Проблемы и тендеции школьного образования

5 октября 2009 2903
Интервью заместителя начальника Зеленоградского Управления образования Александра Петракова о проблемах и тендециях школьного образования. Проблема начальной школы. Предшкольная подготовка. Семейное образование. Профильное образование. Новшества в учебном процессе, в питании школьников. Динамические часы. Новые платные услуги.

Новый учебный год в Зеленограде начался: в школы пришли новые первоклассники, подведены итоги летнего выпуска, заработали выстроенные за лето образовательные и экспериментальные планы. В канун Дня учителя школьники уже успели втянуться в спокойный ход учебы, а учителя — освоиться с нововведениями и новыми учениками. О "взгляде сверху", из Зеленоградского управления образования, на сегодняшние школьные проблемы и тенденции  рассказал заместитель начальника Управления образования Александр Петраков. 

Проблема начальной школы — не в больших классах, а в дошкольной подготовке

Число первоклассников, вслед за числом детсадовцев, сейчас растет? Не столкнутся ли школы в ближайшие годы с проблемой помещений, когда сегодняшний бум детей в детсадах "дорастет" до школьного возраста? Планируются ли уже сейчас какие-то меры по решению этой проблемы?
— В целом первоклассников стало больше на 60—70 человек, это не показатель большого прироста. Дефицит мест в детских садах и рост числа детей в школах — это вещи несоизмеримые. Пока мы не испытываем какой-либо бум в школе, там вообще это сказывается меньше, так как больше возрастной разрыв. В детском саду ребенок находится максимум 6—7 лет, а в школе — 10—11 лет, и эта приходящая волна роста сглаживается: если в первых классах число учеников растет, то в выпускных классах их становится меньше. Что касается планирования площадей школ и численности детей в школах, то это закладывалось в проектах школ еще в советские времена.

Проблема сегодня заключается не в количестве детей, а в том, что многие из них идут в школу, не пройдя дошкольного образования. Ведь в старших группах детских садов детей не столько учат считать и читать, сколько прививают навыки, нужные для школы усидчивость, умение работать в группе, принимать чужое мнение. А для адаптируются к большому коллективу. Конечно, для нас сложным вопросом остаются и платные подготовительные занятия в различных частных учреждениях, которые нам не подотчетны. Иногда сложно понять принципы, по которым там готовят детей. Вообще сегодня каждый, в принципе, имеет возможность получить лицензию, аккредитацию и заниматься образовательными услугами, но на моей памяти еще ни одно такое частное учреждение не консультировалось с нами о том, как правильно построить методику обучения детей того или иного возраста. Не сомневаюсь, что там есть хорошие педагоги. Но методика может быть совершенно разной, и не всегда потом это можно будет

Ваша примерная оценка — какая часть детей сейчас приходит в школы без предшкольной подготовки?

— Мы стараемся обеспечить местами в детсадах всех детей 5—6 лет для того, чтобы они прошли подготовительную группу. Наверное, около 5—6% детей приходят в школу с "семейного обучения

То есть вы советуете родителям успокоиться и не пичкать детей ранним образованием?

— Лично я свою дочь отдал в школу в 7,5 лет, и никаких проблем это не вызвало. Ей хватало общения в детском саду, в семье, на детских площадках. А начать обучаться можно и в более позднем возрасте… и может быть, это правильнее. В царские времена, например, в лицеи и гимназии детей тоже отдавали значительно позднее, и мы имели людей достаточно выдающихся.

— Ну, тогда семейное образование было на высоком уровне

— Естественно. Семейное образование тогда — это были гувернеры, которые учили в семье поколение за поколением, фактически, становились членами семьи. А сегодня семейное обучение организуют сами родители, обучая ребенка самостоятельно или нанимая для него репетиторов. Сегодня родители меньше уделяют внимание тому, кто будет у ребенка "второй мамой". Хотя давно доказано, что по характеру и темпераменту ребенка нужно подбирать и учителя. У преподавателя-холерика вряд ли дети-меланхолики будут чувствовать себя комфортно, и наоборот, если учитель достаточно спокойный, а ребята страдают гиперактивностью, то существовать в одном ритме будет довольно сложно.

Выбрать учителя бывает достаточно сложно — не всегда школы готовы назвать имя будущего учителя первого класса даже летом, перед 1-м сентября…
— К сожалению, да, такая проблема есть. Противоречие в том, что теперь нет системы госзаказа, как раньше. Сегодня родители имеют право обучать ребенка там, где они считают нужным. Это, с одной стороны, хорошо — свободный выбор, права ребенка и т.п. Но с другой стороны, мы получаем огромное количество родителей, желающих отдать детей в некие популярные школы, пользующиеся хорошей репутацией, а у других школ такая популярность не сложилась. Родители сдают документы, а потом жалуются на большие классы в 30—35 человек. Почему такие классы открываются и как в них можно учиться? Поясню: кроме свободы выбора родителей у нас есть государственное финансирование. 25 человек — это то количество, от которого государство начинает финансирование любого класса. А если набирается 40 детей, никто два класса открыть не может. И все разговоры о комфортности теряют смысл… Хотя в советское время классы в 35—40 человек были нормальным явлением, но тогда и программа была попроще.

Выпускники выбирают высшее образование ради еще 4—5 лет инфантильности — Сейчас школьная программа сложнее? Но ведь сейчас акцент ставится на профильное образование, и программа строится во многом от склонностей детей?

— Сегодня много внимания уделяется профильному образованию, но при этом педагогический эгоизм приводит к перегруженности детей. А если оставить только средний уровень знаний

Для зеленоградцев это все-таки не проблема — дети могут поступать в ВУЗы Москвы без отрыва от семьи?
— Да, но 2—3 часа дороги в Москву — для многих родителей это тоже огромный шаг. Ребенок уезжает на занятия к 9 часам, встает, значит, часов в 6, а возвращается в 22—23. Да, в Зеленограде есть градообразующий технический ВУЗ — МИЭТ. Но посмотрите, сегодня больше половины профильных учебных планов в школах — это гуманитарный, социально-экономический, филологический профиль. МИЭТ сегодня озабочен тем, что не все его факультеты заполняются. Выпускники боятся сдавать физику. И мы опять возвращаемся к дилемме: при профильном образовании можно жертвовать каким-то одним предметом, но никто не гарантирует, что за 2 года ребенок не изменит своего отношения к технической профессии и вообще не поменяет своих интересов на противоположную область знаний. Тут все сложно. Профильных классов МИЭТа создано достаточно, у МИЭТа уже не хватает преподавателей для них. Когда-то в таких классах преподаватели ВУЗа постепенно погружали ребят в среду институтских подходов и требований, а теперь, в ряде школ, в них преподают те же самые школьные учителя. Многие из них замечательные педагоги, но преподавание в институте и в школе — разные вещи…

По итогам нынешнего поступления выпускников в ВУЗы есть какие-то общие выводы — больше было поступивших или меньше, снизился ли уровень знаний поступающих?
— А этого сейчас никто не скажет. Сегодня есть поступление и на бюджетные места, и на платные. И все, кто хотел поступить — сегодня поступили. Раньше 70—80% поступивших были бюджетниками и только чуть-чуть было "платников", это могли позволить себе не все. А сегодня практически с поступления в школу родители начинают копить деньги детям на обучение в институте. Хорошо это или плохо — решает сам родитель.

Впрочем, Министерство образования наверняка сделает серьезный анализ, особенно это касается тех ВУЗов, которые последними заполнили свои вакантные места — и это говорит о спросе на их образовательные услуги. Хотя сегодня при наличии лицензии и аккредитации может существовать любой ВУЗ, даже у которого нет своего помещения, собственного стадиона и спортзала, актового зала для организации спорта и досуга. Это парадокс 90-х годов, когда у нас ВУЗы стали одним из видов возможной предпринимательской деятельности. ВУЗы получили возможность заработать, открывая филиалы в дальних точках — но прекрасно понятно, что это отражается на качестве образования. А продажа дипломов? Когда образование получают не ради специальности, а ради корочек, это очень опасно и не разумно для общества. А сегодня все родители стараются дать детям высшее образование. Зачем? Что с этим делать? Как ребенок этим воспользуется?

— Какая часть сегодняшних 9-классников ушла учиться в ССУЗы?

— Очень маленькая. Зеленоградские колледжи № 49 и № 50 дают среднее профессиональное образование, после их окончания можно поступать в ВУЗ по профилю обучения на 2 курс без сдачи ЕГЭ, но даже у них сегодня проблемы — они с трудом выполняют набор на ряд рабочих специальностей, которые не пользуются популярностью у подростков (например, слесарь механосборочных работ). А ведь программа подготовки рабочих кадров это отдельная большая тема: городской заказ на рабочие профессии сейчас весьма трудно планируется, да и у родителей рабочие специальности не в моде. Сегодня предпринимателям нужна прибыль и опытные специалисты сразу, без затрат на обучение. За учениками невыгодно переделывать работу. Москва пытается выстроить свою программу "Рабочие кадры" — посмотрим, что получится.

