Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Контроль и проверка знаний учащихся

  • 10 мая 2019
  • 448
Контроль знаний учащихся объединяет процесс оценивания и его результат — оценку, служит отражением педагогической культуры учителя и способом выявления, измерения умений и знаний учеников. Контрольные процедуры незаменимы для повышения качества педагогической деятельности и эффективности учебно-воспитательного процесса в школах. Благодаря нему педагоги:
  • получают точную и объективную информацию относительно степени освоения программного материала учениками и результативности собственной образовательной деятельности;
  • выбирают и используют рациональные средства обучения, передовые методики и приемы;
  • эффективно управляют образовательным процессом, оказывая помощь отстающим ученикам, корректируя методологический инструментарий;
  • прогнозируют результаты обучения, степень сформированности навыков и умений;
  • получают данные о нравственно-ценностных ориентациях личности. 

Значение контроля знаний в системе отечественного образования

Контроль и проверка знаний школьников — структурный элемент процесса обучения, сопоставление планируемых и достигнутых образовательных результатов, выявление степени и объема усвоения учебного материала, используемое не только для получения педагогического среза, но и для корректировки процесса обучения, прогнозирования его результатов. К сожалению, понятия «контроль» и «проверка» зачастую ошибочно отождествляют, однако контроль знаний объединяет в себе такие компоненты, как учет, оценка и проверка, представляя собой процесс измерения степени усвоения знаний и оценки их качества. Проверка (выявление и измерение) знаний — элемент система контроля, позволяющий оперативно установить пробелы в знаниях, обеспечив учителя объективной обратной связью. 

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о подготовке учащихся к контрольным и экзаменационным работам, о планировании и осуществлении проверки знаний учеников помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний

 (актуальная тема)

- Как оценить, насколько ученики вашей школы готовы к ГИА

 (контроль подготовки к ГИА)

Важно подчеркнуть, что далеко не всегда проверка знаний сопровождается постановкой отметки, которая служит мерилом успеваемости ученика, количественным (в процентах, буквенных обозначениях или баллах) или качественным показателем («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Оценка (отметка) — не только результат проверки знаний учащихся, но и средство стимулирования, влияния и положительной мотивации учеников, доступное учителю. Оценка в системе контроля знаний имеет основополагающие воспитательное значение, поскольку дает ученикам представление о состоянии их умений и знаний и степени их соответствия установленным требованиям, что формирует самооценку. В свете объективного оценивания у школьников формируется адекватная самооценка, они учатся критически мыслить, справедливо относиться к своим неудачам и успехам. 
Для достижения беспристрастности и максимальной информативности контроль успеваемости учеников опирается на принципы:
  1. Систематичности — контрольные процедуры осуществляются на всех этапах реализации дидактического процесса — от момента восприятия нового знания до их применения на практике. Учитель регулярно проводит проверку знаний, контролируя то, что знают и умеют школьники. Более того, он подбирает комплекс средств и методов контроля, подчиняя их единой цели. 
  2. Объективности — учителя выбирают научно обоснованные методы диагностики знаний, относятся ко всем учащимся в равной степени доброжелательно, толерантно и внимательно, оценивая уровень знаний школьников адекватно установленным критериям. 
  3. Наглядности — всех учащихся оценивают по одним и тем же критериям в условиях открытых испытаний, что обеспечивает справедливую гласность, а рейтинги школьников носят наглядный характер (одноклассники знают, какие отметки получают их друзья, что служит дополнительной мотивацией и примером). 
Основные педагогические и методические требования, предъявляемые к контролю знаний учеников, указаны в Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», положениях ФГОС, уставе ОУ, правилах поведениях учащихся, договоре с родителями и прочих локальных нормативных актах. Согласно педагогическим требованиям:
  • контроль знаний должен быть организован для каждого учащегося с невозможностью подмены работ;
  • диагностические процедуры проводятся регулярно и систематически на всех этапах освоения материала и изучения темы (раздела), сочетаясь с другими видами деятельности;
  • учителя используют различные формы контроля знаний, что обеспечивает выполнение воспитательной, развивающей и обучающей функции контроля, стимулируя интерес учеников к процессу обучения;
  • контрольные методы охватывают все разделы учебной программы, позволяя проверить не только теоретические знания, но и практические умения детей;
  • в ходе оценивания используется дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности учащихся, но следующий принципам объективности и педагогического такта, единства требований всех педагогов, работающих в данном классе. 
Следовательно, не только школьники и учителя, но даже родители учащихся должны знать о требованиях к уровню подготовки детей, благодаря чему оценочные баллы станут источником самоанализа и сигналами к дополнительному изучению учебного материала. 
Педагоги определяют цель изучения темы, а также знания и навыки, которыми в результате должны овладеть ученики, чтобы использовать их в качестве ориентиров для проверки знаний. 
Однако контроль знаний учеников сопровождается рядом сложностей теоретического осмысления и практической реализации в условиях школы. 
  1. Современные формы контроля знаний нередко критикуют, поскольку они убивают инициативу и любознательность детей на корню. На уроке учитель успевает опросить двух-трех учащихся, что дает остальным уверенность в свободе действий и собственной незанятости. Новой демократической школе следует отказаться от формального контроля не отказываясь от оценивания и контролирования знаний, а скорее от рутинных форм побуждения и стимулирования через оценки. 
  2. С другой стороны проблема контроля знаний заключается в субъективизме педагогов, которые должны обосновывать выставленные оценки существующими критериями и логикой. Если отметка ставится необъективно, нарушается процесс самоопределения личности и значения оценки как показателя значимости учащегося. Практика доказывает, что педагоги нередко более благосклонны к детям с привлекательной внешностью, к сидящим за первыми партами, обладателями красивого каллиграфического почерка, но при этом могут проявлять субъективизм к тем, кто имеет дефекты речи или недостатки внешности. 
  3. Третьей немаловажной причиной необъективности оценивания становится недостаточная методология критериев оценивания, что приводит к популяризации тестовых форм контроля, которые сводят участие педагога к минимуму. 

Типы и формы контроля знаний учащихся

Различают три типа контроля знаний школьников в зависимости от того, кто его осуществляет: 
  1. Внешний — осуществляется учителем. Педагог использует комплекс элементов контроля, уточняя цели проверки знаний (содержание контроля), выбирая оптимальные средства, виды и формы, чтобы впоследствии оценить результаты учебной деятельности детей. Так, учитель выбирает глубину и полноту качеств, которые должны быть сформированы у учащихся в результате образовательной деятельности, либо же определяет уровень освоения знаний (узнавание, запоминание и воспроизведение). Учитель оценивает информацию, полученную от учащихся в рамках обратной связи, а затем выставляет отметку, которая служит количественным выражением поставленной оценки и достижений школьника.
  2. Взаимный — осуществляется сверстниками и позволяет выработать качества справедливости и честности в оценке других, объективный коллективизм. Взаимная проверка зачастую применяется для проверки готовности детей к уроку, эпизодических взаимопроверок знаний, что стимулирует интерес школьников к знаниям, чувство собственной значимости. 
  3. Самоконтроль — ученики самостоятельно оценивают свои академические успехи, посредством приемов анализа, определения закономерностей, совершения выводов и формирования критического мышления, демонстрации требовательности к себе. Применяя метод самоконтроля, учитель воспитывает у учеников веру в свои силы и способности, что порождает чувство удовлетворенности процессом обучения, стимулирует инициативность. Ученики не только предоставляют обратную связь относительно полноты и качества полученных знаний, но и самостоятельно убеждаются в том, чему они научились и что узнали, оценивают практическую ценность процесса обучения. 

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте, как составить приказ о результатах проведения ГИА

Выделяют следующие формы контроля знаний учащихся в зависимости от специфики организации:
  1. Фронтальный — педагог проводит короткий устный опрос всех учащихся класса, которые, как правило, с места дают ответы на вопросы по небольшому объему материала, реже опрос осуществляется в письменной форме. В результате учитель сочетает повторение и проверку знаний, стимулирует активность учащихся, которые внимательно слушают ответы сверстников и находятся в напряжении, ожидая, когда им зададут вопрос. Таким образом за короткий отрезок времени преподаватель может проверить знания всех учеников. Недостатком этой формы проверки знаний является невозможность использования диалогической или развернутой монологической речи. 
  2. Групповой — используется для проверки навыков и знаний у части учащихся класса (от 2 до 10 человек), которым педагог дает коллективное задание на внеурочных занятиях или по время урока. Задания для группового контроля могут быть одинаковыми или дифференцированными. Эта форма организации работы актуальна на уроках систематизации и обобщения знания, 
  3. Индивидуальный — позволяет учителю познакомиться с учащимися, оценить их потенциал, навыки и умения. Как правило, в ходе индивидуальной проверки знаний школьника спрашивают с места, дают отдельное практическое задание, которое следует выполнить без посторонней помощи, или вызывают к доске, если для ответа требуются графические изображения или записи, за которыми должны будут следить их сверстники. Грамотно выстроенный алгоритм осуществления индивидуального контроля не вызывает у детей негативных эмоций, а воспринимается как стандартный элемент образовательного процесса.
  4. Комбинированный — объединяет преимущества группового, фронтального и индивидуального контроля знаний. Уплотненный опрос предполагает одновременный вызов нескольких учеников, из которых одни выполняют задания у доски, а другие — отвечают с места или делают индивидуальные практические задания на рабочем месте. Комбинированный опрос существенно экономит время урока, при этом ученики, которые выполняют индивидуальные задания, не участвуют во фронтальной работе группы или класса, потому результаты их работы проверяются отдельно. 
  5. Самоконтроль

Виды контроля знаний учащихся

Методология осуществления контроля и проверки знаний учащихся предполагает осуществления диагностических процедур в той же логической последовательности, какая использовалась при изучении материала. 
Так, в начале учебного года проводится предварительная проверка, которая позволяет оценить базовые знания и выделить узловые элементы предыдущего курса, что позволит в дальнейшем устранить пробелы в умениях и знаниях. Подобную предварительную проверку уместно провести и перед началом изучения нового блока материала в середине учебного года. 

Методическая помощь по организации контрольно-диагностической работы в школе представлена специалистами системы «Завуч»

На втором этапе проверки осуществляется тематические диагностические процедуры по итогам изучения темы. Задача текущего контроля, осуществляемого из урока в урок, — обучение, проверка освоения материала на каждом занятии. 
Третье звено — повторный тематический контроль, предусматривающий оценку освоения нового материала, а также того, что был изучен ранее и сейчас находится на этапе повторения. В результате знания учащихся становятся более глубокими и прочными, но не позволяет оценить динамику учебной деятельности. 
Периодическая проверка по важной теме или целому разделу материала занимает четвертую ступень, позволяя систематизировать и обобщить знания, оценив уровень понимания учащимися взаимосвязей между материалом различных частей курса.  
Завершающий этап — итоговая проверка знаний, которые дети получили в течение всего изучения курса, которая проводится в конце четверти и года. Итоговое оценивание — не выведение среднеарифметического значения баллов, а анализ соответствия полученных результатов поставленным целям. 
Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический) и итоговый, каждый из которых повторяет логику реализации учебного процесса. 
Вид контроля Характеристика
Предварительный
Используется в качестве предпосылки для планирования и корректировки учебного процесса, поскольку позволяет выявить реальный уровень знаний и наличие умений школьников. Предварительный контроль преимущественно проводится в начале года для составления (корректировки) календарно-тематического планирования, перед началом изучения большой темы.  
Предварительный контроль направлен на выявление знаний,
умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который
будет изучаться. Он позволяет определить наличный (исходный)
уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
Текущий Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся и используется для эффективного управления образовательной деятельностью школьников, предоставляя актуальную информацию о глубине и ходе освоения учебного материала, что позволяет оперативно вносить изменения в учебный план, стимулировать самостоятельную образовательную деятельность. Текущий контроль используется для закрепления, изложения и повторения изученного материала, а потому осуществляется во всех организационных формах обучения. Может осуществляется в индивидуальной и групповой форме, занимая незначительную часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.
Периодический
Рубежный контроль определяет степень освоения материала по темам или разделам в рамках одной учебной дисциплины, а потому проводится раз в семестр в ходе учетно-обобщающих или контрольно-учетных уроков, лабораторных работ, зачетов. Тематический контроль осуществляется периодически, по мере
прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам. В ходе проверки охватывается значительный объем курса, а потому учащиеся должны проявить самостоятельную конструктивную деятельность. Таким образом дети могут выявлять логические взаимосвязи между учебными предметами и разделами, обобщать и систематизировать знания. Периодический контроль проводится как в устной форме, так и в формате небольших графических, письменных или практических работ, указанных в календарно-тематическом плане. 
Итоговый Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Он требует углубленного обобщения и систематизации усвоенного материала. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по его окончании. 

