Литература в школе: есть ли будущее?

22 мая 2013 391
В Общественной Палате прошли слушания на тему "Литература в школе: есть ли будущее?".

В Общественной Палате прошли слушания на тему "Литература в школе: есть ли будущее?".

В мероприятии приняли участие члены ОП, руководители ведущих гуманитарных вузов, педагоги, воспитатели, психологи и известные деятели культуры.

Член ОП Павел Пожигайло отметил, что проблема преподавания литературы в школе и вопрос о необходимости создания единого учебника литературы находятся сейчас в центре общественного внимания. "Мы провели анализ трех нынешних учебников литературы, которых, к слову, всего около 20, — сообщил он, — в одном все, как будто списано со старых советских книг, в другом приводятся странные идеи неоязычества, в третьем — сплошь советские штампы. Учебники идеологизированны, причем совершенно по-разному".  Пожигайло заявил, что "сумятица в школьной программе не нужна, ее нужно устранить".

Член ОП Николай Сванидзе уверен, что единый учебник литературы, так же, как и единый учебник истории, не нужен и даже опасен. "При нынешней идеологической направленности государства, он будет односторонним, начетническим и не будет содержать главного, на мой взгляд", — опасается Сванидзе. Он уверен, что главное, чтобы и учебник, и учитель были способны привить детям любовь к чтению,  выработали привычку читать. "Я считаю, что чтение должно приносить эстетическое наслаждение. Если человек не получает удовольствия от чтения "Капитанской дочки", Блока, Тургенева, то ему невозможно объяснить зачем это произведение", - сказал Сванидзе.

Петр Толстой считает, что именно изучение русской классической литературы гарантирует наше общество от "революций и потрясений", позволяет не допускать повторения ошибок прошлого. "Ошибка государства в том, что оно не проявляет реального интереса ни к учебникам литературы, ни к учебникам истории. Эти вопросы если и поднимаются на государственном уровне, то делается это ритуально, — заявил Толстой. — Воспитательная функция школы утеряна, ее заменила идея, которая называется Единый госэкзамен, а отсутствие смыслов в образовании объясняется отсутствием смыслов в идеологии. Сейчас у нас правит культ денег и потребления, а такая идеология никаких смыслов не создает".

Член ОП, учитель русского языка и литературы Сергей Волков выступил против единого учебника. Он уверен, что научить школьников читать и анализировать можно на любых текстах. Кроме того, он считает заблуждением, что процесс преподавания литературы в школе зависит от учебника. Он отметил: "Все зависит от учителя и от его умения найти подход к аудитории, найти действенные способы "достучаться" до нее. А для этого учителю надо предоставить как можно больше свободы, не сковывать его методичками и стандартами, которые, кстати, давно утратили содержательное ядро".

Против создания единого учебника литературы выступила и профессор Литературного института им. А.М. Горького, президент фонда М.Булгакова Мариэтта Чудакова. Также она отметила, что государству следует серьезно  заняться повышением уровня высшего образования, подготовкой учителей литературы в вузах. "В школу должны приходить хорошо подготовленные специалисты, а потом им, действительно, стоит предоставить абсолютную свободу", —  заявила  она.

В ходе заседания эксперты пришли к выводу, что единый

    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль