Мы оплатили 50% стоимости вашей подписки. Подробнее>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Самоуправление в классе

  • 20 мая 2019
  • 204
Ученическое самоуправление — ответ изменившимся социально-экономическим условиям, требующим от детей и подростков адаптивных свойств, выражения инициативности, воспитания высоких нравственных качеств, способности защищать свои права, делать осознанный жизненный выбор. Это реализация права школьников на участие в принятии управленческих решений по вопросам организации образовательно-воспитательного процесса наравне с представителями администрации и педколлектива. В связи с этим самоуправление в классе и школе позволяет:
  • воспитывать граждан новой формации с высокой гуманистической и демократической культурой, приобщенных к общечеловеческим ценностям и социальным нормам;
  • формировать социальную позицию детей, стимулировать социальное творчество, чувство патриотизма, самовыражение, развитие и саморазвитие личности учащихся;
  • школьникам участвовать в разработке правил внутреннего распорядка, определении режима работы учреждения, представлять ученический коллектив на заседаниях педсовета, встречах с общественными организациями и органами власти. 

Самоуправление в классе и школе: цели и задачи

Ученическое самоуправление — система организации жизнедеятельности школы, которая позволяет ученикам планировать и осуществлять свою деятельность, делать выводы, поощрять и наказывать, проводить мероприятия и принимать участие в решение важных вопросов, демонстрируя организаторские и лидерские способности, преодолевая трудности, расширяя базу знаний и опыт общения. 
В связи с усилением государственно-общественного управление образовательной сферой и реализацией положений ФГОС, самоуправление является системообразующим звеном воспитательной системы общеобразовательных школ. Согласно ст. 50, п. 4 и ст. 34 ФЗ «Об образовании», все учащиеся общеобразовательных учреждений имеют право на участие в управлении ими, а образовательные учреждения, в свою очередь, должны сформировать у школьников лидерские качества, креативность, толерантность, опыт руководства, организационную культуру навыки сотрудничества, самоорганизации, коммуникации и проектирования деятельности. 
Ученическое самоуправление обеспечивает школьникам возможность демонстрировать собственную инициативность, принимать важные для коллектива решения, реализовывать поставленные задачи. Оно готовит детей к жизни в демократическом обществе, способствует формированию ценностного отношения к себе и другим, выработки четкой гражданской позиции, воспитывает умение отстаивать собственную позицию и права. Администрация ОУ обязана предоставить учащимся право на организацию школьного и самоуправления в рамках класса, создать необходимые для этого условия. 
Деятельность органов ученического самоуправления отражается на всех участниках учебно-воспитательного процесса:
  1. Ученики, принимающие участие в школьном самоуправлении, развивают навыки командной работы, учатся находить выход из конфликтных ситуаций, защищать свои права, улучшают свою дисциплинированность, повышают уровень обученности, определяются с выбором дальнейшего жизненного пути.  
  2. Родители — отмечают снижение конфликтности во внутрисемейных отношениях, повышенную академическую успешность детей, успешную организацию их свободного времени. 
  3. Педагоги посредством ученического самоуправления могут сплотить детский коллектив, легче организовать его, выстроить дисциплину в классе, внедрить передовые технологии, практиковать опытно-экспериментальную деятельность.  

Методическая помощь по разработке системы ученического самоуправления подготовлена специалистами системы «Завуч»

В большинстве российских школ, в которых активно внедряется практика ученического самоуправления, как органической части общей системы управления учреждением, подобная управленческая система строится на положениях Устава ОУ, ФЗ  «Об образовании», Конституции РФ и других нормативных актов. Ученическое самоуправление в классе решает следующие задачи:
  • представление интересов учеников в решении вопросов управления ОУ;
  • развитие и поддержка инициатив учащихся по улучшению жизнедеятельности образовательного учреждения;
  • защита прав детей.
Важно подчеркнуть, что представители органов самоуправления учащихся вправе:
  1. Представлять интересы школьников на заседаниях педколлектива, встречах с общественными организациями, администрацией и органами власти.
  2. Для решения актуальных вопросов или внесения предложений по улучшению жизнедеятельности ОУ знакомиться со школьными нормативными документами и информацией по вопросам управления школой.
  3. Вносить предложения и замечания в план воспитательной работы, направлять представителям администрации предложения и письменные запросы, требующие обязательного официального ответа.
  4. Систематически проводить на территории школы открытые и закрытые собрания и прочие мероприятия, размещать в специально отведенных местах и центрах информации актуальные сведения о своей деятельности. 
  5. Организовывать референдумы и опросы среди школьников, а также осуществлять иные полномочия, определенные Уставом и действующим законодательством. 
Функции самоуправления в классе и школе будут выполняться только в том случае, когда будет реализована преемственность лидеров, стимулирование активности всех участников системы самоуправления, чтобы те могли чувствовать свою сопричастность. 
Перед школьным самоуправлением поставлены следующие цели:
  1. Формирование благоприятного психологического климата в коллективе, что возможно при условии учета мнения детей в ходе планирования жизнедеятельности учреждения, открытого обсуждения актуальных проблем и вопросов касательно школьной жизни,  гарантируя тем самым чувство важности и сопричастности.
  2. Активное вовлечение в процесс жизнедеятельности ОУ не только педагогов, но также учащихся и их родителей, предоставление им возможности влиять на принимаемые решения.  
  3. Выявление лидерских качеств, врожденных способностей и талантов у учащихся, развитие чувства самостоятельности и ответственности, приобщение к культуре деловых отношений, профориентация школьников.
  4. Сплочение ученического коллектива, координирование их действий, осуществление профилактики негативных социальных явлений (алкоголизм, наркомания).
  5. Воспитание гуманистически направленных, толерантных граждан с высокой демократической культурой, ответственных за собственное развитие, умеющих социализироваться и адаптироваться в обществе и действующих в личных и общественных интересах.  

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте, чем характеризуются органы ученического самоуправления и какие особенности они имеют

Важно, чтобы в образовательном учреждении создавались условия для социального становления учеников посредством их активного включения в решение проблем, связанных с жизнедеятельностью школы, взаимоотношениями в коллективе. Только так подростки смогут выработать качества, необходимые для дальнейшей жизни и преодоления потенциальных сложностей. Именно поэтому самоуправленческая концепция возможна при условии реализации следующих условий:
  • школьники должны участвовать в жизнедеятельности учреждения наравне с педагогами (работа осуществляется в рамках нравственных и культурных норм, обеспечивая подросткам защищенность и ответственность);
  • учащиеся должны чувствовать свою важность, иметь возможность совершенствоваться, реализовывать свои возможности и способности, всесторонне развиваться;
  • гарантирована выборность всех органов самоуправления, проявляется толерантность и гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся;
  • деятельность органов самоуправления проходит в условиях широкой гласности и открытости, обеспечена свобода критики и обмена мнениями;
  • детям необходимо прививать толерантность, милосердие, уважение к общечеловеческим ценностям, законодательным и моральным нормам, развивать социальную и гражданскую ответственность, стремление бороться за свои и права своих близких, приносить пользу;
  • педагоги и другие работники школы должны оказывать всестороннюю помощь для преодоления трудностей, решения поставленных задач, формирования у учащихся самостоятельности, ответственности и инициативности, самосовершенствовании, обогащении духовного мира, развитии навыков и способностей. 
Принципы успешной организации самоуправления в классе:
  • ученики демонстрируют активную жизненную позицию и прилагают максимум усилий для реализации важных социально-значимых проектов;
  • успехи и неудачи внимательно анализируются, но не осуждаются;
  • школьники выстраивают взаимоотношения внутри коллектива и с педагогами на уровне сотрудничества.
Самоуправление в классе может затрагивать практически все сферы деятельности детей, достаточно проявить деятельностный подход и продемонстрировать инициативу в каком-либо общественно значимом деле, чтобы можно было создать новый орган самоуправления. В работу органов самоуправления в классе значительный вклад вносят не только учащиеся, но и представители педагогического коллектива и администрации:
  • директор школы несет ответственность за создании воспитательной стратегии ОУ, которая подразумевает деятельность ученического самоуправления, он же регулирует материально-техническое, финансовое и правовое обеспечение функционирования самоуправления, проводит собеседования с педагогами-координаторами ученического самоуправления и ученическим активом;
  • зам.директора по УВР принимает непосредственное участие в создании программы развития школьного самоуправления, курирует методическое обеспечение этой концепции, консультирует представителей органов самоуправления, обеспечивает программно-методическое сопровождение самоуправленческой системы, организует индивидуальную работу со школьным активом, проводит различные конкурсы, заседания и мероприятия;
  • социальный педагог оказывает посильную профессиональную помощь коллегам в ходе построения системы самоуправления на всех уровнях школьной жизни;
  • педагог-психолог успешно диагностирует лидерские и организаторские качества детей, оказывает всем участникам самоуправления психологическую поддержку, консультирует педагогов, классных руководителей и представителей администрации по особенностям организации управленческого процесса;
  • классные руководители на заседаниях методического объединения изучают и обсуждают способы повышения эффективности ученической системы самоуправления, на классных часах или собраниях учащихся они изучают их интересы и способности, чтобы в дальнейшем создать условия для развития инициативности, а вместе с ней и ученического самоуправления;
  • педагогические работники консультируют учащихся в рамках своей предметной области, оказывают поддержку в ходе подготовки к различным мероприятиям.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации ученического самоуправления в школе, учете мнения родительской и ученической общественности помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

- Учеников научат управлять школой

 (важное)

- Когда и как администрация школы обязана учесть мнение советов учащихся и родителей

 (управление учреждением)

Все они используют методы авансированного доверия, личного примера, ответственного поручительства, убеждения, поощрения, общественного мнения, игры, традиции, состязания и прочими, необходимыми для развития системы самоуправления. 

Основные этапы реализации инициативы ученического самоуправления

Работа самоуправления в классе и школе с нуля выстраивается посредством пяти последовательных этапов, что, как правило, занимает три-четыре года, необходимые для создания эффективной управленческой модели. Для формирования системы школьного самоуправления проводится масштабная подготовительная работа, включая заседания методического объединения, педсоветы, ученические конференции и круглые столы. Система сможет эффективно функционировать только в условиях взаимного уважения детей и взрослых, активного включения во все процессы всех участников школьной жизнедеятельности. 
I диагностический этап. Предполагает изучение соцзаказа и общественного мнения относительно концепции ученического самоуправления, диагностика внутришкольного пространства, разработка управленческой модели. 
  1. На совещаниях учителей, заседаниях педсовета, методических объединений и родительских собраниях поднимаются вопросы о школьном самоуправлении. 
  2. Ответственные работники изучают опыт создания подобных управленческих моделей, организуют специальные методические материалы на эту тему. 
  3. Для изучения общественного мнения относительно необходимости внедрения подобной инициативы проводятся деловые игры, дискуссии, проблемные круглые столы, анкетирование и прочие мероприятия. 
Созывается инициативная группа из числа родителей, педагогов и учеников, которая курирует диагностическую работу по созданию самоуправления в школе. Проведение анкетирования среди школьников позволяет определить потребность детей в реализации социальной активности и управленческого потенциала. 

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

II проектный этап. Самоуправленческая модель разрабатывается или совершенствуется согласно предложениям и замечаниям участников учебно-воспитательного процесса. Собранные в ходе изучения общественного мнения предложения и инициативы анализируются. Специальная творческая группа занимается ими и разработкой нормативной базы ученического самоуправления (содержания деятельности и структуры органов), привлекая к разработке документов родителей, учителей и представителей администрации. Творческая группа разрабатывает такие документы, как Паспорт ученического самоуправления, Положение об общешкольной конференции, Положение об управляющем совете и прочие. На этом этапе учащиеся могут предлагать интересную им форму организации самоуправления (республика, парламент, совет), которая определяется путем голосования или проведения референдума.
III промежуточный этап. Разработанная модель анализируется и оценивается, а на ее основе создаются органы самоуправления учащихся. Модель ученического самоуправления обсуждается на всех уровнях: она становится предметом дискуссий учеников, родителей и учителей. Творческая группа получает и анализирует предложения по совершенствованию разработанных ранее документов, определяющих содержание и деятельность ученического самоуправления, осуществляет экспертную оценку. На этом этапе проводятся выборы органов ученического самоуправления.
IV практический этап. Самоуправленческий актив готовится к совершенствованию уже реализованной модели самоуправления в ОУ, а также к организационной деятельности в рядах самоуправленческих органов. Для подготовки учащихся проводятся тренинги, конференции, оформляются памятки работы актива, консультации и методическая поддержка со стороны творческой группы и педагогов. Для реализации всего потенциала самоуправленческой модели проводятся дни самоуправления в классе и школе, используются возможности школьного сайта и стенгазеты.
V обобщающий этап. Данные за весь период разработки и реализации проекта обрабатываются и анализируются для выяснения соответствия поставленных задач реальным результатам. Итоги оглашаются на конференции. Подведение итогов позволяет школьникам осознать новую цель совместной работы, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять вектор деятельности всего ученического коллектива. В случае успешной реализации модели, будут достигнуты следующие результаты учеников, которые:
  • самостоятельны в принятии решений и ответственны за свой выбор, поступки и решения; 
  • демонстрируют инициативность в совершении нравственных поступков, готовности действовать в непредвиденных ситуациях, в проявлении терпимости к окружающим, уважении к другим людям, народам и религиям;
  • проявляют мотивированность на получение прочных знаний, компетентность в будущей профессиональной деятельности и учебе.
Ученическое самоуправление — сложная система, которая требует временных и эмоциональных ресурсов на преодоление различных проблем, незнания и непонимания алгоритмов их решения, самостоятельного поиска ответов на возникающие вопросы, использования всех возможностей самоуправленческой системы. 

Формы ученического самоуправления в школе

В школах с развитой системой ученического самоуправления работают различные управленческие органы, чаще всего это школьный парламент, ученический совет, общешкольный форум, школьная дума. Все органы самоуправления в классе и школе являются добровольными объединениями учеников, которые самостоятельно или при поддержке старших планируют и координируют их деятельность в рамках, допустимых Уставом ОУ. Все они работают для того, чтобы:
  • представлять интересы учеников в ходе решения важных для жизнедеятельности школы вопросов;
  • планирования общешкольных мероприятий;
  • взаимодействия с другими образовательными учреждениями и организациями. 
Ученическое самоуправление может быть организовано по горизонтальной или вертикальной модели, однако неизменно включает выборные высший и исполнительный орган власти. Во всех из них руководители и члены избираются сроком на один год. Выборам предшествует короткий агитационный период, за который кандидаты оглашают свои программы, общаются с избирателями, оценивают свои силы и возможности, общаются с оппонентами. 
Наиболее популярными самоуправленческими системами являются:
  • Школьная дума — орган, в который избираются несколько депутатов от каждого класса, а после формирования думы — председатель. Все решения, влияющие на организацию учебного процесса и жизнедеятельность школы, принимаются голосованием свыше половины школьных депутатов. 
  • Совет лидеров — исполнительный орган, в который избираются лидеры классов (мэры или командиры). Во главе совета стоит избранный на всеобщем собрании председатель, а члены объединяются в группы по направлениям работы. 
Верховный орган власти в системе ученического самоуправления:
  • координирует деятельность всех подотчетных школьных объединений;
  • курирует внеклассную и внешкольную работу;
  • несет ответственность за дисциплину, организацию дежурств, порядок в ОУ;
  • занимается разработкой методического обеспечения деятельности самоуправления (составление памяток, инструкций, положений), контролирует выпуск школьных стенгазет;
  • устанавливает шефство над младшими, инвалидами или ветеранами;
  • принимает решение о наказании или поощрении, распределении сфер ответственности между учащимися.  
Независимо от выбранной формы органа самоуправления, в нем формируются министерства или сектора, руководители которых ответственны за образовательную, трудовую, спортивную, информационную и прочие виды деятельности школьников. На заседаниях этих отделений обсуждаются актуальные вопросы, тематика коллективно-творческих дел, планируется работа, определяются цели, назначаются ответственные. В их непосредственном подчинении находятся мэры (лидеры) классов, которые также избираются путем голосования. В лидеры классов в свою очередь организуют работу на местах, привлекая к ней учащихся, которые выбирают для себя занятия по интересам и способностям. 
Права и обязанности членов ученического самоуправления

Права Обязанности
Члены совета (высшего органа самоуправления)
  • Участвовать в голосовании и баллотироваться в руководящие органы;
  • Принимать участие в планировании работы, распределении обязанностей, а также мероприятиях, проводимых органами самоуправления;
  • Выходить из состава органа самоуправления после согласования с другими членами
  • Следовать регламенту органа и установленным для него нормам, выполнять принятые на заседаниях решения;
  • Способствовать успешной деятельности самоуправления, совершенствуя свои знания и навыки
Члены самоуправления в классе 
  • Свобода вероисповедания, совести и мысли, развитие способностей и личности;
  • Участвовать в деятельности самоуправления, баллотироваться в управленческие структуры
  • Соблюдать Устав ОУ, конституционные права и свободы человека, уважая честь и достоинство других людей, выполнять правила внутреннего распорядка;
  • Вовремя приходить в школу, добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу, вести здоровый образ жизни, соблюдать дисциплину

Уровни ученического самоуправления

Выделяют треуровневую иерархическую систему школьного самоуправления:
Первый уровень — индивидуальный (самоуправление учащихся). Ученики, которые ответственно подходят к выполнению поручений, вырабатывают навыки добросовестности и самоконтроля. Они могут выполнять различные задачи, выбирая оптимальный или творческий подход к делу. Подростки получают возможность проявить себя, продемонстрировать свои способности, узнать и научиться новому. Специалисты отмечают, что чем активнее дети участвуют в самоуправлении, тем ответственнее и самостоятельнее они становятся.  
Структура самоуправления в классе
Второй уровень — первичный коллектив (классное самоуправление). Самоуправление в классе организуется таким образом, чтобы каждый ученик входил в тот или иной орган, выбрав себе направление деятельности по душе. Наиболее широкое распространение в школьной практике получила структура по видам деятельности (познавательная, художественно эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская, информационная и т.п.). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности, которые согласовываются с председателем или руководителем, избираемым путем голосования. Руководители секций формируют совет класса и совместно с мэром или лидером класса готовят предложение, замечания и отчеты в школьные органы самоуправления. Участвуя в системе самоуправления на уровне класса, подростки приобретают необходимые коммуникативные навыки, укрепляют дружеские отношения, приобщаются к общественно-полезной деятельности, формируют навыки самостоятельной работы. 
Совет класса — орган классного самоуправления, в который избираются представители и активисты, стремящиеся совершенствовать работы учреждения по разным направлениям. Ученическое самоуправление в классе предусматривает планирование работы коллектива, назначение ответственных за выполнение запланированных задач, организацию коллективно-творческих дел, заслушивание отчетов о проделанной работе, поощрение или наказание учащихся. 
Третий уровень — коллектив школы (школьное самоуправление). В высший орган ученической власти избирают самых авторитетных, ответственных и инициативных учеников, однако каждый старшеклассник может выдвинуть свою кандидатуру и быть избранным. Структура Школьной думы, Совета лидеров или Парламента аналогично той, что создана на классном уровне: направления деятельности возглавляют руководители (министры, председатели), которых выбирают на общешкольном собрании. Деятельность отделений курируют консультанты из числа педагогов, классных руководителей и администрации.

Должность Задачи
Президент
Принимает участие в заседаниях педсовета, планировании внешкольной и внеклассной работы, утверждении плана школьных мероприятий, принятии решений относительно наказаний и поощрений учащихся
Вносит предложения по положениям школьного устава, взаимодействует с родительским и педагогическим сообществами
Выполняет решение ученических конференций, координирует шефскую помощь, работу с трудными детьми 
Отвечает за посещаемость, дисциплину на уроках и переменах, корректирует самообслуживание учащихся, их дежурство
Актив школы и класса
Участвует в выборах в органы ученического самоуправления, регулярных собраниях и конференциях
Выполняет решения, принятые органами самоуправления, высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса, обсуждает вопросы жизнедеятельности учреждения, перспективы развития, трудности и актуальные проблемы
Активно взаимодействует с классными руководителями и педагогами, заслушивает отчеты и оценивает работу высших органов самоуправления
Министерство социальной защиты Организует помощь ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях, учащимся, испытывающим академические затруднения, подросткам из группы риска
Министерство образования 
Способствует формированию положительного отношения к учебе, созданию условий для эффективной учебной деятельности детей, для чего собирает актуальные данные об учебном процессе в школе
Проводит рейды проверки дневников и школьных принадлежностей, помогает в преодолении академических затруднений 
Помогает в проведении интеллектуальных мероприятий (научно-практических конференций, марафонов, олимпиад, конкурсов и викторин)
Руководит ученическим научным обществом
Министерство труда
Способствует развитию трудовых навыков учащихся, воспитанию бережливости и аккуратности в обращении со школьным инвентарем и имуществом
Курирует мероприятия по уборке и озеленению пришкольной территории, помещений школы и классов, организацию субботников и дежурств
Координирует ремонт помещений и школьной мебели
Министерство печати и СМИ
Работает для расширения кругозора учеников, оперативного информирования школьников, повышения имиджа школы 
Организует информационной работы, выпуск стенгазет, роликов, плакатов, проведение выставок, отчетов по общешкольным и классным мероприятиям, в том числе стенгазет и плакатов, посвященных памятным датам, праздникам и особым достижениям учреждения
Министерство правопорядка
Содействует школьной администрации в обеспечении порядка в школе
Организует дежурства классов по школе, контролирует выполнение дежурными их обязанностей
Проводит работу с нарушителями дисциплины, систематическими прогульщиками, детьми из группы риска, ведет профилактическую деятельность по пропаганде здорового образа жизни
Министерство здравоохранения и спорта
Отслеживает показатели медицинских осмотров учащихся, способствует физическому совершенствованию, укреплению и сохранению здоровья учащихся
Стимулирует посещение школьниками спортивных кружков и секций, организует оздоровительные и спортивные мероприятия, Дни здоровья, соревнования, походы, пропагандирует здоровый образ жизни
Награждает лучших спортсменов школы, проводит консультации и беседы, организует встречи с медиками, акции против наркомании, курения и алкоголизма
Министерство культуры
Организация досуга школьников, культурно-массовых мероприятий, развитие творческих способностей учеников
Оказывает помощь в подготовке и проведении районных и школьных мероприятий, праздников, вечером отдыха, конкурсов, концертов
Активно сотрудничает с педагогом-организатором и классными руководителями, внедряя воспитательный аспект в свою деятельность 

Отдельно стоит выделить Управляющий совет школы — орган власти, сформированный из числа педагогов, ученического самоуправления и родительской общественности. 

Самоуправление в начальной и старшей школе

На первом этапе школьного обучения закладываются мотивы общественно-полезной деятельности, однако о самоуправлении в начальных классах говорить не приходится, поскольку младшие школьники не имеют опыта в самоорганизации, необходимых навыков и знаний. Однако классным руководителям под силу создать условия, которые позволят развить коммуникабельность, самостоятельность, инициативность, лидерские и организаторские качества детей, которые пригодятся им в среднем и старшем школьном звене. 
  • В первом классе педагоги собирают информацию об ученическом коллективе, анализируют данные социометрических исследований, проводят анкетирования и тестирования. 
  • Уже со второго класса начинается распределение ролей, детей знакомят с понятием поручения, которое должно соответствовать полномочиям ребенка. Индивидуальные поручения могут даваться на длительный срок, но в обязательном порядке они должны содержать элементы игры, поскольку достаточно того, чтобы школьник ощутил ответственность и сделал поручение качественно и добровольно. 
  • В процессе развития коллектива в третьем классе педагог может давать детям групповые поручения, определяя состав и численность малых групп преимущественно смешанного состава (это позволяет детям расширить социальные отношения). Благодаря им школьники практикуют умение брать на себя обязательства, а после выполнять их, соотносить частные и общественные интересы, коллективную дисциплину. 
  • В четвертом классе в отличие от уровня самоуправления в классе для 1 класса практикуются групповые и индивидуальные формы организации жизнедеятельности. Для формирования мотивов общественно-полезной деятельности разрабатывается система поощрений за хорошо выполненные обязанности (наказания не предусмотрены). 
Психологические особенности детей младшего школьного возраста затрудняют формирование умений самоорганизации и требуют от педагога тщательного анализа своей деятельности, грамотного распределения обязанностей в детском коллективе. 
В среднем и старшем звене учащиеся активно участвуют в организации самоуправления: они голосуют на выборах президента (лидера) школы, мэра класса, посещают ученические конференции, знакомятся с информацией стенгазет, выдвигают свои предложения и замечания. Самоуправление в старших классах строится на том, что школьники могут анализировать свою деятельность, аргументировать свою точку зрения, объяснять свою позицию, благодаря чему они вырастают свободно мыслящими людьми, которые могут самостоятельно принимать решения, отстаивать свою точку зрения. 
К подростковому возрасту многие взгляды и стереотипы уже сформированы, а гормонально обусловленный негативизм мешает воспринимать новые установки со стороны взрослых. Для успешного воспитания самостоятельности и ответственности необходимо стимулировать инициативность и активность школьников в организации внеурочной деятельности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников, но и сам процесс. Принадлежность к дружному коллективу учащихся — органу ученического самоуправления в классе в 10 классе, объединенному общими целями, интересами, ценностями, — играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте. В сплоченном коллективе учащиеся будут испытывать ответственность за общее дело и его результат. Поменяется характер взаимоотношений между детьми: исчезнет безразличие, приобретается теплота, человечность. Сплоченность класса и школьного ученического коллектива резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Ребята овладевают навыками, необходимыми для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, что служит базой для воспитания социально активных и потенциально успешных людей. 
Успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит развитию личности школьников, так как в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость), они осваивают социальные роли, приобретают определенные знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь становится интересной, насыщенной и увлекательной. В связи с этим в современной школе необходимо создание и развитие ученического самоуправления, эффективное функционирование которого дает положительные результаты. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка 50% на комплект журналов для школы.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.