Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Поощрение обучающихся в соответствии с законом «Об образовании»

  • 9 мая 2019
  • 233

В условиях неустанного совершенствования образовательной системы, когда все большее внимание уделяется поиску наиболее эффективных педагогических методов воздействия на учащихся совершенствование системы взысканий и поощрений учащихся сохраняет высокую значимость. Положение о поощрении обучающихся, которое в соответствии с нормами федерального законодательства следует разработать, утвердить и применять в каждой школе, определяет:

  • перечень учебных свершений учеников, положительно оцениваемых педагогическим составом образовательного учреждения, родителями, общественностью;
  • форму мотивации детей, добившихся высоких успехов в учебе;
  • обязанности ОУ по организации порядка награждения лучших учеников.
платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию о порядке присвоения поощрений в школе читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Какие поощрения повышают учебную мотивацию школьников?

 (мнение педагогов)

- Положение о поощрении учащихся

 (пример для скачивания)

Положение о поощрении обучающихся

С целью повышения мотивации школьников к учебному труду, подготовке к ответственной жизни в условиях наличия свободного выбора на федеральном уровне предусмотрены условия для возможности разработки и исполнения в образовательных учреждениях положений о поощрении обучающихся — локальных актов, устанавливающих порядок награждений и взысканий учеников. На данный момент государством предусмотрены два варианта поощрений — награждение медалью «За особые успехи в учении» и выделение денежных средств из федерального бюджета, но на муниципальном или региональном уровне предусмотрена возможность введения дополнительных наград.

При разработке положения о поощрении учащихся с учетом особенностей образовательного процесса в конкретной школе рекомендуем опираться на следующие нормативные и локальные акты:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. (с актуальными изменениями);
  2. Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 г. № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;
  3. Приказ Минобрнауки России от 21.04.2016 г. № 453 «О внесении изменения в Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;
  4. Приказ Минобрнауки России от 23.06.2014 г. № 685 «Об утверждении порядка выдачи медали “За особые успехи в учении”»;
  5. Устав школы.

Структура положения о поощрении обучающихся в школе определяется в произвольном порядке. Для наиболее полного определения порядка действий, качающихся вопросов мотивации школьников, в данный локальный акт рекомендуется включить следующие пункты:

  1. Общие положения, где указывается полное наименование образовательного учреждения и список нормативных актов, которые использовались при разработке документа.
  2. Условия поощрения учащихся, в число которых целесообразно включить решения управляющего совета ОУ, распоряжения органов местной власти.
  3. Основные виды поощрений, устанавливаемые с учетом регионального компонента и возможностей школы.
  4. Основания для поощрений школьников — успехи в учебной, научной, экспериментальной, творческой, спортивной, общественной и иной деятельности, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
  5. Основания для поощрения классных коллективов.
  6. Порядок поощрения обучающихся (оформление записи установленного образца в личное дело, заполнение книги регистрации выданных медалей или отчета о выдаче поощрений, который может вестись на бумажном или электронном носителе).
  7. Порядок выдвижение кандидатов на награждение денежной премией, ценными призами.
  8. Основания и порядок снятия поощрений.

С целью поддержания порядка и осознанной трудовой дисциплины в положение о поощрении учеников может быть включен раздел «Взыскания», регламентирующий порядок применения ограничительных мер и перечень проступков, требующих соответствующей реакции со стороны педагогического состава. При утверждении механизма реализации взысканий следует проследить, чтобы по отношению к детям не применялись меры физического или психологического насилия, а также не было прецедентов для создания ситуаций, грозящих попранием конституционных прав и свобод, чести, достоинства и свободного выбора личности.

Отвечает Елена Болотова, доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе МПГУ

В условиях образовательной организации к ученикам допускается применять такие виды дисциплинарных взысканий: внесение замечаний в дневник, вынесение выговора или строгого выговора, возмещение ущерба, причиненного школе, посредством участия в общественно полезных работах или выплаты материальной компенсации (по согласованию с родителями). При выборе меры взысканий важно обеспечить, чтобы она соответствовала возрасту и тяжести проступка ребенка, и за один проступок налагалось только одно наказание. Наиболее строгой мерой взыскания является временное исключение из школы.

В ходе реализации системы поощрений и взысканий обучающихся при возникновении ситуаций, требующих оперативного педагогического реагирования, необходимо дать привинившемуся ученику объяснить свои действия, при согласии — принести публичное извинение.

Как организовать поощрение обучающихся по новому закону «Об образовании»

С целью обеспечения в образовательной организации благоприятных условий для плодотворного обучения, развития и творчества поощрение обучающихся, осуществляемое в соответствии с законом «Об образовании», может реализовываться с учетом возможностей разных уровней государственной поддержки. На федеральном уровне предусмотрена возможность награждения школьников, успешно сдавших ГИА и получивших итоговые отметки «отлично» по всем предметам, медалью «За особые успехи в учении».

Ввиду того, что система поощрений учеников находится в компетенции образовательной организации, приобретение медалей осуществляет школа за счет средств государственной субсидии или субвенций местного бюджета. Требования к медалям (изготовление методом холодной штамповки, золотистый цвет, наличие объемного изображения Государственного герба РФ) представлены в приказе Минобрнауки России от 23.06.2014 № 684, где также представлен макет образцов наградной продукции. Вручение медалей традиционно организуется в торжественной обстановке и проводится одновременно с выдачей аттестатов о среднем общем образовании. Данному событию предшествует утверждение приказа о поощрении обучающихся, выпускающихся из ОУ.

Медаль «За особые успехи в учении» передается лично в руки выпускнику или доверенному лицу при условии предоставления доверенности и документа, удостоверяющего личность. Доверенность, подтверждающая выдачу медали, подшивается в личное дело выпускника и хранится там до окончания срока. Допускается проведение процедуры пересылки медали посредством почтового оператора, если выпускник предоставит заявление соответствующего образца. Школа обязуется вести книгу регистрации выданных медалей, но в случае утраты награды предоставление дубликата не осуществляется.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Руководство развитием ОО».

Кабинет информатики в школе

Из ежегодного бюджета ежегодно выделяются средства на поощрение обучающихся — призеров олимпиад, конкурсов, соревнований и других мероприятий, список которых ежегодно публикуется на сайте Минобрнауки России. Претендовать на получение денежной премии может любой ученик, выполнивший условия получения материального вознаграждения, кандидатуры таких учащихся выдвигаются учредителями премии, представителями управляющего и педагогического совета ОУ, школьной администрацией, классными коллективами, творческими, спортивными, научными, исследовательскими и другими объединениями учащихся. Сведения о призерах конкурсных образовательных мероприятий, финансируемых за счет средств из федерального бюджета, передаются в образовательный фонд «Талант и успех», ответственный за разработку индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей и передачу этих сведений в школу.

Финансовая поддержка в реализации школьного положения о поощрении обучающихся обычных и профильных классов может оказываться и за счет субвенций из региональных и муниципальных бюджетов, за которым регулятор оставляет право устанавливать различные виды мотивации школьников. К числу поощрений, вводимых органами местной власти или силами образовательных организаций, относятся:

  • похвальные грамоты, выдаваемые за особые успехи в изучении отдельных предметов, реализацию исследовательских или экспериментальных проектов, занятии призовых мест в творческих фестивалях, конкурсах, смотрах;
  • благодарственные письма;
  • размещение фотокарточки на «Доске почета школы» с занесением именем ученика в «Книгу почета»;
  • путевки, экскурсионные поездки;
  • именные премии;
  • участие в особых ритуалах, соответствующих традициям ОУ и не противоречащим законодательству РФ;
  • представление публикации об успехах ученика на сайте школы, в СМИ.

Хочется отметить, что положение о порядке поощрения обучающихся с целями повышения общего уровня мотивированности участников образовательного процесса целесообразнее разместить в публичном месте, например, на официальном сайте школы, где с документом могут ознакомиться все желающие. Применение поощрений следует выполнять в условиях широкой гласности, доводя данные о наградах до педагогического состава, родительской общественности. Это поможет предупредить возникновение спорных моментов и гарантировать выполнение всех процедурных требований.

Значение системы поощрений и взысканий для обучающихся

Система повышения мотивации учащихся в России не является новой, ее история насчитывает многие десятилетия, поэтому принижать значение поощрений и взысканий для обучающихся вопреки тенденциям нового времени не стоит. Так, долгое время существовала традиция награждения лучших выпускниц Смольного, Екатерининского и Патриотического института шифрами большого и малого размера (вензелями со знаком императрицы, усыпанными драгоценными камнями). В дореволюционные годы учащимся непривилегированных образовательных учреждений за старания в учебе и образцовое поведения выдавали золотые и серебряные медали, а также книги, которые в то время представляли немалую ценность. После 1945 года практика награждения лучших учеников медалями была возрождена и усилена за счет социалистического соревнования между классами, досрочным принятием в пионеры или комсомольцы, активной олимпиадной деятельностью с награждением победителей экскурсионными поездками, путевками в «Артек». В последние годы, с введением ЕГЭ и отменой специальных условий при поступлении в вузы для медалистов и победителей олимпиад, значимость системы мотивации учеников наградами снизилась в ущерб ожиданиям нового поколения учащихся.

Учителя начальных классов и педагоги-предметники сходятся во мнении, что дети, как и раньше, с трепетом ждут наград, отвечающих требованиям времени, что обусловливает необходимость частичного пересмотра практики поощрения обучающихся в соответствии с законом «Об образовании». Положительно зарекомендовало себя введение в классах системы дополнительных награждений, инициированных учителями — выдача символических, собственноручно выполненных поощрений за малые успехи в учебном труде. В начальной школе в дополнение к стандартным контрольно-оценочным средствам предусмотрено возможность создания базиса независимой рейтинговой системы посредством систематического составления и заполнения портфолио учеников, куда вносятся все достижения и проступки. Старшеклассники с большой заинтересованностью относятся к возможности получения ценных подарков — планшетов, электронных книг, плееров, средства на которые выделяются независимыми фондами, что при возможности также должно стать частью повседневной образовательной практики.

Таким образом, положение о поощрении обучающихся, составленное с учетом реалий функционирования конкретной школы, может открыть широкие возможности для мотивации детей, при условии, что награждения организуются регулярно, с пояснениями их значимости и важности учебных достижений, и при этом предоставляемые вознаграждения соответствуют усилиям, затраченным ребенком на достижение высокого учебного результата.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.