Мы оплатили 50% стоимости вашей подписки. Подробнее>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Требования к рабочим программам по ФГОС в 2019 г.

  • 17 мая 2019
  • 1630

Новые требования к рабочим программам по ФГОС 2019 позволяют преподавателям проявлять большую самостоятельность при разработке календарного плана и структуры занятий. В статье рассматриваются особенности разработки учебных программ по обновленным стандартам, их структура, планирование и другие аспекты.

Главным документом для каждого педагога образовательного заведения на текущий учебный год является рабочая программа. При разработке документа обязательно принимаются во внимание актуальные требования к составлению рабочих программ по ФГОС, а также методические рекомендации для каждой дисциплины инвариантной и вариативной части образовательного процесса. Все предметы распределяются по часам, четвертям или семестрам. За основу для распределения берется план на 2019-2020 год по ФГОС, разработанный Министерством просвещения. Еще не так давно преподаватели не могли менять утвержденный план предметов и действовали строго в рамках рекомендуемых учебных программ. Но недавно внесенные изменения во ФГОС предоставили учителям больше прав в данной области.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Полезную информацию о порядке разработки рабочих программ читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:

- Как подготовить качественную рабочую программу

 (рекомендации для педагогов)

- Как составить рабочую программу по любому предмету

 (с примерами для каждого раздела)

Нормативно-правовые аспекты требований к рабочим программам по ФГОС

Все образовательные учреждения, действующие на территории России, обязаны работать в соответствии с единым федеральным планом. Составлением ориентировочной учебной программы занимается Минпросвещения, но каждый вариант программы адаптируется для каждой конкретной школы. В инвариантном разделе документа прописываются обязательные для изучения дисциплины, а в вариативном разделе – предметы, имеющие минимальный объем. На вариативную часть образовательной программы в 1-4 классах выделяется 20% учебного времени, в 5-9 классах – 30% и в старших классах – 40%. Документальная база рабочей программы состоит из ФГОС, Закона об образовании, Закона «О федеральных учебных планах…» и Письма с методическими рекомендациями.     

Специфика разработки рабочих программ согласно требованиям ФГОС 2019

Такой нормативный документ, как рабочая учебная программа, определяет содержание образовательного процесса, количество часов на освоение каждой дисциплины, очередность и объем изучаемых тематик и общее число проверочных работ. В соответствии с основными требованиями к рабочим программам по ФГОС, данный документ состоит из трех частей: содержания образовательного курса, планируемых результатов обучения и ориентировочного планирования по темам.

Все учебные программы по дисциплинам сопровождаются пояснительной запиской. В ней подробно разъясняются специфика образовательного курса, рекомендации для педагогов, соответствующая нормативная документация и другие важные нюансы, на которых школа хочет акцентировать внимание. Преподаватели вправе работать не только с рекомендованными учебными программами, но и разрабатывать собственные обучающие стратегии. Такой подход расширяет границы для достижения запланированных целей.

Важный , что ни один из предметов не может быть исключен из учебной программы, сокращен или заменен без соответствующего разрешения от Минпросвещения. Также запрещено самостоятельно интерпретировать определенную образовательную специфику, если она четко прописана в федеральном плане. При этом, допускается трансформация дисциплин, входящих в вариативную часть. Это открывает большие возможности для индивидуализации образования и построения уникальной обучающей стратегии.

Занимаясь разработкой обучающей программы, преподаватели должны принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся. Учебный процесс строится поэтапно с соблюдением соответствия рабочих программ требованиям ФГОС. При формировании учебного курса важную роль играют различные факторы, в том числе, региональная специфика. Одни и те же предметы в общеобразовательной школе, гимназии и лицее изучаются разное количество часов. Это связано как со способами подачи материала, так и с перечнем преподаваемых тем в различных образовательных заведениях. В соответствии с новыми нормами, учебный план должен обеспечивать преемственность между образовательными ступенями. Это станет гарантией полноценной адаптации учащихся. В итоге основа получается единой, а отдельные учебные блоки действуют сообща.     

При составлении учебного плана для разных регионов России обязательно принимаются во внимание их специфические особенности. В первую очередь утверждаются предметы государственного профиля и иностранные языки. Базисом для регионов становится изучение родной речи, религии, этнических дисциплин и других наук. Дисциплины, преподаваемые с учетом образовательных особенностей или рассчитанные на школьников с ограниченными физическими возможностями, занимают особое место в учебном плане. В программе приписываются изучаемые предметы и число отведенных на них часов. Отдельно указываются различные внеурочные занятия, секции и кружки, а также прописываются схемы их проведения.      

Суть изменений в требованиях к составлению рабочей программы по ФГОС 2019

На данный момент существует несколько вариантов образовательных стратегий. Каждый преподаватель имеет возможность использовать в работе любую из них:

  1. вести образовательный процесс в соответствии с рекомендациями ФГОС, внеся в программу свои изменения;

  2. использовать любую из имеющихся авторских учебных программ;

  3. составить собственную рабочую программу с учетом требований по ФГОС 2019;

  4. взять за основу авторский курс, предварительно адаптировав его под специфику образовательного учреждения.

Для того, чтобы стимулировать преподавателей к активной творческой деятельности, используются различные нововведения. Среди них:

  • устранение бюрократических препятствий для полноценной реализации идей педагогов и потребностей учеников;

  • сокращение количества материалов, которые требуются для утверждения новой учебной программы;

  • внедрение элементов внеурочной работы в учебную программу.   

При составлении плана занятий преподавателям рекомендуется задействовать как можно больше современных IT-технологий, в том числе, мультимедийных презентаций, видео- и аудиоматериалов. Кроме лекций и практических уроков, также рекомендуется проводить нестандартные виды занятий: экскурсии, конференции, дискуссии и т.д.

Структурные особенности рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС 2019-2020

Учителя могут заниматься составлением новых программных курсов как индивидуально, так и в составе специально созданной творческой группы. Для этого используются следующие материалы и документы:

  • школьный образовательный план и основная учебная программа;

  • рекомендованная образовательная литература (учебники, методические пособия);

  • нормы ФГОС;

  • примерная программа (рекомендованная Минобрнауки РФ или авторская).

Структура подаваемой на рассмотрение рабочей программы должна соответствовать требованиям ФГОС и включать следующие разделы:

  • титульный лист с реквизитами: информацией об авторах, наименованием дисциплины, названием образовательного учреждения и т.д.;

  • основные задачи курса и планируемые результаты;

  • ориентировочное календарное планирование с уточнениями рекомендательного характера;

  • детали адаптации учебного курса для отстающих и одаренных учащихся;

  • способы оценки знаний.

Требования ФГОС в плане интеграции новых рабочих программ в образовательный процесс

Если разработанная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС, она будет одобрена к использованию в следующем учебном году. Таким образом, преподаватель получит возможность воплотить в жизнь собственную учебную стратегию с учетом уровня подготовки учеников и специфики образовательного учреждения.

Возможность получать знания в рамках авторских учебных курсов дает воспитанникам лицеев и гимназий преимущества перед учащимися обычных учебных заведений. Обычно индивидуальные образовательные стратегии применяются при ведении профильных предметов. При этом, каждая школа и конкретный педагог решают самостоятельно, использовать ли в работе готовые программы или создавать индивидуальные учебные курсы.    

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Планирование рабочей программы согласно требованиям ФГОС

Преподавание предметов в рамках вариативной части учебной программы предполагает применение различных методов использования выделенного времени. К примеру, преподаватель может самостоятельно менять число часов для освоения профильных предметов или добавлять учебные дисциплины, которые не были предусмотрены изначально. Высвобожденные часы можно использовать для проведения других занятий.

Отдельное внимание следует уделять программам для школьников с ограниченными возможностями в плане здоровья. В зависимости от персонального физического развития учащегося, практикуются индивидуальные обучающие программы либо на дому, либо в специальных классах.

Доступ к разрабатываемым документам должны иметь не только администрация учебного заведения, но и преподаватели, представители родительского комитета и общественные деятели. Это прописано в новых требованиях к составлению рабочих программ по ФГОС 2019. В первую очередь, расписание предметов проходит обсуждение и утверждение внутри образовательного учреждения. Затем документация рассматривается специальной комиссией и передается на утверждение начальнику регионального уровня. Завершающий этап – доведение учебной программы до сведения учащихся и их законных представителей (родителей).   

Требования к рабочим программам по ФГОС 2019-2020 в отношении добровольного изучения национальных языков в РФ

Согласно принятому закону, школьники имеют право обучаться на государственных языках российских республик и родных языках народов Российской Федерации. Кроме того, каждый учащийся вправе выбрать русский язык в качестве родного и сосредоточиться на его углубленном изучении. Данная процедура осуществляется по заявлению родителей учеников.

Государственные языки российских республик изучаются исключительно добровольно, без ущерба преподаванию государственного языка РФ и в полном соответствии с требованиями к рабочим программам по ФГОС. При этом, реализовать право на изучение родных языков разных народов РФ можно в рамках возможностей действующей образовательной системы и принимая во внимание потребности учеников. Национальные языки относятся к вариативному разделу программы обучения.

Новый закон призван поддерживать баланс в сфере реализации конституционных прав граждан на свободный и добровольный выбор языка обучения и воспитания, возможность изучения государственных языков российских республик и препятствовать появлению неоднозначных трактовок пунктов закона в правовой практике.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка 50% на комплект журналов для школы.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.