Религия в школе: быть или не быть?

4 декабря 2009 1435
Уже с апреля 2010 года ученики в обязательном порядке будут прослушивать новый курс "Основы религиозных культур и светской этики". Курс будет включать в себя шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Нынешние школьники примут участие в очередном эксперименте Министерства образования. Уже с апреля 2010 года ученики в обязательном порядке будут прослушивать новый курс . Защитники эксперимента уверены, этот предмет поможет в воспитании нравственного поколения, а противники просят не превращать школу в богадельню, да и факт присутствия положительных знаний о религии вовсе не является гарантией веры.

Курс будет включать в себя шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
"Главное заключается в том, что, во-первых, у каждого ребёнка есть выбор, какой из шести модулей он хочет изучать, – поясняет директор департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко. – И, во-вторых, все модули нового курса будут носить культурологический характер: преподавание будет вестись обычными учителями по светским пособиям". Патриарх Кирилл уже подписал соответствующее распоряжение, первый в России учебник "Основы православной культуры" будет готов уже в ближайшее время, правда, насколько его можно будет назвать "светским" – остается под вопросом.

На такое "экспериментальное религиоведение" родители реагируют неоднозначно. Одни считают, что забивать голову детей лишней информацией не стоит, рано или поздно они и сами придут к вере. Другие относятся к новому предмету менее скептично. школе, нам об этом ничего не рассказывали. В голове была ужасная путаница, Наталья Федотова. – Думаю, каждый образованный человек должен иметь представление об особенностях всех мировых религий".

Пока в эксперименте примут участие только 19 субъектов Российской Федерации: наши соседи – Свердловская и Курганская области, а также Вологодская, Калининградская, Костромская, Новосибирская, Пензенская, Тамбовская, Тверская, Томская области и Еврейская автономная область, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края. Челябинские школьники могут вздохнуть спокойно: новый предмет не появится в их и без того нагруженном расписании.

Между тем имам мечети Исмагила Рауфан Гафаров считает, что как раз челябинским ученикам религиозная грамотность и не помешала бы. В городе, ставшем центром смешения множества культур, такой предмет практически необходим: "Если они будут знать свою веру и веру их соседей, это укрепило бы понимание между ними. Но освещать культурные ценности мировых религий необходимо с нейтральных позиций. Не должно быть никакой заинтересованности".
Многим такая "объективность" нового предмета кажется неверной, в конце концов, официальная религия в России только одна. "Русская школа должна стать ревнивым хранителем русской культуры, духовности, религии – православия в первую очередь", – считает академик Российской академии образования Шалва Амонашвили.

Другой вопрос, вызвавший множество споров, связан с тем, кто и как будет учить детей новой дисциплине. четкий отбор преподавателей, чтобы в класс к детям не попали случайные люди. Можно же рассказать о религии так, что это вызовет отвращение. И благое дело потеряет свой смысл иерей Алексей Егоров.

Предполагается, что новый курс будут прослушивать ученики 4-5 классов. Занятия будут проходить два часа в неделю. В связи с небольшим количеством часов школе необязательно будет нанимать штатных преподавателей по всем шести предметам.

Директор гимназии №1 Дамир Тимерханов отмечает, что найти даже таких "временных" учителей в Челябинской области было бы крайне затруднительно. В конце концов каждый преподаватель обладает собственным мировоззрением, и остаться объективным в рамках столь субъективного курса религиозное воспитание должно все-таки проходить в семье. К тому же выбор той или иной веры обычно совершается в более осознанном возрасте, все-таки четвероклассники пока не способны самостоятельно его сделать".

В новом курсе учтены и права атеистов. Вместо религиозных культур по выбору школьники смогут изучать светскую этику. Правда, этот выбор за них, скорее всего, сделают родители, иначе придется потратить немало времени на объяснение десятилетним ученикам слова

Эксперимент рассчитан на три года. Во всех регионах-участниках постоянно будет проводиться мониторинг, который и покажет, насколько удачно или неудачно проходит обучение. Если результат будет, скорее, положительным, чем отрицательным, то уже в 2012 году изучать основы религиозных культур и светской этики в обязательном порядке станут все российские школьники.

Источник: Cheldiplom.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль