Со следующего года школы переходят на новые ФОП. Федеральный учебный план 2023-2024 необходимо составить на основании требований ФГОС и образовательных программ, которые утверждены Министерством просвещения.
ФОП предлагают несколько разных вариантов планирования. Они отличаются длительностью академической недели и изучением родного языка. В программах СОО планы разделены по профилям обучения. Для основного общего образования предусмотрены варианты с освоением второго иностранного языка.
При планировании педагогической деятельности учитывайте специфику работы школы. Продумайте, какие предметы предложить учащимся на выбор. Укажите формы проведения промежуточных аттестаций.

Проблемные точки, которые могут быть у директора в начале года: педагоги не успели пройти обучение, учебники не все закупили, в документах есть ошибки. Собрали решения в интерактивные таблицы.
Образцы учебных планов по обновленному ФГОС и ФОП
Уровень НОО
Уровень ООО
Уровень СОО
Выберите вариант планирования, который подходит образовательному учреждению
Создайте рабочую группу, которая будет отвечать за подготовительный этап. Включите в ее состав заведующих учебной и воспитательной частью, завуча по начальным классам. Группу возглавляет директор школы.
Поручите коллегам изучить варианты планирования, которые рекомендует Министерство Просвещения. На заседании при директоре выберите программу образования в соответствии с целями и задачами учреждения. Убедитесь, что она выполняет требования ФГОС.
Включите предметы по изучению родного и второго иностранного языка на основании заявлений родителей. Учебный план для выпускных классов на следующий год остается без изменений.
Варианты федеральных учебных планов из ФОП НОО и ООО | Варианты федеральных учебных планов из ФОП СОО |
![]() ОТКРЫТЬ В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ >> |
![]() ОТКРЫТЬ В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ >> |
Разработайте проект документа
Федеральный документ указывает две необходимые части планирования образовательной деятельности — обязательную и разработанную педагогами школы.
Структура документа состоит из:
-
Пояснительной записки. Укажите цели и принципы организации педагогической деятельности. Перечислите предметы, которые будут изучать школьники. Обоснуйте выбор модулей и курсов. Например, с какой целью включили второй иностранный язык. Объясните особенности распределения академической нагрузки.
-
Сетки распределения часов. Оформите в виде таблиц. На каждый уровень образования делайте отдельные сетки. Отметьте по классам, сколько часов планируете на каждый предмет в неделю, и укажите общее количество. Проверьте соответствие максимальной недельной нагрузки санитарным нормам. В ФОП расписана нагрузка по обязательным предметам на каждый год обучения. Проконтролируйте, чтобы количество часов соответствовало установленным нормам.
-
Формы проведения промежуточной аттестации. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает вид контроля. Например, в средних классах можете запланировать тестирование, в старших — срезы знаний. Формы промежуточной аттестации указывают в пояснительной записке или в сетке распределения нагрузки. Если контроль запланирован по одним и тем же дисциплинам, выберите разные формы его организации. Смотрите примеры форм промежуточной аттестации для учебных планов НОО, ООО и СОО.
Оформите обязательную часть документа
Во ФГОС указаны обязательные предметы и курсы для всех уровней школьного образования, которые нельзя исключать. Например, русский язык, литература, история, математика. Эти дисциплины изучают все классы.
Профильные курсы выбирает образовательная организация. Учитывайте возможности школы и пожелания родителей. Изучение родного и второго иностранного языка включают на усмотрение учреждения.
Используйте памятки от экспертов Актион Образование, чтобы проверить, все ли обязательные предметные области, предметы, курсы и модули вы включили в учебные планы НОО, ООО и СОО.
СКАЧАТЬ >>
Составьте формируемый раздел
Этот раздел включает дополнительные дисциплины, за счет которых увеличивается нагрузка по основным предметам. Также сюда входят курсы по выбору школьников и родителей.
Изучите потребности всех участников педагогического процесса. Организуйте анкетирование. Учащимся старших классов предложите выбрать дисциплины в соответствии с профилем обучения. Таким способом обеспечите вариативность образования.
Анкетирование родителей можно организовать в дистанционном режиме. Укажите в опросниках специфику работы школы. Анкеты приложите к ООП в качестве подтверждения выбора дисциплин школьниками и родителями.
Формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной работы. Выделяйте внеклассные часы отдельно от академической нагрузки. Это позволит избежать ошибок при расчете недельной и общей нагрузки.
Смотрите далее: ООП по ФОП: как проверить программы до начала учебного года >>>
Поделите часы
Распределяйте часы в соответствии с рекомендациями федеральных программ образования. Сравните варианты планирования, которые предлагают ФОП, с документами текущего года. Не сокращайте количество часов по обязательным предметам, например, русскому языку, истории, литературе. Рассчитайте общую нагрузку на каждый уровень образования. Следите, чтобы она не противоречила установленным стандартам обучения.
Количество часов учебных занятий по уровням образования: таблица
Количество аудиторных учебных часов | ||||
ФГОС НОО, ООО, СОО второго поколения | ||||
Минимальное | Максимальное | |||
2954 | 3345 | 2904 | 3345 | |
5058 | 5848 | 5267 | 6020 | |
Среднее общее образование по обновленному ФГОС СОО (приказ Минпросвещения от 12.08.2022 № 732) | 2170 | 2516 |
Посчитайте соотношение обязательного и формируемого разделов
Рассчитывайте соотношение частей документа для всей основной образовательной программы. Нормы, которые установлены федеральными стандартами:
Ступени образования |
Процент часов обязательной части |
Процент часов формируемой части |
начальная |
80 |
20 |
основная |
70 |
30 |
средняя |
60 |
40 |
План утверждают в комплексе с основной образовательной программой, которую самостоятельно разрабатывает учреждение. В уставе организации указано, кто может утверждать ООП и соответственно все его части.
Такие полномочия могут быть у руководителя и педагогического совета. В первом случае документ утверждают приказом, во втором — решением заседания. Это фиксируют в протоколе.
На первом педсовете, который проводят в августе, обсудите с коллективом образовательный план. Его необходимо утвердить до 1 сентября. Введите документ в организационный раздел ООП.
Планирующую документацию разрабатывает заведующий учебной частью. Руководитель обязан контролировать процесс, поскольку несет ответственность за организацию образовательно-воспитательного процесса в школе.
