Получите в подарок пылесос >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Кружковая работа в школе

10 июня 2019
1270
Средний балл: 0 из 5

В последнее время в учебных заведениях уделяется много внимания развитию исследовательских, познавательных и поисковых навыков у учащихся. В связи с этим кружковая работа в школе стала особенно актуальной. В статье рассматриваются цели и задачи, особенности, специфика организации и анализ деятельности кружков в образовательных учреждениях.

Организация кружковой работы в школе является важным элементом внеурочной образовательной деятельности. Она позволяет удовлетворить широкий спектр индивидуальных учебных потребностей учеников, способствует развитию творческого мышления и расширению кругозора в различных направлениях. Кроме того, этот вид внеурочной работы создает благоприятные условия для будущей реализации учащихся в профессиональной сфере.

Цели и задачи кружковой работы в школе

Согласно новым образовательным нормам, в школах уделяется повышенное внимание личностному, общекультурному, интеллектуальному, духовно-нравственному и социальному развитию детей. Успешной реализации данных задач способствуют разные направления школьной кружковой работы. При организации такой деятельности в первую очередь определяются базовые направления активности, которые затем дополняются и варьируются.    

Посмотреть перечень направлений кружковой деятельности в учебных заведениях

Основные цели кружковой программы:

  • мотивация детей к творческой активности, познанию и духовному развитию;

  • обеспечение условий для личностного развития школьников и их приобщения к общечеловеческим ценностям;

  • создание условий для эмоционального благополучия детей.

К числу приоритетных задач кружковой работы в начальной и средней школе по ФГОС относятся:

  • развитие творческих навыков, нестандартного мышления и коммуникативных способностей;

  • углубление и расширение базовых познаний учащихся;

  • обучение работе с разными материалами;

  • формирование самоуважения, позитивной самооценки и бережного отношения к трудовым результатам;

  • привлечение родителей к творческой работе с детьми в домашних условиях;

  • развитие навыков организации и планирования деятельности с ориентацией на конечный результат.

Специфика кружковой деятельности детально должна быть прописана в положении о кружковой работе в школе. 

Методические особенности кружковой работы в школе

Разные направления кружковой работы в школе решают целый ряд учебно-воспитательных задач и имеют общественно полезную направленность, объединяя учеников по их способностям и интересам. При этом, педагоги используют различные нестандартные приемы и методы работы с группой. Это позволяет поддерживать интерес школьников и их мотивацию на высоком уровне. Одновременно преподаватель получает возможность тщательно изучить индивидуальные особенности учеников и скорость освоения ими новой информации. Это позволяет грамотно контролировать учебный процесс и добиваться оптимального педагогического эффекта.        

Главные организационные формы работы в кружках – соревновательная, игровая, проектная и поисковая. Содержание уроков планируется локально, благодаря чему может охватывать самые актуальные данные из разных сфер (например, информацию о достижениях в области технологий и науки).

На этапе организации занятий необходимо создать условия для интеграции их результатов в общеобразовательный процесс. Для этого в школах систематически проводятся презентации результатов кружковой работы, экспозиции, выставки, конкурсы, олимпиады и викторины.   

Алгоритм составления программы кружковой работы в школе по ФГОС

Деятельность школьных кружков осуществляется в соответствии с выбранным направлением и на основании утвержденной программы дополнительного обучения. Она реализуется согласно следующему порядку:

  • определение потребностей учеников, их родителей и школьного заведения в дополнительных учебных дисциплинах. Проводится путем консультаций или анкетирования;

  • выявление ценностных ориентиров и их отражение в целях и задачах курса;

  • изучение нормативно-правовой базы учебного учреждения;

  • составление и утверждение программы и плана кружковой работы в школе на будущий учебный год, обоснование выбора конкретной методической программы;

  • практическая реализация утвержденного плана;

  • разработка критериев оценки эффективности кружковой деятельности: реалистичность и конкретность целей, разнообразие образовательных вариантов для повышения заинтересованности учащихся, соответствие образовательных материалов в кружках психофизиологическим и возрастным потребностям учеников, степень сформированности навыков, знаний и сопутствующих способностей школьников в конце отчетного периода, показатели результативности деятельности в виде полученных наград и количества проведенных показов, конкурсов, соревнований и т.д., общественно значимые достижения учеников и др.;

  • анализ результатов кружковой работы школы с целью коррекции недочетов;

  • демонстрация достигнутых результатов перед родителями и преподавательским составом;

  • составление отчета по кружковой работе в школе. Отчет включает цели и задачи работы, список кружков с указанием количества их участников, перечень проведенных мероприятий и завоеванных наград, оценку деятельности преподавателей и перечень мер по улучшению показателей работы в кружках в следующем отчетном периоде;

  • проверка кружковой работы в школе ответственными сотрудниками.

Образцец плана мероприятий в рамках кружковой деятельности учебного заведения

Скачать форму отчета о результатах кружковой работы

Особенности и этапы организации кружковой работы в школе

Организация кружковой работы в школе – важнейшая административная задача, призванная оптимизировать учебный процесс. Организационные мероприятия осуществляются поэтапно. При этом, большое значение имеет разработка календарно-тематического плана с учетом содержания курсовой программы и имеющихся технических и методических средств. При составлении теоретической и практической частей программы необходимо учитывать основные дидактические принципы: индивидуализации, научности, наглядности, доступности, последовательности и систематичности. В зависимости от задач конкретного курса, преподаватель применяет разные обучающие методики: наглядные, словесные, практические, а также их сочетания.

Отдельного внимания заслуживает кружковая работа в начальной школе. В силу возрастных факторов (высокая познавательная активность, потребность в движении, неустойчивость внимания и др.) она имеет ряд специфических особенностей и требует особого методического подхода. В частности, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • распределение нагрузки между преподавателями начальных классов при разработке содержания кружковой деятельности – обеспечивает эффективную реализацию дополнительных учебных модулей по утвержденным темам и создает благоприятные условия для знакомства младших школьников с учащимися параллельных классов и разными педагогами;

  • привлечение к работе внештатных сотрудников с необходимым организационным опытом и педагогическим образованием – способствует повышению качественных показателей кружковой работы;

  • посещение учениками одновременно нескольких кружков с учетом образовательной нагрузки – помогает организовать досуг школьников младшего возраста, избегая однообразной деятельности;

  • изучение теоретического материала в начале урока и его закрепление путем демонстрации наглядных пособий;

  • активное привлечение детей к практическим занятиям – наиболее полно удовлетворяет потребности учащихся младшего возраста в движении и познании новых фактов;

Независимо от выбранного направления, организация кружковой работы в школе состоит из следующих этапов:

  1. Предварительный пересмотр кружковой образовательной программы, изучение учебно-тематического плана, записей, конспектов проведенных уроков и журнала работы в рамках кружка. Кроме того, проводится согласование определенных тем разделов и самого раздела с содержанием учебной программы и выявляется взаимосвязь содержания следующего урока с уже проведенными и предстоящими занятиями. Также необходимо изучить материалы заседаний методического объединения и педагогических учеб, документы с совещаний, методические и иные пособия, непосредственно связанные с тематикой урока.

  2. Определение направленности работы во время урока (постановка целей). Целевые установки должны быть ориентированы на решение конкретных и реально достижимых учебных, развивающих и воспитательных задач.     

  3. Постановка задач. Рекомендуется ставить не более трех задач на одно занятие. При этом, все они в совокупности должны полностью раскрывать и конкретизировать цель урока, отображать содержание основополагающих этапов работы. На первое место ставятся задачи, направленные на раскрытие творческих навыков школьников, и вопросы эмоционального и нравственного аспектов.

  4. Выбор типа и структуры урока с учетом возрастных и психофизиологических характеристик учеников.

  5. Разработка плана кружковой школьной работы в рамках предстоящего занятия. На данном этапе составляются основные этапы урока, определяется их последовательность, а также длительность и содержание каждого из них. Дополнительно выбираются организационные формы взаимодействия между преподавателем и учениками и выбираются способы обучения.

  6. Проработка специфики образовательной работы в процессе занятия и логики ее построения, то есть взаимосвязи всех учебных блоков с подведением итогов по теоретической и практической части каждого из них. Также подсчитывается объем учебной составляющей образовательного материала.

  7. Выбор и проработка дидактических приемов и методов, подготовка необходимых технических средств для использования во время урока.  

Нормативно-правовая база, регулирующая кружковую работу в школе

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года №185 «О внесении изменений №1 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».  

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.