Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Повышение квалификации педагогических работников

  • 4 июня 2019
  • 344

Повышение квалификации педагогических работников необходимо для расширения и углубления уже имеющихся знаний, а также усовершенствования практических навыков преподавателей. В статье рассматриваются цели и задачи, основные особенности, порядок прохождения и другие аспекты данной процедуры.

Педагогические работники проходят курсы повышения квалификации для того, чтобы повысить собственную профессиональную компетентность, изучить новые нормативные документы, законодательные акты и в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность согласно целостной образовательной концепции. Данная разновидность профессионального обучения также дает учителям базу для разработки и применения на практике актуальных педагогических методик и рекомендаций для других преподавателей.    

К прохождению дополнительных профессиональных курсов допускаются лица, получающие или уже имеющие высшее и/или среднее профессиональное образование.

Цели и задачи повышения квалификации учителей по ФГОС

Каждый педагог должен иметь хорошую профессиональную подготовку и постоянно самосовершенствоваться. Именно организация непрерывного повышения квалификации педагогических работников создает необходимые условия для обеспечения высокой эффективности учебного процесса и успешной реализации государственной политики в сфере образования.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» рекомендации о том, как организовать повышение квалификации педагогов:

- Ответы на шесть острых вопросов директора о повышении квалификации учителей в 2019 году (со ссылками на нормативную базу)

- Как директору организовать повышение квалификации педагогов (образец приказа)

Главные цели данной процедуры – обеспечение соответствия между требуемым и реальным уровнем профессиональной подготовки педагогов, мониторинг улучшения преподавательской квалификации и усовершенствование информационно-технической базы образовательного учреждения.    

Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников помогает решить следующие задачи:

  • создать благоприятные условия для самообразования учителей;

  • поддерживать совершенствование педагогических навыков согласно новым достижениям в научной и практической областях;

  • улучшать квалификацию преподавателей путем внедрения новейших методических решений;

  • предоставлять учителям возможность выходить за пределы классической учебной предметной системы;

  • обеспечивать педагогов всесторонней поддержкой в административном и методическом плане;

  • использовать на практике инновационные образовательные методики, технологии и формы работы.  

Специфика системы повышения квалификации педагогических работников

Улучшение профессиональных педагогических навыков представляет собой трехуровневую систему, которая состоит из следующих компонентов: внутришкольного (повседневная преподавательская практика, методические процедуры внутри школы), компонента самообразования и курсового (специализированная очная/заочная учеба в заведении последипломного образования). В каждом учебном заведении действует собственная внутренняя программа методической службы, отвечающая за непрерывность профессионального обучения.  

Кроме непосредственно повышения квалификации, данная система предлагает педагогическим работникам и другие курсы и направления:

  • профессиональная подготовка – освоение учебных программ для овладения дополнительными знаниями и умениями, необходимыми для качественного выполнения профессиональных обязанностей;

  • стажировка – закрепление знаний и навыков, полученных в процессе изучения теоретической информации, и получение нового опыта, позволяющего продвигаться по карьерной лестнице;

  • аспирантура.  

Программа повышения квалификации педагогических работников предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Освоение теоретической информации об инновационных методах, формах и технологиях образовательного процесса, актуальных изменениях в области образования. Происходит на заседаниях научно-методических или педагогических советов и семинарах.

  2. Проведение анализа теоретических навыков и их первичная практическая проверка на открытых занятиях, индивидуальных/групповых уроках или заседаниях творческих собраний.

  3. Практическое тестирование теоретических данных в рамках общешкольных и внеклассных мероприятий, мастер-классов, открытых уроков, выставок, конкурсов или предметно-методических недель.

  4. Аналитическая работа в составе творческих групп или научно-методического совета, обобщение приобретенного опыта и достигнутых результатов.    

Длительность и виды мероприятий по повышению квалификации учителей

В 2014 году госстандартами были упразднены требования к продолжительности переподготовки кадров и обучения в рамках повышения квалификации учителей. На сегодняшний день нужно ориентироваться на минимально допустимую длительность обучающего курса, которая составляет не менее 16 часов. Также допускается складывать часы обучения внутри единой модульной учебной программы. Если речь идет о профессиональной переподготовке, то продолжительность курсов составляет не менее 250 часов.  

Учебные заведения имеют право сами устанавливать продолжительность и формы курсовой работы. Для этого могут задействоваться как очные образовательные программы, так и модули дистанционного и электронного обучения.

Виды и формы повышения квалификации педагогических работников:

  • мероприятия внутри школы – обучение всех участников педагогического коллектива;

  • стационарные с отрывом от преподавательской деятельности – локальная учеба или обучение в других городах и регионах;

  • стационарные без отрыва от преподавательской деятельности – как правило, осуществляются на базе городского методического кабинета или в локальных учебных заведениях;

  • дистанционное повышение квалификации педагогических работников – происходит без отрыва от преподавательской работы, не заменяя очные формы образования, и дает возможность повышать профессиональный уровень как индивидуально, так и в составе групп слушателей курсов, мастер-классов или вебинаров. Позволяет в любое удобное время пользоваться неограниченным числом ресурсов и новейшими наработками в педагогической области, а также обмениваться опытом со специалистами из разных стран;

  • комбинированные (смешанные) – одна часть модуля преподается стационарно, а другая – в индивидуальном порядке.  

Порядок аттестации и периодичность прохождения процедуры повышения квалификации педагогических работников

Аттестация преподавателей осуществляется с целью профессионального роста и поощрения непрерывного образовательного процесса. Она бывает обязательной - предполагает тестирование учителей на соответствие занимаемой должности – и добровольной (для повышения квалификации). От обязательной аттестации освобождают преподавателей с рабочим стажем менее двух лет или находящихся в декретном отпуске.   

Повышение квалификации учителей может осуществляться непрерывно или поэтапно – путем прохождения практики или освоения отдельно взятых модулей и курсов. При этом, выдается соответствующее удостоверение или диплом (в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона «Об образовании»). Прохождение нескольких разовых занятий общей длительностью свыше 16 часов не считается повышением преподавательского мастерства. Это связано с тем, что документы, выдаваемые за участие в них, не соответствуют установленному образцу. Учебное учреждение вправе сократить выбор учебных программ, если они не предполагают оформление сертификатов о повышении квалификации педагога.     

Согласно статье 196 ТК РФ, работодатель обязан самостоятельно выбирать формы и контролировать все аспекты переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. После утверждения Приказа «О порядке аттестации педработников» на учителей была возложена обязанность проходить аттестацию один раз в пять лет. Повышать профессиональные навыки на различных курсах можно не реже трех раз в год либо при необходимости. При этом, администрация образовательного учреждения определяет частоту подготовки с учетом требований законодательства к периодичности данного процесса.   

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО».

Кабинет информатики в школе

Особенности оплаты учебных курсов в рамках повышения квалификации учителей по ФГОС

Все расходы на последипломное обучение преподавателей берут на себя их работодатели. Они используют для оплаты курсов доходы от учебной деятельности, субсидированные средства или лимиты бюджетных обязательств.

Администрация учебного заведения самостоятельно принимает решения о том, какие обучающие программы должен освоить педагог, учитывая уровень их качества и стоимость. Если преподаватель обучается в другом городе, ему выплачивается сумма на командировочные и сопутствующие расходы. При этом, за ним сохраняется рабочее место и средняя заработная плата. Если учитель проходит обучение без отрыва от работы, ему обязаны обеспечить оптимальные условия для совмещения учебы и преподавательской деятельности.  

Согласно Письму № 08-415/124, администрация образовательного учреждения не имеет права обязывать учителей проходить обучение в рамках повышения квалификации за их собственный счет.  

Права и обязанности учителей по ФГОС касательно повышения квалификации

В договоре, заключенном между педагогическим работником и работодателем, может быть прописано право педагога на получение дополнительного профессионального образования. Если данное право не реализуется по причине неисполнения работодателем собственных обязательств, работник вправе подать заявление с требованием восстановить нарушенные права на повышение квалификации в соответствующие органы - суд, комиссию по трудовым спорам или Государственную инспекцию труда. 

Если педагог изъявил желание пройти аттестацию, но не прошел обучение по повышению квалификации, это не является основанием для признания его несоответствия занимаемой должности или отказа в присвоении ему квалификационной категории.  

Может возникнуть ситуация, когда администрация учебного учреждения не предоставляет преподавателю, направленному на курсы повышения квалификации педагогических работников, законных и прописанных в договоре гарантий и компенсаций. В таком случае педагог может отказаться от прохождения дополнительного обучения.

Если администрация образовательного учреждения выполняет все договорные условия относительно получения педагогом дополнительного образования и предоставляет соответствующие гарантии, сотрудник не имеет права отказаться от повышения квалификации без уважительных причин. Данное условие действует и в случаях, когда при прохождении преподавателем дополнительного обучения используются модульные формы образования без отрыва от профессиональной деятельности на протяжении учебного года. В подобных ситуациях отказ учителя от повышения квалификации приравнивается к дисциплинарному проступку. Иными словами, считается неисполнением трудовых обязанностей по договору по вине сотрудника. Администрация образовательного учреждения вправе применить к педагогу, совершившему дисциплинарный проступок, соответствующее взыскание (выговор, замечание или увольнение).  

Если педагог не имеет высшего образования или его образование (среднее профессиональное или высшее) не соответствует направлению подготовки согласно должностным квалификационным параметрам, работодатель не вправе отказать ему в прохождении аттестации для присвоения высшей квалификационной категории. В данном случае администрация школы или другого учебного заведения обязана принять у сотрудника заявление на аттестацию и предоставить возможность ее прохождения. То тем же причинам нельзя отказать преподавателю в присвоении высшей профессиональной категории, если его рабочая деятельность обеспечивает достижение результатов, которые прописаны в п. 37 Порядка аттестации.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.