Ученик и гражданин

6 июня 2013 289
Как сегодня вернуть в школу гражданское воспитание?

Как сегодня вернуть в школу гражданское воспитание? В истории мировой педагогики найдется не так много стран, которые были столь же сильно ориентированы на формирование гражданской позиции, как Советский Союз. Однако сегодня ключи к систематическому воспитанию гражданственности утеряны, а где-то сохранились лишь благодаря энтузиазму отдельных педагогов.Школа как инструмент развития гражданственности
Школа – не просто место, где происходит механическая передача знаний, она призвана способствовать развитию внутреннего мира ученика, его личностной культуры.
Важным шагом к познанию школьником самого себя является воспитание у него гражданских ценностей. Участие в образовательном процессе должно стать для школьника стимулом к развитию духовности и формированию гражданской позицией.

Проблеме развития внутреннего идейного пространства через введение в школе современных механизмов воспитания гражданской культуры была посвящена одна из секций Всероссийской конференции руководителей учреждений общего образования, которая прошла в Москве и была организована Группой Компаний "Открытый Диалог".

Об этом, в частности, говорила научный консультант Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области Ольга Заславская.

В истории развития отечественной школы существовало множество прочтений понятия «гражданственности»: ее отождествляли с патриотизмом, сводя к участию в многочисленных мероприятиях, трактовали через призму неуловимой духовности, которая не поддается измерению. Однако формальные подходы так и не сделали гражданственность частью культуры личности ученика.

"Успешно осуществляя гражданское воспитание, мы в целом оптимизируем систему школьного образования», – утверждает Ольга Заславская. – Мы придаем осмысленность нашим усилиям, соединяем в единое целеустремленное целое то, что составляет жизнь современного ребенка в школе".Опыт гражданских отношений
Предоставить ученику возможность принять участие в гражданских отношениях, по мнению экспертов, должна именно школа, которая может являться моделью гражданского общества. Воспитание гражданских ценностей, по мнению Ольги Заславской, должно производиться при «точечном воздействии на личность», здесь совершенно необходим индивидуальный подход.

Кроме того, требуется обеспечить оптимальные внешние условия – единое функционирующее гражданско-правовое пространство образовательного учреждения. Создать его в школе – серьезная педагогическая проблема. Одна из ее составляющих – личные иллюзии педагогов. Другая касается содержания учебного материала. Преодолеть их возможно только в одном случае, если есть личная профессиональная задача по формированию гражданских ценностей и понимание всей важности этой цели для развития личности.

Максим Елистратов

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль