Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Типы уроков по ФГОС

15 августа 2019
1327
Средний балл: 0 из 5

С введением новых образовательных стандартов, основанных на утверждении системно-деятельностного подхода, возникла острая необходимость пересмотра традиционных принципов ведения учебно-воспитательной работы в школе. За урочным занятием сохраняется статус базовой единицы образовательной работы, но типы уроков по ФГОС претерпели значительные изменения.

В условиях нового времени базовой задачей школы и педагога в частности является формирование у учащихся не столько заданного перечня знаний и компетенций, сколько готовности к самостоятельному обучению с выделением проблемных моментов и поиска вариантов их преодоления, а также критического мышления, творческого начала, активной жизненной позиции. В свете этого современные типы уроков по ФГОС, соответствующие актуальным методическим требованиям, создают условия для:

  • изучения предметных областей посредством наиболее эффективных средств — через практику «открытия» знаний, проведение исследований, опытов, решение проблемных задач с последующей рефлексией;
  • привития самостоятельности, готовности к продуктивному сотрудничеству, адекватной реакции на конструктивную критику, умения вести открытый диалог и аргументировано отстаивать свою позицию;
  • воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости, честности, отзывчивости;
  • утверждения высшего смысла учебной деятельности как основного способа личностного развития, профессионального роста и успешной самореализации в будущем.
платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию о порядке организации урочной деятельности читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:

- Шаблон, по которому учителя подготовят для вашего контроля самоанализ уроков

(экспертная разработка с примерами)

- Проверьте, правильно ли учителя проводят метапредметные уроки

 (электронный конспект)

Типы уроков по ФГОС

Актуальная классификация урочных занятий в начальной и основной школе обусловлена принципами системно-деятельностного подхода, предусматривающего в качестве основной цели формирование у учащихся универсальных учебных действий. Владение УУД открывает возможности для самостоятельного расширения комплекса знаний и умений по разным предметным областям, готовность к решению сложных образовательных задач, в том числе и посредством реализации творческого или инновационного компонентов. Чтобы сделать знания и умения детей школьного возраста результатом их собственных поисков, актуальные типы и виды уроков по ФГОС реализуют таким образом, чтобы:

  1. Занятие характеризовалось личностно-ориентированной, индивидуальной направленностью.
  2. Самостоятельная деятельность обучающихся превалировала над самостоятельной учебной работой педагогов.
  3. Знания и умения, полученные во время урока, находили свое отражение в повседневной жизни.
  4. Во время обучения последовательно формировались личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
  5. Учитель направлял образовательный процесс, а не управлял им, отказавшись от авторитарного стиля общения в пользу ведения активного конструктивного диалога с учащимися.

Ввиду разработки новых образовательных стандартов эксперты сферы рекомендуют выделять четыре типа уроков по ФГОС:

  1. Урок открытия новых знаний.
  2. Урок рефлексии.
  3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
  4. Урок развивающего контроля.

В рамках данной типологии отдельно выделяются разные виды урочных занятий, обеспечивающие возможность реализации целевых методологических решений. Достижение образовательных целей и задач обеспечивается за счет проектирования учебного процесса таким образом, чтобы ход познания шел от учащихся. Независимо от того, какой из 4 типов уроков по ФГОС выбран для реализации, в начале занятия педагог обсуждает с классом план работы, использует в ходе объяснения материала дидактические материалы, позволяющие каждому из школьников выбрать для себя оптимальный вид и форму познания программного содержания. После этого создаются педагогические условия для того, чтобы дети могли сравнивать, классифицировать, группировать учебный материал и, выявляя закономерности, при поддержке учителя делать выводы. Активная мыслительная деятельность способствует формированию живого эмоционального отклика, связанного с переживанием нового опыта, а разрешение проблемных учебных ситуаций, которое педагог сопровождает созданием «ситуаций успеха», стимулируют формирование ценностных установок, адекватной самооценки и высокой заинтересованность в обучении.

Типы уроков по ФГОС и их структура

Пересмотр структурных элементов урочного занятия стал закономерным продолжением перехода на принципы системно-деятельностного подхода в школе. Чтобы обеспечить передачу учебной инициативы от педагога к учащимся, превалирование практической части над теоретической, последовательно способствовать формированию УУД, потребовалось утвердить обновленную структуру каждого типа урока по ФГОС. Традиционное урочное занятие включало стандартные блоки, ограничивающие возможность применения новаторских методических решений. В условиях, когда после организационного момента неизменно проверяется домашнее задание, новая тема неизменно излагается учителем и закрепляется в ходе решения однотипных заданий, сопровождаемого выставлением отметок, сложно создать предпосылки для проявления ученической инициативы. Большинство детей быстро устают, демонстрируя низку концентрацию внимания, а общедоступность информации и вовсе нивелирует роль педагога как проводника в мир знаний.

С целью формирования детской инициативы и сознательности в вопросах образования учитель обязан создавать условия для самостоятельного «открытия знания» учащимися, ведения детьми непрерывного поиска с фиксацией проблемных моментов, поиска возможностей преодоления трудностей посредством налаживания продуктивного сотрудничества. Современные типы уроков по ФГОС и их структура в полной мере соответствуют достижению этих целей.

Обобщенная структура разных типов уроков по ФГОС

Этапы занятия  Действия педагога Действия учеников
Мотивационный (организационный) момент Создание доброжелательной атмосферы, представление «интриги», подкрепление настроя на ведение активной учебной деятельности. Внимательное восприятие, взаимодействие — по ситуации.
Актуализация ранее изученного материала Представление «задач-маркеров», оказание направляющей и консультативной помощи.  Реализация учебных целей, сопровождающаяся выполнением заданием, оцениванием актуального уровня (своего и других детей в классе).
Постановка образовательной проблемы (актуально для всех типов уроков по ФГОС в основной школе) Демонстрация границ знания и незнания для коллективного определения цели урока. Выделение в рамках учебной темы понятий и действий, вызывающих затруднений или находящихся за границами знания.
Планирование педагогической тактики Участие в коллективном обсуждении действий, которые могут обеспечить разрешение образовательной проблемы. Предложение решений, способствующих достижению учебной цели.
Решение проблемы Подведение детей к «открытию» нового знания. Выполнение типовых практических заданий коллективно или в группах.
Коррекция знаний  Инициирование проверки практических заданий детьми самостоятельно, попарно, в группах и коллективно.  Проведение оценивания выполненных заданий.
Систематизация и закрепление материала  Организация практики по классификации учебного материала, закреплению последовательности учебных действий в конкретной образовательной ситуации.  Поиск связей между новым материалом и ранее изученным, выявление практической ценности полученных знаний.
Выдача домашнего задания Предоставление задач разного уровня сложности на выбор. Выбор домашнего задания согласно уровню собственных способностей.
Оценивание Организация системы оценивания, внесение отметок в классный журнал. Самооценивание, взаимооценивание с обязательной аргументацией.
Рефлексия (не предусмотрена во всех типах уроков по ФГОС в начальной школе) Акцентирование внимания учащихся на положительных моментах занятия, выражение благодарности за содержательную и интересную работу. Последовательное озвучивание этапов образовательной деятельности, своих ощущений и эмоций, подведение итогов на примере урока.

Типы уроков по ФГОС в основной школе

Чтобы разобраться, какие бывают типы и виды уроков по ФГОС, важно обозначить, что структурная и содержательная часть занятий, проводимых в основной и начальной школе, несколько разнится. Если дети младшего школьного возраста нуждаются в максимальной педагогической поддержке, то в основной школе делается акцент на интересы и потребности самих учеников, их осознанное отношение к процессу обучения, что обусловливает необходимость включения в образовательный процесс поисковых, экспериментаторских, рефлексивных практик.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Деятельностной целью занятия является обогащение поля знаний учащихся новыми терминами, закрепить способы «открытия» знаний. Содержательная — расширение имеющейся понятийной базы, формирование целевых компетенций.

Структурно тип урока новых знаний в соответствии с ФГОС включает мотивационный этап, за которым следует блок актуализации знаний по теме с выявлением учебного затруднения. После следует разработка плана учебных действий и его реализация, первичное коллективное закрепление новых знаний, самостоятельное выполнение типовых заданий. В завершение урока обеспечивается включение изученного материала в систему имеющихся знаний и умений и рефлексия с элементами самоанализа.

Урок рефлексии

Целевая установка деятельностного типа в данном случае — формирование у учащихся способности к коррекционной рефлексии, умения самостоятельно находить учебные затруднения и разрабатывать план их преодоления. Содержательная цель урока рефлексии — закрепить ранее усвоенные знания, умения, навыки, при необходимости — скорректировать их.

Структура рефлексивного занятия как одного из основных типов урока по ФГОС включает мотивационную часть, этап актуализации знаний, выявление индивидуальных затруднений, после чего каждый учащийся при поддержке педагога проектирует план по разрешению возникших затруднений и реализует его. Далее проводится обобщение выявленных затруднений для предупреждения учебных проблем в будущем, выполнение самостоятельной работы с проверкой по эталону, включение новых компетенций в систему знаний и напоследок — рефлексия.

Урок систематизации знаний

Деятельностная цель — создание предпосылок для структуризации ранее полученных знаний, закрепление умения к обобщению и развития мысли (переход от общего к частному), повторение ранее изученных способов учебных действий. Целевой установкой содержательного характера является развитие видения места конкретной темы в общей структуре курса, установление связей с ранее приобретенным образовательным опытом.

Структура всех типов и форм уроков по ФГОС общеметодологической направленности:

  1. Мотивационная часть.
  2. Актуализация ранее изученного материала, фиксация имеющихся учебных затруднений.
  3. Постановка приоритетных задач урока, планирование их достижения.
  4. Реализация целевой образовательной работы согласно плану.
  5. Самостоятельное выполнение заданий разной сложности с последующей проверкой по образцу.
  6. Анализ урочной деятельности, рефлексия.

Организация и контроль качества образовательной деятельности

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Урок развивающего контроля

В ходе данного типа урочного занятия предусмотрено достижение деятельностной цели, заключающейся в обучении детей способам взаимо- и самоконтроля, формирование общих оценочных способностей, и содержательной, предусматривающей выявление уровня знаний, навыков и умений учащихся по конкретной теме.

Структурно все виды уроков развивающего контроля по ФГОС в основной школе состоят из мотивационной части, этапа актуализации массива знаний в ходе выполнения пробных учебных действий. Далее осуществляется фиксирование локальных затруднений, разработка последовательности действий для их преодоления, реализация задуманного, коллективное обобщение проблемных моментов, самостоятельное выполнение заданий по образцу с самопроверкой, выполнение нетипичных и сложных заданий и рефлексия.

Виды уроков по ФГОС в основной школе

Утвержденная типология урочных занятий, соответствующая принципам новой образовательной политики, устанавливает примерное содержание и структуру педагогической работы. В свою очередь виды уроков по ФГОС в основной школе открывают возможности для разработки качественно новых методических стратегий, способствующих более эффективной проработке учебного материала, формированию УУД, повышению мотивации школьников и качества обучения в целом.

В числе наиболее популярных видов уроков можно выделить следующие:

  1. Характеризующиеся изменением привычного формата подачи материала — лекция, научная конференция, презентация, встреча с известным человеком.
  2. Предусматривающие ведение открытой беседы с привлечением большого количества активных участников (устный опрос, форум, «открытый микрофон», диспут, коллоквиум).
  3. Базирующиеся на коллективной, групповой и индивидуальной практической работе (практикум, защита проектов).
  4. Все виды и формы уроков по ФГОС, включающие игровой момент — викторины, конкурсы, малые олимпиады, соревнования в командах, а также научные и ролевые игры.
  5. Занятия, содержащие элементы путешествий — инсценированных или реальных (урок-экспедиция, «путешествие во времени», экскурсия).

Выделение видовой классификации уроков в основной школе обусловлено тем, что в условиях ограниченного количества типов занятий экспериментирование обращение к разным типам организационных решений позволяет последовательно реализовывать актуальные педагогические цели и задачи, обеспечивая не только высокие показатели эффективности образовательного процесса, но и неизменную заинтересованность учащихся в процессе получения знаний. Если выбор стандартных типов уроков по ФГОС и их структуры обусловлен этапом изложения программного содержания («открытие» знания, закрепление, отработка навыков, контроль), то в границах разнообразия видов занятий легко выбрать те формы, которые наиболее интересны детям, с учетом возрастного фактора. И если для учащихся средней школы, как и ранее, важная педагогическая поддержка и сохранение игрового компонента (уроки-экскурсии, групповые практикумы, олимпиадная деятельность), то будущие выпускники проявляют наибольшую заинтересованность в занятиях, максимально приближенным к реалиям студенческой жизни и позволяющие демонстрировать личностные достижения (конференции, форумы, диспуты, коллоквиумы).

Типы урока по ФГОС в начальной школе

Базисом урочной деятельности в условиях нового времени является отказ от «готовых», шаблонных занятий, и данное правило применимо для всех образовательных структур. В начальной школе по ФГОС реализуются стандартные типы уроков, но их структурные компоненты несколько видоизменяются с учетом возрастного фактора учащихся. Утверждение образовательных стандартов обусловило появление понятия «учебная ситуация», представляющего собой совокупность методических и организационных условий, при которых дети могут осуществить «открытие знаний». Конечно же, для педагога данная практика несет потенциальные трудности, в особенности при работе с учащимися младшего школьного возраста, не имеющих объема накопленных знаний. Поэтому все варианты урочной деятельности в начальной школе, должны основываться на данных, полученных детьми в ходе наблюдений, на основе имеющегося житейского опыта, эмоционального восприятия.

Актуальные типы урока по ФГОС в начальной школе:

  1. Урок изучения нового — занятие традиционного или комбинированного типа, предусматривающее ознакомление с новыми знаниями, понятиями и умениями.
  2. Урок закрепления и комплексного применения знаний — предусматривает формирование умений по применению новых знаний, создает предпосылки для закрепления УУД; если позволяет образовательная ситуация — включает рефлексивный компонент.
  3. Урок обобщения и систематизации — нацелен на консолидацию ранее изученного в общую систему знаний, актуализацию практической ценности изучаемого материала.
  4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний реализуется с целью выявления уровня учебных достижений в форме традиционной контрольной работы, устного опроса, коллоквиума.

Важно отметить, что все типы уроков по ФГОС в начальной школе должны соблюдать направленность на формирование УУД — универсальных учебных действиях, которые в условиях новой образовательной политики являются залогом освоения предметного содержания и успешной самореализации школьника.

Виды уроков по ФГОС в начальной школе

Прежде чем уточнить, какие бывают типы и виды уроков по ФГОС в начальной школе, важно актуализировать внимание на факте ограниченности выбора педагогических методов ввиду возрастного фактора и индивидуальных показателей обучающихся. В условиях, когда дети только привыкают к школьному укладу, наиболее значимыми остаются вопросы безопасности и дисциплины, поэтому поле методических экспериментов остается ограниченным. Постепенно, учитывая актуальные образовательные запросы и сформированность базовых компетенций, учитель может переходить к реализации новаторских организационных моментов в урочной деятельности, внимательно отслеживая реакции учеников и динамику результативности обучения.

Наиболее востребованные виды уроков по ФГОС в начальной школе — уроки-путешествия, уроки-экскурсии, конкурсы, викторины и, конечно же, ролевые игры. На этапе, когда производит смена основного вида деятельности (от игровой — к учебной), а внимание по-прежнему остается неустойчивым, важно разнообразить учебный процесс оригинальными инсценировками, учебными практиками с элементами мультимедиа и ИКТ, экскурсиями и другими нетрадиционными видами урочной деятельности.

