Составление рабочей программы в образовательном учреждении необходимо начинать с КТП. Календарно-тематическое планирование разрабатывают педагоги с учетом ФГОС. Учитель распределяет материал по темам на год. Документ должен соответствовать учебному плану и графику деятельности школы.
Календарно-тематическое планирование: понятие
КТП является необходимым документом для работы в образовательной сфере. На его основании педагог разрабатывает поурочное планирование. В плане указывают последовательность преподавания учебного материала и виды работы на уроке. Педагог рассчитывает количество часов, которое отводится на изучение отдельных тем и предмета в целом. В конце каждой четверти и учебного года администрация сравнивает КТП рабочей программы с классными журналами. Если в документах есть расхождения, учитель обязан изменить календарно-тематическое планирование, чтобы обеспечить выполнение программы.
Календарный тематический план направлен на реализацию таких целей:
- группирование содержания материала, который рекомендован рабочей программой, по урокам;
- организация методической сферы — выбор видов занятий, формы проведения практических, контрольных и лабораторных работ;
- определение объема и содержания домашних заданий;
- подготовка обучающих средств — наглядности, литературы, методических справочников.
Эксперты Системы Завуч подготовили пошаговый алгоритм по составлению тематического планирования по ФГОС. Специалисты отрасли подробно рассказали, в каком случае необходимо подготовить календарно-тематическое планирование по учебному предмету; как его составить; и как включить в документ ЭОР и ЦОР.
Получите пробный доступ к Системе Завуч, чтобы ознакомиться с экспертной рекомендацией и воспользоваться готовым образцом документа "Календарно-тематическое планирование по учебному предмету"
При составлении КТП перед учителем стоят такие задачи:
- обозначить место изучаемых тем в каждом разделе и курсе обучения за год;
- определить, как взаимосвязаны отдельные уроки и темы предмета, которые изучают в течение года.
Календарно тематическое планирование это - учебно-методическая документация, которую проверяют в первую очередь. План, согласно требованиям ФГОС, должен иметь такое содержание:
- названия тем уроков и разделов, которые указаны в рабочей программе;
- количество часов, отведенных на преподавание конкретных тем;
- формы обучения;
- виды организации самостоятельной работы и проведения контроля;
- даты уроков — планируемые числа заполняют перед началом четвертей по школьному расписанию, после каждого занятия проставляют фактический день.
Перечисленные графы учитель обязательно включает в тематический план. Также педагог может добавить колонки, где будет записывать примечания и домашние задания.
Примерное содержание раздела «Примечание»:
- список дополнительных источников, которые учитель использует при подготовке к урокам;
- виды индивидуальной работы с учениками, которые усваивают материал на низком уровне;
- содержание заданий для одаренных учащихся;
- нетрадиционные уроки, которые проводит педагог по конкретной теме;
- используемое оборудование и техническое обеспечение.
При составлении КТП учитель нумерует занятия. Проставьте сквозную нумерацию, чтобы отобразить соответствие количества уроков и часов, которые рекомендованы рабочей программой. Также можете отдельно проставить номера занятий в каждом разделе.
При составлении календарно-тематического плана учитывайте, что его содержание должно на 70% совпадать с рабочей программой. Изменения, которые вносит учитель, нужно обосновать в первом разделе — пояснительной записке.
Форму КТП выбирает образовательная организация, главное, чтобы в документе были отражены требования ФГОС. Руководитель создает творческие группы, которые разрабатывают проекты по разным предметам. С ними нужно ознакомить коллектив на заседаниях методических объединений. При необходимости в проекты вносят изменения. На педагогическом совете представляют окончательные варианты, которые нужно утвердить.
При выборе формы обращайте внимание на такие моменты:
- Особенности параллели классов, где преподают дисциплину. Например, в старшей школе можно планировать уроки в виде конференций, практических семинаров.
- Специфика предмета. Для естественно-научного цикла нужно предусмотреть графы, где будут расписаны формы лабораторных и практических работ.
- Целесообразность применения разных методических форм преподавания. При изучении истории запланируйте экскурсии в музей, на уроки права можно приглашать сотрудников полиции. При преподавании русского языка эффективным методом являются семинары.
В документе нужно отразить универсальные учебные действия, которые изложены в ФГОС. УУД в разных образовательных ступенях отличаются, их объединяют 4 базовые группы:
-
Личностные.
Задача педагога — помочь школьникам осознать личностные возможности и потребности. На уроках используйте такие формы преподавания, которые способствуют становлению этической и нравственной сферы детей.