Традиционные методы и формы контроля знаний учащихся

Для выявления степени усвоения учебного материала, овладения необходимыми навыками и умениями применяются различные методы устного и письменного контроля. 
  • Устный контроль, проверка и оценка знаний учащихся обеспечивают непосредственный контакт педагога и учащихся, благодаря которому учитель может проанализировать способности, степень усвоения материала и индивидуальные образовательные особенности учеников. Неправильно, если педагог ограничивается опросом фактических знаний, отказываясь об обеспечения необходимой полноты контроля. 
  • Письменный контроль — наиболее эффективный метод проверки и оценки знаний школьников. Он предполагает применение одинаковых требований к работам всех учащихся, что существенно повышает объективность оценивания, гарантируя фронтальный контроль знаний всех учеников класса. Письменные контрольные работы отличаются по форме и содержанию в зависимости от темы изучения и предмета (решение задач, диктанты, сочинения, тестовые задания, ответы на вопросы, рефераты, составление схем и чертежей). 
Чтобы проверять и оценивать знания детей предельно объективно и точно, педагогам следует использовать всех арсенал традиционных и инновационных устных и письменных форм контроля, что положительно отразится на усвоении информации школьниками, их любознательности, развитии творческих способностей.  
Методы устного контроля знаний в школе — опрос, беседа (собеседование), объяснение, рассказ, чтение технологической, географической карты, текста, схемы или чертежа. В основе этой формы проверки знаний лежит монологическая речь ребенка, который должен системно и полно ответить на поставленный вопрос, или вопросно-ответная беседа, в ходе которой педагог получает краткие ответы на свои вопросы. Короткая проверка знаний в устной форме проводится на каждом уроке в индивидуальной, комбинированной или фронтальной форме в ходе индивидуальной или фронтальной проверки, а чтобы разнообразить привычный опрос, педагоги используют технические средства, наглядность, игры и карточки, листы контроля знаний. 
  • Чтобы выяснить сформированность понятийного аппарата, степень готовности к изучению нового материала, готовность к выполнению лабораторных или практических работ, проверки выполнения домашнего задания или учебного материала, который был изучен на уроке, проводится фронтальный устный опрос всех присутствующих в классе. 
  • Индивидуальный опрос позволяет оценить правильность понимания учащимся изученного материала, самостоятельность суждений, объективность выводов, последовательность и глубину изложения материала, культуру речи школьников. Индивидуальный опрос используется в ходе тематического и текущего контроля, для тренировки экспериментальных навыков учеников, проверку степени осмысленности восприятия. 
Учащихся устно опрашивают на каждом уроке, определяя таким образом затруднения в усвоении нового учебного материала, заостряя внимание детей на сложных для понимания процессах и понятиях. Опытные педагоги в связи с этим используют конструирование или рецензирование ответа, самостоятельную и взаимную проверку, обращение с фронтальным вопросом или постановку вопроса детьми своим сверстникам. 
Методы письменного контроля и проверки знаний учеников позволяют в ограниченный отрезок времени оценить знания большого числа учеников для диагностики практического применения теоретических знаний, отработки полученных навыков, умения решать поставленные задачи и выполнять задания, давать оценку событиям, логично и последовательно излагать информацию, владеть грамотной письменной речью. Письменный контроль осуществляется в форме диктантов, самостоятельных, лабораторных, практических и контрольных работ, тестов и рефератов. 
К сожалению, иногда педагоги допускают методические ошибки в ходе реализации письменной проверки знаний:
  • не уделяют внимание проверке навыков выделения главного, поиска дополнительной информации, формирования выводов, навыков логичности и последовательности изложения;
  • пренебрегают выделением типичных ошибок и пробелов в знаниях, которые нуждаются в оперативном устранении на последующих занятиях;
  • отказ от единого орфографического режима, применяемого для всех учащихся;
  • не использование дифференциации заданий и индивидуального подхода к работе над устранением пробелов в умениях и знаниях.  

Форма работы Характеристика
Диктант Диктант (грамматический или математический) — одна из самых распространенных форм текущего контроля знаний, которая позволяет оценить степень усвоения изучаемого материала, навыки систематизации и обобщения, готовности детей к изучению нового. Если диктант предполагает текущую проверку знаний, он проводится в начале урока и занимает не более трети занятия. Диктант с ответами — форма контроля, которая предполагает вопросы учителя, задаваемые на слух и требующие краткого ответа, а не длительного обдумывания и полного изложения (учитель должен допускать паузы между вопросами, необходимые для записи ответов). 
Зачет
Зачем как форма оценки результатов изучения темы предполагает предварительное ознакомление учащихся с перечнем вопросов и задач, дополнительных заданий, подготовленных педагогом. Учитель может выбрать форму закрытого зачета, когда дети получают задачи и вопросы непосредственно на зачетном занятии, однако открытый зачет удволетворяет индивидуальным особенностям учеников, овладевающих учебным материалом в удобном для них темпе. 
Зачет сочетает в себе фронтальные, индивидуализированно-групповые и индивидуальные формы обучения. Ученики выполняют индивидуальные контрольные задания, дают ответы на вопросы, а в ходе взаимной проверки знаний учитель может провести фронтальную беседу с детальным разбором всех вопросов и заданий, что позволяет оценить уровень усвоения материала.
Тестовые задания
Тест — простое и кратковременное испытание, выполнение заданий по которому предполагает качественный учет знаний. Это стандартизированная форма контроля, выдвигающая ко всем ученикам единые объективные критерии измерения результатов, которые не зависят от субъективных факторов. В школьной практике используются следующие разновидности тестовых заданий:
  1. Избирательные тесты — к каждому вопросу предлагаются правильные и неправильные ответы, среди которых учащемуся необходимо выбрать верный (ошибочные варианты содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, если не до конца владеет материалом). Избирательные тесты могут иметь несколько неправильных и только один верный вариант, несколько верных и неверных вариантов ответа, альтернативные (среди двух вариантов есть один правильный).
  2. Закрытые тесты — в них нет вариантов ответа, поскольку ученику нужно самостоятельно дать краткий или развернутый ответ. 
  3. Тесты на дополнение —  задания оформляются с пропущенными словами или символами, пропуск которых ученики должны восполнить. 
  4. Тесты перекрестного выбора — ученикам нужно установить соответствие понятий, вопросов и ответов (для усложнения задачи количество ответов может превышать число вопросов). Наряду с тестами идентификации они относятся к наиболее сложным для выполнения, но при этом наиболее информативным для учителя и достоверным, поскольку формируют у школьников навыки соотнесения, сопоставления, логического мышления. 
Тестовые задания незаменимы для оперативной проверки знаний, организации самоконтроля учащихся, однако главным недостатком является риск угадывания правильных ответов, поскольку педагог не видит хода решения задачи, реализации мыслительного процесса детей, как это происходит во время проведения контрольной или самостоятельной работы. 
Главные преимущества тестовой формы работы заключается в возможности рационально использовать время, получив сведения о пробелах в знаниях учащихся, а после эффективно их восполнить, предупреждая отставание. С помощью тестов учителя реализуют дифференцированное обучение, проверяя знания и умения на разных уровнях, активизируя мыслительные процессы детей и собственные навыки самоанализа. 
Рефераты и графические работы
Рефераты и графические работы (чертежи, диаграммы, схемы и рисунки) позволяют обобщить, повторить и закрепить учебный материал. Они положительно влияют на навыки работы с дополнительными источниками информации, практику систематизации знаний и материалов, внимательность, любознательность учащихся. С помощью таких форм контроля учащиеся выражают самостоятельность суждений, практические навыки работы с информацией, последовательность и логичность изложения, а учитель проверяет полноту раскрытия темы, соответствие ей, способность моделировать, обобщать и резюмировать знания. 
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа может быть контролирующей и обучающей, позволяя проверять умения и знания школьников, навыки применения теоретических знаний на практике, развивать их творческие способности. Задания, как правило, небольшие по объему и относятся прицельно к изучаемой теме. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно
больше по объему и времени ее выполнения. Такая форма контроля знаний является обязательной в изучении любой темы, а потому используется в качестве подготовки к контрольной работе и выполняется без посторонней помощи со стороны сверстников или учителя. 
Практическая работа Практические задания незаменимы для закрепления знаний, отработки перенесения теории на практику. Задание может предполагать выполнение чертежей, решение задач, ответы на вопросы, составление развернутых ответов (рефератов и сочинений).  
Лабораторная работа Лабораторная работа — форма контроля практических навыков учащихся, умения применять теорию в новых ситуациях, проявлять логику, сообразительность. Лабораторные работы применяется для закрепления навыков группы учащихся или всего класса, а потому проводится как самостоятельный метод или в сочетании с другими формами контроля.
Контрольная работа
Теоретические и практические контрольные работы незаменимы для итогового контроля степени освоения материала темы или раздела. Они используются для проверки навыков и знаний по итогам изучения блока материала: благодаря промежуточной контрольной учитель проверяет наличие пробелов в знаниях, которые необходимо устранить до проведения итоговой работы. Для повышения эффективности этой формы работы учитель должен:
  • назначать контрольную только тогда, когда он уверен в достаточной степени осмысления и усвоения материала учащимися;
  • заблаговременно предупредить школьников о сроках проведения контрольной, чтобы те могли как следует приготовиться, решая аналогичные задания и тренируясь в выполнении упражнений (уместно проведение проверочных работ, которые позволят понять степень подготовки детей);
  • содержание работы должно соответствовать изучаемой теме, охватывая все аспекты материала (допустимы вопросы, которые стимулируют проявление творческого подхода и сообразительности);
  • контролировать самостоятельность выполнения заданий, исключая списывание, консультирование и иные подсказки;
  • проводить контрольные работы в первой половине дня в начале недели, когда школьники наиболее работоспособны, а чрезмерная усталость не повлияет на результаты проверки (несколько контрольных в один день не проводят);
  • объективно и справедливо оценивать работы учащихся, классифицировать допущенные учениками ошибки, чтобы в дальнейшем обратить на них внимание, устраняя пробелы в знаниях. 
Разновидностью контрольных являются домашние контрольные работы, которые дети выполняют несколько раз в году, чтобы повторить, систематизировать и закрепить материал, не ограничиваясь по времени рамками школьного урока и имеющимися методическими пособиями. Учащиеся получают индивидуальные занятия, способствующие разностороннему развитию личности. 

Учебные портфолио — форма контроля академических достижений учащегося, предполагающая отбор, коллекционирования и анализ продуктов учебно-познавательной деятельности. Это своеобразная коллекция работ ученика (рефератов, проектных работ, домашних, самостоятельных, записи выступлений, листы самоконтроля и прочих), которая демонстрирует прогресс его образовательной деятельности, выставка учебных достижений по выбранному предмету (или нескольким учебным дисциплинам) за выбранный период времени, система целенаправленной оценки образовательных результатов школьника. Данный метод позволяет отбирать, фиксировать и оценивать, материализованные продукты учебно-познавательной, творческой, коммуникативной и других видов деятельности учащихся в периоде обучения, включает оценку и самооценку, а также всесторонне характеризует личность учающегося, его интересы, склонности, прогресс и достижения в различных областях. Эта форма контроля требует от педагога социальной подготовки и больших временных затрат, но вместе с тем такой подход показывает направления дальнейшего развития традиционной системы проверки и оценки знаний, новой организации учебно-воспитательного процесса, в сочетание различных методов контроля называем комбинированным (уплотненным) контролем.
К традиционным формам контроля и оценки знаний школьников относят экзаменационные работы — заключительные формы проверки знаний, развития мышления, сформированности взглядов, отношений, оценок, ориентированные на комплексный подход к оцениванию степени овладения знаниями, умениями и навыками по выбранной учебной дисциплине. Но несмотря на повсеместное распространение, они вызывают неоднозначную оценку учителей, поскольку включают элемент случайности в вытягивании билета с вопросами, а также предполагает стрессовую ситуацию, нередко блокирующую интеллектуальные возможности школьников. 

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Инновационные формы проверки и контроля знаний развиваются, поскольку традиционные методы контроля имеют очевидные недостатки:
  • несовпадение системы требований разных педагогов, субъективизм оценивания; 
  • разница профессиональной квалификации;
  • отсутствие строго сформулированных критериев контроля, стандартов знаний и очерченных объемов умений, которые необходимы для получения положительной оценки, невозможность по нескольким задачам или ответам на вопросы оценить полноту освоения материала;
  • использование шпаргалок, подсказок и иных средств помощи на экзаменах и контрольных работах, мешающие объективно оценить знания учащихся. 
Именно поэтому особое место в системе контроля и проверки знаний в школе занимают такие нетрадиционные, как решение кроссвордов (лесенок, чайнвордов, кроссвордов-загадок, пирамид), проведение викторин и матричного контроля. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.