Влияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся школы

6183

Работа классного руководителя требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно организовать работу класса, т. е. создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого ученика. В моей педагогической практике был опыт классного руководства в двух классах одновременно. Классный руководитель – это и педагог, и воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают “мамой” или “папой” учащегося, но у этого “родителя” нет никаких прав на ребенка, а есть ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих детей.

Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конф­ликтов с педагогами и сверстниками.

И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.

Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполненность среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника (методики определения уровней толерантности и эмоциональной наполненности представлены ниже). Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

На основании результатов исследований можно утверждать следующее:

  • существует прямо пропорциональная зависимость между уровнем толерантности учителя и его профессионализмом как предметника. Высококвалифицированный предметник умеет привить к преподаваемой дисциплине интерес, он уважает аудиторию и, чувствуя себя уверенно, держится с классом спокойно, не раздражается и не оскорбляет учеников;
  • в классах, где все дети успешны и уважают друг друга, всегда высокий уровень положительной эмоциональной наполненности.

Анализ результатов исследований, проведенных в четырех 7-х и пяти 5-х классах, позволил выяснить, что от 30 до 60% учащихся не считают себя успешными в учебе. Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:

  • дети не чувствуют свою значимость;
  • с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;
  • детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.

Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и (или) проверки уровня самоактуализации.

наверх

Вопросы для оценки самоактуализации учащихся

1. Чувствуешь ли ты себя нужным?

Да   Нет  Не задумывался

2. Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?

Да   Нет  Не задумывался

3. Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются?

Да   Нет  Не задумывался

4. Получаешь ли ты в школе то, чего тебе не достает дома?

Да   Нет  Не задумывался

5. Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?

Да   Нет  Не задумывался

6. Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?

Да   Нет  Не задумывался

7. Устраивают ли тебя твои отношения с учителем?

Да   Нет  Не задумывался

8. Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?

Да   Нет  Не задумывался

9. Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?

Да   Нет  Не задумывался

10. Вносишь ли свой особый вклад в жизнь класса и школы?

Да   Нет  Не задумывался

Ключ. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Определяется сумма баллов по каждому опросному листу. Определяется доля (в %) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой. Возможна случайная или сплошная выборка (по 10 чел.) в целевой аудитории.

наверх

Современный педагог – это психолог, стремящийся строить воспитание и обучение на основе объективных сведений о личности ребенка. Контролировать качество взаимоотношений ученика и ученика, ученика и учителя-предметника необходимо при планировании действий, при появлении проблем с учебой. Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему “Я”. Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть: графики; диаграммы; таблицы; цветовые табло; знаки поощрения для победителей рейтинга.

Рейтинговать надо желание быть успешным, достижения в учебе, в преодолении ребенком своих комплексов.

Классный руководитель может применять следующую методику: считается средний балл полученных учеником за неделю оценок (кроме неудовлетворительных), которые складываются независимо от предмета. Перечень включаемых в оценку предметов может быть различен, его можно обсудить вместе с ребятами и родителями, например: только основные предметы или наиболее сложные предметы для конкретного класса, ученика. По каждому предмету (уровню) можно определять лидеров. Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: “открытие недели”, “стремительный взлет”, “стабильность”, “великая сила воли” и т. д.

Целесообразно для определения рейтинга выбирать те предметы, которые являются наиболее значимыми для конкретного учебного заведения. Количество их не должно быть большим, например, русский язык, алгебра, история и физика. Таким образом, в этом списке могут быть предметы гуманитарного, естественного и математического циклов.

Классные руководители, как правило, являются учителями-предметниками с большой учебной нагрузкой (от 18 ч в неделю и выше), поэтому дополнительная работа по подсчету баллов, набранных учащимися, может стать достаточно обременительной для учителя. Подсчет рейтинговых баллов могут осуществлять и сами учащиеся, имеется в виду учебный сектор или иная структурная единица классного самоуправления. Впоследствии дети осознают, что такой вид работы – это преж­де всего внимание к каждому из них, и начнут сами составлять свои личные рейтинги. Такая форма самоанализа – это возможность поговорить о своих проблемах, почувствовать себя членом коллектива, сверить свою самооценку с мнением других. Это поможет детям понять, что в своих проблемах они не одиноки, потому что схожие проблемы бывают, как правило, у нескольких человек.

И тут важна роль классного руководителя как организатора открытого или закрытого классного часа (в форме “ток-шоу” по откровенному и доброжелательному обсуждению проблем, а не личных неудач детей), а также в налаживании системы поощрений.

Такие зачетные листы не будут дублировать дневники, т. к. современные, технически экипированные ученики не только не подают дневники на оценку – часто они не носят их с собой, а домашние задания записывают в тетрадях или в записных книжках (в мобильных телефонах).

Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов. Будучи классным руководителем, я использовала простую методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за “отчетный” год я ставила оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички раздавались и ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.

Анализ проведения исследований и данных личного опыта позволяет сделать следующие выводы:

  • понятие “контроль учебы” гораздо шире, чем понятие “контроль успеваемости”, поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого;
  • хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что нерешаемых задач нет;
  • наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, а также динамики его успехов. Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”;
  • уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы;
  • если в школе успехи детей в учебе станут контролировать все члены педагогического коллектива, прежде всего учителя-предметники, которые могут рейтинговать их по своему предмету, то у классного руководителя не будет особой проблемы с таким контролем.

Дополнительно: Методики и критерии оценки толерантности учителей, класса и родителей

Воробьева О.Я.

Источник: Справочник классного руководителя. 2007.

Дополнительные материалы:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль