Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Программы для ОВЗ по ФГОС

25 июня 2019
4911
Средний балл: 0 из 5

С изменением образовательной парадигмы, обусловленной гуманизацией и переосмыслением основ педагогической практики, организация обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в стенах современной российской школы стала одним из приоритетных направлений методической работы. Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ по ФГОС является важной частью этой деятельности, ввиду того, что она позволяет:

  • школьникам с особыми образовательными потребностями — освоить программный минимум в достаточном объеме;
  • создать предпосылки для формирования в образовательной организации безбарьерной учебно-воспитательной среды, лишенной стереотипов;
  • гарантировать высокий уровень психологического комфорта для всех участников образовательных отношений;
  • проектировать и реализовать учебный процесс, придерживаясь принципов свободы и взаимоуважения;
  • обеспечить исполнение конституционного права на получение образования для всех детей без исключения, независимо от их интеллектуальных и физических особенностей;
  • внедрить вариативный принцип организации обучения, привлекая к образовательному процессу педработников разной специализации, в частности педагога-психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, медицинских работников.

В России насчитывается более полумиллиона детей-инвалидов, которые нуждаются в получении начального или общего образования в пределах своих возможностей по адаптированным программам. Этим обусловлена актуальность работы образовательных организаций в области составления и реализации этих программ.

Как разработать адаптированную основную образовательную программу для детей с ОВЗ?
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по ФГОС

В каких случаях необходимо составлять программы для детей с ОВЗ по ФГОС

Актуальность проблемы проектирования и введения адаптированных образовательных программ в школе вызвана изменениями образовательного пространства, происходящими в современных реалиях, учитывающих новые требования к общеобразовательной организации и качеству образования. Еще в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указывалось на основные условия, при которых возможно реализовать модель инклюзивного образования в российских школах, и одним из таких условий является проектирование специальных учебных программ для детей с ОВЗ по ФГОС. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ — это важнейший правовой акт, устанавливающий определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для эффективного внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ необходимо понимать и объективно оценивать проблемы и тенденции, которые возникают с введением инклюзивного обучения на уровне общего образования в контексте его требований. Недостаточная разработанность условий реализации инклюзивных процессов в системе образования, наличие острой необходимости обеспечения индивидуализации образовательно-интеграционного процесса в организациях, его реализующих, требует разработки адаптированной образовательной программы (АОП) и содержательно-методической основы коррекционной деятельности педагогов-дефектологов, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ в современных условиях. Предоставление права на образование школьников с особыми образовательными потребностями посредством разработки образовательных программы для детей с ОВЗ по ФГОС призвано обеспечить равные для всех возможности доступа к получению образования, толерантного взаимодействия детей с ОВЗ с нормативно здоровым окружением, организацию адекватных условий для включения их в образовательную среду.

ОВЗ

Сохраните это себе, чтобы не потерять:



Проверьте, готова ли школа к приему учащихся с ОВЗ — скачайте чек-лист в журнале 

«Справочник руководителя образовательного учреждения»



Скачайте чек-лист сейчас

К инклюзивному образованию должна быть готовой не только социальная и общешкольная ситуация по стимулированию ее функционирования и развития, но и организационные механизмы, направленные на создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ по реализации нормативных требований ФГОС НОО ОВЗ. Следовательно, для осуществления инклюзивного образования необходимо создание специальных условий, определяющих адекватную деятельность образовательной организации и работы междисциплинарной команды педагогов и специалистов по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Особенности составления и реализации программы для детей с ОВЗ по ФГОС

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС  — это специальная программа, которая позволяет получать образование определенным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам. Целью адаптированной программы является преодоление несоответствия между процессом обучения учащегося с ОВЗ и его реальными возможностями с учетом структуры нарушений, познавательных возможностей и потребностей. Грамотная адаптированная программа позволяет обеспечить личностное развитие ребенка, его социализацию и усвоение учебного материала. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС организуется специалистами с согласия родителей ребенка с ОВЗ и утверждается руководителем образовательной организации. Разработка программы ведется с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей.

В большинстве своем разрабатываемые каждой образовательной организацией АОП и программы коррекционной работы, как их компонент, содержат основные направления и формально удовлетворяют требованиям ФГОС, при этом не конкретизируются пути осуществления этой работы, не раскрывается содержание коррекционно-педагогического процесса. Реализуя комплексный подход к определению содержания образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС и технологии коррекционного обучения при выявленных методических условиях, используя индивидуализированные коррекционно-развивающие технологии, направленные на развитие и формирование учебных знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ, достигается обязательный минимум содержания образования нормально развивающихся сверстников. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ, на муниципальном уровне должны быть подвергнуты не только мониторингу их готовности к введению ФГОС НОО ОВЗ, обеспечивая оценку качества готовности первоначальной ступени к реализации АОП, но и этапной текущей диагностике всех процессов и технологий обучения, гарантирующих детям с ОВЗ получение общего образования в условиях массовой школы с удовлетворением специальных образовательных потребностей.

Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В процессе реализации направлений деятельности в условиях применения требований ФГОС НОО ОВЗ экспертами были выявлены специфические особенности проектирования АООП. Особое внимание необходимо уделять созданию специальных условий для обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ. Сюда входит использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Удовлетворение данного требования по реализации адаптированной программы по ФГОС для детей с ОВЗ возможно при обозначении новой роли современного учителя, предусматривающей сформированность умения проектировать образовательную деятельность в инклюзивном классе, создавать условия для развития каждого обучающегося посредством:

  1. Разработки АООП по предметным областям с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
  2. Организации развивающей среды в классе. Создания и поддержки эмоционально комфортной атмосферы в классном коллективе, формирование между детьми отношений сотрудничества и принятия. Формирования положительной учебной мотивации.
  3. Применения вариативных технологий обучения, отвечающих задачам развития всех детей.
  4. Осознания необходимости адаптации содержания основных и дополнительных учебных материалов.
ОВЗ

КАК РАЗРАБОТАТЬ АДАПТИРОВАННУЮ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ?

 

Отвечает Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

Рассмотрим специфику методов и приемов, применяемых на уроке в школе в рамках реализации программ АООП для детей с ОВЗ по ФГОС. Так, следует обеспечить выполнение следующих рекомендаций:

  1. Словесных: объяснение материала продолжается не более пяти минут и сопровождается выделением главной информации интонационно, графически, иллюстрационно; беседа как метод имеет темп ниже, чем рассказ, и содержит вопросы на сравнение предметов и уточнение словарного запаса обучающихся, способствует формированию грамотной, связной речи.
  2. Наглядных: при разъяснении программного содержания используется показ, демонстрация, мультимедийная презентация, видеофильмы.
  3. Практических: изучаемый материал педагог связывает с практической деятельностью и личным опытом обучающегося, учебные действия направляются на выработку навыков осознанности действий, в ходе выполнения задач разрешается фиксация этапов работы, широко используются тесты с выбором правильного ответа и сенсорно обогащенные материалы.

Таким образом, при проектировании программ АООП для детей с ОВЗ педагогу необходимо, во-первых, изучать принципы составления примерных адаптированных программ на основе требований стандарта, учебных планов, рабочих программ учебных предметов и программ коррекционных курсов; во-вторых, уделять особое внимание созданию специальных условий для обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями; в-третьих, способствовать организации сетевого взаимодействия при невозможности полной реализации программы коррекционных курсов в образовательной организации; в-четвертых, учитывать специфику методов и приемов, применяемых на уроках в начальной школе для обучения и воспитания лиц с ОВЗ. При организации учебной работы в инклюзивных классах образовательных организаций необходимо обращать внимание на следующие положения:

  1. Основное место в образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ должна занимать коррекция имеющихся отклонений в развитии.
  2. Коррекционная направленность образовательного процесса должна способствовать преодолению дефицита познавательных возможностей и социальных способностей.
  3. Коррекционная работа должна осуществляться системно, с учетом тех социальных условий, в которых будет осуществляться дальнейшая жизнедеятельность обучающегося с ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса дополнительно раскрывается в программе коррекционной работы педагога-дефектолога. Индивидуальные различия, варианты и причины возникновения нарушений развития у детей очень многообразны, что требует особо рассмотрения, подбора и использования методов, средств, технологий, обеспечивающих эффективное развитие ребенка и коррекцию нарушенных функций.

Структура АООП для детей с ОВЗ и ее основные разделы

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ в школе составляется по определенной структуре и включает такие обязательные элементы, как:

  • пояснительная записка;
  • запланированные результаты освоения АООП детьми с ОВЗ;
  • система оценки результатов освоения АООП;
  • учебный план;
  • программы по отдельным учебным предметам;
  • программа коррекционной работы;
  • программа духовно-нравственного развития;
  • программа формирования УУД;
  • программа воспитания экологической культуры, приучения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • программа внеурочной деятельности;
  • условия реализации АООП.

Разделы программы можно объединять в блоки: целевой, содержательный, организационный.

В целевом разделе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС размещается пояснительная записка, планируемые результаты и система оценки их достижения.

Пояснительная записка содержит:

  • подходы и принципы формирования АООП НОО;
  • психолого-педагогическую характеристику детей, для которых разрабатывалась программа;
  • особые потребности учеников с ОВЗ, для которых разрабатывалась программа.

Планируемые результаты отражают предметные, личностные и метапредметные результаты для каждой образовательной области.

При обучении по первому варианту АООП планируемые результаты будут такими же, как и у сверстников без ОВЗ. При обучении по второму варианту следует скорректировать планируемые результаты ООП НОО для сверстников без ОВЗ согласно требованиями варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Если рекомендуется обучение по третьему или четвертому варианту, то планируемые результаты оформляются в полном соответствии с примерной АООП. Обучение ребенка по четвертому варианту предусматривает планирование только тех результатов, которые могут достигаться объективно.

В содержательный раздел включаются рабочие программы учебных предметов и коррекционной работы, программы формирования УУД, духовно-нравственного воспитания, формирования ЗОЖ и экологической культуры, внеурочной деятельности.

Рабочие программы для учебных предметов и коррекционных курсов включают:

  • пояснительную записку;
  • характеристику учебного предмета или коррекционного курса, описание их места в учебном плане;
  • планируемые результаты;
  • содержание учебного предмета или коррекционного курса;
  • тематическое планирование и определение видов учебной деятельности;
  • описание необходимой материально-технической базы для обеспечения образовательного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий предполагает деятельностный подход к обучению, призвана развивать УУД у детей с ОВЗ, которые позволяют совершенствовать умение учиться.

Программа духовно-нравственного развития предполагает учебную, внеучебную, воспитательную, социально значимую деятельность ребенка с ОВЗ, которая формирует систему духовных ценностей и приоритетов.

Программа формирования ЗОЖ и экологической культуры позволяет привить детям установки, личностные ориентиры и нормы поведения, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, как физического, так и психологического.

Программа внеурочной деятельности призвана создать дополнительные условия для развития детей с ОВЗ и организации их свободного времени.

Программа коррекционной работы по ФГОС начального общего образования необходима для распознания особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, оказания психолого-медико-педагогической помощи. В отличие от коррекционно-развивающих курсов программа коррекционной работы разрабатывается индивидуально для обучающегося с ОВЗ.

При разработке вариантов 3 и 4 содержательного раздела АООП следует помнить, что вместо программы формирования УУД разрабатывается программа базовых учебных действий, вместо программы духовно-нравственного воспитания – программа нравственного развития.

В организационный раздел АООП НОО включается учебный план, условия реализации программы, а также план внеурочной деятельности.

Учебный план следует разрабатывать на основе варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Он состоит из обязательной части и части, которая формируется участниками образовательных отношений.

Содержание обязательной части определяется, исходя из варианта:

  • для первого варианта состав обязательной части повторяет учебный план ООП НОО;
  • для второго, третьего и четвертого вариантов следует учитывать рекомендации к составу учебных предметов и образовательных областей, изложенные в примерной АООП.

Недельная нагрузка рассчитывается исходя из рекомендаций, изложенных в п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.

Формируемая участниками образовательных отношений часть учебного плана отражается в основном блоке и блоке внеурочной деятельности. В основном блоке она включает выбранные курсы, которые организуются, чтобы углубленно изучить обязательные учебные предметы и удовлетворить особые образовательные потребности.

Соотношение обязательных предметов и выбранных курсов повторяет соотношение в учебном плане ООП НОО. Формируемая часть в блоке внеурочной деятельности включает внеурочные мероприятия и коррекционно-развивающие курсы.

Коррекционно-развивающие курсы, включенные в адаптированную образовательную программу в школе, отличаются в зависимости от группы ОВЗ и призваны корректировать индивидуальные психофизические недостатки развития детей. На такие курсы отводится не менее 5 часов в неделю из 10, выделенных на внеурочную деятельность.

Как видно, адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС призвана наиболее эффективно организовать работу педагогов, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями благоприятную среду для личностного, социального, интеллектуального развития с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

По ссылкам ниже предлагаем скачать примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ:

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • с тяжелыми нарушениями речи в системе специального образования;
  • глухих детей;
  • слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • для слепых обучающихся;
  • умственно отсталых обучающихся.

Скачать примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ

1

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.