Современные типы уроков по ФГОС

Любой вариант урочной деятельности, длительность, структура и содержание которого полностью подчиняется реалиям ведения образовательного процесса, имеет огромный потенциал для решения новых учебных задач. Чтобы использовать это потенциал в полной мере, недостаточно просто реализовывать основные типы уроков по ФГОС, уделяя внимание форме, но не содержанию. Сделать занятие продуктивным, результативным, интересным и педагогу, и учащимся помогает не только следование классификации урочной деятельности, представленной выше, но и использование педагогических технологий нового поколения, способствующих формированию у учащихся УУД и достижения метапредметных результатов.

Все типы уроков, соответствующие требованиям стандарта, организуются посредством применения:

  • технологий личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного, игрового, проектного обучения;
  • педагогики сотрудничества;
  • ИКТ-технологии;
  • принципов витагенного обучения;
  • кейс-технологии.

Чтобы в полной мере реализовать современные типы уроков по ФГОС и их структуру, учителю необходимо:

  1. Проектировать занятия с использованием всех доступных (и, что немаловажно, уместных) методов, форм и типов педагогической работы, приоритетно — тем, которые способствуют проявлению ученической инициативы.
  2. Демонстрировать взаимосвязь изучаемого материала с повседневной жизнью и интересами учащихся. Привлекать детей для обсуждения образовательных практик и полученного учебного опыта.
  3. Отслеживать результативность учебно-воспитательного процесса не только посредством выставления отметок, и составлением содержательных характеристик.

С целью определения оптимальной педагогической стратегии в условиях нового времени целесообразно рассмотреть отличие традиционных и современных типов, видов и форм уроков по ФГОС.

Структурно-организационные элементы урока

Традиционный урок 

Современный урок
Объявление темы, целей и задач занятия Сообщает педагог, от учащихся активные действия не требуются.  Учитель подводит детей к тематике занятия, помогая определить границы знания и незнания.
Планирование учебной работы  Учитель указывает, какую образовательную работу необходимо выполнить.  Учащиеся коллективно определяют, какие учебные действия необходимо реализовать для достижения цели в зависимости от типа урока по ФГОС.
Практическая деятельность учащихся Посредством фронтальной организации учебной деятельности дети выполняют типовые задания под контролем педагога.  Дети выполняют образовательные задачи по намеченному плану коллективно, в группах или индивидуально. Учителю отводится роль консультанта.
Осуществление коррекции Выполняет учитель в ходе учебной деятельности детей. Учащиеся формулируют затруднения и ищут пути их преодоления, педагог советует и помогает.
Оценивание  Осуществляет учитель, мнение детей не учитывается.  Учащиеся дают оценку своей деятельности (само- и взаимооценка), учитель консультирует и представляет свою оценку. Исключение — все виды современного урока развивающего контроля по ФГОС.
Подведение итогов  Учитель проводит короткий опрос, выясняя, что дети запомнили и чему научились.  Коллективная рефлексия.
Выдача домашнего задания  Для всего класса дается одно задание.  Дети выбирают задание на дом из представленных вариантов с учетом индивидуальных возможностей.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Проектирование уроков в условиях нового времени открывает перед учителем возможность использования большого числа методов и форм работы, но вместе с тем обусловливает необходимость их тщательного подбора. Актуальная классификация типов уроков по ФГОС нужна не только для создания новой методологии, но и определения направлений работы, в качестве своеобразной шпаргалки для педагога. Так, для каждого типа занятий установлены определенные виды организационных решений, и знание данных соответствий остро необходимо для грамотного построения образовательного процесса.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС Виды уроков
Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра.
Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра.
Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Проработка примерной структуры каждого типа урока по ФГОС и последующее проведение занятий — базис педагогической практики, поэтому чем быстрее учитель освоит принципы современной классификации занятий и системно-деятельностного подхода в целом, тем скорее может гарантировать создание оптимальных условий для результативной образовательной работы, повышение показателей результативности и удовлетворенности детей процессом школьного обучения.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.