Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Требования к рабочим программам по ФГОС

26 сентября 2019
29469
Средний балл: 0 из 5
Рабочая программа — управленческий документ, который на основе Примерной ООП разрабатывает каждый педагог, ориентируясь на потребности конкретного класса и школьную ресурсную базу. Это главный для каждого педагога документ, который определяет принципы организации работы учителя по предмету в выбранном классе. Формируется для учебной дисциплины или курса внеурочной деятельности. Требования к рабочим программам по ФГОС для основного общего образования касаются:
  • вариативной и обязательной составляющих курса;
  • содержания предметной области;
  • последовательности изучения материала и выбора тем;
  • количества часов, отведенных на изучение программного материала;
  • выбранных организационных форм обучения.

Требования к рабочим программам по ФГОС

В школьном учебном плане содержится обязательная и факультативная часть, которую выбирает ученическая и родительская общественность. К перечню обязательных учебных дисциплин относят предметы, установленные Минпросвещения, а факультативные, призванные индивидуализировать учебный процесс, распределяются в процентном соотношении к обязательной: в начальной школе выделяется 20% учебного времени, в среднем звене — 30% и в старшей школе — 40%. 
Согласно положениям ФГОС и п.9 ст. 2 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», все организации, которые реализуют образовательную деятельность, должны разрабатывать рабочие программы, опираясь на положения Стандарта и действующие ПООП. Последние носят рекомендательный характер, однако содержат критерии оценивания усвоения программного минимума и обязательную часть содержания учебной дисциплины. Основные требования к рабочим программам учебных предметов по ФГОС подразумевают, что составленный документ обеспечит достижение запланированных ООП результатов. Положения основных образовательных программ конкретизируются в рабочих программах по отдельным дисциплинам. Следовательно, она:
  • является локализованной под потребности и возможности конкретного класса и служит для реализации индивидуальной педагогической модели с учетом образовательных потребностей учеников и условий, созданных в школе. 
  • Это рабочий инструмент педагога, в котором он указывает наиболее эффективные и инновационные методы и формы работы, организационно-педагогические условия, алгоритмы организации учебного процесса, направленные на достижение поставленных целей и получение результата.   

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Полезную информацию о порядке разработки рабочих программ читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:

- Рекомендации для учителей по составлению рабочей программы учебного предмета, курса(рекомендации для педагогов)

- Как составить рабочую программу по любому предмету(с примерами для каждого раздела)

Рабочая программа регламентирует содержание образовательного процесса, количество часов на освоение каждой дисциплины, очередность и объем изучаемых тематик и общее число проверочных работ. Рабочие программы учебных дисциплин составляются учителями-предметниками, программы внеурочной деятельности — классными руководителями. В соответствии с основными требованиями к рабочим программам по ФГОС ООО, документ состоит из трех частей: 
  1. Содержание образовательного курса, учебного предмета, модуля (дисциплины).
  2. Планируемые результаты обучения.
  3. Тематическое планирование с распределением по часам, четвертям или семестрам. 
Поскольку долгое время методологией учебных программ занимались квалифицированные методисты и ученые, разрабатывая рабочие программы, школьные учителя нередко сталкиваются с такими затруднениями:
  • отсутствие мотивации к выполнению дополнительной работы, психологическая неподготовленность педагогов;
  • неимение необходимого для написания программ опыта и знаний, в особенности в отношении проектирования результатов, трудности в освоении новой методики;
  • недостаток школьных локальных актов, механизмов согласования содержания и целей основной и рабочих учебных программ, алгоритмов межпредметного и метапредметного согласования программ;
  • отсутствие необходимой учебно-методической и материально-технической базы школы (нет новых учебников, информационно-коммуникативных средств, оборудования и инвентаря). 

Основные требования к рабочим программам по ФГОС: специфика составления

Основным действующим лицом в процессе разработки образовательной программы является именно учитель, а не ученый, методист или завуч. Написание рабочей программы входит в компетенцию учителя-предметника, который должен задействовать в ней передовые образовательные технологии и методики, включая информационно-коммуникативные и дистанционные, чтобы организовать работу в рамках календарного плана школы на текущий учебный год. Учитель обязан проверять степень освоения материала рабочих программ посредством текущего и промежуточного контроля, составлять соответствующую отчетность, а за невыполнение или выполнение не в полном объеме содержания рабочей программы согласно графику учебного процесса он несет ответственность.  
Однако особое значение приобретает методическое сопровождение процесса разработки. Формы организации методического сопровождения могут быть разными, главное, чтобы их выбор был ориентирован на запрос самих педагогов. Возможно:
  • групповое или индивидуальное консультирование, тьюторское сопровождение (непосредственное и дистанционное);
  • создание сетевых объединений педагогов (в том числе, саморегулируемых);
  •  обучающие и проектировочные семинары;
  •  методические объединения разного уровня. 
Создаваемые механизмы и формы методического сопровождения должны быть направлены на достижение согласованности целей (планируемых результатов) рабочих программ по учебным дисциплинам и школьной ООП, реализацию новых требований к рабочим программам по ФГОС ООО. Для составления рабочей программы по предмету недостаточно самостоятельной проектной деятельности учителя: необходима совместная проектная работа коллег-предметников, обеспечивающая единство подходов в планировании и достижении всех видов результатов образовательной деятельности согласно ФГОС ООО (предметных, метапредметных и личностных), поскольку результаты, предусмотренные ФГОС, формируются в течение нескольких учебных лет. А в случае с метапредметными и личностными результатами, на это требуются усилия педагогов, ведущих разные предметные дисциплины. Таким образом, создавая рабочую программу по конкретному предмету, педагогам-предметникам образовательного учреждения необходимо, как минимум, сформировать единое представление о результатах, которые будут достигнуты в процессе ее реализации. Более развернутый вариант согласования, подразумевает этапность процесса обучения с точным обозначением планируемых промежуточных результатов по окончании каждого года. Это позволит при передаче класса учащихся от одного педагога к другому соблюсти преемственность в образовательной траектории и основные требования к рабочим программам по предметам с введением ФГОС. Наиболее удачной формой взаимодействия педагогов-предметников, осуществляющих задачу согласования, могла бы стать предметная команда учителей. 

Подобные объединения учителей работают в некоторых образовательных учреждениях, где зачастую они носят сетевой характер и не подразумевают в качестве цели разработку рабочей программы по предмету. В образовательном учреждении педагоги, преподающие один предмет, на этапе разработки рабочей программы по предмету, объединяются в команду, деятельность которой утверждают локальным актом (Положением о предметных командах учителей). В связи с этим возможны как минимум два варианта цикла деятельности предметных команд. 
  1. Первый из них предусматривает реализацию только основной цели создания команды – разработку сквозной рабочей программы по предмету, системно описывающей достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, предусмотренных ФГОС ООО, и соответствующих конкретному предметному содержанию. И этот вариант осуществляется в виде краткосрочного проекта. 
  2. Второй вариант существования такой команды, кроме реализации указанной выше цели, может подразумевать сопровождение образовательного процесса по предмету, направленное на отработку дидактических механизмов (средства обучения, требующие определенного способа применения) достижения образовательных результатов. Помимо этого, предметная команда учителей может осуществлять помощь учителям, впервые начинающим деятельность в данном образовательном учреждении по уже разработанной ранее данной командой программе. 
Такая форма взаимодействия учителей, как и любая другая команда, предполагает внутреннее разделение функций, связанных с решением конкретных задач и получением конкретного продукта. В первом рассмотренном нами варианте единственным таким продуктом является сама рабочая программа по предмету, разработанная в соответствии с новыми требованиями к рабочим программам по ФГОС. Второй вариант предполагает целый комплекс продуктов деятельности команды. Кроме программы к ним будут относиться: дидактические и методические материалы, в том числе контрольно-измерительные. Благодаря осуществлению предметной командой учителей функций проектирования рабочей программы, рефлексии ее реализации и коррекции, деятельность такой команды приобретает управленческий характер. Это проявляется в том, что объектом внимания помимо программы становится и собственно образовательная деятельность по предмету. В результате дополнительным эффектом становится возникновение целостной системы преподавания предмета, управляемой самими учителями, и как следствие — развитие их профессиональной компетентности. Деятельность данной системы будет гармонично вписана в образовательный процесс всего учреждения, так как рабочая программа по предмету изначально ориентирована на достижение результатов, обозначенных в целевом разделе основной образовательной программы образовательного учреждения.

Требования к новым рабочим программам по ФГОС: структура документа

Программный текст для школьных предметов или внеурочных курсов могут составляться учителями-предметниками, классруками или творческими группами педагогов, объединяющихся для работы над документом. Документ составляют, придерживаясь норм ФГОС, перечней рекомендованных учебно-методических пособий, ООП и результатов ее освоения, преподавательской концепции для выбранного учебного предмета, школьного учебного плана и Примерной ООП, изданной Минпросвещения РФ. Его пишут для каждого класса в отдельности или единый для целой параллели.
Педагоги самостоятельно решают, использовать им примерную, авторскую программу или разрабатывать собственную. Следуя требованиям к новым рабочим программам по ФГОС, учителя вправе:
  • использовать для работы наиболее подходящую авторскую программу, адаптировав ее для отдельного класса и школы;
  • разработать собственную программу, опираясь на нормативные требования к документам и Стандарт;
  • опираясь на положения Примерной ООП и требования ФГОС, адаптировать документ для выбранного класса. 
Согласно тексту письма Минобрнауки №08-1786 2015 года, канва рабочей программы предельно упрощена и сведена к трем разделам, пояснительной записке и дополнениям. Структура документа, разработанного в соответствии с требованиями к рабочим программам учебных предметов по ФГОС:
  1. Пояснительная записка, конкретизирующая ценностные ориентиры изучения предмета, характеризующая его и место в школьном учебном плане.
  2. Планируемые результаты освоения учебного курса.
  3. Содержание учебной дисциплины (курса).
  4. Тематическое планирование, учитывающее основные виды деятельности школьников и уточнения рекомендательного характера.
  5. Обеспечение образовательного процесса в виде факультативных дополнений документа. 

Пояснительная записка
В требованиях к рабочим программам по ФГОС ОО не указана необходимость в написании пояснительной записки, потому этот элемент структуры является факультативным. Достаточно разместить аннотации к программам на официальном сайте школы. Составлением аннотации занимается заместитель директора по УВР, а пояснительной записки — автор программного текста. 
Этот раздел открывает текст программы, а потому должен быть лаконичным, но содержательным. В нем указывают специфику реализации учебного процесса в школе, место учебного курса в школьном образовательном процессе, цели и задачи курса в контексте определенного уровня образования (а не отдельного класса), ценностные ориентиры, желаемые итоги освоения. Автору следует:
  • перечислить нормативные обоснования документа;
  • сформулировать цели и задачи для уровня образование, а затем сделать уточнения для выбранного класса;
  • указать период действия программы, конкретизировать объем учебных часов по годам, необходимый для освоения материала;
  • указать используемые формы контроля и образовательные технологии, методические пособия и различные ресурсы по годам обучения.  
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
В этом блоке перечисляют желаемые результаты освоения программной части, уточняются подходы к оцениванию степени освоения материала. Для указания результатов используют формулировки:
  • «Выпускник научится» — предметные результаты на базовом уровне освоения программного минимума по предмету; 
  • «Выпускник получит возможность научиться» — достижение метапредметных и личностных аспектов. 
Все достижения систематизируются по годам обучения и классам, вычленяя их из школьной и Примерной ООП. Результаты должны отражать базовый и продвинутый уровень освоения материала в отдельных предметных областях. 
Помимо этого указывают оценочный инструментарий, используемый для анализа степени освоения материала, например, тестовые задания, диктанты, контрольные работы, изложения или упражнения, которые выносят в приложения.
Содержание учебного предмета (курса)
Раздел должен соответствовать выбранным автором учебникам, образовательной стратегии и уровню общего образования. 
Согласно новым требованиям к рабочим программам по ФГОС ООО, в тексте:
  • перечисляют темы по классам или ступеням образования с указанием часов;
  • поясняют взаимосвязь выбранных для изучения тем и их значение для получения необходимых результатов.
Содержательная часть текста должна соответствовать положениям предметных областей по ФГОС. При этом учебный предмет определяет школа (из обязательной или вариативной части учебного плана или курс внеурочной деятельности), а его содержание — формирует учитель.  
Учитывая объем предметной части, необходимо охарактеризовать темы и последовательность их изучения, образовательный минимум основных содержательных линий (уровень обязательной и углубленной подготовки), приемы оценивания знаний, варианты контрольных работ. Все или наиболее значимые темы отмечают, характеризуя личностные, предметные и метапредметные результаты. Обязательно указываются нормы и дидактические критерии оценивания устных ответов и письменных работ с учетом всех допускаемых ошибок (грубых и негрубых) и недочетов.  
Работая над текстом раздела, каждую его часть проверяют на соответствие положениям Стандарта. По усмотрению автора документ может содержать дополнительную информацию необходимую для удобства работы. 
Календарно-тематическое планирование
В этом разделе документа обязательно указывают:
  • число академических часов, требуемое для изучения темы;
  • виды деятельности, используемые для осуществления обучения на уроке;
  • домашнее задание.
Календарно-тематическое планирование позволяет систематизировать и схематично распределить программный материал. В течение года план может быть скорректирован с учетом реально пройденного материала и достигнутых учащимися результатов. 
Если локальным актом предусмотрен иной порядок оформления тематического планирования, следует придерживаться его.
Дополнения
Ресурсное обеспечение реализации рабочей программы объединяет натуральный фонд, демонстрационные пособия, цифровая техника, лабораторное и практическое оборудование, натуральные объекты, музыкальные инструменты, средства ИКТ, экранно-звуковые пособия, учебники, методическая литература и электронные ресурсы, которые перечисляются с указанием №, года изготовления и изготовителя. 

Новые требования к рабочим программам по ФГОС: алгоритм разработки

Рабочая программа, которая соответствует ФГОС и демонстрирует свою эффективность, обеспечивая достижение поставленных целей, может быть одобрена администрацией и педсоветом для использования в следующем учебном году, что позволяет педагогам выстраивать собственную образовательную стратегию, учитывая особенности школы и ее контингента. Чаще всего подобный концепт реализуют в гимназиях и лицеях, где учащиеся обучаются по авторским учебным курсам, обеспечивающим профильное индивидуализированное обучение. 

Положение о рабочей программе регламентирует порядок разработки и утверждения рабочих программ в школе. В документе отражают сроки выполнения функциональных обязанностей учителей по разработке программы, подходы к содержанию и структуре документа, срокам действия рабочей программы. Алгоритм разработки рабочей программы включает несколько последовательных шагов:
  1. Изучение нормативно-методической базы. Для составления документа согласно требованиям к рабочим программам по ФГОС необходимо ознакомиться с текстом Примерной ООП, требованиями Стандарта и различными авторскими программами и курсами. На основании этих материалов педагог принимает решение, использовать существующие программные разработки или создавать собственную.
  2. Подбор учебно-методических материалов. Среди Федерального перечня учебников, утвержденных Минпросвещения педагогу следует выбрать наиболее эффективные. Важно отслеживать актуальные изменения перечня, из которого могут исключаться некоторые пособия или предлагаться альтернативные им. 
  3. Целеполагание. Анализируя материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса, возрастные, физиологические и академические особенности детей выбранного класса, учителю следует сравнить цели, поставленные в  Примерной ООП, авторской и собственной программе. 
  4. Планирование результатов. Запланированные учителем метапредметные, предметные и личностные результаты должны поддаваться оценке и измерению, выражаться в конкретных учебных действиях и навыках. Планируя работу, следует опираться на положения Стандарта и ПООП. Результаты следует оформлять как для каждого модуля (курса), так и для освоения учебной дисциплины в целом. 
  5. Оформление содержания. Необходимо провести сопоставление содержания предметной области и рабочей программы, указав перечень разделов и тем, объем учебных часов, необходимый для их освоения, дать подробную характеристику содержанию учебного материала каждой темы (раздела). Желательно отразить формы деятельности, используемые для формирования и закрепления основных ученических компетенций. 
  6. Календарно-тематическое планирование. Оформляется по темам и модулям, регламентируя количество часов, отведенное для изучения каждого из них в конкретном классе. Учебный материал структурируют, в качестве дополнения могут быть указаны методы оценки и контроля. Несмотря на то, что, согласно положениям ФГОС, оценочные материалы не входят в структуру рабочих программ, стоит учесть положения действующего законодательства и методические рекомендации Минпросвещения, чтобы указать их. Если в авторской или примерной программе, которая была взята за основу нет распределения учебных часов по темами, педагогу стоит самостоятельно осуществить планирование, принимая во внимание индивидуальные особенности детей и и задействованные учебно-методические комплексы.
  7. Экспертиза и утверждение рабочей программы. На заседании методического объединения и педагогического совета текст рабочей программы анализируют. Члены методического объединения оценивают рабочую программу и вносят данные в протокол заседания МО. Затем документ проходит согласование у заместителя директора по УВР, который вправе провести экспертизу документа на соответствие требованиям ФГОС, в том числе с привлечением сторонних экспертов. После завершения оценочных процедур на титульном листе программы ставят гриф «Согласовано», дату и подпись. Если у завуча есть замечания, текст отправляют на доработку, указывая сроки выполнения и необходимые коррективы. После одобрения текста директор школы утверждает документ приказом по основной деятельности. Рабочие программы должны быть утверждены не позднее 10 сентября текущего учебного года. 
Согласно основным требованиям к рабочим программам по ФГОС ООО, программные документы разрабатываются сроком на год или более, если такой период необходим для освоения курса или дисциплины внеурочной деятельности. Учителям-предметникам, работающим в одной параллели, что избежать разночтений в преподавании учебной дисциплины, следует использовать общие подходы к оформлению и содержанию рабочих программ, чтобы в дальнейшем использовать ее для календарно-тематического планирования учебного предмета на год. Она может составляться в индивидуальном порядке каждым педагогом или рабочей группой одна на параллель.



Попробуйте бесплатно! Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Новые требования к рабочим программам по ФГОС ООО

Согласно обновленным требованиям к рабочим программам по ФГОС, учителя получили возможность более свободно работать с Типовым учебным планом, составляемым Министерством просвещения на текущий учебный год. Однако учителя-предметники не могут исключать или заменять учебные дисциплины из обязательной части учебного плана, допускается только внесение корректив в вариативную его часть. Используя факультативную часть, педагоги могут выстраивать авторские образовательные траектории, адаптируя образовательный процесс интересам, потребностям и возможностям учащихся. 
Педагоги вправе использовать собственные образовательные стратегии, а не только следовать рекомендованным образовательным программам. 
В ходе работы над программой учитываются не только особенности коллектива класса и ресурсная база учреждения, но также специфику региона, которая влияет на объем учебных часов и число тем, отведенных на изучение той или иной дисциплины. Учебная программа должна обеспечивать преемственность между различными ступенями школьного и высшего образования. Используя понятие «авторская программа» в заголовке документа, учителю необходимо доказать и аргументировать целесообразность своего авторства в пояснительной записке.
Новые требования к рабочим программам по ФГОС допускают обучение на родных языках народностей и государственных языках субъектов РФ, более того, ученики могут углубленно изучать русский язык, выбрав его в качестве родного. Государственные языки субъектов РФ могут изучаться в школах без ущерба для учебного плана по русскому языку, а потому их традиционно относят к вариативной части программы. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.