Рекомендации по разработке программы развития школы и лицея

17480

Программа развития школы в современных условиях – это не просто формальный документ для внешнего предъявления, на конкурс или для контроля. Она необходима школе для усиления конкурентных позиций на рынке образовательных услуг. Автор статьи раскрывает содержание и особенности деятельности руководителей ОУ на этапах разработки программы развития школы.

Структура программы развития школы

Под программой развития школы понимается нормативная модель совместной деятельности группы или множества людей, определяющая:

  • исходное состояние некоторой системы;
  • образ желаемого будущего состояния этой системы;
  • состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему" (Лазарев В.С.).

Программу развития школы можно рассматривать как один из видов проектов – комбинированный, который ставит цели учебного, инновационного, исследовательского, инвестиционного характера и включает в себя соответствующие целям виды деятельности.

С позиции западноевропейского стратегического менеджмента программа развития школы может иметь следующую структуру:

  • анализ факторов, влияющих на состояние и изменение образовательной системы школы;
  • анализ сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений образовательной системы школы;
  • проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы школы;
  • цели и ожидаемые результаты программы развития школы;
  • действия по реализации целей;
  • план-график реализации программы развития школы;
  • проект сметы расходов.

В программу развития школы можно также включить паспорт программы развития школы и информационную справку о школе.

Разработка программы развития школы – дело командное, как и мониторинг исполнения этой программы. Если педагогический коллектив в составлении программы развития щколы не участвует, она никогда не будет действенным документом, определяющим развитие школы, потому что чужда тем, кто должен претворять ее в жизнь.

Формирование проектной команды, ответственной за разработку программы развития школы

Команда для разработки программы развития школы может быть назначена административным путем (приказом директора), но лучше, на наш взгляд, если она собирается из людей, которые сами хотят заниматься ее разработкой. Началом для формирования команды может быть, например, объявление следующего содержания: "Уважаемые коллеги! Всех, кому не безразлично, какой будет наша школа через 3–4 года! Всех, кто любит мечтать и превращать мечты в реальность! Приглашаем для участия в разработке программы развития школы! Желающих работать в команде просим подойти до … (дата) к … (Ф.И.О.). Администрация".

При этом важно не только полагаться на желания педагогов, но и осуществлять индивидуальную работу по формированию эффективной команды.

Условия эффективности работы команды следующие:

  • состав не более 10 чел.;
  • имеются специалисты во всех необходимых областях;
  • изначально нет неразрешимых конфликтов;
  • члены команды выражают желание работать в проекте;
  • работа ведется единой командой от начала и до конца;
  • подчинение непосредственно руководителю проекта.

Необходимо следить за тем, чтобы в команде, ответственной за разработку программы развития школы, были представлены сотрудники разных возрастных групп и образовательных областей; по-разному относящиеся к администрации, инновациям; склонные выполнять разные роли в процессе разработки.

Можно выделить четыре группы сотрудников в зависимости от их отношения к администрации и инновациям:

  • союзники и последователи – педагоги, согласные с новыми идеями и доверяющие администрации;
  • "недоверчивые ведомые" – сомневающиеся в новой идее, не полностью доверяющие администрации;
  • не согласные с новой идеей, но доверяющие методам администрации;
  • оппоненты – не доверяющие администрации и не согласные с новыми идеями.

Наличие все четырех групп в команде – норма.

Выделяют девять командных ролей, к исполнению которых должны быть предрасположены разные педагоги в команде:

  • генератор идей – креативный, одаренный, решает сложные проблемы, но игнорирует детали;
  • исследователь ресурсов – полон энтузиазма, анализирует возможности, развивает контакты, но теряет интерес к работе, как только проходит энтузиазм;
  • координатор – зрелый человек, хороший руководитель, умело делегирует полномочия, но может попадать под влияние других людей;
  • мотиватор – стимулирующий других, динамичный человек. Не теряет самообладания в напряженной обстановке, обладает мужеством преодоления препятствий, но может раздражать других людей, задевает их чувства;
  • аналитик – стратегически мыслящий и проницательный, рассматривает все варианты, делает безошибочные выводы, но не способен побуждать других людей к действию;
  • вдохновитель команды – отзывчивый, спокойный, восприимчивый, дипломатичный. Созидает, предотвращает трения, успокаивает людей, но нерешительный в кризисных ситуациях, поддается влиянию;
  • реализатор – претворяет идеи в практические дела, дисциплинированный, надежный, но негибкий, медленно реагирует на новые возможности;
  • контролер – старательный, добросовестный, ищет ошибки и упущения, но склонен к чрезмерному беспокойству, может быть придирчив;
  • специалист – искренний, самостоятельный, обладает редкими знаниями и навыками, но увлекается техническими деталями, смотрит сквозь пальцы на общую картину.

Формирование команды и планирование, где, когда и как она будет работать, – первый шаг на пути к составлению и оформлению рабочей программы для школы.

Изучение факторов, оказывающих важное влияние на ход реализации программы развития школы

Разрабатывая программу развития школы, целесообразно определить:

  • временной отрезок, на который будет рассчитана программа развития школы;
  • явления, события, которые могут существенно повлиять на образовательный процесс школы в этот промежуток времени;
  • к какому результату могут привести эти влияния (положительному или отрицательному, будут ли изменения в целях, структуре, технологиях, кадрах и пр.);
  • что необходимо сделать, чтобы увеличить положительное влияние этих факторов, и как по возможности противодействовать отрицательному.

