось. Хронометрами становились размеченная чертами горящая свечка, пережатая в середине колба с песком, сосуд с вытекающей жидкостью. Создание водных часов – клепсидров - ликвидировало зависимость от Солнца и погоды, и водный поток символизировал быстротекущую жизнь. Прошло много веков прежде, чем появилось Высокое Часовое Искусство, и часы стали похожи на нас. Они потеряли монументальность. Внутри – тихий стук сердца. На их точность так же влияет гравитация Земли. Они украшают себя в зависимости от моды – то изысканно великолепны, искусственно декоративны, то просты и бесхитростны. Часы, естественно, стали предметом и объектом искусства, ибо то и другое – украшения в мире иллюзий… А пространство времени так и остается за горизонтом нашего понимания.

КОЛЕСО – удивительное изобретение. Настолько удивительное, что дает повод задуматься: сам ли человек его придумал или ему колесо подарено небесами. Энциклопедии пишут бесхитростно: колесо? – круглый (как правило), свободно вращающийся или закрепленный на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. Колесо повсеместно используется в различных механизмах и инструментах. Широко применяется для транспортировки грузов. Дата изобретения неизвестна. Первые упоминания о колесе встречаются в Месопотамии в 4-м тысячелетии до н. э. Модель колеса обнаружена при раскопках древней стоянки Сунгирь Владимирской области – ему 25 тыс лет!
Колесо не только полезно и красиво, но и загадочно, мистично, таинственно. Оттого ему, его образу уделяется место в разных религиях мира. Например, в метафорическом обожествлении в виде “вечного возвращения”, реинкарнации. В различных культурах колесо является символом движения солнца, в буддизме оно символизирует закон и истину, симметрию и совершенство Дхармы, мирные перемены. Крылатое колесо ассоциируется со скоростью, колесо колесницы – с правлением и властью. В греко-римской мифологии колесо с шестью спицами – атрибут Зевса (Юпитера) как небесного бога. Многим известно выражение “колесо Фортуны”, то есть колесо судьбы.

ЗОНТИК - говорят, что зонтик придумали китайцы в далекой древности. В Китае испокон века зонтик спасал не от струящихся с неба потоков воды, а от палящего солнца. Потому и делали их там не из ткани, а из рисовой бумаги. И уже тогда художники расписывали их яркими рисунками, используя всю широту своей фантазии. В средние века от утомленных солнцем китайцев зонтик перешел к утомленным дождями европейцам. И первое время здесь, как и на Востоке, он был привилегией богатых людей. Есть сведения, что первый зонт появился у Марии Антуанетты. Он весил 1,5 кг и был сделан из китовой кости. Позже, когда зонтики стали доступны менее знатным слоям населения, их попытались уменьшить в размерах. Первый складной зонт был сконструирован еще в XVII веке. Со временем женщины сообразили, что зонтик помимо своего прямого предназначения может еще служить и украшением их внешнего вида. И он становится дополнением к нарядному платью. Произошло это в позапрошлом столетии. Зонтики, особенно от солнца, стали неотъемлемой частью гардероба уважающей себя дамы, и в большинстве своем сочетались с каким-нибудь определенным нарядом. А для этого их изготавливали из той же ткани, что и платья, отделывали такими же кружевами, шелковыми лентами и оборками. Во французском языке для каждого из видов зонта есть отдельное слово: ombrelle – маленький зонт от солнца, parasol – зонт от солнца,
parapluie – зонт от дождя. С этого времени зонт стал одним из самых часто встречающихся героев картин художников.

Серп Курительная трубка Скрипка Часы Перчатки
Утюг Зеркало Колесо Зонтик Шахматы


Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Петров, «Сватовство чиновника к дочери портного», 1890, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Эдгар Дега «Гладильщицы»
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Н. Симонович-Ефимова, «Девичья», 1911, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Рик Воутерс, «Гладильщица», 1912, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Дурай Тибор «Соседки», 1935, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Борис Непомнящий, «Утюги», пастель
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Александр Шевченко, «Гладильщица», 1920, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Эдгар Дега, «Гладильщица»
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Владимир Лебедев, «Прачка», 1920, гуашь
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Ман Рей, «Объект», 1963
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Владимир Овчинников, “Красный утюг”, х.м.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Пабло Пикассо, «Женщина, гладящая утюгом», 1904, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
З. Серебрякова, «За туалетом», х.м., 1909 г.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
П. Пикассо, «За туалетом», х.м., 1906 г.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
М. Шагал, «Зеркало» х.м., 1915 г.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Д. Цвек-Джордан «Интерьер» 2000 г., х.м.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
А. Никич, «Первый день Нового года», 1972 г.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Матисс, «Зеркало», х.м.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Т. Яблонская, «Невеста», 1966 г.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Ф. Валлоттон, «Интерьер», х.м., 1904 г.


Подписка на новости

Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль