Подписка на комплект журналов за 2 651 Р. Оформить>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Экстернат в новом законе «Об образовании»

  • 8 апреля 2019
  • 943

Экстернат — востребованная форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение учебного материала в рамках установленного программного содержания с последующим прохождением аттестационного оценивания и получением документов установленного образца. Форма экстерната в новом законе №273-ФЗ «Об образовании в РФ» претерпела значительные изменения ввиду нормативного закрепления следующих положений:

  • в образовательном пространстве предусматриваются три формы получения образования — очная, очно-заочная, и заочная (экстернат как форма получения образования отсутствует);
  • школьникам, осваивающим программное содержание вне образовательных организаций, в рамках самообразования или семейного обучения, предоставляется право сдать ГИА экстерном;
  • понятие «экстерн» применимо исключительно к учащимся, зачисленным в ОУ для прохождения промежуточного и итогового аттестационного оценивания.

Экстернат до нового закона «Об образовании»

В отечественной образовательной практике понятие экстерната давно не является новым: еще в 1935 году в СССР работающей молодежи и взрослым было предложено заочное обучение без отрыва от производства, позволяющее пройти курс восьмилетнего или общего среднего образования. Экстерната в начальной школе фактически не существовало и до нового закона «Об образовании», поскольку даже в условиях нормативной возможности перевода на удаленное обучение родителям ребенка приходилось преодолевать множество бюрократических процедур. Свидетельства современников доказывают, что исключения делали только для детей с исключительными интеллектуальными способностями: в своих биографиях об экстернате упоминали академики С. Королев и Н. Амосов, Э. Рязанов и Л. Дуров.

В 90-е годы прошлого века, с принятием новых законов, регламентирующих порядок организации образовательной деятельности, наблюдалась последовательная популяризация практики перехода на экстернат. Легитимизация данной формы обучения открыла новые возможности для развития не только для учащихся, которые по ряду причин чувствовали себя некомфортно в рамках традиционной классно-урочной системы, но и образовательных учреждений вечерне-сменного типа, обеспечивающих реализацию конституционных потребностей граждан, стремящихся или вынужденных совмещать интеллектуальный труд с профессиональной деятельностью.

Особая ситуация с экстернатом сложилась в Москве, когда в 1990-2000-х года в большинстве престижных вузов открылись подготовительные курсы нового формата. Выпускники школ, мечтающие о поступлении на популярные факультеты, столкнулись с необходимостью выполнять программные требования в школах и посещать целевые занятия при вузе два-три раза в неделю, что несло серьезной нагрузкой. Оптимальным организационным решением для большинства мотивированных, старательных учащихся стал переход на экстернат, причем после первых успешных отзывов, подкрепленных фактами, это явление стало массовым. По подсчетам экспертов, в отдельные годы количество экстерном в столичных школах достигло 20 % от общего числа выпускников, и это в условиях активного протеста директоров ОУ, направленных на приостановление тенденции.

До момента принятия новых правовых норм об экстернате, а именно ФЗ «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., удалось добиться серьезного прогресса в реализации данной формы образовательной практики. Для того, чтобы обеспечить будущим выпускникам максимально высокие шансы на успешную сдачу ЕГЭ и поступления в желанный вуз, на базе многих общеобразовательных школ была проведена серьезная организационно-методическая работа. К работе с мотивированными старшеклассниками, которые при поддержке родителей сделали выбор в пользу экстерната, привлекались лучшие педагоги. В итоге критики данной практики сошлись на мнении, что экстернат свелся преимущественно к «натаскиванию» детей на успешную сдачу выпускных экзаменов, утратив образовательное наполнение. Возможно, именно поэтому данная форма обучения не была представлена должным образом в главном нормативном документе, регламентирующем российское образовательное пространство сегодня.

Что говорит Федеральный закон «Об образовании» об экстернате?

Как уже было отмечено ранее, с принятием нового закона «Об образовании» представления об экстернате концептуально изменилось. Ввиду того, что на законодательном уровне фактически закреплены две формы обучения — в образовательном лицензированном учреждении и вне его — выбор в пользу самообразования создает для учащегося дополнительные трудности, в первую очередь — принятие волевого решения и поиск достойного методического сопровождения. Далеко не все российские школы реально готовы обеспечить ведение экстернов, в то время как специализированные учреждения вынуждены закрываться ввиду несоответствия требованиям ФГОС. Таким образом, данный вопрос остается открытым для обсуждения: пока одни эксперты утверждают, что изменение нормативов не сказалось на практике организации экстерн-обучения, другие приводят веские доводы в пользу противоположной точки зрения.

