Контроль преподавания учебных дисциплин — важный инструмент для повышения качества обученности и формирования всесторонне развитой личности учащихся. Процедура требует от завуча глубоких знаний, опыта и умения анализировать педагогический процесс. Рассмотрим, как проводить анализ урока по физической культуре. Разберем направления оценки эффективности работы учителя.
Что оценить завучу во время педагогического анализа урока физической культуры по ФГОС
Начните с общих сведений о занятии. Укажите такие сведения:
- Дата проведения.
- Класс.
- Учитель.
- Тема.
- Тип занятия: например, изучение нового материала, повторение и обобщение.
- Цель: четко сформулированная, измеримая, достижимая, релевантная и ограниченная во времени.
- Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные (конкретные шаги для достижения цели).
Далее рассмотрим подробно, какие направления включает анализ урока физкультуры по ФГОС, образец для завуча с рекомендациями.
Должности для работника по физкультуре
Скачать таблицу
Подготовленность педагога к занятию
Оценка этого аспекта включает такие направления:
- Соответствие конспекта требованиям ФГОС. Конспект должен отражать цели и задачи занятия в соответствии с федеральными требованиями, четко прописывать формируемые УУД, используемые технологии и методики обучения.
- Наличие и готовность необходимого оборудования и инвентаря. Проверьте, что учитель заранее подготовил оборудование для работы. Оцените исправность инвентаря, а также его соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.
- Знание теоретических основ физкультуры и методики преподавания. Учитель должен демонстрировать глубокое знание теоретических основ предмета, анатомии, физиологии, биомеханики.
- Внешний вид и готовность педагога к проведению занятия. Учитель должен быть одет в спортивную форму, удобную для демонстрации упражнений и активного взаимодействия с учащимися.
- Четкое понимание задач и умение их формулировать для учащихся. Школьникам должно быть понятно, чему они учатся и какие навыки приобретают.
Особенности организации занятия
Педагогический анализ урока по физической культуре содержит оценку следующих направлений:
- Рациональное использование времени. Оцените, насколько эффективно учитель распределяет время на различные этапы: разминку, основную и заключительную часть. Проанализируйте, как на каждом этапе педагог решает поставленные задачи.
- Обеспечение безопасности учащихся. Убедитесь, что педагог создает безопасные условия, проводит инструктажи, следит за соблюдением правил и предотвращает травмы.
- Использование различных форм организации деятельности. Педагог должен внедрять разные методы деятельности исходя из задач и индивидуальных особенностей учащихся. Оцените, как коллега комбинирует фронтальную, групповую и индивидуальную работу.
- Соблюдение гигиенических норм и требований. Зафиксируйте, как сотрудник обеспечивает проветривание помещения, контролирует чистоту спортивного инвентаря и оборудования.
Обучение
Анализ урока физической культуры в школе предполагает оценку процесса передачи знаний, умений и навыков, которые необходимы для развития и укрепления здоровья учащихся.
Оценивайте направление по такой схеме:
- Доступность и понятность объяснений.
- Использование наглядных пособий и демонстраций упражнений.
- Индивидуальный подход к обучающимся.
- Обратная связь со школьниками.
Также проанализируйте, какие образовательные методы и технологии применяет в работе коллега, например, информационно-коммуникационные, проектную деятельность, игровые.
Предлагаем алгоритм, как организовать допуск к практическим занятиям, и чек-лист для учителя по физкультуре. Также подготовили памятки родителям и педагогам, журнал контроля медработнику. Дополнительно – разбор сложных ситуаций: когда родители не хотят получать медицинское заключение или ученик получил травму на уроке.
Развитие физических качеств
Это основная задача учителя. Оцените, как коллега ее реализует по такому алгоритму:
- Направленность упражнений на развитие конкретных качеств. Упражнения должны быть направлены на развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты. Убедитесь, что учитель осознанно подбирает упражнения и понимает их цели.
- Дозировка нагрузки и ее соответствие индивидуальным особенностям обучающихся. Проанализируйте, как сотрудник регулирует нагрузку, чтобы избежать переутомления и травм.
- Использование различных методов физического развития. Педагог должен внедрять различные методы в зависимости от поставленных целей. Оцените, как он комбинирует методы и создает условия для реализации учебных задач.
- Контроль за уровнем физической подготовленности обучающихся. Проверьте, как учитель контролирует уровень физподготовки детей, какие тесты и упражнения использует.
- Мотивация школьников к физкультуре. Педагог должен рассказывать о пользе упражнений для здоровья, показывать пример здорового образа жизни и создавать условия для успешного развития каждого обучающегося.
Воспитание
Проконтролируйте, как коллега решает воспитательные задачи:
- Формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.
- Воспитание морально-волевых качеств: дисциплинированности, ответственности, коллективизма, взаимопомощи.
- Развитие навыков общения и сотрудничества.
- Воспитание уважения к сопернику и соблюдение правил честной игры.
- Формирование патриотизма и гражданственности.
Чтобы избежать травм на уроках физкультуры, учтите все организационные особенности. Читайте, как определить медицинскую группу ученика и допускать его к уроку. Смотрите, как составить рабочую программу и проводить занятия физкультурой для учеников разных медицинских групп. А чтобы отчитаться о преподавании физкультуры, возьмите образец справки.
Заключение, выводы, предложения
Закончите анализ урока физической культуры подведением итогов. Сформулируйте выводы и предложения, которые направлены на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Рекомендация состоит из таких пунктов:
- Общая оценка. Дайте общую оценку урока, отметьте его сильные и слабые стороны.
- Выводы о достижении целей и задач. Сделайте выводы о том, насколько успешно были достигнуты целевые ориентиры.
- Рекомендации по совершенствованию педагогической деятельности. Дайте конкретные рекомендации по повышению качества преподавания. Укажите направления, которые требуют особого внимания и дальнейшей работы.
- Предложения по внедрению новых технологий и методов обучения. Перечислите методы, которые могут повысить эффективность образовательного процесса.
- Поощрение положительного опыта и достижений педагога. Отметьте положительные стороны работы коллеги, чтобы мотивировать его к дальнейшему профессиональному росту и развитию.