Редакция Системы Завуч разработала аналитическую справку по результатам СПТ. Чтобы скачать образец документа с готовыми формулировками, активируйте пробный доступ в Систему. Он действует 3 дня. За это время вы успеете познакомиться с Системой, найти актуальные рекомендации, скачать документы и многое другое.
⚡Как провести социально-психологическое тестирование школьниковРекомендация от ведущих экспертов
Аналитическая справка по результатам социально-психологического тестирования обучающихся МБОУ СОШ № 1 за 2024/25 учебный год
Социально-психологическое тестирование (СПТ) проводилось с целью раннего выявления факторов риска вовлечения обучающихся в аддиктивное поведение, формирования зависимости от наркотических и психоактивных веществ.
СПТ проводилось в соответствии с приказом Минпросвещения России от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организация» с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения России от 19.09.2023 № 703 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях"»; на основании письма Минпросвещения России от 29.08.2023 № 07-4803 «О направлении информации по СПТ» и приказа директора МБОУ СОШ № 1 от 30.08.2024 № 100 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся МБОУ Школа № 1 в 2024/25 учебном году».
Тестирование проводилось с использованием Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ), утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации. Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. Опросник ЕМ СПТ состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях и представлены в двух формах:
- для учащихся 7–9-х классов (форма А-110);
- для учащихся 10–11-х классов (форма В-140).
Тестирование является диагностическим инструментом для построения адресной профилактической работы в образовательной организации. Результаты тестирования позволяют определить ее направленность и содержание, оказывать обучающимся своевременную психолого-педагогическую помощь, эффективней организовать психолого-педагогическое сопровождение отдельных групп обучающихся. Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. Основные принципы проведения СПТ:
- конфиденциальность: руководитель образовательной организации обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении его результатов;
- добровольность: тестирование обучающихся, не достигших возраста 15 лет, проводится при наличии информированного согласия одного из их родителей (законных представителей). Тестирование обучающихся, достигших возраста 15 лет, проводится при наличии их собственных информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании.
Администрацией МБОУ СОШ № 1, педагогами-психологами и классными руководителями была проведена предварительная работа с обучающимися и родителями с целью формирования позитивного отношения к СПТ, получения добровольных информированных согласий от максимального количества учащихся и родителей. После получения согласий были организованы встречи с участниками предстоящего тестирования, на которых педагоги-психологи школы провели подробную разъяснительную работу о целях СПТ и особенностях проведения процедуры, а также ответили на все вопросы. Таким образом был достигнут практически стопроцентный охват.
По результатам тестирования было выявлено, что в возрасте до 15 лет 5 человек, учащиеся 7-х классов, имеют уровень повышенной вероятности вовлечения, что составляет 2 процента от общего количества обследованных.
Среди подростков старше 15 лет такой уровень наблюдается у 1 учащегося 8-го класса , 4 учащихся 9-го класса, 2 учащихся 10-го класса, 1 учащегося 11-го класса – всего 3 процента от общего количества обследованных.
Итого уровень повышенной вовлеченности выявлен у 13 учащихся 7–11-х классов. При этом обучающихся с явным риском всего 2 человека, по одному человеку в 8-м и 9-м классах , то есть менее 1 процента от общего количества обследованных.
Необходимо иметь в виду, что данные показатели характеризуют лишь возможные вовлечения несовершеннолетних в зависимость и слабую сопротивляемость социуму в вопросе приема и использования наркотических средств и не могут быть использованы как показатели для выявления наркозависимости. Высокая вероятность вовлечения в зависимое поведение формирует «группу риска», к которой относятся обучающиеся как с незначительной, так и с явной психологической готовностью к аддиктивному поведению. Поэтому данные результатов тестирования были использованы для проведения профилактической работы с обучающимися, которые попали в группу «явный риск вовлечения».
На основании полученных данных педагогами-психологами были разработаны индивидуальные программы по профилактике самого высокого показателя учащегося. Сюда вошли: потребность в одобрении, тревожность, склонность к риску, импульсивность, принятие родителями.
- формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения;
- формирование позитивных жизненных ценностей и развитие у обучающихся личностных и поведенческих характеристик, снижающих риск формирования разного рода зависимостей.
При планировании воспитательной и профилактической работы следует обратить внимание на соблюдение требований к оценочной деятельности, обеспечение психолого-педагогической поддержки; включать воспитательные и профилактические мероприятия, направленные на преодоление тревожности, формирование уверенного поведения, жизнестойкости, призванные содействовать осознанию особенностей личности, последствий поведения, связанного с разными рисками, включая риск социально негативного поведения. При этом использовать активные методы обучения: дискуссии, тренинги или элементы тренинговой работы, психологические игры при проведении классных часов, внеурочной деятельности.
- продолжать профилактическую работу в рамках общешкольных программ;
- ориентировать профилактическую деятельность с подростками на позитивное мышление и здоровый образ жизни, включая наглядные пособия, стенды, конкурсы рисунков и плакатов и т. д.
- проводить беседы, классные часы на тему пропаганды здорового образа жизни, недопустимости употребления ПАВ;
- содействовать формированию позитивного социально-психологического климата в классе;
- в рамках консультирования родителей через родительские собрания провести тематическое мероприятие о роли родительского контроля над подростками и наблюдения за поведением детей.
- взять под особый контроль детей из асоциальных семей, детей из группы социального риска;
- продолжать проведение мероприятий, направленных на формирование жизнестойкости у подростков.
- довести до сведения классных руководителей 7–11-х классов результаты тестирования обучающихся;
- проинформировать родителей (законных представителей) учащихся явной и латентной группы риска о результатах и дальнейшей работе.