-
Познавательные.
На каждом занятии учите детей воспринимать и обрабатывать полученную информацию. Развивайте познавательную мотивацию. Формируйте умение обобщать материал и делать собственные выводы.
-
Коммуникативные.
Одна из целей образовательного процесса — развитие социально-коммуникативных навыков обучающихся. Дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, решать конфликтные ситуации, выстраивать конструктивные диалоги. Особенно коммуникативным УУД необходимо уделять внимание при преподавании русского языка, литературы и других предметов гуманитарного цикла.
-
Регулятивные.
Школьники приобретают опыт в планировании деятельности. Учатся вносить изменения и дополнения в план при появлении новых факторов.
Календарно-тематический план должен включать виды учебной работы в соответствии с рекомендациями ФГОС. К основным формам деятельности школьников на уроках относят организацию учебных ситуаций. Педагог ставит задачу и занимает наблюдательную позицию. При этом он направляет детей и помогает им при необходимости. Выводы обучающиеся должны сформулировать самостоятельно.
В поурочном плане по рекомендациям ФГОС отражают совокупность всех видов деятельности детей. В КТП запланируйте, какие современные образовательные средства будете использовать. К ним относят:
- технические устройства — ноутбуки, компьютеры, проекторы;
- интернет-технологии;
- аудио- и видеоматериалы.
Используйте традиционные средства обучения:
- книги;
- информационные карты;
- наглядность;
- иллюстрации.
Отдельно внимание уделите проектной методике. Исследовательская деятельность способствует развитию мотивационной сферы, формированию УУД. Выберите темы, которые подходят для работы над проектами. Можете запланировать одно или несколько занятий для исследования. Также применяйте элементы проектной технологии на фрагментах уроков.
Пример КТП по физике
№ п/п |
Темы занятий |
Форма урока |
Учебные понятия, которые необходимо сформировать |
УУД |
Оборудование |
Предполагаемые результаты |
Задания на дом |
Раздел 1 (4 часа). Физика как естественная наука. Методы физики, которые используют при изучении природного мира. |
|||||||
1 |
Понятие о физике как природной науке. Особенности физических явлений и тел. Наблюдение и рассказ о них. |
Усвоение первичных знаний, умений, навыков с элементами игры. |
Первоначальное представление о науке физике. |
Учить воспринимать и обрабатывать получаемую информацию. Развивать навык наблюдения, обобщения материала и подведения итогов. Формировать умение работать со схемами и таблицами. |
Схемы, таблицы. Портреты известных ученых. Инструменты для измерения. Мультимедийная презентация. |
Обучающиеся умеют находить нужный материал в разных источниках. Делают выводы на основе собственных наблюдений. |
с. 5-10 |
2 |
Величины и измерения в физике — длина, температура, время. Приборы. Международная единичная система. |
Объяснение нового материала. |
Определение температуры, длины, времени как физических величин. |
Дать представление о времени, длине и температуре как величинах, используемых в физике. Способствовать становлению мотивации к изучению предмета. Развивать абстрактное мышление. Учить находить взаимосвязь между явлениями и предметами. |
Приборы для измерения физических величин, которые изучаются. |
Школьники понимают, что такое величины и измерения в физике. Приобретают опыт работы с измерительными приборами — транспортиром, линейкой, градусником. Делают выводы, анализируют и обобщают информацию. |
с.11-14 |
3 |
Точность в порядке измерений. Понятие о погрешности. Связь физики как науки с техникой. |
Получение знаний. |
Алгоритм решения задач по указанной теме. Пошаговая инструкция, как находить погрешности в измерениях. |
Научить формулировать умозаключения. Создать условия для практических опытов и работы с таблицами. |
Приборы для измерений. |
Ученики применяют на практике полученные знания — выполняют измерения. Рассчитывают погрешности в измерительной системе. |
с.15-16 |
4 |
Практическая работа № 1. Определение измеряемой величине по шкале прибора. |
Получение практического опыта. |
Алгоритм определения измеряемых величин по шкале приборов. Правила вычисления погрешностей. Техника безопасности во время выполнения практических заданий. |
Закрепить навык обобщения и подведения итогов практической деятельности. Прививать умение работать с таблицами — систематизировать информацию и кратко излагать материал. |
Измерительные инструменты. |
Обучающиеся находят закономерные процессы в измерительной системе. Оформляют результаты практического опыта. |
с.17 |
Пример планирования по иностранному языку
№ п/п |
Наименование раздела и тематика |
Виды занятий, количество часов |
Дата |
Ожидаемые результаты (УУД) |
Формы работы |
Домашние задания |
|
П. |
Ф. |
||||||
1 |
Знания, которые необходимы для того, чтобы отправиться в путь. |
Введение в тему — 1 час. |
3.09. |
Личностные: школьники знакомятся со страной, язык которой изучают; получают первичные представления о Германии как государстве. Предметные: обучающиеся имеют представление об изучаемой дисциплине. Коммуникативные: дети понимают имена главных героев учебника, воспринимают на слух клише приветственной речи. Регулятивные: обучающиеся работают в парах при выполнении заданий. |
Восприятие на слух основных сведений о Германии. Знакомство с учебником, по которому будут работать дети на протяжении 2 класса. Слушание и понимание простых слов на немецком языке — имен главных героев учебника, вариантов приветствий и прощаний. Ознакомление с названиями проектов, которые планируются в текущем учебном году — «Мир алфавита» и «Прощай, второй класс». Раскрашивание иллюстраций героев учебника по немецкому языку. |
Выполнить задания № 1-2 в рабочей тетради. |
КТП по английскому языку для пятого класса
№ п/п |
Наименование раздела и тематика |
Виды занятий, количество часов |
Дата |
Ожидаемые результаты (УУД) |
Образовательные средства |
Домашние задания |
|
П. |
Ф. |
||||||
1 |
Жизнь в школе. Расписание и изучаемые дисциплины, классный кабинет. Знакомство с лексическими единицами. |
Изучение новых знаний — 1 час. |
6.09. |
Обучающиеся слушают текст, в котором содержится диалог, и понимают его содержание. Разыгрывают диалог по ролям. Составляют небольшой устный рассказ о предметах, изучаемых в 5 классе. Обсуждают в группах, что нужно делать на уроках английского языка. Рассказывают, какие виды деятельности на занятиях их привлекают и почему. Объясняют, что не нравится делать на уроках. Читают на английском языке расписание 5 класса, которое представлено в таблице, и понимают содержание. Находят необходимую информацию. Читают электронное письмо и отвечают на вопросы по нему. |
Таблицы с основными сведениями о грамматике. Карточки с заданиями для работы в группах. Компьютерная презентация. |
Закрепить лексические единицы, которые были изучены на уроке. Выполнить задание № 2 в рабочей тетради. |
|
2 |
Употребление изученных единиц лексики. |
Обобщение знаний, умений, навыков — 1 час. |
8.09. |
Школьники слушают и понимают текст с диалогом, в котором обсуждаются прошедший летний отдых. Описывают кабинет иностранных языков с использованием речевого образца. Читают текст, в котором приводится описание классного кабинета с элементами диалогической речи. Отвечают на вопросы по его содержанию. Умеют обобщать и сравнивать изученный материал — находят схожие и отличительные черты на разных иллюстрациях. Описывают кабинет иностранных языков по предложенному плану. |
Краткое схематическое изложение содержания рассказов. Аудио- и видеозаписи по изучаемой теме. |
Разыграть диалог, представленный в тексте. Выполнить упражнение 7 в учебнике. |
Пример КТП по географии
№ п/п |
Название раздела, тематика, количество часов |
Содержание занятия |
Виды учебной работы |
Практическая деятельность |
Ожидаемые результаты |
УУД |
Форма преподавания |
Материально-техническая база |
1 |
Место Российской Федерации в мировом устройстве. Государственное и политическое устройство России (1 час). |
Изучение России с точки зрения географии: площадь государства; соотношение территории с другими странами; количество населения; природные запасы; политическая роль в мире. Административно-территориальные особенности. Понятие о федерации и ее субъектах. |
Работа с картами и их анализ. Составление сравнительных таблиц, сопоставительных диаграмм. Изучение ресурсов сети Интернет. Выявление аспектов, которые характеризуют место Российской Федерации в мировом сообществе. Анализ схематического изображения деления государства на административно-территориальные единицы. Запоминание федеративных субъектов со столицами. Указание территориальных единиц на карте России. Обозначение границ государства и округов. |
ПР № 1. Анализ деления российского государства на административно-территориальные единицы. |
Дети называют столицы федеративных единиц России, показывают их на карте. Находят границы округов, определяют их состав. . |
Коммуникативные: обучающиеся активно решают познавательные задания. Регулятивные: Планируют деятельность, определяют последовательность шагов в решении задач, оценивают результаты. Познавательные: Выстраивают логические цепочки в рассуждениях, готовят устные сообщения, подводят итоги, представляют результаты. |
Усвоение знаний |
Карты — административно-территориальная, физическая. Презентация. |
2 |
Границы Российской Федерации. Расположение государства с точки зрения географии (1 час). |
Ознакомление с термином географическое положение. Изучение видов и масштабов положения в географии. Осознание, что Россия имеет северное расположение. Оценивание взаимосвязи расположения государства и хозяйственного развития страны. Границы Российской Федерации с точки зрения мирового значения. Виды границ и особенности экономической зоны. Соседние страны. |
Нахождение на карте объектов, которые характеризуют расположение РФ. Сравнительный анализ географического положения страны с другими государствами. Определение взаимосвязи особенностей расселения и расположения. Нахождение границ России и соседних стран по разным картам. Сравнение видов государственных границ. Составление схемы-анализа, где представлены преимущества и недостатки государств с большой территорией. |
ПР № 2. Сравнительный анализ границ РФ и других государств. |
Учащиеся выполняют сравнительный анализ границ РФ и государств-соседей. Понимают, что от территориальных границ зависит заселение народа. Показывают границы России и соседних стран на разных картах. Наносят их на контурной карте. Выявляют, какие преимущества и недостатки в развитии государств с большой территорией. |
Коммуникативные: школьники активно сотрудничают во время выполнения познавательных заданий. Регулятивные: планируют свою деятельность, оценивают итоги. Познавательные: составляют устные высказывания, рассуждают и делают логические заключения. |
Комбинированный тип занятия |
Презентация, карты. |
Как составить календарный-тематический план
Рекомендации федеральных стандартов к форме КПТ отличаются. По новому документу педагог должен указать цифровые и электронные ресурсы образования, которые он планирует использовать на каждом занятии. Выбирайте ЭОР из списка, который утвержден Министерством просвещения. Посмотреть его можно в приказе № 653.
Во втором поколении стандарта прописано, что в тематическом документе необходимо учитывать воспитательную программу. Это значит, что при планировании тематики учитель продумывает, какую цель воспитания может реализовать на каждом уроке.
Включите такие темы, которые активизируют воспитательный потенциал. Для этого учитель соотносит целевые ориентиры воспитания в образовательном учреждении с ресурсами преподаваемой дисциплины.
Председатели методических объединений организуют заседание, на котором коллеги обсуждают, как на конкретных предметах можно реализовать воспитательные задачи.
В обновленных ФГОС такого требования нет. Следовательно, раздел воспитания можно ввести в рабочую программу. Оформите его в виде приложения и отразите в пояснительной записке.
На федеральном уровне не закреплены требования к учету рабочей воспитательной программы в календарной документации. Образовательные учреждения могут самостоятельно выбрать способ и прописать его в положении. Укажите в КТП, как соотнести целевые ориентиры с ресурсами каждой школьной дисциплины.
Например, целевой ориентир на географии — становление уважительного отношения к природному миру как жизненному источнику, без которого невозможно существование человечества. Вопрос отношения людей к природе поднимается практически на всех занятиях.
Выберите один способов указания ориентиров в ТП:
- Пропишите в таблице к каждому разделу или конкретной теме. Учтите, что тогда целевые ориентиры будут повторяться.
- Оформите перед основной таблицей.
- Пронумеруйте их и расставляйте только цифры.
Во всех поколениях стандарта рекомендовано прописать количество часов, которое отводится на усвоение конкретной темы и блока. Отдельно нужно выделить время на организацию таких видов работ:
- контрольных;
- проверочных;
- лабораторных;
- практических.
Также преподаватель должен указать, сколько часов отводится на исследования и создание проектов.
На законодательном уровне не закреплено, что преподаватели обязаны составлять КТП. Руководитель может зафиксировать это в приказе или положении о РП. Тогда педагоги соотносят часы, которые выделены на усвоение темы, с содержанием дисциплины в РП и календарном документе.
Отдельное внимание обратите на методические рекомендации министерства, которые касаются преподавания истории символов государства. Блоки по изучению этой темы нужно включить в планирование. Особенно это относится к гуманитарным дисциплинам.
КТП должно быть готово к началу учебного года. Заместитель директора по УВР проверяет готовые планы. При необходимости учитель вносит изменения с учетом замечаний завуча.