Изменяются подходы к изучению предмета "Технология". Больше внимание в последнее время уделялось информационным технологиям, это и понятно Материальные технологии в школах сохранились как предмет, но обеспечивать учебный процесс становится всё сложнее. Станочное оборудование устарело, приобрести расходные материалы практически невозможно. Раньше школам помогали шефствующие предприятия. Сегодня эта система уже не работает. Для обучения работе на станках в школе должны быть современные станки, должны быть заложены деньги на покупку сырья и материалов, должны быть специалисты, умеющие на них работать. Если раньше все это решалось в рамках госпрограммы, учителями технического труда становились выходцы с предприятий, их направляли на эту работу, то сегодня этого всего почти не осталось. Вся система расстроена в самом начале, и избыток рабочих вакансий на рынке труда начинается ещё в школе.

Раньше у школьников были даже какие-то заказы? А сейчас это возможно, от зеленоградских предприятий?

— Думаю, сложно. Когда-то на Зеленограде отрабатывалось создание НПО — завод-институт-производство, а сегодня как таковых заводов нет, они покупают готовые компоненты и делают сборку. И потом, все-таки у Зеленограда потребности в основном в электронике, в информационных технологиях. Пока складывается замена технического труда на обучение знанию компьютера.

Новый учебный год: бесплатное молоко, религиозные предметы и спортивная программа «2+3» — Что нового ждет родителей и детей в этом учебном году? Новшества в учебном процессе, в питании школьников

— С этого учебного года Москва возвращается в советское время — ученики начальных классов будут два раза в неделю получать бесплатно молоко в стаканах. К сожалению, многие дети сейчас в семье молоко не пьют, а предпочитают другие напитки, но для социально незащищенной категории детей это будет поддержкой. Правительством Москвы по-прежнему финансируется питание в школах для малообеспеченных и социально незащищенных категорий семей, кроме этого, 2-х разовое бесплатное питание получают учащиеся специализированных учреждений инициативе ", по пяти направлениям: поддержка талантливых учащихся и талантливых педагогов, совершенствование содержания, создание здоровье-сберегающей среды и создание новой инфраструктуры, соответствующей развитию образовательного процесса. Мы планируем создать на базе зеленоградских школ около 20 ресурсных центров и творческих мастерских, а потом в конце года обсудим все наработки на круглых столах и семинарах. Направления работы этих центров будут разными. Например, сейчас много говорят о правах ребенка, и что нужна должность специалиста, который будет этим занимается (омбудсмен) — и мы хотим попробовать ввести такую должность в работу нескольких школ.

Многие говорят сегодня о создании государственных образовательных советов, но опять-таки, никто не знает, как это должно работать. Красивых фраз сегодня существует очень много, но как конкретно это делать

То же преподавание религий

В Зеленограде уже введены эти "религиозные" предметы? Кем они ведутся?
— Они ведутся факультативно, чаще всего — учителями истории, прошедшими курсы переподготовки. Москва вопросы мировоззренческой культуры отрабатывает достаточно давно, 7—8 лет как многоконфессиональный город. Уже были и "Основы религии", и "История православной культуры", и "История цивилизации", последние 2—3 года это в основном факультативные занятия по обществознанию. Нужно ли делать их обязательными — не знаю… Причем, обратите внимание, сами священники говорят как раз о том, что всё должно быть разумно, а фактически преподавание разных религий сводится к разделению людей. Получается, надо преподавать не религию, а основы культуры и традиций в обществе, и это совсем неплохо.

Как будет в Зеленограде выполняться задача 100%-ного охвата школьников физкультурой по программе "2+3"?

— А она уже выполняется, в наших школах здоровья, которых у нас пять. Что такое программа "? Это как минимум 5 часов двигательной активности ребенка в неделю. Они складываются не только из уроков физкультуры, но и из таких занятий как физкультминутки — учителя начальной школы проводят их, когда дети занимаются долго однообразным делом, например, 20—30 минут сидят и пишут. Причем форм таких физкультминуток очень много, например, зарядка, сидя за партой, или зарядка для глаз за компьютером. Такие зарядки для глаз школы отрабатывали несколько лет, наблюдали за положительной или отрицательной динамикой. А в этом году в августе мы показывали свои разработки на школьной выставке в Манеже и вызвали большую заинтересованность родителей. Сегодня мы записали несколько комплексов видео-зарядки для коротких перемен между уроками, и аудиозарядки для школ, которые оснащены радио. В наших планах — сделать много таких комплексов, чтобы детям было интересно. Учителя наши талантливые и на уроках математики используют математические зарядки с повторением таблицы умножения, на уроках чтения — учат поговорки и пословицы.

Также в начальной школе существуют динамические часы — это большие перемены в 30—40 минут между 2-м и 3-м уроками, когда дети могут выходить на улицу и заниматься подвижными играми…

В каждой начальной школе должны быть такие динамические часы? Или только в школах здоровья?
— Нет, в любой начальной школе динамические часы включены в учебную программу. В Зеленограде детям, слава богу, есть куда выйти на улицу и прогуляться вокруг школы, совершить экскурсию с учителем на любую тему — от знакомства с окружающим миром, со сменой сезонов и погоды, до ориентирования на местности или тихих игр. Но не всегда педагоги готовы к восприятию этих дополнительных занятий, чаще это для них просто пауза — дети сами по себе, учителя сами по себе. Это, конечно, категорически неправильно, и, когда мы узнаем об этом, то пытаемся разговаривать и с педагогом, и с администрацией, которая должна это отслеживать. Есть проблемы с физкультурой и в старшей, и в средней школе, там детей уже сложнее "раскачать" с малоподвижного образа жизни. Шесть школ нашего округа как Ресурсные центры будут это отрабатывать, и потом предлагать учителям физкультуры, как сделать свой предмет более популярным, заставить детей "повернуться" к активному образу жизни. В некоторых школах здоровья у нас закупили конторки, полезные для опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Каждые 15—20 минут дети в классе встают и меняются местами — одни идут работать за конторки, другие возвращаются за парты. На базе всех этих наработок можно выстроить общую систему, получить одобрение врачей и распространить этот опыт.

— Будут ли в школах проводиться ремонты различной капитальности?

— В этом году мы завершили выборочный капремонт в школах 1353, 617, 616 и 853. В 20 учреждениях проведены различные выборочные текущие ремонтные работы — закупка оборудования, малярные работы, утепление швов, ремонт крыши и т.д. Полный капремонт за 3 месяца сделать нельзя, это должно быть связано с прекращением работы школы на год-два — как это было в школе 609. Будут ли в школах проводиться капитальный ремонт в новом году — зависит от выделенных средств. Не будет денег — будем стараться устранять возникающие проблемы через выполнение текущего ремонта.

— Такого большого ремонта, как в школе 609, пока больше никому не грозит?

— Школа 609 была закрыта в том числе по предписанию Роспотребнадзора, так как некоторые условия не соответствовали требованиям к учебному процессу. Больше пока у нас таких учреждений нет. Есть новые требования СанПИНа, которые запрещают учебу в 5-этажных зданиях, у нас таких зданий два — школа 845 и 897. Но ведь их строили когда-то по утвержденным проектам. Конечно, требования меняются, но сносить и строить новые здания школ — неразумно, долго и дорого, особенно в то время, как дети из ближайших домов вынуждены будут ходить в дальнюю школу.

Прибавятся ли в школах какие-либо новые платные услуги? Какова позиция Управления образования по отношению к сбору родительских денег на разные школьные нужды?
— Это тема для родителей больная. Скажу сразу: сегодня сбор денег в школе не должен осуществляться ни на что, школы обеспечены всем, включая учебники. И дошкольные образовательные учреждения, где есть родительская плата, из этих небюджетных денег могут сегодня себе позволить приобретать в том числе и оборудование.

Что касается школьных ремонтов внутри кабинетов — покупки мебели или техники, смены полов или покраски стен — то очень часто инициаторами выступают сами родители, чаще всего это небольшая инициативная группа родителей. Наверное, родительский фонд имеет право на существование, но школа к этому никакого отношения не имеет и не должна иметь. Любая покупка — это подарок родителей школе, или конкретному классу, но не обязательное условие. Кстати, любой подарок должен быть оформлен официально — например, доверенностью о передаче в дар оборудования школе или классу. Родителям стоит помнить и о том, что сегодня в обществе есть как обеспеченные, так и не очень обеспеченные люди. Для кого-то 500 рублей в фонд родительского комитета это уже большая сумма.

— Почему не сделать сбор родительских денег официальным?

— Есть и официальные платные услуги. Но родители порой отказываются от них: это договор, это оплата в банке, это проценты и налоги, поэтому многим удобней простой наличный расчет. Не проблема внести спонсорские деньги на счет школы, причем даже с указанием их цели. Но часть этих денег уйдет в налоги, сумма будет меньше, значит, собирать надо будет больше.



Подписка на новости

Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль