Содержание статьи:
Образовательные стандарты основного общего образования должны обновляться и модернизироваться минимум один раз в 10 лет. В статье рассмотрим основные изменения во ФГОС в 2018-2019 годах и причины внесения поправок.
Образовательный стандарт основного общего образования по ФГОС: причины и порядок изменений
Федеральный образовательный стандарт основного общего образования впервые был принят в 2010 году и утвержден Приказом Минобрнауки №1897 в феврале 2011 года. Особое внимание в нем уделялось потребностям учащихся и, конкретно, - индивидуализации образовательного процесса в школах. Документ содержал четкие требования к образованию и определял перечень знаний, которые должны усвоить учащиеся.
В соответствии с новым Законом об образовании, который утвердили в 2013 году, стандарты в сфере образования должны обновляться и модернизироваться минимум один раз в 10 лет. Данная мера позволяет в полной мере учитывать актуальное состояние экономики и социальной сферы, а также принимать во внимание потребности общества и страны в целом и отражать техническое развитие государства.
В 2015 году учебные учреждения перешли на новый гос. образовательный стандарт основного общего образования, который претерпел изменения сначала в конце того же года (согласно Приказу от 31.12.2015), а затем в 2017 году (в соответствии с Приказом от 07.06.2017). Поправки, внесенные во ФГОС в 2016 году согласно Приказам №№ 1576-1578, коснулись состава адаптированных общеобразовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, программ внеурочной работы и требований, предъявляемых к наполнению предметов. Благодаря этому удалось существенно сократить время, которое уделяется педагогами разработке обучающих курсов. Теперь учителя учитывают лишь содержание учебной дисциплины, оценку ожидаемых результатов усвоения материала в рамках предмета и план по темам с обозначением количества учебных часов.
В 2018 году было утверждено Постановление Правительства РФ, касающееся принципов разработки и принятия государственных стандартов. В соответствии с документом, принятым в январе 2018, все поправки, изменения и дополнения ФГОС основного общего образования, обязательно должны иметь научное обоснование и оценку соответствия предложенных доработок приоритетным направлениям совершенствования образовательной системы РФ.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:
- Как изменить программу развития школы с 2019 года с учетом новых ФГОС. Готовые формулировки (образовательный процесс)
Необходимость во внедрении новых стандартов была связана с тем, что действующий на тот момент федеральный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения разрабатывался в 2009-2012 годах и не соответствовал актуальному предметному содержанию образовательной сферы. Из-за этого нарушалась целостность единого образовательного пространства и утрачивали свою силу государственные гарантии качества педагогической деятельности.
Кроме того, причиной введения скорректированных образовательных стандартов основного общего образования 2018-2019 стали проблемы при оценке результатов за 9 и 11 лет учебы. Хотя ЕГЭ, ОГЭ и всероссийские проверочные работы и позволяют определить степень усвоения образовательных материалов, сделать это довольно сложно, не имея в распоряжении точного регламента результатов по дисциплинам. Новый ФГОС решает данную проблему.
Так как Федеральный государственный образовательный стандарт имеет огромную значимость в масштабах всего государства, внесенные в него дополнения прошли широкое и всестороннее общественное и экспертное обсуждение. Каждый гражданин России имел возможность изучить содержание любой интересующей его учебной дисциплины и сравнить его с проверочными или контрольными материалами ЕГЭ или ОГЭ, а также с практикой преподавания предмета в определенном учебном заведении. В результате были приняты во внимание все конструктивные замечания и актуальные предложения, поступившие от общественности, предприятий и заинтересованных лиц.
Цели и задачи обновленного образовательного стандарта основного общего образования 2019
Старый ФГОС регламентировал только общие нюансы в плане обозначения компетенций и намечал границы требований без строгого указания перечня и содержания предметов, необходимых для освоения в определенный учебный период (данный вопрос решался администрацией каждой отдельно взятой школы). Из-за этого учебные программы разных, даже соседних школ кардинально различались между собой.
Новый образовательный стандарт основного общего образования по ФГОС сформирован с учетом приоритетов в сфере научно-технического развития РФ. При этом, наибольшее внимание в нем уделяется конкретизации требований, предъявляемых к каждому предмету. Поправки утверждают содержание учебного процесса и четко формулируют результаты по предметам (минимальный объем знаний по каждой изучаемой дисциплине), исключая проблемы с сопоставлением знаний. Ведущая же концепция ФГОС осталась неизменной, сохранила фундаментальный характер образовательной деятельности и предоставляет широкие возможности для углубления полученных знаний за счет усиления внутри- и межпредметных связей.
Изменения ориентированы, в первую очередь, на подготовку школьников к важным экзаменам, так как единый государственный образовательный стандарт основного общего образования позволяет объективно оценивать уровень освоения учебной программы каждым учащимся, вне зависимости от района и региона его проживания. Одновременно с этим, администрации школ сохранили за собой право самостоятельно формировать основные программы начального и основного общего образования, учитывая возможности и интересы как самого учебного учреждения, так и учащихся в нем детей.
Важной задачей изменений во ФГОС, касающихся требований к структуре программы обучения, является сокращение бюрократической нагрузки на преподавателей.
Содержание образовательных стандартов основного общего и начального образования
Новый ФГОС содержит требования, предъявляемые к результатам освоения учебных материалов в рамках начальной образовательной программы, а также к ее структуре (включая требования к соотношению объема и разделов, обязательной и дополнительной частей программы обучения) и условиям ее выполнения (материально-техническим, финансовым, кадровым и т.д.). В нем нашли четкое отражение закрепленные государством обязательства школьных учреждений перед учащимися и их родителями.
В частности, действующие образовательные стандарты основного общего образования содержат требования ко всем учебным дисциплинам (математика, русский и иностранный язык, литература, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, технология, основы светской этики и религиозных культур, физкультура) в соответствии с их распределением по годам учебы.
Изменения во ФГОС, в образовательном стандарте основного общего образования, коснулись тем, которые должны освоить учащиеся в определенные периоды учебы. В частности, теперь преподавателям не разрешено менять местами содержание изучаемых тем, как это допускалось предыдущей редакцией ФГОС. Нововведения позволяют школьникам легко встроиться в процесс обучения при смене учебного заведения и, одновременно, никак не ограничивают возможности учителей в плане творческого подхода к применению учебных методик и организации занятий.

Получите диплом установленного образца
Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».
В обновленном ФГОС учитываются психологические и возрастные особенности учеников и принимается во внимание необходимость недопущения их перегрузки. В частности, пересмотрено наименьшее и наибольшее количество часов, требуемых для полнообъемной реализации всех основных учебных программ в рамках начального и основного общего образования.
Считается, что внесенные коррективы помогут Российской Федерации войти в десятку государств с самым качественным общим образованием.