Асмолов: Школы должны стать источником социокультурной модернизации общества

22 февраля 2012 2548
Образование исполняет важную ценностную функцию в обществе и выступает как платформа для его социокультурной модернизации, основными инструментами которой должны стать вариативность образовательных форм, разработка дорожных карт развития и реформирования образования – такие выводы озвучил директор Федерального института развития образования, член экспертной группы № 8 "Новая школа" по обновлению "Стратегии-2020" Александр Асмолов.

Образование исполняет важную ценностную функцию в обществе и выступает как платформа для его социокультурной модернизации, основными инструментами которой  должны стать вариативность образовательных форм, разработка дорожных карт развития и реформирования образования – такие выводы озвучил директор Федерального института развития образования, член экспертной группы № 8 "Новая школа" по обновлению "Стратегии-2020" Александр Асмолов.

Как считает Александр Асмолов, сейчас необходимо переосмыслить опыт развития образования в 1990-е гг., когда, по его мнению, были заложены позитивные тренды в образовании. Среди отмеченных тенденций -  переход от универсального образования к университетскому, основанному на специализациях, формирование гибридных форм образовательных учреждений (исследовательские университеты, школы-лаборатории) и возросшая роль школы как института, воспроизводящего основные ценности общества и культуры.

Образование – не услуга, а институт социокультурной модернизации. По мнению Асмолова, образование гармонизирует социальные отношения, формирует идентичность, играет роль социального лифта. Поэтому образование должно быть вариативным, т.е. соответствовать возможностям различных групп учащихся, вместе с этим должно обеспечить управление изменениями в образовательном процессе.

С другой стороны, как отметил Александр Асмолов, вариативность должна быть подкреплена стандартами, которые должны обеспечить равенство возможностей учащихся "в образовательном пространстве как пространстве "единства разнообразия", добавил он.

Любая образовательная программа должна иметь четкие мотивы и ценности, ради которых она создается, полагает эксперт, затем следует ее содержание, технологии и ресурсы, с помощью которых эта программа будет развиваться.

По мнению Александра Асмолова, инструментами образования должны стать рейтинги, которые, по его словам, должны исходить из культурных особенностей общества. "Должна быть соблюдена экологическая валидность. Нельзя переводить тесты из одной культуры в другую, так как они содержат в себе другие ценности", - считает эксперт.

Наряду с рейтингами инструментами образования должны стать форсайты (прогнозы), дорожные карты и краудсорсинг, основанный на сотрудничестве и взаимопомощи, а также общественной экспертизе в образовании. «Сейчас ситуация, когда кооперация, сотрудничество и гибридные формы образования могут задать социокультурную модернизацию общества через социокультурную модернизацию образования», - добавил Асмолов.

По мнению дискуссанта, эксперта Всемирного банка, соруководителя экспертной группы «Новая школа» Исака Фрумина, сейчас в обществе нет запроса на социокультурную  модернизацию, а также нет и ее потребителя. Он также подставил под сомнение тезис о том, что школа может взять на себя груз модернизации и стать институтом демократии.

По сообщению РИА Новости

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль