Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Функциональные обязанности учителей

  • 24 июня 2019
  • 828

Содержание статьи:

Функциональные обязанности учителя — результат обязательных к выполнению действий, которые педагог осуществляет согласно требованиям, изложенным в должностной инструкции. Общее, стратегически обоснованное понятие, объединяющее задачи, поставленные перед специалистом руководством. 

Должностные обязанности и функции педагога: в чем разница?

Действующие трудовые отношения в системе образования требуют точного понимания всех задач и процессов, а также четкого определения каждого из них. Оба эти понятия закрепляются в локальных нормативных актах школы. Разграничение понятий должностных и функциональных обязанностей педагога не позволит руководителям навязать работнику задачи, которые не должны выполнять, а учителям поможет лучше понимать круг своих обязанностей, чтобы в дальнейшем отстаивать свои права.  
Таким образом:
  • Функции — общая категория, поле работы учителя, максимальный результат его профессиональной деятельности, ориентированный на достижение поставленных перед образовательным учреждением целей. Список функциональных обязанностей педагогических работников на основании заложенных профессией и компетенциями функций формируется руководителем или учредителем, исходя их потребности в них в конкретном учреждении. 
  • Должностные обязанности — частное понятие, перечень действий, выполняемых специалистом для исполнения функций согласно должности и поставленных перед ним задач (одновременно и рекомендации, и процессы). Должностные обязанности прописываются в должностной инструкции и формируются с учетом штатного расписания. 

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте больше о работе кадровой службы и организации трудового документооборота

Именно поэтому функции являются обобщающими, а должностные обязанности имеют вторичный характер и представляют исчерпывающий и конкретный список процессов, которые следует выполнить специалисту. На основании функциональных выстраиваются должностные обязанности, конкретизирующие их. Однако в некоторых учреждениях функциональные обязанности существенно отличаются от должностных, которые могут носить формальный характер и выражаться в стандартизированных формулировках, далеких от жизнедеятельности конкретного образовательного учреждения. 

Функции и функциональные обязанности учителя: характеристика понятия

Трудовые функции оговариваются сотрудником и работодателем в процессе трудоустройства. Это в дальнейшем обеспечивает стабильность трудовых отношений, поскольку, владея понятийным аппаратом, педагог более ответственно подходит к исполнению поставленных перед ним задач, в то время как работодатель может, действуя в рамках действующего трудового законодательства, изменять функциональные обязанности учителя-логопеда или предметника, руководствуясь причинами экономического, организационного или технологического характера. 
Функциональные обязанности учителей

Функциональные обязанности педагогического работника — это выполнение конкретного вида работы в рамках поручения или в соответствии с занимаемой в образовательном учреждении должностью и штатным расписанием (согласно квалификации и профессии). Общая категория деятельности педработника, раскрывающая конкретные задачи учителя. Она определяется при приеме на работу, когда в трудовом договоре указывается соответствующая формулировка («Работник принят для выполнения трудовых обязанностей в должности учителя» (учителя начальных классов, педагога-психолога). Может быть изменена только в рамках действующего правового поля. В этом случае в трудовой договор вносится иная формулировка, отражающая дополнительные функциональные обязанности учителя, например, «Работнику поручено выполнение работы социального педагога или педагога-организатора». 
Должностные обязанности — действия, обязательные для выполнения для достижения поставленных задач и исполнения своих функций. Перечислены в должностной инструкции, где функционал учителей предельно конкретизирован и детализирован. 

Функциональные обязанности перечисляют в трудовом договоре, чтобы в дальнейшем детализировать их в должностной инструкции. При этом важно помнить, что наименование должности специалиста служит характеристикой трудовой функции, а в том случае, если специалист выполняет работу, за которую предоставляются компенсации или льготы, в соглашении необходимо указать должность, специальность и профессию, соответствующую ЕТКС. Должностные обязанности, которые являются содержанием трудовой функции, конкретизируют функционал педработника, поскольку описать весь перечень обязательных к выполнению действий в трудовом договоре невозможно. Поэтому после заключения соглашения и приема сотрудника на работу, его под роспись знакомят с текстом должностной инструкции. 
Работодателю следует помнить, что внесение изменений в должностные обязанности учителя возможно только по согласию сторон. Только согласно ст. 74 ТК РФ, работодатель вправе в одностороннем порядке изменить трудовые функции подчиненного в связи с изменениями технологических или организационных условий труда. 

Функциональные обязанности учителя школы

Учитель в современной школе выполняет важные наставнические функции, которые реализуются в первую очередь через передачу накопленных знаний и руководство приобретением социального опыта. Функциональные обязанности учителя начальных классов и предметника в средней школе объединяют образовательно-воспитательных функции, поскольку педработник не только служит источником знаний для учащихся, которые он передает во время занятий и внеурочной деятельности, но и выполняет роль организатора учебного процесса. Особенно актуально это для учителей-предметников с нагрузкой классного руководителя, которые в полной мере задействованы в организации жизнедеятельности ученического коллектива. 
Согласно типовой должностной инструкции, функции школьного учителя определяются тремя ключевыми направлениями работы:
  1. Обеспечение воспитания и обучения школьников в рамках положений ФГОС, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, специфики образовательного учреждения и преподаваемой дисциплины. 
  2. Помощь и поддержка в социализации подростков, приобщению их к общекультурным ценностям.
  3. Организация жизнедеятельности, соблюдение правил техники безопасности учебного процесса и норм поведения в образовательном учреждении. 
Не для кого не секрет, что педагогические функции, которые учителя выполняют в процессе профессиональной деятельности, применяя на практике свои умения и знания, неразрывно связаны с изменениями в обществе и отечественной системе образования. Все функции, а вместе с  ними и функциональные обязанности учителя в школе, направленные на воспитание и целенаправленное обучение детей, условно делятся на две большие группы.
Общетрудовые функции применимы к любой профессии и используются для формирования оптимальных условий труда, а в образовательных учреждениях — для решения педагогических и дидактических задач:
  • конструктивная — педагог самостоятельно планирует работу и расставляет приоритеты по задачам;
  • коммуникативная — важно выстроить комфортные взаимоотношения с коллегами, родительской общественностью и учащимися;
  • организаторская — специалист отвечает за организацию своей работы и эффективное осуществление профессиональной деятельности;
  • исследовательская — учитель систематически должен работать над повышением собственной квалификации, пополнением знаний, самообразованием. 

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о распределении обязанностей в образовательном учреждении и функциональных обязанностях учителей помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

- Определение должностных обязанностей педагогических работников при переходе на эффективный контракт

 (организационные решения)

- Работник не справляется с обязанностями: действия руководителя

 (практикум)

Педагогические функции органично связаны между собой и ориентированы на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач:
  1. Информационная. В обязанности учителя входит передача учащимся своих знаний и содействие в прочном осмыслении полученной ими информации. Для этого ему необходимо досконально владеть своим предметом, а также иметь глубокие знания в других сферах, чтобы умело применять на практике передовой методический инструментарий. Помимо этого современный педагог должен осознать, что учебные заведения перестали быть единственными источниками знаний, поскольку почерпнуть информацию можно из любого источника (интернет, печатные издания, телевидение, радио). Преподаватель, продолжающий строить процесс обучения лишь на собственных знаниях и концепциях, не сможет отныне успешно выполнять свою функцию. Таким образом, прежде всего необходимо ликвидировать разрыв между свободным использованием новыми поколениями современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в повседневной жизни и умением педагога интегрировать эти технологии в учебный процесс.
  2. Мобилизационная. Учитель умело стимулирует познавательный интерес детей, содействует в организации самостоятельной работы, самообразованию. Для него важно привить учащимся любовь и интерес к учебе, осознание важности знаний.
  3. Развивающая. Основная функция учителя заключается в формировании самостоятельно мыслящей личности, развитии интеллектуальных, аналитических способностей учащихся, способности четко структурировать полученные сведения. Усилия специалиста направляются на формирование и гармоничное развитие личности учащегося, которое осуществляется с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей. 
  4. Ориентационная. Школьники должны демонстрировать активную жизненную позицию, действовать согласно с социально одобряемыми мотивами поведения, помощь в формировании которых оказывает непосредственно педагог. 
Для успешного выполнения возложенных на учителя учебно-воспитательных задач и эффективной организации образовательного процесса функциональные обязанности специалиста должны включать функции диагностирования уровня знаний, степени развития, наличия способностей учащихся. Без знания подобных аспектов невозможен успешный выбор методологического инструментария и правильное целеполагание. Более того, учитель должен выполнять прогностический анализ педагогических ситуаций, прознозируя результаты своей работы и корректность выбранной стратегии действий, конструируя модель профессиональной деятельности, средства и методы, необходимые для достижения поставленных целей. Используя полученные данные, он может планировать работу с конкретным ученическим коллективом, будучи уверенным в ее эффективности. 
Практика показывает, что перечень функциональных обязанностей учителя-логопеда, хоть и несколько отличается от функций учителей-предметников, но все же имеет немало общего с ними. Каждый опытный педагог уже на подготовительном этапе реализации учебно-воспитательной деятельности выполняет функции диагностики, прогнозирования, проектирования и планирования. 
На этапе непосредственно педагогического контакта с детьми учитель выполняет организационную функцию, вовлекая учащихся в образовательную деятельность для достижения конкретной цели. Информационные функциональные обязанности предполагают передачу навыков и знаний школьникам не только в рамках преподаваемого предмета, но и владея психологией, педагогикой, знаниями истории, технологии и культурологии. Чтобы развивать и стимулировать образовательный процесс, педагоги используют контрольную, оценочную и коррекционные функции, что позволяет им не только получать данные об эффективности работы, но и своевременно корректировать учебный процесс. В завершении педработники выполняют аналитические функции, определяя степень реализации поставленных задач.
Должность Характеристика функций
Функции учителя-предметника
  • диагностирует способности и уровень развития учеников, проводит наблюдения за склонностями учащихся;
  • стимулирует познавательный интерес школьников, их творческие начало посредством проектной и исследовательской деятельности, использования различных педагогических приемов и средств;
  • осуществляет профориентационную работу, способствует формированию профессионально важных и общетрудовых навыков, адекватной самооценки учащихся;
  • занимается адаптацией учебных программ с учетом индивидуальных особенностей детей. 
Функции учителя начальных классов
  • контролирует дисциплину во время занятий, организует учебно-воспитательный процесс, используя различные методические средства в рамках требований ФГОС;
  • создает оптимальные условия для выполнения учебных программ и планов, развития творческих способностей учеников;
  • осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний;
  • координирует и корректирует образовательный процесс в контексте взаимоотношений в классном коллективе;
  • соблюдает правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы осуществления образовательной деятельности;
  • проводит дополнительную работу и консультирование отстающих и слабоуспевающих детей;
  • анализирует эффективность урочной и внеурочной воспитательной деятельности
  • изучает и анализирует личности учащихся;
  • обеспечивает социальную защиту детей, помогает органам ученического самоуправления;
  • оформляет и ведет классный журнал, проверяет дневники учащихся, составляет социальный паспорт класса и основную информацию об учениках и их родителях;
  • контролирует соблюдение техники безопасности и требований СанПина, а также посещаемость, состояние здоровья учащихся вверенного ему класса;
  • составляет план воспитательной работы, организует внеурочную деятельность учащихся с целью реализации этого плана;
  • проводит организованную воспитательную работу с учащимися, а для их родителей — педагогическое просвещение.
Функции школьного психолога
  • оценивает склонности и интересы учащихся, осуществляет диагностику и наблюдение;
  • проводит мониторинг профессиональной ориентации и самоопределения учеников;
  • координирует профориентацию школьников;
  • проводит групповые и индивидуальные консультации, беседы и мастер-классы для родителей и учащихся;
  • способствует формированию адекватной самооценки, разрешению внутришкольных конфликтов, построению гармоничных взаимоотношений в ученическом коллективе;
  • создает базу данных по профессиональной диагностике
Функции социального педагога
  • работает со школьниками из группы риска, способствуя профилактике девиантного поведения и формированию у них адекватной самооценки;
  • поддерживает сложных подростков на пути их жизненного и профессионального самоопределения;
  • проводит индивидуальные и групповые консультации по социальным вопросам;
  • помогает классному руководителю в диагностике и анализе социальных факторов.

В отличие от учителей-предметников, функциональные обязанности педагога-организатора не предполагают работу над общешкольной методической темой и участие в работе школьного или районного методического объединения. 

Организация и контроль качества образовательной деятельности

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Функциональные обязанности педагога-предметника

Эффективное выполнение учителями своих функциональных обязанностей способствует стабильному развитию отечественного образования и образовательного потенциала страны, что в перспективе положительно сказывается на благосостоянии государства. Функциональные обязанностей учителей находятся в тесной взаимосвязи с объемом и глубиной профессиональных навыков и знаний, поскольку любая функция является проявлением свойств объекта. 
В связи с этим, независимо от области знаний и преподаваемой дисциплины, обязательными для учителя-предметника являются следующие функции:
  1. Диагностическая. Усилия педагога направляются на изучение психологического и физического развития детей, их нравственного воспитания, характера внеурочной деятельности, условий семейного воспитания. К сожалению, недостаточная проинформированность учителей относительно личностных свойств учащихся негативно отражается на учебно-воспитательном процессе. Потому сотрудничество классных руководителей и предметников приобретает стратегически важный характер. Если же подобное сотрудничество не выстроено, учителю необходимо владеть методами диагностики и учета специальных способностей детей, чтобы выстроить учебный процесс в контексте личностно-ориентированного подхода. 
  2. Ориентационно-прогностическая. В функциональные обязанности учителя-предметника входит позиционирование и соотнесение целей и задач с конкретными этапами реализации образовательно-воспитательного процесса, прогнозирование результатов деятельности. Выявив наличие проблемы в той или иной сфере жизнедеятельности класса, учитель ориентирует свою работу на ее устранение. Например, стимулирует познавательную активность детей, если наблюдает снижение интереса к учебе. Важно подчеркнуть, что подобная деятельность должна проводиться на уроках систематически, обеспечивая динамику воспитания и обучения. 
  3. Конструктивно-проектировочная. Выполняя эту функцию, педагог определяет, какой объем информации должен быть освоен учениками, и на основании этих данных проектирует собственную деятельность и задачи для учеников на уроках. Эта функциональная обязанность находится в неразрывной связи с предыдущей, поскольку только на основании данных диагностики педагог может правильно выбрать методические приемы и педтехнологии, необходимые для решения педагогических задач. Опытные педработники используют для этих целей инновационные технологии, сюжетно-ролевые игры, методы проектирования и исследования.  
  4. Организаторская. Спроектировав учебно-воспитательную работу и спланировав ход урока, учителю важно вовлечь учащихся в непосредственную деятельность, учитывая интересы и возможности детей, их уровень владения темой. Эта функция находится в тесной взаимосвязи с предыдущей, поскольку качественная организация учебно-воспитательного процесса во многом зависит от основательного планирования, умения учителя вдохновлять и мотивировать учеников. 
  5. Информационно-объяснительная. Педагогу важно не просто передавать знания ученикам, но и использовать для этого современные информационные процессы, выстраивая логически стройные, содержательные и наполненные примерами цепочки. 
  6. Коммуникативно-стимулирующая. Эту функциональная обязанность является ключевой для преподавания дисциплин гуманитарного спектра, где коммуникативная составляющая играет основополагающую роль. Наряду с функциональными обязанностями педагога-психолога школы, учителям-предметникам также важно выстраивать с учениками доброжелательные взаимоотношения, основанные на принципах толерантности, гуманности и взаимного уважения. Учитель же своим примером трудовой, познавательной, исследовательской, художественно-эстетической или любой другой деятельности стимулирует школьников на вовлечение в учебный процесс.
  7. Аналитико-оценочная. По результатам прохождения урока, темы, окончания семестра или учебного года учителя осуществляют оценивание предметных результатов учащихся, а на основании этих данных анализируют эффективность выбранной педагогической технологии, делают выводы о недостатках и успехах учебного плана. 
  8. Исследовательско-творческая. Предполагается, что педагог-предметник осмысляет и творческие анализирует передовые методические и педагогические идея, изучает инновационные научные теории, использует нестандартные учебно-воспитательные подходы в рамках систематической работы по самообразованию, рационализации методов и приемов обучения. 
Исходя из вышеизложенного материала, можно заключить, что педагог-предметник выполняя свои непосредственные функциональные обязанности исходит не только из учета решения общих педагогических задач, но и из специфики преподавания определенного предмета. Качественное выполнение своих функций, во многом обуславливается индивидуально-личностными характеристиками педагога, наличием необходимого опыта, знаний и стимула к эффективному осуществлению обязанностей. 

контролирует дисциплину во время занятий, организует учебно-воспитательный процесс, используя различные методические средства в рамках требований ФГОС;
создает оптимальные условия для выполнения учебных программ и планов, развития творческих способностей учеников;
осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний;
координирует и корректирует образовательный процесс в контексте взаимоотношений в классном коллективе;
соблюдает правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы осуществления образовательной деятельности;
проводит дополнительную работу и консультирование отстающих и слабоуспевающих детей;
анализирует эффективность урочной и внеурочной воспитательной деятельности

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×

×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к Справочной системе "Образование"
Активируйте доступ прямо сейчас, иначе он сгорит! После активации Вы сможете прочитать экспертную статью по данной теме, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы!
23
 : 
56
 : 
45
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.