Мы оплатили 50% стоимости вашей подписки. Подробнее>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Кружковая работа в школе

  • 10 июня 2019
  • 587

В последнее время в учебных заведениях уделяется много внимания развитию исследовательских, познавательных и поисковых навыков у учащихся. В связи с этим кружковая работа в школе стала особенно актуальной. В статье рассматриваются цели и задачи, особенности, специфика организации и анализ деятельности кружков в образовательных учреждениях.

Организация кружковой работы в школе является важным элементом внеурочной образовательной деятельности. Она позволяет удовлетворить широкий спектр индивидуальных учебных потребностей учеников, способствует развитию творческого мышления и расширению кругозора в различных направлениях. Кроме того, этот вид внеурочной работы создает благоприятные условия для будущей реализации учащихся в профессиональной сфере.

Цели и задачи кружковой работы в школе

Согласно новым образовательным нормам, в школах уделяется повышенное внимание личностному, общекультурному, интеллектуальному, духовно-нравственному и социальному развитию детей. Успешной реализации данных задач способствуют разные направления школьной кружковой работы. При организации такой деятельности в первую очередь определяются базовые направления активности, которые затем дополняются и варьируются.    

Посмотреть перечень направлений кружковой деятельности в учебных заведениях

Основные цели кружковой программы:

  • мотивация детей к творческой активности, познанию и духовному развитию;

  • обеспечение условий для личностного развития школьников и их приобщения к общечеловеческим ценностям;

  • создание условий для эмоционального благополучия детей.

К числу приоритетных задач кружковой работы в начальной и средней школе по ФГОС относятся:

  • развитие творческих навыков, нестандартного мышления и коммуникативных способностей;

  • углубление и расширение базовых познаний учащихся;

  • обучение работе с разными материалами;

  • формирование самоуважения, позитивной самооценки и бережного отношения к трудовым результатам;

  • привлечение родителей к творческой работе с детьми в домашних условиях;

  • развитие навыков организации и планирования деятельности с ориентацией на конечный результат.

Специфика кружковой деятельности детально должна быть прописана в положении о кружковой работе в школе. 

Методические особенности кружковой работы в школе

Разные направления кружковой работы в школе решают целый ряд учебно-воспитательных задач и имеют общественно полезную направленность, объединяя учеников по их способностям и интересам. При этом, педагоги используют различные нестандартные приемы и методы работы с группой. Это позволяет поддерживать интерес школьников и их мотивацию на высоком уровне. Одновременно преподаватель получает возможность тщательно изучить индивидуальные особенности учеников и скорость освоения ими новой информации. Это позволяет грамотно контролировать учебный процесс и добиваться оптимального педагогического эффекта.        

Главные организационные формы работы в кружках – соревновательная, игровая, проектная и поисковая. Содержание уроков планируется локально, благодаря чему может охватывать самые актуальные данные из разных сфер (например, информацию о достижениях в области технологий и науки).

На этапе организации занятий необходимо создать условия для интеграции их результатов в общеобразовательный процесс. Для этого в школах систематически проводятся презентации результатов кружковой работы, экспозиции, выставки, конкурсы, олимпиады и викторины.   

Алгоритм составления программы кружковой работы в школе по ФГОС

Деятельность школьных кружков осуществляется в соответствии с выбранным направлением и на основании утвержденной программы дополнительного обучения. Она реализуется согласно следующему порядку:

  • определение потребностей учеников, их родителей и школьного заведения в дополнительных учебных дисциплинах. Проводится путем консультаций или анкетирования;

  • выявление ценностных ориентиров и их отражение в целях и задачах курса;

  • изучение нормативно-правовой базы учебного учреждения;

  • составление и утверждение программы и плана кружковой работы в школе на будущий учебный год, обоснование выбора конкретной методической программы;

  • практическая реализация утвержденного плана;

  • разработка критериев оценки эффективности кружковой деятельности: реалистичность и конкретность целей, разнообразие образовательных вариантов для повышения заинтересованности учащихся, соответствие образовательных материалов в кружках психофизиологическим и возрастным потребностям учеников, степень сформированности навыков, знаний и сопутствующих способностей школьников в конце отчетного периода, показатели результативности деятельности в виде полученных наград и количества проведенных показов, конкурсов, соревнований и т.д., общественно значимые достижения учеников и др.;

  • анализ результатов кружковой работы школы с целью коррекции недочетов;

  • демонстрация достигнутых результатов перед родителями и преподавательским составом;

  • составление отчета по кружковой работе в школе. Отчет включает цели и задачи работы, список кружков с указанием количества их участников, перечень проведенных мероприятий и завоеванных наград, оценку деятельности преподавателей и перечень мер по улучшению показателей работы в кружках в следующем отчетном периоде;

  • проверка кружковой работы в школе ответственными сотрудниками.

Образцец плана мероприятий в рамках кружковой деятельности учебного заведения

Скачать форму отчета о результатах кружковой работы

Особенности и этапы организации кружковой работы в школе

Организация кружковой работы в школе – важнейшая административная задача, призванная оптимизировать учебный процесс. Организационные мероприятия осуществляются поэтапно. При этом, большое значение имеет разработка календарно-тематического плана с учетом содержания курсовой программы и имеющихся технических и методических средств. При составлении теоретической и практической частей программы необходимо учитывать основные дидактические принципы: индивидуализации, научности, наглядности, доступности, последовательности и систематичности. В зависимости от задач конкретного курса, преподаватель применяет разные обучающие методики: наглядные, словесные, практические, а также их сочетания.

Отдельного внимания заслуживает кружковая работа в начальной школе. В силу возрастных факторов (высокая познавательная активность, потребность в движении, неустойчивость внимания и др.) она имеет ряд специфических особенностей и требует особого методического подхода. В частности, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • распределение нагрузки между преподавателями начальных классов при разработке содержания кружковой деятельности – обеспечивает эффективную реализацию дополнительных учебных модулей по утвержденным темам и создает благоприятные условия для знакомства младших школьников с учащимися параллельных классов и разными педагогами;

  • привлечение к работе внештатных сотрудников с необходимым организационным опытом и педагогическим образованием – способствует повышению качественных показателей кружковой работы;

  • посещение учениками одновременно нескольких кружков с учетом образовательной нагрузки – помогает организовать досуг школьников младшего возраста, избегая однообразной деятельности;

  • изучение теоретического материала в начале урока и его закрепление путем демонстрации наглядных пособий;

  • активное привлечение детей к практическим занятиям – наиболее полно удовлетворяет потребности учащихся младшего возраста в движении и познании новых фактов;

Независимо от выбранного направления, организация кружковой работы в школе состоит из следующих этапов:

  1. Предварительный пересмотр кружковой образовательной программы, изучение учебно-тематического плана, записей, конспектов проведенных уроков и журнала работы в рамках кружка. Кроме того, проводится согласование определенных тем разделов и самого раздела с содержанием учебной программы и выявляется взаимосвязь содержания следующего урока с уже проведенными и предстоящими занятиями. Также необходимо изучить материалы заседаний методического объединения и педагогических учеб, документы с совещаний, методические и иные пособия, непосредственно связанные с тематикой урока.

  2. Определение направленности работы во время урока (постановка целей). Целевые установки должны быть ориентированы на решение конкретных и реально достижимых учебных, развивающих и воспитательных задач.     

  3. Постановка задач. Рекомендуется ставить не более трех задач на одно занятие. При этом, все они в совокупности должны полностью раскрывать и конкретизировать цель урока, отображать содержание основополагающих этапов работы. На первое место ставятся задачи, направленные на раскрытие творческих навыков школьников, и вопросы эмоционального и нравственного аспектов.

  4. Выбор типа и структуры урока с учетом возрастных и психофизиологических характеристик учеников.

  5. Разработка плана кружковой школьной работы в рамках предстоящего занятия. На данном этапе составляются основные этапы урока, определяется их последовательность, а также длительность и содержание каждого из них. Дополнительно выбираются организационные формы взаимодействия между преподавателем и учениками и выбираются способы обучения.

  6. Проработка специфики образовательной работы в процессе занятия и логики ее построения, то есть взаимосвязи всех учебных блоков с подведением итогов по теоретической и практической части каждого из них. Также подсчитывается объем учебной составляющей образовательного материала.

  7. Выбор и проработка дидактических приемов и методов, подготовка необходимых технических средств для использования во время урока.  

Нормативно-правовая база, регулирующая кружковую работу в школе

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года №185 «О внесении изменений №1 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».  

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка 50% на комплект журналов для школы.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.