-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Что такое PEST-анализ образовательной организации

24 февраля 2022
5523
Средний балл: 0 из 5

Для успешного развития образовательной организации её руководству рекомендуется аналитическим путём выявить все существующие возможности и угрозы. Тщательно анализировать следует внешнюю среду учреждения. Предлагаем рассмотреть порядок проведения аналитической работы на основе методики PEST. Посмотреть пример такой работы, узнать, как провести PEST-анализ школы и как его использовать, вы сможете из этой статьи.

Как провести PEST-анализ образовательной организации

PEST-анализ – это эффективный инструмент для долгосрочного планирования деятельности организации. Он изучает влияние внешней среды на все стороны жизни и работы учреждения. С его помощью можно объективно прогнозировать последствия этого влияния, принимать обоснованные решения, исключить ошибки. Данный метод используют для оценки тенденций, выявления рисков, поиска возможностей, предложения новых образовательных продуктов.

Аббревиатура PEST складывается из английских слов Politics, Economics, Socio-culture, Technology. Эти слова (политический, экономический, социо-культурный, технологический) определяют основные условия, в окружении которых функционирует школа.

Политическими факторами для образовательного учреждения являются государственная поддержка системы образования в целом и молодых педагогов в частности, изменение законодательных требований к учебным заведениям и образованию. Государственная поддержка развития города, участие региональных и местных органов власти в развитии школ и детских садов.

Из экономических факторов самым влияющим на развитие образовательных организаций является общая экономическая ситуация в стране. Находится ли экономика на подъёме или спаде, пребывает ли она в стабильном положении или стагнации. Как следствие экономической ситуации, на деятельность школы влияет уровень инфляции, безработица, изменение доходов населения. Учитываются финансирование школы, гранты, инициативы, основные издержки.

Социо-культурные факторы – это отношение населения к образованию и образовательным учреждениям. Учитывается престиж школы и педагогов, демографическое положение в регионе и стране, востребованность выпускников в ВУЗах и профессиональных учебных заведениях, связь с общественностью. Немаловажны образ жизни и базовые ценности населения, предпочтения школьников, этнические и религиозные особенности жителей региона.

Технологические факторы являют собой новые образовательные технологии, методы, стандарты, повышение требований к качеству образования, развитие и внедрение информационных технологий. Следует учесть законодательство по внедрению технологий и их финансированию, доступ к средствам коммуникации и информации.

Во время поиска факторов внешней среды необходимо учитывать особенности самой образовательной организации. Имеет значение её размер, специфика, местонахождение, поддержание контактов с ДОУ и ВУЗами, прочие интересные для изучения показатели.

PEST-анализ образовательной организации важен тем, что он:

  • Изучает настоящее и будущее положение школы.

  • Выявляет возможности, угрозы, риски, перспективы.

  • Указывает привлекательное направление развития.

  • Предотвращает построение бесперспективных проектов.

  • Даёт объективное представление об окружающей среде.

  • Помогает разработать эффективную стратегию на долгосрочную перспективу.

Учитывая то обстоятельство, что по каждому из четырёх факторов в любой момент могут произойти изменения, тщательный анализ повторяется каждый год. После чего результаты предыдущих исследований и принятые решения корректируются. PEST-анализ проводится поэтапно.

Этап 1.

Определяются внешние факторы, которые влияют на деятельность и рентабельность образовательной организации. В разных регионах они могут отличаться. Вот приблизительный список возможных вариантов.

Политические факторы:

  • Выборы на разных государственных уровнях, стабильность власти, уровень коррупции.

  • Изменения в законодательстве разных областей: трудовом, налоговом, образовательном и т.п.

  • Участие государства в образовательных процессах.

  • Тенденции к регулированию в образовательной сфере.

Экономические факторы:

  • Темпы роста экономики страны, динамика ВВП.

  • Уровень инфляции, стабильность государственной валюты.

  • Уровень безработицы/занятости, средняя заработная плата, покупательская способность населения.

  • Стоимость коммунальных и коммуникационных услуг.

Социальные факторы:

  • Уровень жизни, здоровья, образования населения.

  • Отношение населения к религии, искусству, культуре, науке.

  • Требования к уровню и качеству образования.

  • Уровень демографии в стране и регионе.

  • Влияние СМИ на мировоззрение населения.

Технологические факторы:

  • Уровень инноваций в образовательной отрасли.

  • Развитие технологий.

  • Уровень использования технологий.

  • Законодательство о технологическом развитии в системе образования.

Этап 2.

Собирается информация о состоянии каждого фактора. Её можно взять из отчётов аналитических служб, Интернета, СМИ, маркетинговых исследований.

Этап 3.

Формируется сводная таблица. В ней отражаются все определённые факторы влияния по всем четырём группам.

Этап 4.

Оценивается степень влияния каждого из факторов. Для этого устанавливается трёхбалльная шкала. Где 1 отражает незначительное воздействие, 2 – фактор имеет значение лишь при серьёзном изменении, 3 – незначительное колебание сильно отразится на деятельности школы.

Этап 5.

Оценивается вероятность изменения перечисленных факторов. Можно использовать 5-балльную систему, где 1 обозначает неизменность фактора, а 5 – очень высокую вероятность. На этом этапе нужно не только оценить фактор в текущем моменте, но и по возможности предположить, каким будет его состояние через несколько лет. Следует перечислить все тенденции, которым подвержен данный фактор.

Этап 6.

Вычисляется оценка, которая показывает реальное значение фактора и необходимость его постоянного отслеживания. Формула вычисления выглядит следующим образом: влияние одного фактора разделить на сумму влияний по всем факторам и умножить на среднюю оценку вероятности изменения по нему. Получится число, оценивающее вес вероятного изменения.

Этап 7.

Показатели веса располагаются относительно друг друга в порядке убывания. В верхней части исправленной таблицы группируются факторы, которые требуют максимального внимания к ним.

Этап 8.

Делаются выводы. Зная вероятные изменения, которые могут отразиться на деятельности учреждения, можно разработать план мероприятий, которые снизят негативное влияние внешней среды.

Кроме того, что факторы могут внезапно измениться, их оценка и прогнозы могут оказаться неточными. Ведь оценка строится на предположениях, которые не всегда отвечают реальному положению. Поэтому ещё на первом этапе сбора данных источники следует тщательно проверять. В дальнейшем рекомендуется регулярно отслеживать факторы, чтобы сравнивать текущую ситуацию со сделанными ранее прогнозами и по необходимости корректировать стратегию развития организации.

Пример PEST-анализа школы

Предлагаем рассмотреть пример PEST анализа школы.

 

 

Экспертная оценка

 

 

 

Влияние фактора

1

2

3

4

5

Средняя оценка

Вес

Р: Политико-правовые факторы

1.Высокий уровень государственной поддержки образования.

2

5

4

3

5

4

4,2

0,28

3.Поддержка молодых педагогов со стороны государства.

2

4

3

5

3

3

3,6

0,24

3.Создание оптимальных условий для обеспечения доступного и  качественного образования.

1

3

2

2

3

3

2,6

0,09

4.Стимулирование местных  инициатив, по со­циально-экономическому развитию региона или города.

1

4

3

3

3

4

3,4

0,11

Е: Экономические факторы

1. Спад в экономике страны.

3

3

4

3

4

4

3,6

0,36

2.Средний уровень инфляции.

2

3

2

2

3

2

2,4

0,16

3.Падение платёжеспособности населения.

2

2

1

1

2

2

1,6

0,11

4.Низкий уровень безработицы.

2

1

1

2

3

2

1,8

0,12

5.Падение уровня доходов населения.

3

2

4

3

2

2

3

0,3

S: Социо-культурные факторы

1. Высокий уровень образования населения.

1

4

4

5

4

5

4,4

0,15

2. Повышение престижности высшего образования.

2

3

5

4

5

4

4,2

0,28

3. Повышение престижности профессионального образования

3

4

4

3

5

5

4,2

0,42

4. Сокращение количества выпускников школ из-за падения демографии в "нулевых" годах.

2

5

4

5

5

4

4,6

0,31

6.Появление негосударственных образовательных организаций.

3

4

4

5

4

5

4,4

0,44

Т: Технологические факторы

1.Переход на новые образовательные стандарты.

1

3

2

1

1

1

1,6

0,05

2.Повышение требований к качеству образования.

2

2

2

3

2

2

2,2

0,15

3.Развитие информационных технологий.

3

4

5

5

5

4

4,6

0,46

Использование PEST-анализа в школе учителями

Исходя из приведенного примера, гипотетической образовательной организации следует разработать такую стратегию, которая поможет избежать негативного влияния следующих факторов:

  • спад в экономике страны;

  • повышение престижности профессионального образования;

  • переход учащихся в негосударственные образовательные организации;

  • развитие информационных технологий.

При этом учебному учреждению следует выполнить следующие шаги:

  • ввести технические специальности в образовательную программу;

  • расширить количество бюджетных мест для учащихся;

  • отследить рынок образовательных услуг, выявить востребованные на рынке труда специальности;

  • применять информационные технологии для повышения качества и доступности образования для всех школьников;

  • предлагать новые образовательные продукты;

  • постоянно работать над повышением качества образования.

Рекомендации по проведению PEST-анализа

Собирая информацию из разных источников, не довольствуйтесь обобщающими сведениями. Нужны цифры, факты, соотношение показателей. Чем точнее исходная информация, тем грамотнее будут план и стратегия развития на ближайшие несколько лет. На этом этапе нельзя упрощать данные. Упрощение и сокращение приведёт к ложному восприятию действительности и принятию бесперспективных и решений.

Проводя ПЕСТ-анализ школы, детально описывайте текущее состояние по каждому фактору. А затем делайте по нему прогноз. Пытайтесь спрогнозировать изменение фактора на 3-5 лет вперёд, используя информацию о его тенденциях и движении в предыдущие годы. Правильная оценка влияния фактора в долгосрочной перспективе позволит разработать правильную стратегию, эффективно использовать возможности и грамотно лавировать между угрозами.

Подробно прописывайте ключевые тенденции по каждому фактору. После рассмотрения всех показателей, остановите внимание только на самых значимых. На тех, которые наверняка повлияют на развитие и финансовую стабильность школы. Чрезмерный объём аналитических данных приводит к «аналитическому параличу». Он выражается в восприятии ситуации, как слишком сложной, неспособности адекватно оценить реальное положение вещей, невозможности принять обоснованные грамотные решения. 

Учитывайте, что полученные данные в большинстве своём основываются на предположениях и субъективных мнениях. И те и другие впоследствии могут оказаться неточными или вообще необоснованными. Если существует более одного мнения, рассмотрите все. По возможности учтите их в планировании дальнейшей деятельности образовательной организации.

Темпы изменения внешней среды в наше время настолько высоки, что прогнозирование стало очень трудным процессом. При разработке стратегии развития учебного заведения оставляйте место для манёвра на случай резкого изменения условий.

Эффективность PEST-анализа будет высокой только при его выполнении на постоянной основе. Чем чаще вы будете анализировать внешнюю среду, тем скорее выявите негативные или позитивные тенденции. Если вы это сделаете раньше других, то обеспечите своей образовательной организации несомненное конкурентное преимущество.

Материал проверен экспертами Актион Образование

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.