Получите в подарок пылесос >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Повышение квалификации педагогических работников

29 августа 2019
926
Средний балл: 0 из 5

Основополагающей тенденцией современного образовательного комплекса является качественное изменение личности в процессе обучения — как учащихся, которые на момент окончания школы должны овладеть рядом метапредметных компетенций, так и педсостава школы. Практика повышения квалификации педагогических работников позволяет учителям:

  • соответствовать постоянным изменениям в сфере труда, которые выражаются в усложнении профессиональных задач;
  • реализовывать творческий подход в повседневной практике;
  • конструктивно работать в коллективе и с коллективом в условиях меняющих социально-экономических реалий;
  • определять новые пути для личностного развития и профессиональной самореализации.

Повышение квалификации педагогических работников

Организация системы дополнительного профессионального образования учителей, реализуемой на общегосударственном уровне, обусловлена острой необходимостью поддержания высокой компетентности специалистов, ответственных за обучение и воспитание подрастающего поколения, созданием условий для сохранения их деятельности в границах, утвержденных профстандартом отрасли и требованиями регулятора. Повышение квалификации педагогических работников — важнейший элемент практики непрерывного обучения, представляющий собой значимый и динамично развивающийся сектор системы образования, во многом определяющий и формирующий инновационные процессы в современной российской школе.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Рекомендации по организации повышения квалификации педагогических работников в школе читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Ответы на шесть острых вопросов директора о повышении квалификации учителей в 2019 году

(нормативная база)

- Как директору организовать повышение квалификации педагогов

 (образец приказа)

Право педагогов на получение дополнительного образование по профилю основной деятельности закреплено п. 2 ч. 5 ст. 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Рекомендуемая периодичность повышения квалификационного уровня составляет три года, но при желании сотрудника усовершенствовать профессиональные компетенции чаще, чем по истечению этого периода, работодатель не имеет право отказать в этом. К обучению по программам дополнительного профессионального образования допускаются работники с высшим или средним специальным образованием, при этом выбор тематики обучающих курсов находится в компетенции руководителя ОУ.

Приоритетной целью практики повышения квалификации педагогических работников школы является обеспечение соответствия между требуемым и реальным уровнем профессиональной подготовки учителей, мониторинг улучшения преподавательской квалификации и усовершенствование информационно-технической базы образовательного учреждения. Переподготовка и повышение квалификационного уровня педработников помогают решить следующие задачи:

  1. Создать благоприятные условия для самообразования учителей.
  2. Поддерживать совершенствование педагогических навыков согласно новым достижениям в научной и практической областях.
  3. Улучшать квалификацию преподавателей путем внедрения новейших методических решений.
  4. Предоставлять учителям возможность выходить за пределы классической учебной предметной системы.
  5. Обеспечивать педагогов всесторонней поддержкой в административном и методическом плане.
  6. Использовать на практике инновационные образовательные методики, технологии и формы работы.

Создание организационных условий для своевременного и качественного повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений возлагается на управленческий состав. Чтобы создать для учителей школы оптимальные условия для развития новых компетенций и расширения системы педагогических знаний, директору следует крайне ответственной подойти к вопросу выборов обучающих курсов, которые вправе оказывать только учреждения, имеющие соответствующую лицензию. Дополнительное профобразование может осуществляться в аудиторно, дистанционно или в смешанном формате. Выбор формы остается за представителями ОУ, главное — чтобы повышение квалификации не препятствовало нормальной деятельности школы, а содержание программы допобразования соответствовало положениям профстандарта, профилю деятельности педагога и квалификационным требованиям должности, представленными в Квалификационном справочнике, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н.

Повышение квалификации педагогических работников: специфика системы

Улучшение профессиональных педагогических навыков представляет собой трехуровневую систему, которая состоит из следующих компонентов: внутришкольного (повседневная преподавательская практика, методические процедуры внутри школы), компонента самообразования и курсового (специализированная очная/заочная учеба в заведении последипломного образования). В каждом учебном заведении действует собственная внутренняя программа методической службы, отвечающая за непрерывность профессионального обучения.

Кроме непосредственно повышения квалификации педагогических работников и учителей, система повышения профессионального мастерства включает три взаимосвязанных уровня:

  • самообразование;
  • внутришкольный — школьные методические мероприятий и активная педагогическая практика;
  • курсовый — специальное очное или заочное обучение, которое осуществляется в образовательных учреждениях последипломного образования.

Педагогам доступны следующие направления системы повышения мастерства:

  1. Повышение квалификации. 
  2. Стажировка — осуществляется для закрепления на практике тех умений и знаний, которые были получены во время освоения теории, а также для приобщения к передовому опыту, который бы позволил занимать более высокие должности.
  3. Профпереподготовка — изучение образовательных программ для получения дополнительных навыков и знаний, которые необходимы для выполнения иной профессиональной деятельности.
  4. Аспирантура. 

В каждом образовательном учреждении формируется программа внутришкольной методической службы, необходимой для обеспечения непрерывности профобразования.

Органы Цель работы 
Коллективные МО учителей-предметников Педагоги-предметники повышают уровень квалификации в научно-методической сфере.
Школа молодого специалиста  Молодые специалисты получают помощь от более опытных коллег, объединяясь для поиска передовых технологий и форм работы.
Творческие группы Специалисты по одной или родственным дисциплинам реализуют экспериментальную, методическую или учебно-воспитательную проектную деятельность.
Тематические педсоветы Расширение знаний педагогов в областях методологии, психологии и теоретической педагогики.
Семинары Получение научно-теоретических знаний с последующим освоением их в практике преподавания.
«Круглые столы» Практика аналитической деятельности для получения дополнительных психолого-педагогических знаний
Открытые уроки Обмен опытом, выявление ошибок и эффективных педагогических приемов, объективная критика коллег.
Предметные недели Стимулирование творческих способностей.
Индивидуальные формы повышения квалификации педагогических работников Консультирование  Педагогам оказывается индивидуальная помощь по основным аспектам преподавания, методологии и психологии.
Наставничество Более опытные педагоги помогают молодым специалистам по вопросам методологии.
Самообразование  Учитель самостоятельно изучает теорию инновационной педагогики и применяет ее на практике.
Педагогический поиск Определение и апробация инновационных технологий и методик.

Программа повышения квалификации педагогических работников предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Освоение теоретической информации об инновационных методах, формах и технологиях образовательного процесса, актуальных изменениях в области образования. Происходит на заседаниях научно-методических или педагогических советов и семинарах.
  2. Проведение анализа теоретических навыков и их первичная практическая проверка на открытых занятиях, индивидуальных/групповых уроках или заседаниях творческих собраний.
  3. Практическое тестирование теоретических данных в рамках общешкольных и внеклассных мероприятий, мастер-классов, открытых уроков, выставок, конкурсов или предметно-методических недель.
  4. Аналитическая работа в составе творческих групп или научно-методического совета, обобщение приобретенного опыта и достигнутых результатов.
Организация и контроль качества образовательной деятельности

Получите диплом установленного образца



Актуализировать знания о реалиях государственной системы образования, эффективных принципах управления школы и руководством ее развития, контроле качества образования поможет обучение по программе «Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО».

Кабинет информатики в школе

Ввиду того, что актуальный анализ системы повышения квалификации педагогических работников образования выявил ряд противоречий между сформированными федеральными установками и отсутствием четких механизмов формирования общественных запросов на профобразование, значимым становится вопрос разработки новых подходов к повышению квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, направленных на решение и реализацию задач опережающего развития образовательного комплекса. Управленцам, ответственным за создание условий для повышения квалификационного уровня учителей, важно понимать, что самообразование педагога будет продуктивным только в том случае, если реализуется потребность специалистам в собственном развитии и саморазвитии. В свете этого можно утверждать, что программы профессионального развития учителей должны включать в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности, а педагог — обладать готовностью к педагогическому творчеству.

Повышение квалификации педагогических работников по ФГОС

В условиях изменения базовых принципов государственной образовательной политики значительные изменения претерпевают и установки, заложенные в содержании и формах повышения квалификации педагогических работников по ФГОС. Государственная программа «Развитие образования», реализация которой предусмотрена в 2013-2020 гг., определяет необходимость и средства внедрения многоуровневой системы повышения квалификационного уровня, соответствующей реальным профессиональным потребностям работников сферы образования. Обдуманное переосмысление традиций профессионального обучения учителей с последовательным использованием инновационных компонентов позволяют приобщить педработников к комплексу знаний, освоение которых гарантирует профессиональную уверенность и возможность успешной трудовой реализации с четким пониманием специфики отрасли.

Сравнительный анализ инновационного и традиционного подходов к повышению квалификации педагогов

Аспект обучения Инновационный подход Традиционный подход
Цели Успешная самореализация в профессии, получение концептуальных знаний, овладение социальными, психолого-педагогическими и другими компетентностями. Для общественного производства и приобретение научных знаний.
Мотивы Заинтересованность в получении новых профессиональных знаний, достижение удовлетворения от профессии полученных результатов труда. Обременительная обязанность, необходимость для выполнения общественного долга.
Нормы  Учитель несет ответственность за свое обучение, самоактуализацию педагогического опыта и развитие личностных качеств. Ответственность за прохождение курсов педагогом лежит на методических службах.
Задачи Непрерывное обучение и самообразование. Единоразовое обучение в качестве «запаса знаний на всю жизнь».
Взаимоотношения участников образовательного процесса  В системе повышения квалификации педагогических работников методисты выступают менеджерами учебного процесса, координаторами, с которыми строятся партнерские взаимоотношения.  Методисты воспринимаются передатчиками информации, инструкторами, потому преобладают лекторско-преподавательские взаимоотношения.
Формы и методы работы Демократичные методы управления, динамичные формы и структура учебных курсов. Авторитарный метод управления образовательным процессом, стабильные формы проведения и структура учебных курсов.
Средства Книги дополняются ресурсами информационно-коммуникативных сетей. Методические пособия и книги — основные источники нового знания.
Контроль и оценка Акцент на самоконтроль и самооценку. Мониторинг профессиональной деятельности педработника.

Что касается продолжительности обучения на курсах повышения квалификации педагогических работников, то длительное время дополнительное профобразование предполагало три формы обучения:

  • краткосрочное — тематические обучение по месту работы с написанием и защитой реферата, зачета или экзамена по завершению курса длительностью не менее 72 часов;
  • семинарское — апробация и решение вопросов по социально-экономическим, технологическим или методическим аспектам длительностью 72-100 часов;
  • долгосрочное — педагоги углубленно занимаются изучением актуальных педагогических, технологических или психологических проблем, касаемых основной сферы деятельности в рамках курса длительностью более 100 часов.

Ввиду того, что в 2014 году, с введением ФГОС, требования к длительности обучения по программам повышения квалификационного уровня были отменены, педагоги вправе проходить профессиональную переподготовку по программам, предусматривающим минимально допустимую длительность обучения — 16 часов. Регулятор разрешает суммировать часы обучения по единой модульной программе при условии, что слушатель получил подтверждающие документы установленного образца, и это является несомненным плюсом обновленной системы, позволяющей организовывать процесс профессиональной переподготовки с учетом реальных потребностей и интересов сотрудников школы.

Немаловажной особенностью последних лет в практике повышения квалификации для педагогических работников является полномочие образовательных организаций по выбору форм дополнительного профессионального обучения сотрудников. По связи с производством формы повышения квалификации делятся на:

  • внутришкольные мероприятия — наиболее популярные и финансово доступные, объединяю обучение всех членов педколлектива;
  • стационарные без отрыва от преподавания — преимущественно в рамках методического кабинета города и локальных ОУ;
  • стационарные с отрывом от преподавания — дорогостоящее обучение, которое осуществляется в других городах или локально;
  • дистанционные курсы — востребованные и доступные по цене формы обучения без отрыва от производства, которые позволяют повышать квалификацию в индивидуальном порядке или группам слушателей вебинаров, мастер-классов или курсов;
  • смешанные — комбинированные формы, в которых часть модуля проходит индивидуально, а часть — стационарно.

Аттестация педработников является обособленной формой повышения квалификации педагогических работников по ФГОС, которая направлена на стимулирование непрерывного образования, личностный и профессиональный рост. Она делится на:

  • обязательную — проверку соответствия педагога занимаемой должности (от нее освобождаются педагоги, которые работают меньше двух лет или пребывают в декретном отпуске);
  • добровольная — на повышение квалификационной категории.
Учителя вправе повышать квалификационный уровень последовательно, периодически проходя обучение по тематическим модулям (по инициативе руководителя ОУ или по собственному желанию), но в условиях важности соответствия требований, обусловленным динамичным изменением социальных и профессиональных нормативов, осознанным решением должно стать непрерывное образование педагогов, повышение квалификационного уровня в границах которого является важным, но единственно возможным способом развития трудовых компетенций.

Повышения квалификации педагогических работников школы: гарантии работодателя

Последипломное образование педагогов оплачивает непосредственно работодатель или его учредитель, покрывая расходы посредством использования субсидированных средств, доходов, полученных от платной образовательной деятельности, лимитов бюджетных обязательств.

Поскольку работодатель решает, какие курсы должен пройти учитель в рамках повышения квалификации педагогических работников школы, то его обязанностью является предоставление гарантий с учетом специфики ситуации:

  1. Если работник обучается без отрыва от производства, администрация школы должна создать условия для оптимального совмещения обучения и работы.
  2. Если обучаемый должен выехать в другой город, за ним сохраняется средняя заработная плата и место работы (при этом оплачиваются командировочные расходы на проезд, аренду жилья, дополнительные траты, связанные с проживанием вне места прописки).

Важно подчеркнуть, что работодатель не вправе вынудить педагога самостоятельно оплачивать последипломное обучение, если это не было указано в трудовом договоре.

Курсы повышения квалификации педагогических работников

Внедрение в образовательный процесс новейших информационно-коммуникационных технологий остро ставит проблему перехода к новым моделям подготовки квалифицированных педагогических работников. Грамотно организовать последипломое образование педагогов позволяют дистанционные курсы, которые характеризуются целенаправленной и контролируемой интенсивной самостоятельной работой обучающегося по индивидуальной образовательной траектории независимо от места и времени. Дистанционные курсы повышения квалификации педагогических работников открывают учителям доступ к неограниченному количеству ресурсов, последним тенденциям современной педагогики. Дистанционное обучение может проходить без отрыва от основной занятости и дополнительных трат, однако оно не вправе заменить очные формы обучения ввиду отсутствия непосредственного контакта между учениками и лектором и упора на самостоятельную работу.

Ключевыми чертами дистанционных курсов являются:

  • вариативность — учитель может заниматься в удобное для него время в том темпе, который ему подходит, поскольку период ознакомления с материалом не регламентировано;
  • модульность — обучение строится как комплекс модулей без строгой программы, а потому каждый учитель вправе самостоятельно формировать образовательную программу и порядок прохождения модулей;
  • доступность — для прохождения обучения потребуется минимальные технические средства и площади;
  • охват — интернет-ресурсы открывают доступ к ресурсам неограниченному количеству специалистов из разных стран и городов, что позволяет делиться опытом и получать образование, независимо от материального и социального положения, местонахождения.

На практике внедрение инновационных технологий сопряжено со сложностью мотивации специалистов, необходимостью иметь базовые навыки работы с ПК и отсутствием возможности непосредственно влиять на обучающегося. На данный момент самыми распространенными сетевыми формами повышения квалификации педагогических работников школы являются следующие:

  1. Целевая деятельность в виртуальных педобъединениях и советах — профессиональных ассоциациях педагогов, действующих в режиме сетевого взаимодействия и обеспечивающих целенаправленное профессиональное общение вне зависимости от места нахождения. Также работа по направлению предусматривает создание практикклассов, основанных на идее размещения в виртуальных сообществах практико-ориентированных разработок уроков, проектов, вариантов внеурочной деятельности для широкого распространения инновационного опыта, общение на профессионально значимые темы во время научно-практических конференций, форумов, конкурсов.
  2. Участие в обучающих сетевых олимпиадах и проектах: проектная деятельность, имеющая практико-ориентированную направленность, творческие лаборатории, тьюторское сопровождение педагога по наиболее наукоемким и ресурсоемким направлениям.
  3. Дистанционное повышения квалификации педагогических работников на курсах в виртуальных педагогических университетах.
  4. Повышение квалификационного уровня в рамках накопительной системы обучения на тренингах, семинарах, консультациях.

Как правило, при дистанционном обучении учителям предоставляется доступ к обширному учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему учебный план образовательной программы, личный тематический учебно-производственный план, программу учебного предмета, методические рекомендации по организации самоконтроля. Учебно-методический комплекс при необходимости дополняется справочными изданиями и словарями, периодическими и отраслевыми изданиями, научной литературой, ссылками на базы данных и сайты. Благодаря этому дистанционные курсы становятся содержательным, эффективным и комфортным способом повышения квалификационного уровня педагогов школы, открывающим качественно новые возможности для профессионального и личностного развития работников отрасли.

1

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.