Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Самообразование учителя

13 августа 2019
372
Средний балл: 0 из 5

Последовательное изменение реалий социально-экономической действительности, стремительный технологический прогресс и процессы глобализации постепенно меняют привычную образовательную парадигму. В таких условиях самообразование учителя — осмысленное, систематическое, комплексное — становится неотъемлемой составляющей успеха ведения педагогической практики.

Чтобы соответствовать высоким общественным ожиданиям, самообразование педагогов следует подчинить таким целям и задачам:

  • актуализация ранее усвоенных знаний и умений;
  • повышение уровня педагогического мастерства, освоение передовых методов осуществления профессиональной деятельности;
  • развитие творческой инициативы;
  • консолидация усилий с коллегами, систематический поиск единомышленников по приоритетным направлениям работы;
  • создание условий для личностной самореализации и достижения профессионального успеха.

Самообразование учителя: актуальность вопроса

В условиях модернизации отечественной образовательной практики перед педагогами возникают принципиально новые профессиональные задачи, среди которых особое место занимает овладение особыми формами и методами обучения и воспитания. В свете этого самообразование учителя становится важным организационным решением, обеспечивающим последовательное расширение представлений учителей о сущностях и технологиях ведения педагогической деятельности в условиях нового времени.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию о порядке организации методической работы читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:

- Методическое объединение: что написать в положении и как планировать работу

(основные направления деятельности)

- Методический день и длительный перерыв для педагогов

 (обзор законодательства)

Многочисленные опросы, проводимые в условиях гласности среди учительской общественности, подтверждают высокую актуальность процессов организации практик по самообразованию. Традиционно педагоги сталкиваются с высокими ожиданиями со стороны школьников и родителей, которые мечтают видеть в учителе не просто человека, хорошо знающего тот или иной предмет и его методику, но и владеющего знаниями в близлежащих научных областях, информационно-коммуникативными средствами, ориентирующихся в социально-экономических, культурно-массовых, политических веяниях времени. Постоянная смена учащихся в условиях современной школы ярко демонстрирует смену образовательных запросов и ожиданий, за которыми, и педагог должен не просто успевать за ними, а сохранять роль ведущего. При этом способность к профессиональному самообразованию учителей является самостоятельно приобретенным качеством, формированию которого, к слову сказать, вузовское обучение уделяет недостаточно внимания. Уровень сформированности навыков самообразования определяется интеллектуальными и психоэмоциональными показателями, которые можно воспитать в ходе систематической работы с различными источниками информации, мониторинга деятельности коллег и последующей рефлексии, участии в разработке, адаптации и распространении передовых педагогических идей.

Необходимость приобщения к практикам самообразования для большинства педагогических работников обусловлена одной или рядом причин, а именно:

  1. Ежедневной работой с информацией в процессе подготовки к урочной деятельности, выступлениям, общешкольным мероприятиям, родительским собраниям. В данном случае деятельность учителя по самообразованию продиктована необходимостью освоения способов оперативного поиска и обработки большого массива данных для оптимизации ежедневной работы.
  2. Потребностью в реализации творческого начала. Педагогическая деятельность неизменно связана с необходимостью поиска новых решений для достижения поставленных целей. Сознательный отказ от профессионального поиска в пользу многократного использования единой поурочной документации или методов работы грозит утратой интереса к профессии, эмоциональным выгоранием. И напротив, использование новаторских практик делает ежедневный рутинный труд увлекательным и продуктивным.
  3. Стремительным технологическим прогрессом, следование «в ногу» с которым предусматривает уверенное владение ПК, активное использование мультимедийных и актуальных программных продуктов.
  4. Важностью понимания сути процессов глобализации, социально-экономических изменений, находящих яркое отражение в мировоззренческих позициях учащихся. Во избежание формирования негативного образа педагога как «несовременного человека» в программу самообразование учителя следует включать значительный перечень направлений, которые требуют детального рассмотрения.
  5. Конкуренцией и общественным мнением. Большинство потребителей образовательных услуг стремятся сотрудничать с профессионалами, и нередки случаи, когда при выборе школы для ребенка родители ориентируются на кадровый состав. Активная работа учителя по повышению профессионального уровня, находящая отражение в получении локальных и региональных наград, расширяет список привилегий и способствует уверенному карьерному росту. Ну и, конечно же, во всех отношениях неприятно быть «плохим» учителем, заслуги которого грозят не найти отражение в материальном или моральном вознаграждении.
  6. Финансовым стимулированием. Этот пункт тесно связан с предыдущим: систематическое самообразование учителя позволяет легко выйти на качественно новый профессиональный уровень, сулящий премии, надбавки и даже правительственные награды.
  7. Личной потребностью в образовании. Узнавать что-то новое, осваивать новые способы ведения образовательной работы не только интересно, но и полезно для понимания реальных потребностей и сложностей детей, реалий их школьной жизни.

Основываясь на вышесказанном, можно прийти к выводу, что профессиональное самообразование учителя выступает одним из условий удовлетворения личностной потребности утверждения себя в роли преподавателя, наставника, получения привлекательного социального статуса за счет успешной реализации в профессии. Опираясь на множественные исследования, проводимые в данной области, педагогическое самообразование учителя можно дифференцировать как оперативную и перспективную работу по расширению круга личностных компетенций. И если оперативное самообразование имеет непосредственные познавательно-побудительные цели, являясь необходимым условием ведения успешной педагогической деятельности, то перспективное характеризуется элементами осознанности, обязательности, содержательности, творческой активности. Именно перспективные практики по самообразованию являются наиболее востребованными, поскольку они позволяют каждому учителю независимо от актуального уровня компетентности, имеющегося практического опыта и места ведения практики делать вклад не только в собственное будущее, но и способствовать развитию отечественной системы образования в целом.

Самообразование учителя. Направления, источники, методы и формы

Самообразовательную деятельность, в отличие от организованной работы по повышению квалификации, отличает свободный характер, дающий возможность педагогу самостоятельно определять для себя направления и технологии активности по повышению компетенций. Характер работы по самообразованию учителей завит от уровня личностной профессиональной подготовки, личных образовательных потребностей, ожиданий школьной администрации, коллег, учащихся, представителей родительской общественности.

Специфика деятельности учителей предусматривает основательное знание предмета, методики его преподавания, психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей развития детей школьного возраста, общий высокий уровень культуры, знание приемов риторики, проведения самоанализа, эрудированность. Данный перечень компетенций нельзя назвать полным, и без владения им обеспечивать реализацию программного содержания в условиях образовательных реалий не представляется возможным. Поэтому в числе основных направлений работы учителя по теме самообразования целесообразно представить следующие:

  1. Непосредственно профессиональное, затрагивающее приоритетную предметную область и ее связь с другими школьными предметами.
  2. Психолого-педагогическое, отражающее актуальные принципы взаимодействия с учащимися разных возрастных групп и представителями семей.
  3. Психологическое: искусство влияния, формирование лидерских качеств, практики рефлексии, принципы продуктивного общения и реагирования на критики.
  4. Методическое — знакомство с передовыми педагогическими технологиями, участие в разработке, адаптации и распространении новаторского образовательного опыта.
  5. Правовое: изучение прав и обязанностей педработника, уровня ответственности. Данное направление самообразования учителя является особо значимым ввиду высокого риска возникновения различных ситуаций, опосредованно связанных с профессиональной деятельностью (от принципов начисления заработной платы до бытового травматизма среди учащихся), которые следует разрешать с полным пониманием актуальной правовой базы.
  6. ИКТ (овладение компьютерной грамотой, а также средствами обучения и воспитания нового поколения).
  7. Эстетическое, историческое, политическое, общекультурное.
  8. Иностранные языки, первоочередно — обусловленные региональным фактором и процессами глобализации.
  9. Здоровьесбережение.
  10. Личные интересы, увлечения, хобби.

Эффективность самообразовательной деятельности педагога зависит от его умений и навыков планировать и осуществлять данный вид работы, а также грамотно выбирать источники получения знаний, что в условиях неограниченного доступа к информационному полю является едва ли не самой сложной задачей. Самообразованию учителей школы способствует использование различного типа источников: дающих знания, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью, позволяющих расширять перечень универсальных компетенций, а также ресурсов комбинированного типа. Работа педагогического работника по самообразованию предусматривает первоочередное использование таких источников:

  1. Интернет, телевидение, печатные и онлайн-издания, тематические журналы, радио.
  2. Методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная литература.
  3. Курсы повышения квалификации.
  4. Педагогические семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом.
  5. Мастер-классы, выставки, музеи, концерты.
  6. Экскурсионная деятельность, активный отдых и спорт.

Что касается самообразования учителей, то в их числе дифференцируют индивидуальные и групповые. Индивидуальная работа по саморазвитию требует максимальной активности от педагога, которого могут направлять представители административных или методических структур школы. Несомненным преимуществом данной формы является возможность двигаться по самостоятельно намеченной траектории, максимально учитывая личностные интересы, способности, скорость овладения учебным материалом. Минус — необходимость реализации саморегуляции, что в условиях повышенной загруженности может стать значительной проблемой.

Групповая форма самообразования базируется на участии в работе школьного методического объединения, посещения и проведения в тесной связи с коллегами семинаров, выступлений, мастер-классов, реализация активности на базе инновационных образовательных площадок, подготовке докладов, публикаций в тематические онлайн- и печатные издания. Недостатком данной формы работы является необходимость консолидации стремлений и усилий с членами группы, но ввиду активной поддержки со стороны школьной администрации такая форма самообразовательной деятельности остается наименее трудоемкой при высоких показателях результативности.

Руководство развитием ОО

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и эффективной организации развития образовательной организации рекомендуем пройти обучение по программе «Руководство развитием ОО».

Кабинет информатики в школе

Анализ самообразования учителей указывает на то, что для успешного выполнения данного вида деятельности определяется сформированностью умений планировать оперативную и перспективную самообразовательную работу, последовательно отслеживать свои успехи, выявлять затруднения для поиска путей их успешного преодоления, а также определения сферы профессиональных интересов с их поступательной конкретизацией. Совокупность всех этих факторов указывает на необходимость планирования самообразовательной деятельности и отражения всех проектов и решений в индивидуальном плане.

План самообразования учителя

В реалиях осуществления образовательной практики расширение компетенций педагога связана с рядом трудностей, носящих как субъективный, так и объективный характер. В отличие от организованных форм повышения квалификационного уровня, где содержание знаний определяется учебно-тематическими планами и программами, самообразовательная практика основывается на принципах личностной организации. План самообразования учителя концептуально представляет собой «дорожную карту», отражающую цел, задачи, перспективы, ход, результаты и анализ деятельности по направлению.

Разработке плана по самообразованию предшествует публичное обсуждение педагогами актуальных тем, требующих детальной проработки, в ходе заседания методического объединения в начале года. Приоритетными темами самостоятельной образовательной деятельности могут стать:

  1. Одна из приоритетных годовых задач школы — например, работа по выявлению и комплексной поддержке одаренных детей.
  2. Педагогическая проблема, вызывающая затруднения у педагогического состава школы (применение интерактивных образовательных методик в начальной школе, организация опережающего обучения).
  3. Один из аспектов уже имеющегося методического опыта (дифференцированное обучение русскому языку, развитие культуры речи на уроках литературы).

Выбор темы, которой должен быть подчинен план самообразования учителя, ограничен только фантазией педагога и приоритетами образовательной организации. При выборе тематики самостоятельной обучающей практики следует также учитывать целесообразность ведения исследования по направлению (необходимо обосновать актуальность темы), возможность поиска, адаптации и реализации новаторского методического компонента, который может применяться в различных организационных условиях. Учителю важно понимать, что разработка темы продолжается не менее года, поэтому выбранный предмет исследований должен быть объемным и иметь познавательную привлекательность.

Структурные элементы плана самообразования учителя:

  1. Полное название темы.
  2. Цели и задачи работы по самообразованию, планируемые результаты.
  3. Этапы деятельности с указанием срока завершения каждого из них.
  4. Мероприятия, выполняемые в рамках поиска новаторского педагогического опыта.
  5. Способ демонстрации результатов труда по самообразованию.

На завершающем этапе реализации индивидуального плана самообразования учитель обязан составить отчет с результатами рефлексии, выводами и рекомендациями по теме для коллег. После этого начинается новый этап самообразовательной практики, который может быть логично связан с предыдущим предметом исследований или значительно отличаться.

Административный контроль за процессом самообразования осуществляет группа специалистов: директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, председатели методобъединений, наставники школ молодого учителя, методисты райотдела народного образования, педколлектив школы и, конечно же, сам учитель. Численный состав наблюдающих обусловлен тем, что в большинстве случаев педагоги нуждаются в консультациях при выборе тем, сталкиваются с затруднениями на этапе реализации плана. Содействие со стороны наставников, ответственных за организацию отчетных выступлений, докладов, практик обмена опытом, оказание помощи в создании отчетной документации и презентации успеха учителя, позволяет консолидировать направления по теме и обеспечить высокие показатели результативности.

