Уроки ОБЖ должны учить детей поведению в экстремальных ситуациях

29 декабря 2009 1150
О преподавании в российских школах основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) рассказывает автор ряда учебников по этому предмету, кандидат педагогических наук Анатолий Смирнов.

Пожар в Перми унес жизни 150 человек, более 70 пострадавших до сих пор остаются в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и Перми. Трагедия вновь поставила вопрос о сохранении человеческой жизни там, где это возможно. Учить этому надо с детства. О преподавании в российских школах основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) РИА Новости рассказал автор ряда учебников по этому предмету, кандидат педагогических наук Анатолий Смирнов.

- Анатолий Тихонович, расскажите, что представляет собой ОБЖ как предмет?
- Многие привыкли думать, что ОБЖ учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь часть тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. К примеру, не включать по пять-шесть электроприборов в розетку, если в доме старая проводка, не рассчитанная на такое напряжение. За счет все увеличивающегося числа благ цивилизации, которыми теперь окружены люди, опасностей становится только больше.

- Как сейчас в школах преподается ОБЖ?

- К сожалению, преподавание ОБЖ в школах обязательно лишь в восьмом, десятом и одиннадцатом классах, а также - с принятием нового образовательного стандарта для начальной школы - в составе предмета Окружающий мир. Но только 40% регионов преподают ОБЖ с первого по одиннадцатый класс.

Содержание курса ОБЖ очень подвижно, в каждом регионе оно дополнено своими особенностями. Допустим, в Санкт-Петербурге необходимо рассказывать детям о действиях в случае наводнения, а не землетрясения. На Камчатке же наоборот.
В старшей школе курс ОБЖ разделен на две части: для мальчиков и девочек. Первые изучают основы военной подготовки, которые, на мой взгляд, стали необходимы в связи с сокращением службы в армии до одного года. Ребята изучают уставы вооруженных сил РФ, порядок прохождения воинской службы, военную форму, знаки отличия.

Девушкам преподаются углубленные основы медицинских знаний (первая помощь при травмах, ранениях и отравлениях), им рассказывают о репродуктивном здоровье женщины и факторах, на него влияющих, о том, как здоровье родителей влияет на здоровье ребенка.

- Но ведь такими знаниями - о вооруженных силах, о медицине - владеет не каждый учитель. Кто преподает ОБЖ?

- Сейчас учителями ОБЖ часто становятся или преподаватели физкультуры, или те, у кого есть такая возможность в учебной нагрузке, при нехватке часов. Это в корне неправильно.

ОБЖ - такой же самостоятельный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. Если на уроке ошибется учитель математики, максимум, что может случиться школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде. А из-за недоработки учителя ОБЖ жизнь ребенка может оказаться в опасности. Конечно, существуют методические рекомендации и поурочные планы, которые выпускает, в частности, издательство педагога, который своим примером должен учить детей вести здоровый образ жизни и не попадать в опасные ситуации.

Необходимо проводить и практические занятия, которые являются неотъемлемой частью курса. На них дети должны отрабатывать поведение во время экстремальных ситуаций. Но сейчас в редкой школе проводятся общие учения по эвакуации, в то время как в соответствии с законом о гражданской обороне они должны проводиться несколько раз в год, что уж говорить о практических занятиях на ОБЖ. А ведь именно навыки, усвоенные еще в детстве, могут когда-нибудь спасти жизнь. Жертв в ночном клубе в Перми было бы меньше, если бы людей научили в школе: самое опасное при пожаре

- Как правильно следует преподавать ОБЖ, чтобы это давало положительный результат?
- Необходимо сделать его обязательным предметом с первого по одиннадцатый класс. Ведь формирование культуры безопасности – это длительный процесс, требующий системного подхода. Курс построен концентрически, "по нарастающей": некую первую информацию школьник получает сначала в пятом классе, потом, в расширенном и углубленном виде, в восьмом классе. В сочетании с практическими занятиями это привьет детям культуру заботы о безопасности, то есть переходить дорогу на зеленый свет надо не потому, что рядом стоит постовой милиционер, а потому что это опасно для жизни, у человека должно быть сформировано такое убеждение.

Да и сам предмет, если преподавать его должным образом, очень интересен. В одной из поездок - в Калининград - я услышал от школьников, что ОБЖ – их любимый предмет, "без него никак, он на всю жизнь". Мало того, он нужен и родителям, ведь они никогда не изучали ничего подобного и если знают какие-то общие правила и моменты, то больше из жизненного опыта.

Источник: РИА - Новости

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль