Заключение ПМПК - итог обследования учащегося, в процессе которого комиссия определяет возможности его дальнейшего обучения. В статье объясним, в каких случаях может потребоваться документ, как составить заключение и приведем его актуальный образец.
Образец заключения ПМПК в школу
ПМПК – психолого-медико-педагогический консилиум, представители которого оценивают состояние здоровья ребенка, уровень развития, выносят решение о возможности его обучения в обычной школе. На обследование отправляют, как правило, учащихся 1-4 классов, чтобы определить, есть ли необходимость в их переводе в коррекционную школу или использовании иной формы получения образования.
Направляет учащегося на комиссию обычно представитель образовательной организации – классный руководитель, завуч. Реже в качестве инициатора выступают родители, которым кажется, что их дети нуждаются в особом подходе. Созывают комиссию при наличии у школьника отклонений в развитии, если педагоги или медики сомневаются в том, что он «потянет» стандартную программу.
Заключение ЦПМПК потребуется в случаях:
- обеспечение специальных условий образовательного процесса.
- создание особых условий для сдачи ГИА.
Образец заключения
ПМПК заключение оформляют на официальном бланке общеобразовательного учреждения: на нем обязательно должны быть печать организации, подпись председателя комиссии. Документ состоит из трех частей: шапка, основная часть, которая содержит заключения специалистов, и рекомендательная часть – выводы членов консилиума.
Документы для ППк
1. Шапка документа включает:
- Полное наименование документа.
- Дату его составления.
- ФИО ребенка.
- Дату его рождения.
- Домашний адрес.
- Класс, в котором он учится.
- Дату проведения консилиума.
- Причины, по которым ребенок направлен на ПМПК.
2. Заключения специалистов – их целесообразно оформить отдельным приложением в виде представления: представление психолога, представление логопеда и пр.
Заключения содержат подробное описание особенностей развития ребенка, в частности:
- Особенности контакта в процессе обследования – общителен, замкнут, контактен или контакт затруднен, недоверчив, на вопросы отвечает избирательно и пр.
- Преобладающий фон настроения – эмоционально адекватен, фон настроения неадекватно завышен, устойчив или нет, скован, депрессивен, настроен враждебно. При необходимости указывают специфические особенности поведения.
- Особенности протекания психических процессов – темп замедленный, быстрый, равномерный, переключаемость нормальная или затрудненная, задания на распределение внимания выполняет легко, в 1,5-2 раза медленнее.
- Особенности восприятия – целостное восприятие предметов, зрительный гнозис, проблемы с целостным восприятием объектов.
- Особенности внимания – следует отметить возможности учащегося к распределению и переключению внимания, сосредоточению: внимание устойчиво/ неустойчиво, чрезмерная отвлекаемость, проблемы сосредоточения.
- Запоминание информации – в пределах нормы, объем логической памяти низкий, недостаточный, затруднен/ не затруднен, динамика запоминания … слов, при отсроченном воспроизведении – … слов.
- Уровень интеллектуального развития – соответствует возрасту, ниже или выше возрастной нормы, значительно отстает от нормы, на нижней границе нормы.
- Речевое мышление (вербальный интеллект) – операции сравнения, обобщения, исключения понятий выполняет легко, без затруднений/ с затруднениями, логические связи улавливает легко/с трудом, в упрощенной форме.
- Умственная работоспособность – высокая, не выявлено утомляемости при продолжительной интеллектуальной нагрузке; колебания работоспособности, низкая продуктивность, выраженная утомляемость в процессе работы, импульсивность, плаксивость на фоне утомления.
- Эмоционально-волевая сфера – чрезмерная внушаемость, состояние повышенной тревожности, застенчивость, аутоагрессия, погруженность в себя.
Смотрите также: Родители принесли заключение ПМПК на вашего ученика. Четыре документа, чтобы организовать обучение >>>
3. Выводы и рекомендации – в этом разделе специалисты, проводившие консилиум, выражают свои мнения по дальнейшему обучению ребенка. Необходимо указать:
- Уровень усвоения типовой образовательной программы.
- Выводы о том, сможет ли ребенок обучаться в обычной школе или ему рекомендован перевод в коррекционное учебное заведение.
- Необходимость в дополнительных занятиях – например, с логопедом, психологом и др.
Свои заключения дополнительно могут представить все члены консилиума. Но важно помнить, что ПМПК заключение носит рекомендательный характер: родители или иные законные представители учащегося не обязаны выполнять эти рекомендации.
Кто составляет заключение ПМПК
В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят, помимо руководителя образовательной организации, специалисты, которые непосредственно оценивают состояние здоровья, поведение и уровень развития учащегося: социальный педагог, педагоги-дефектологи, психолог, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог. При необходимости к работе в комиссии привлекают и иных специалистов.
Каждый из специалистов составляет отдельное заключение (представление), в котором:
-
Социальный педагог.
При выявлении проблем с поведением, сложностей с социализацией, затруднений в освоении программы социальный педагог проводит диагностику по месту жительства ребенка. В процессе посещения оценивает:
-
Состав и тип семьи, ее социальный статус, эмоциональное и финансовое благополучие.
-
Социально-бытовые, санитарные условия.
-
Взаимоотношения между родственниками, положение, которое ребенок занимает в семье.
-
Наличие у учащегося интересов, хобби.
Социальный педагог составляет социальный портрет личности учащегося, по итогам диагностики решает, в какой помощи нуждается школьник.
-
Педагог-психолог.
Составляет патопсихологическое заключение, отражая в нем:
-
Особенности поведения, адекватности, критичности.
-
Уровень развития когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер.
-
Возможности адаптации ребенка в детском коллективе.
-
Темп работоспособности, динамику психической деятельности, наличие или отсутствие инертности психических процессов.
-
Интеллектуально-мнестические проявления.
В своих выводах психолог характеризует уровень развития учащегося – есть ли проблемы, указывает степень отставания от нормы.
-
Логопед.
Оценивает объем словарного запаса, уровень развития речи, наличие специфических ошибок, дает характеристику следующим показателям:
-
удержание слоговой структуры речи;
-
уровень владения устной и письменной речью;
-
проявления дизартрии;
-
развитие артикуляционных и фонематических процессов;
-
навыки образования и изменения слов.
В своем представлении логопед обязан указать методику, которую он применял для проведения диагностики.
-
Олигофренопедагог.
Дает оценку:
-
Степени сформированности познавательных процессов, учитывая возраст учащегося.
-
Уровню обучаемости – степень усвоения учебного материала, соответствующего общей образовательной программ.
-
Сурдопедагог.
Специалист оценивает слуховое и речевое развитие школьника, диагностирует, как ребенок воспринимает и воспроизводит устную речь. Кроме того, определяет факторы, способные оказать негативное воздействие на общее психическое развитие учащегося с патологиями слуха.
-
Тифлопедагог.
Учитель-тифлопедагог определяет степень снижения зрения, оценивает специфику зрительного восприятия, выявляет факторы, которые затрудняют визуальные возможности учащегося.
Как составить заключение
Учащегося отправляют на ПМПК только с письменного согласия родителей или иных его законных представителей. Заседание комиссии может быть плановым – по запросу педагога, медицинского специалиста или самих родителей, а также экстренным – при необходимости срочного решения проблемы. За учащимся закрепляют ответственного специалиста, который поможет ему подготовиться к проведению ПМПК. Обычно эту роль отводят классному руководителю или педагогу-предметнику, которому доверяет школьник.
Каждый член консилиума проводит отдельное собеседование. У родителей есть право присутствовать при разговоре со специалистом – школа не может этому препятствовать. Вопросы специалистов, их задания не имеют отношения к учебному материалу: ребенка могут попросить рассказать:
-
О себе, членах своей семьи, о друзьях – их имена, возраст, занятия и увлечения. Что делают вместе с родителями, бабушкой или дедушкой, какие отношения с сестрами или братьями. Есть ли домашние питомцы – какие у них клички, как за ними нужно ухаживать, чем кормить.
-
О месте, где проживает ребенок – сколько комнат в квартире или доме, для чего они предназначены, зачем нужны ванная и кухня. Есть ли свой угол – чем школьник занимается дома, какие обязанности у него есть.
-
Об окружающей среде – что знает о населенном пункте, в котором проживает, чем отличаются будние дни от выходных и праздничных, на какие части делятся сутки – характерные признаки утра, дня, ночи.
В ходе беседы специалисты ПМПК проверяют умение обобщать и объединять предметы по признаку, уточняют, насколько грамотно он составляет предложения. Также ребенка могут попросить рассказать о своих желаниях, выполнить действия для проверки развития мелкой моторики, координации движений.
Результаты проверки каждый специалист отражает в своем заключении. Примерные формулировки:
Педагог-психолог
-
Регуляторное недоразвитие с высоким уровнем психического тонуса.
-
Тотальное недоразвитие высших психических функций умеренной степени.
-
Темпово-задержанное развитие (гармоничный инфантилизм).
-
Искаженное развитие с преобладающим искажением эмоционально-аффективного развития.
-
Недостаточность вербально-логического компонента познавательной деятельности, недостаточность иных компонентов познавательной деятельности.
Логопед
-
Речевое развитие соответствует возрастной норме и интеллектуальному развитию.
-
Фонетическое нарушение речи (ФНР), неправильное произношения отдельных звуков либо одной группы звуков.
-
Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР), ограниченный словарный запас, недоразвитие морфологических и синтетических обобщений.
-
Общее недоразвитие речи (III уровень развития), осложненное дизартрическим компонентом. Фонематическая дислексия, дисграфия почве нарушения языкового анализа и синтеза.
-
НОНР по типу задержки речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия.
Педагог-дефектолог
-
Уровень познавательной деятельности в пределах возрастной нормы. Адаптированную основную образовательную программу начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи усваивает не в полном объеме.
-
Уровень познавательной деятельности в нижних границах возрастной нормы. Адаптированную основную образовательную программу начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата усваивает не в полном объеме.
-
Стойкое нарушение познавательной деятельности. Адаптированную основную образовательную программу начального общего образования для детей с задержкой психического развития не усваивает.
По итогам обследования учащегося консилиум делает окончательный вывод – нуждается ли ребенок в особых условиях обучения, в психолого-педагогической помощи. Члены комиссии указывают, способен ли школьник усвоить стандартную образовательную программу или его рекомендовано перевести на коррекционное обучение.