Для изучения факторов, оказывающих важнейшее влияние на образовательный процесс учреждения, в западноевропейском стратегическом менеджменте используют методику PEST-анализа. Согласно ей, выделяются четыре основные группы факторов влияния внешней среды: политический, экономический, социальный, технологический. Примеры факторов, которые, как правило, рассматриваются в ходе PEST-анализа, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Примеры факторов влияния, рассматриваемых в ходе PEST-анализа

Политические

Экономические

  • Текущее законодательство.
  • Будущие изменения в законодательстве.
  • Европейское/международное законодательство.
  • Регулирующие органы и нормы.
  • Правительственная политика, изменение.
  • Государственное регулирование конкуренции.
  • Торговая политика.
  • Выборы на всех уровнях власти.
  • Финансирование, гранты и инициативы.
  • Группы лоббирования/давления рынка.
  • Экологические проблемы и др.
  • Экономическая ситуация и тенденции.
  • Уровень инфляции.
  • Инвестиционный климат в отрасли.
  • Общие проблемы налогообложения.
  • Налогообложение, определенное для услуг.
  • Платежеспособный спрос.
  • Специфика производства.
  • Потребности потребителя.
  • Обменные курсы валют.
  • Основные внешние издержки (энергоносители, транспорт, сырье и комплектующие, коммуникации) и др.

Социальные

Технологические

  • Демография.
  • Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы.
  • Структура доходов и расходов.
  • Базовые ценности.
  • Тенденции образа жизни.
  • Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии.
  • Мода и образцы для подражания.
  • Мнения и отношение потребителей.
  • Потребительские предпочтения.
  • Представления СМИ.
  • Этнические/религиозные факторы.
  • Реклама и связи с общественностью и др.
  • Развитие конкурентных технологий.
  • Финансирование исследований.
  • Связанные/зависимые технологии.
  • Замещающие технологии/решения.
  • Зрелость технологий.
  • Изменение и адаптация новых технологий.
  • Информация и коммуникации, влияние Интернета.
  • Законодательство по технологиям.
  • Потенциал инноваций.
  • Доступ к технологиям, лицензирование, патенты.
  • Проблемы интеллектуальной собственности и др.

 Пример оформления результатов анализа показан в табл. 2.

Таблица 2

Рабочая таблица оформления результатов PEST-анализа

Факторы влияния

Влияние на образовательный процесс ОУ

Внутренние факторы системы

(образование в целом в муниципалитете, регионе, стране, мире)

Внешние факторы системы

(за пределами образования)

Политические (политико-правовые)

Введение ЕГЭ / профильного обучения…предполагает, что в нашей школе…

Реализация принципа преемственности политической власти России позволяет нашей школе быть уверенной в том, что…

Экономические

Переход на нормативное подушевое финансирование ОУ может вызвать в нашей школе…/обеспечить нашей школе…

Мировой экономический кризис может сказаться на качестве образовательного процесса нашей школы…

Социальные

Увеличение полномочий общественно­государственных органов управления в образовании потребует от нашей школы…

Демографические проблемы города могут обеспечить в нашей школе…

Технологические

Значимость информационно­коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовании скажется на том, что в нашей школе…

Значительное увеличение роли информационных технологий в жизни общества потребует от нашей школы…

Пример PEST-анализа факторов, влияющих на состояние и изменение образовательной системы нашего лицея, приведен в приложении 1.

Оценка образовательной среды ОО для составления программы развития школы

Для проведения оценки непосредственно образовательной среды школы и ближайшего социума в западноевропейском стратегическом менеджменте используют технологию SWOT-анализа – анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Чаще всего он используется для разработки стратегии поведения фирмы. Однако, поскольку в общем виде SWOT-анализ не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

Пример оформления результатов анализа показан в табл. 3.

Таблица 3

Рабочая таблица оформления результатов SWOT-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Сплоченность и работоспособность коллектива

Преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу

Высокий авторитет директора в школе

Низкая мотивация школьников к учебному труду

Возможности

Угрозы (ограничения)

В результатах образовательного процесса заинтересованы родители и органы местного самоуправления

Разница в оплате труда может привести к оттоку ряда педагогов в школы с большим количеством учащихся

В результатах взаимодействия заинтересованы учреждения дополнительного образования района

Асоциальные группировки могут оказывать негативное влияние на школьников

Разрабатывая программу развития школы, целесообразно:

  • определить достоинства и недостатки (сильные и слабые стороны) ее образовательного процесса относительно выполнения миссии (высшего предназначения) или цели, зафиксированной в уставе;
  • оценить обстановку, ближайшее социальное окружение, в котором работает (будет работать) школа; постараться определить, какие возможности есть у школы, и каких угроз ей следует опасаться.

SWOT-анализ состояния образовательной системы нашего лицея представлен в приложении 2.

Оформление результатов реализации программы развития школы

По результатам PEST- и SWOT-анализов (приложение 1 и 2) разработчики программы развития школы отвечают на главные вопросы:

  • какие сильные стороны образовательного процесса школы должны быть усилены еще больше за проектируемый период;
  • какие слабые стороны надо преодолеть, компенсировать;
  • что нужно сделать для сохранения и усиления внешних возможностей;
  • как противостоять внешним угрозам?

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • PEST-АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, влияющих на состояние и изменение образовательной системы лицея.docx
  • SWOT-АНАЛИЗ состояния образовательной системы лицея.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль