Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Организация обучения родному языку в школе

  • 9 мая 2019
  • 1847

Овладение средствами родной речи является базовым коммуникативным навыком, формирование которого является одной из стратегических задач российской образовательной системы. В школе предмет «Родной язык» представлен на всех этапах обучения, а перед ответственными педагогами ставятся следующие предметные задачи:

  • овладение первичными представлениями об орфоэпических, лексических, грамматических языковых нормах, культуре общения;
  • становление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, являющейся основным показателем общей культуры и олицетворением гражданской позиции;
  • формирование у обучающихся базовых представлений о языке как основе национального самосознания, о многообразии и единстве языкового пространства России;
  • привитие умения ориентироваться в целях и условиях общения, выбирать языковые средства с учетом коммуникативной ситуации;
  • овладение широким спектром учебных действий с языковыми единицами, необходимыми для использования множественных практических и познавательных задач.

Предмет «Родной язык» в школе: концептуальные особенности и правовые нормы

В условиях многонационального и культурного многообразия, являющихся одной из ключевых особенностей российской государственности, вопрос изучения родного языка в школе как базового предмета приобретает особую актуальность. Процессы стремительной глобализации, включающие размывание границ между государствами и этносами, ведут к тому, что речевые средства становятся едва ли не главными показателями национальной идентичности. Ныне языковой вопрос стоит как никогда остро, и во многом этот процесс обусловлен отсутствием однозначной методологии.

По вопросу о сущности понятия «родной язык», определяющего содержание школьного образовательного минимума, до сих пор ведутся дискуссии. Одни исследователи считают, что родным языком можно назвать лишь тот, на котором ведется общение с детства, другие приравнивают его к материнскому, третьи ставят знак равенства между родным языком и языком своей национальности. Неоднозначность восприятия родного языка определяет разницу в восприятии обязательных учебных программ, поэтому считаем необходимым внести ясность в трактовку перед более обширным рассмотрением темы.

Как известно, коммуникативные навыки являются приобретенными, а не врожденными, хотя актуальные исследования и подтверждают наличие у новорожденных предпосылки к более активному восприятию языка матери. Речевые способности формируются в ходе взросления ребенка, поэтому в полной мере зависят от условий среды, выбранный язык общения в которой и становится родным. Исключением становятся случаи, когда в связи с обстоятельствами в связи с изменением среды первичная языковая компетентность не находит дальнейшего продолжения, или малыш воспитывается в семье, где мать и отец говорят на разных языках, формируя билингвальную коммуникативную среду.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» рекомендации по организации обучения родному языку в школах:

- Минпросвещения разъяснило, как ввести «Родной язык» в программу (изменения в законодательстве!)
- Как ввести обязательные часы родного языка  (образец приказа)

Основываясь на особенностях возрастного развития, можно утверждать, что родным следует считать язык первого общения, определяющий выбор базового предмета в школе. В России право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества является конституционной нормой (ст. 26 Конституции РФ), реализуемой на добровольной основе, поэтому одной из обязанностей школ в нашей стране остается включение в учебные планы:

  • на уровне начального общего образования — предметных областей «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке»;
  • на уровнях основного и среднего общего образования — предметных областей «Родной язык», «Родная литература».

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 закреплено право родителей на свободный выбор родного языка для изучения ребенка (ч. 6 ст. 14, п. 1 ч. 3 ст. 44), не предусматривающее отказ от необходимости овладения обязательным предметным минимумом. Это может быть как русский, так и язык из числа народов России, если изучение последнего не организуется в ущерб овладению государственному (ч. 3 ст. 14 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). В 2018 году регулятор уточнил принципы обеспечения конституционных прав касательно изучения родного языка, что было спровоцировано общественным резонансом касательно повышения уровня учебной нагрузки школьников в республиках, в частности, в Татарстане. В связи с этим во многих школах прошли проверки для выявления, каким образом реализуются принципы преподавания родного языка и литературы, что позволило выявить ряд методических недочетов и еще раз вернуться к данной проблеме.

В последние годы организация обучения родному языку в школе в общероссийских масштабах приобрела характерные особенности, обусловившие необходимость введения законодательных изменений. С одной стороны, представители республик все чаще отказываются от изучения языков национальных меньшинств в пользу русского, поскольку твердые знания по базовому предмету гарантируют возможность уверенного поступления в вузы и широте профессиональной ориентации. Данная тенденция становится стихийной на фоне глобализации, когда дети стремятся со школьной скамьи развить билингвизм, изучая наравне с русским языком английский, немецкий, французский, китайский. С другой стороны, активизация внутренней миграции населения привела к тому, что большинство русских, проживающих на территории республик, сталкиваются с необходимостью изучения языка нацменьшинств в ущерб общегосударственному. И хотя большинство республик не пользуется правом установления титульного языка в качестве обязательного для изучения, последние законодательные инициативы, направленные на урегулирование языкового вопроса в школьной образовательной практике, вызывают широкий резонанс в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Якутии, Бурятии, Дагестане, Северной Осетии, Татарстане и Башкортостане.

Отвечают эксперты Справочной системы «Образование»: Наталия Баранникова, директор Центра координации и проведения профессиональных чемпионатов и олимпиад ГАОУ ВО МГПУ, к. п. н., доцент и Елена Самсонова, юрист-редактор

На данном этапе руководителям школ важно понимать: включение в расписание предмета «Родной язык» требует контроля в школе необходимых условий, к числу которых следует отнести наличие рабочую программу, учебных изданий и, самое главное, компетентных учителей. Выбор родного языка обучения в российских школах до сих пор ограничен возможностями системы образования. Так, если родители настаивают на организации обучения ребенка на редком языке, образовательная организация вправе ответить отказом, аргументировав свою позицию отсутствием данного языка в локальном акте школы и невозможностью оказания образовательных услуг по направлению на должном уровне. В связи с этим очень важно, чтобы вопрос изучения родного языка в школе был до конца урегулирован на государственном уровне, что позволит создать оптимальные условия для коммуникативного развития подрастающего поколения, сохранения многонациональной уникальности нашей страны при сохранении уникального статуса русского языка, являющегося гарантом государственности.

Изучение родного языка в школе: современная педагогическая стратегия

Овладение коммуникативными навыками является базовой составляющей в вопросах комплексного обучения ребенка. От того, насколько успешно организовано изучение родного языка в школе, зависят возможности учеников в вопросах усвоения знаний, изучения различных дисциплин и овладения универсальными учебными действиями.

Методологическая основа преподавания русского языка формировалась поколениями ведущих лингвистов, историков, педагогов: неоценимый вклад в развитие практик обучения внесли Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Д. Алферов, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и многие другие. Благодаря этому на данном этапе удалось сформировать принципы педагогической тактики обучения родному языку в школах нашей страны — первоочередно русскому, а также языкам республик с учетом уникального национального компонента.

Современная стратегия обучения детей родному языку основывается на принципах комплексности, последовательности, одновременности. Многообразие коммуникативных компетенций, необходимость раскрытия перед подрастающим поколением богатства родного языка — начиная с лексического разнообразия и заканчивая его самобытностью как многокомпонентной лингвистической системы — определяют необходимость ведения педагогической работы сразу по ряду направлений, формируя богатое содержательное наполнение занятий. Обучение родному языку начинается в период дошкольного детства и продолжается не только на протяжении всего школьного обучения, но и в течение всей сознательной жизни.

Обучение родному языку в детском саду и школе базируется на пополнении активного словаря, необходимого для формирования представлений об окружающем мире, изучении различных дисциплин, успешной социализации. Содержание словарного фонда определяется от особенностей образовательной обстановки, что обуславливает возможность последовательно знакомить учащихся со словами, которые в стихийных условиях приобретаются медленно и с трудом. В ходе непосредственной образовательной деятельности, воспитательной работы, свободного общения педагог использует множественные приемы, чтобы гарантировать не только понимание детьми тех или иных речевых конструкций, но и их активного включения в повседневную лексику.

Словарный фонд выступает строительным материалом для грамматической стороны речи, работа над которой предусматривает необходимость овладения конструктивными моделями языка. Ежедневная речевая практика, организуемая на уроках родной речи и других занятиях, способствует как интуитивному, так и осмысленному усвоению грамматического строя. В данном случае ключевое значение имеет работа всех педагогов без исключения, не только филологов и литературоведов, но и математиков, историков, химиков, которые должны инициировать учащихся озвучивать грамматически оформленные высказывания, обращать их внимание на устоявшиеся лексические конструкции, что будет способствовать выработке стойкой привычки говорить емко и правильно.

Воспитание культуры речи также является важной частью педагогического комплекса по изучению родного языка в школе. В последнее время специалисты по дошкольному воспитанию фиксируют все большее количество детей с множественными логопедическими проблемами, которые находят свое отражение в дальнейшей неспособности овладеть правильными звукопроизношением. Но даже учащиеся, демонстрирующие образцовое произношение слов, нуждаются в руководстве по усвоению интонационного строя родной речи, формировании правильной коммуникационной манеры, включающей не только вербальную, но и невербальную составляющую — обращение к собеседнику, поддержание приветливого тона беседы и зрительного контакта, адекватную манеру жестикуляции.

Еще одной важной составляющей стратегии обучения родному языку является формирование у учащихся навыков ведения диалогической и монологической речи. Данные составляющие коммуникативной практики зависят не только от сформированности активного словаря и грамматической компетентности, но и умении осознавать сказанное в режиме реального времени, налаживать контакт с собеседником или аудиторией, проявлять тактичность и сдержанность, что может быть достигнуто только при условии адекватной языковой практики. Однозначно положительной тенденцией последних лет стала организация нестандартных уроков в формате дискуссий, «открытых микрофонов», презентаций отчетов о проделанной поисковой или экспериментальной работе.

Что касается непосредственно уроков по родному языку, реализуемых в рамках реализации предметной области, то им присущ ряд особенностей, провоцирующих организационные трудности. Так, ограничение занятий по времени не позволяет учителю обеспечить возможность обеспечения достаточной речевой практики для каждого ребенка, создания должного перехода между разбором типовых и сложных случаев применения правил. В таких условиях обеспечить высокую результативность изучения родного языка в школе позволит соблюдение следующих методических рекомендаций:

  1. Тщательная подготовка к уроку, предусматривающая четкую постановку образовательных целей с учетом уровня знаний и умений обучающихся, перечня педагогических методов и приемов, допустимых к применению.
  2. Определение оптимального уровня интенсивности дидактической нагрузки. При подборе заданий важно отдавать предпочтение тем, которые требуют активной интеллектуальной активности и соответствуют принципам развивающего обучения.
  3. Обеспечение воспитательного и эмоционального характера уроков. На каждом занятии ребенок должен узнавать что-то новое, удовлетворять природную любознательность. Например, при выборе текста, на основе которого проводится изучение стилистических норм, стоит отдать предпочтение несущим запоминающуюся смысловую нагрузку, привлекающим внимание удивительным фактами или юмористическим компонентом.
  4. Использование различных приемов обучения, соответствующих образовательным реалиям. Стандартный урок рекомендуется разнообразить элементами исследовательской деятельности, дискутированием, творческой работой. При этом важно обеспечить переход от легких заданиям к сложным, от менее эмоциональных к более эмоциональным, делая небольшие организационные паузы.
  5. Создание условий для речевой активности каждого школьника, что предусматривает последовательное мотивирование выражать свои мысли емко, обоснованно и эмоционально, с использованием целостных грамматических конструкций.
  6. Сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом. В дополнительной педагогической помощи неизменно нуждаются дети, демонстрирующие речевые недостатки или пробелы в знаниях программного материла, что в условиях цикличного повторения тем неизменно вызывает образовательные сложности.

Важно отметить, что результативность преподавания родного языка в школе зависит от интенсивности ознакомления учащихся с художественной литературой. Выразительное чтение вслух и беглое «про себя», пересказы содержания, высказывание суждений о героях произведений позволяет овладеть средствами речи, улучшить коммуникативные навыки на фоне воспитания нравственного облика и ценителя чувства прекрасного. Вместе с тем было бы неправильным сводить обучение родному языку исключительно к овладению набором определенных навыков: современная педагогическая наука определяет в качестве наиболее значимой цели достижение уровня речевой компетентности, гарантирующего успешную адаптацию в социуме и профессиональную самореализацию.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Программа обучения родному языку в школе

При реализации предметной области «Родной язык и родная литература» и разработке целевых программ в школе общеобразовательным организациям рекомендуется опираться на приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577, обеспечивающий выполнение требований ФГОС ООО при разработке программного содержания. В письме Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 указано, что рабочие программы при реализации предметной области «Родной язык и родная литература» для уровня основного общего образования разрабатываются согласно ФГОС и утверждаются школами самостоятельно.

Основой родного языка как школьного учебного предмета является наука о русском языке, базирующаяся на современных коммуникативных практиках, основах диалектологии, графики, орфографии и пунктуации. В связи с этим состав учебного курса включает:

  • формирование в сознании учащихся системы базовых лингвистических понятий;
  • закрепление орфографических и пунктуационных норм, знание которых составляет одну из главных практических целей обучения;
  • выработку речевых умений, применимых в различных коммуникативных ситуациях.

Реализация программы обучения родного языка в школе предусматривает распределение учебного материала, предполагающего изучение фонетики, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, по классам, полугодиям и четвертям с учетом интеллектуальных особенностей учащихся и логики изложения курса. При отборе учебного материала методисты включают в программное содержание знания о родном языке как сложной лингвистической системе, коммуникативные умения и способы деятельности с языковыми явлениями.

Классификация методов обучения русскому языку как родному (по Вернеру-Ставкину)

Критерии классификации Описание методов, рекомендованных к использованию при организации обучения родному языку в школе
Характер познавательной деятельности

С учетом основной деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется ознакомление с предметным материалом, различают такие методы обучения:

  1. Репродуктивные, используемые при прохождении частично знакомых или несложных тем для приобщения школьников к самостоятельной образовательной работе.
  2. Объяснительно-иллюстративные, позволяющие экономить время при изучении нового материала.
  3. Продуктивные: частично-поисковый, включающий элементы творческой активности, метод проблемного обучения и исследовательский, предусматривающий полное погружение в учебный материал.
Логика подачи материала
  1. Дедуктивные, применение которых рекомендовано при изучении теоретического материала, для быстрого вычленения ключевых понятий из общего массива информации.
  2. Индуктивные, упрощающие ход выполнения практических заданий.

Достижение положительной динамики в ходе реализации программы по обучению родному языку возможно только при условии грамотного сочетания представленных методов, выбор которых осуществляется с учетом возрастных особенностей обучающихся, уровня их знаний, характера учебного материала, дидактической цели урока. При планировании образовательной деятельности по предмету рекомендовано применение следующих подходов:

  • компетентностного, направленного на формирование предметных (лингвистических, коммуникативных, культуроведческих), личностных и метапредметных знаний и умений;
  • текстоцентрического, базирующегося на принципе изучениея всех языковых явлений на основе текста;
  • коммуникативного, предусматривающего совершенствование речевой деятельности во всех ее проявлениях.

Структура школьного учебного курса при изучении русского языка как родного выстаиваться циклически, с последовательным повторением учебного материала, предусматривающего еще более глубокое погружение в тему. Изучение языковых норм в полной взаимосвязи позволяет выстроить учебные знания и умения в форме целостной системы, сформировать адекватное представление детей о богатстве родного языка и его значении в повседневной жизни. Наравне с изучение орфографических и пунктуационных норм реализация программного содержания по предмету включает работу над развитием связной речи и совершенствованием коммуникативных компетенций, которая является логическим продолжением изучаемого грамматического материала.

Отдельного внимание заслуживает педагогическая тактика реализации программы по изучению родного языка в школе с учетом реальной коммуникативной ситуации. В условиях многонациональной России сложилась уникальная лингвистическая ситуация, когда для большинства представителей этносов русский является первым языком, родным во всех отношения, в то время как язык национальности, преподавание которого обусловлено правом республик на включение в образовательный практикум национального компонента, вторым по значимости. Многолетняя педагогическая практика доказывает, что при изучении родного языка целесообразно как можно больше учебного времени посвящать изучению усвоению грамматических и пунктуационных норм, в то время как при изучении неродного крайне важна коммуникативная практика (ведь речь на родном языке фактически сформирована до момента поступления в школу и продолжает совершенствоваться на протяжении всего периода обучения). В свете этого эксперты рекомендуют вести разработку программного содержания с учетом реальных умений и образовательных потребностей школьников, принимая во внимание региональный компонент, при необходимости — обеспечивая взаимосвязанное изучение родного и государственного языка.

Родной язык в начальной школе

Ввиду того, что успешность учебного труда напрямую зависит от понимания лексем и сформированности коммуникативных навыков, изучение родного языка в начальной школе сохраняет первостепенное значение. Речь, чтение, письмо и другие навыки в области родного языка позволяют овладевать множественными познаниями и формировать универсальные учебные компетенции, на что в конечном итоге и нацелен современный образовательный курс. Вместе с тем языковой курс для начальной школы должен в полной мере гарантировать учащимся не только привитие практических навыков, но и понимание его высокого художественного, гуманистического, эстетического значения, чтобы мотивировать выражать свои мысли правильно, культурно и точно. Поэтому перед педагогами начальной школы стоит непростая задача, включающая не только знакомство с упрощенными научно-теоретическими знаниями по курсу, но и привитие высокой культуры речи.

Содержание занятий, посвященных изучению родного языка в начальной школе, должно включать:

  1. Развитие устной и письменной речи детей, происходящее в тесной связи с обучением разным техникам чтения, письма, изучением базовых грамматических норм, ведением наблюдений, а также организованной социальной активностью учащихся.
  2. Преобразование первичных умений, полученных в ходе освоения элементарного знания и письма, в устойчивые навыки с их последующим совершенствованием (после 1 класса).
  3. Широкое изучение литературной нормы — тренировка правильного произношения, орфографическое и пунктуационное оформление письма, овладение выразительными средствами речи, элементами стилистики.
  4. Изучение теоретического базиса фонетики, грамматики, лексики, адаптированного с учетом возрастного фактора.
  5. Знакомство школьниками с образцами художественной, научно-популярной, учебной литературы, привитие навыков адекватного восприятия литературного слога.

Изучение русского языка как родного в начальной школе ставит своим конечным результатом овладение учащимися фонетическими, словообразовательными и грамматическими понятиями, знание базовых графических, орфографических и пунктуационных правил, что решается в ходе выполнения специфических и общих образовательных задач. Для изучения в младшем школьном возрасте рекомендованы знания, являющиеся залогом сознательного владения языком на начальном уровне, а именно:

  1. Понимание основ звукового строя речи и способов обозначения звуков на письме. От выпускников начальных классов требуется умение классифицировать гласные и согласные звуки, представить звуковой состав слова с выделением ударного слога, сознательно соотнести звуковую и графическую форму слова, оформляя последнюю в соответствии с литературной нормой.
  2. Знания о морфемном составе слова представлены в объеме, необходимом для того, чтобы младшие школьники могли осознать существенные признаки каждой морфемы, их роль и взаимодействие в слове, а также пользоваться знаниями о корне в целях правильного написания слов с безударными гласными, глухими, звонкими и непроизносимыми согласными.
  3. Из области морфологии отобраны знания, имеющие значение для овладения способами словоизменения, лексико-семантических группах слов, хотя раздел «Лексика» и не включен в общую программу обучения. Младшие школьники в первые два года обучения знакомятся с тремя частями речи: именем существительным, именем прилагательным и глаголом, а в третьем классе предусмотрено изучение местоимений и наречий.
  4. Значимость синтаксических значений для осмысленного владения языком обуславливает необходимость включения в учебный материал знания о предложении как единице речи, о составлении слов в предложениях, его грамматической основе, а также постановке знаков препинания в границах предложения.

Преподавание предмета «Родной язык» в начальной школе предусматривает усвоение представленных выше знаний на разных уровнях. Учебный курс носит сквозной характер с последовательным повторением тем, но для каждого года обучения характерно выделение главного раздела. Максимальные усилия первоклассников нацелены на изучение фонетики и графики в ходе овладения техникой чтения и письма, во втором классе организуется изучение морфемного состава слова, формирование орфографических навыков, закрепление словообразовательных знаний, расширяется осознанное отношение к использованию в речи лексем. В третьем классе происходит изучение частей речи с углублением морфологических знаний.

Введение родного языка в школе

С внесением изменений в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 изменился порядок введения родного языка в школе, статус которого отныне может быть присвоен русскому или любому другому из числа языков народов России, рекомендованному на региональном уровне. С целью реализации нормативных норм анонсированы новые проверки Роспотребнадзора в новом учебном году, что обусловливает необходимость внесения изменений в реализуемое программное содержание и проведение корректировки учебного плана.

Чтобы внести предметы по родному языку в расписание, необходимо убедиться, что в образовательной организации созданы необходимые условия — рабочая программа, компетентные педагоги и учебные пособия, доступные в печатном или электронном виде (их можно выбрать из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253). Следует отметить, что в данном списке нет учебных пособий для изучения русского языка как родного, поэтому школам рекомендуется выбрать учебники по русскому языку и литературы и адаптировать их с учетом актуальной образовательной ситуации.

Введению нового предмета в учебный план предшествует составление списка языков, которые могут преподаваться ввиду наличия в ОУ необходимых условий, и сбор заявлений родителей на изучение детьми родного языка в школе, составляемых на основании заполненной формы по образцу.

Следующим организационным этапом является разработка положения о преподавании родного языка в школе, которое следует обязательно согласовать с коллегиальным органом управления. После этого необходимо внести в изменения в программное содержание, реализуемое на начальном, основном и среднем уровнях общего образования:

  • в целевых разделах следует описать планируемые результаты освоения учащимися предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература»;
  • в содержательных разделах — представить рабочие программы предметов по родному языку, разработанные группами ответственных педагогов и утвержденные в установленном порядке на педсовете после внесения правок и изменений;
  • в организационных разделах важно изменить учебные планы, указав предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература».

При составлении нормативного обеспечения изменений, в том числе приказа об обучении родному языку в школе, руководителям важно учитывать, что изучение данной предметной области в согласно письму Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08 может быть реализовано в рамках федерального, регионального и школьного компонента. Также необходимо принять во внимание, что предметы «Русский язык» и «Родной язык» относятся к разным предметным областям (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО), поэтому при наличии в учебном плане предмета «Русский язык» и его выбора родителями в качестве родного никаких изменений в учебный план вводить не нужно.

С целью защиты конституционных прав обучающихся, выбравших в качестве родного язык из числа народов РФ, предусмотрена возможность проведения ГИА по соответствующим предметным областям, что подтверждает п. 4 Порядка проведения ГИА. Порядок проведения экзаменов в данном случае устанавливается в порядке, утвержденном региональными органами управления.

В завершение хочется отметить, что широкая правовая поддержка в вопросах многообразия внутренней языковой политики при сохранении значимости русского как государственного создает широкие возможности для ведения образовательной практики. Чтобы помочь детям осознать преимущества билингвизма и расширения коммуникативных компетенций, которые могут формироваться только на базе уверенного владения родным языком, важно вести целевую воспитательную работу в ходе урочной деятельности и внеурочной активности. Интересной образовательной практикой может стать празднование Международного дня родных языков в школе, организуемого по инициативе Генассамблеи ООН ежегодно 21 февраля, после печально известных событий в Дакке в 1952 году. Эту памятную дать можно отметить увлекательными мини-лекциями, выставками, организованными языковыми практиками, что особенно актуально для образовательных учреждений, где проходят совместное обучение представители разных национальностей.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.