При составлении плана самообразования учителя принимается во внимание его профессиональный уровень, стаж, а также перечень других критериев, применение которых позволяет разделить педагогических сотрудников на группы, объединенные общими целями и задачами:

  1. Учителям, которые только начали свою трудовую практику, самообразовательная деятельность, подкрепленная методической поддержкой, позволяет конкретизировать полученные знания, грамотно перевести понимание теории в практическую плоскость, научиться адекватно реагировать на конструктивную критику и искать пути разрешения учебно-воспитательных затруднений.
  2. Педагоги со стажем работы, пока не успевшие достичь серьезных профессиональных успехов, в ходе самообразования формируют личностную потребность в постоянном пополнении имеющихся знаний, совершенствовании практических навыков, готовности грамотно проектировать образовательный процесс, использовать методы рефлексии и анализа, реализовывать творческий подход. В ходе коллективного взаимодействия создаются отличные условия не только для пополнения личной педагогической копилки, но и осознанного выбора наиболее эффективных методических приемов, соответствующих тем или иным образовательным ситуациям.
  3. Работа по реализации плана самообразования учителей, уверенно владеющих навыками ведения самостоятельной деятельности, позволяет расширить охват и глубину проводимых исследований, попробовать свои силы в числе отличников образования, расширить горизонты профессионального развития и поставить для себя качественно новые цели.

При планировании самообразовательной деятельности важно учитывать, что данный аспект работы учителя не может быть сведен к заполнению бланков, тетрадей, созданию презентаций и папок-передвижек, не несущих реальную практическую ценность. В условиях, когда самообразование сводиться к формализму, представителям школьной администрации важно искать новые стимулы для профессионального и личностного роста педагогов, в частности оказывать комплексную консультативную работу по вопросам принципов использования различных источников, инициировать проведение встреч с ведущими специалистами отрасли, демонстрацию методистами района лучших результатов самообразования учителей на региональном уровне. Не менее важно, чтобы успехи, достигнутые на поприще самообразовательной деятельности, учитывались при принятии решений о повышении категорий, начислении стимулирующих выплат и предоставлении других поощрений.

Анализ самообразования учителя

Ведение какого-либо вида деятельности в отсутствие результатов является бессмысленным, и самообразовательная работа не является исключением. Очень важно создать условия, чтобы каждый анализ самообразования учителя стал неотъемлемой составляющей ведения деятельности по направлению, чему будет способствовать утверждение единой формы отчета. При условии, что самообразовательная работа велась обдуманно, последовательно, в соответствии с рекомендациями, аналитическая справка, содержащая тему исследования, перечень реализованных мероприятий, успехи и проблемные моменты, должна подтверждать достижение следующих результатов:

  1. Повышение качества преподавания предмета по ряду показателей.
  2. Создание методических пособий, публикаций в научных журналах, программных продуктов, учебников, сценариев.
  3. Разработка новых форм, методов и приемов обучения.
  4. Проведение открытых уроков по авторским технологиям, содержащим новаторский концепт.
  5. Доклады, выступления на тематических конференциях.

Если рефлексия педагогической деятельности проводится на систематической основе, то она найдет свое логическое продолжение в практике анализа самообразования учителя. Осмысление профессиональных действий, реакций ученического состава, коллег, администрации и родителей, собственных чувств и переживаний способствует уверенному личностному росту учителя, упрочнению социального статуса, получения не только фактического, но и эмоционального отклика от работы, расширение круга компетенций. Самообразовательная деятельность учителя будет приносить удовлетворение, если в процессе этой деятельности реализуется потребность в развитии и саморазвитии, формируется осознание механизмов преодоления профессиональных затруднений и последовательное расширение трудовых горизонтов.

В завершение хочется сказать, что самообразование обеспечивает непрерывность и, следовательно, систематичность работы по овладению педагогическим мастерством, навыками методической и научно-исследовательской работы, а также максимально учесть индивидуальные особенности и потребности учащихся. Самообразовательная работа не требует отрыва от повседневной практики, вызывающего нарушения привычного порядка осуществления учебно-воспитательного процесса. Данный вид деятельности также дает возможность наилучшим образом распорядиться свободным временем, а в ходе обращения большого количества источников и переработки значительного объема информации гарантируется ее отличное усвоение. Таки образом, самообразование, сопровождаемое рефлексивными практиками, целесообразно сделать одним из наиболее важных направлений обеспечения образовательного процесса в современных школах.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.