Чтобы разобраться в ситуации, обратимся к актуальным законодательным нормам. В ФЗ «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. сохраняется понятие «экстерн», за которым закрепляются академические права, но только на период прохождения аттестационного оценивания. Это значит, что учащийся, выразивший желание совмещать школьное обучение с активной подготовкой к поступлению или трудовой деятельностью, имеет право использовать библиотечный фонд, посещать практические и лабораторные занятия, получать бесплатные консультации (не более двух часов по предмету) только перед промежуточной или итоговой экзаменовкой, что, конечно же, даже в малой мере не соответствует реальным образовательным потребностям школьников. В свете этого право на бесплатную сдачу школьных экзаменов остается малозначимым, а решение стать экстерном грозит необходимостью поиска репетиторов по всем ключевым предметам.

Вместе с тем, даже в условиях обновленной системы родителям и ученикам следует помнить: несмотря на отсутствие развернутых пояснений об экстернате, в законе «Об образовании» закреплено право граждан на выбор форм образования и возможность прохождения аттестационного оценивания после самоподготовки, что в условиях отсутствия жесткой регламентации позволяет настаивать на необходимости разработки индивидуальных образовательных траекторий и обеспечении права на обучение с учетом личностного фактора.

Почему экстернат в школе целесообразно отразить в законе «Об образовании»?

Введение ФГОС нового поколения, как известно, направлено на необходимость создания оптимальных условий образовательного процесса для всех учащихся без исключения с учетом личностных факторов. Во многом слабая представленность практики экстерната в школе в законе «Об образовании» обусловлена, как можно предположить, желанием разработчиком нормативов обеспечить образовательное пространство, в рамках которого школьники получают не только знания, но и навыки, необходимые для успешной жизненной реализации, что невозможно сделать в условиях «натаскивания» на успешную сдачу выпускных и вступительных тестов. Вместе с тем эксперты отмечают, что за годы в системе экстерн-обучения сложились положительные тенденции, в полной мере соответствующие требованиям ФГОС, а значит — требующие конструктивной оценки и глубокого переосмысления.

Независимая оценка ученического контингента, получившего образование экстерном до введения нового закона «Об образовании», позволяет поставить под сомнение рассуждения скептиков о нецелесообразности разработки данной образовательной практики. Опросы свидетельствуют, что в экстернате заинтересованы следующие группы учащихся:

  1. «Проблемные» школьники, которые в силу ряду факторов не смогли адаптироваться в классно-урочной системе, подвергались буллингу.
  2. Физически ослабленные дети, не способные выдерживать статичную школьную нагрузку из-за частых болезней, в т.ч. те, кто имеет право на инклюзивное обучение.
  3. Одаренные дети, скучающие на уроках и нуждающиеся в интенсификации интеллектуальной нагрузки для развития природного потенциала.
  4. Старшеклассники, стремящиеся поступить в конкретный вуз и желающие сконцентрировать все силы на отдельной группе предметов.
  5. Учащиеся, активно занятые в системе дополнительного образования (юные спортсмены, музыканты, танцоры, исполнители, художники и т.д.), физически не способные осваивать программный минимум в рамках традиционной урочной модели, в свете этого — рискующие попасть в число отстающих.
  6. Школьники, мотивированные к занятиям трудовой или предпринимательской деятельностью еще до сдачи ЕГЭ.
  7. Хронически неуспевающие дети, «троечники», нуждающиеся в особом педагогическом подходе для успешной сдачи выпускных экзаменов.
  8. Учащиеся «из глубинки», желающие получить образование в губернской или столичной школе.
  9. Дети иностранцев, школьники из ближнего зарубежья, которые в связи с недавним переездом испытывают серьезные трудности с адаптацией, а потому временно не готовы посещать массовую школу.
  10. Российские школьники, временно выехавшие с родителями аза границу, но не готовые менять место и программы обучения.
  11. Взрослые, своевременно не получившие аттестат в силу жизненных обстоятельств, стремящиеся освоить образовательный минимум для дальнейшего саморазвития.
Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Недостаточной представленностью понятия об экстернате в законе «Об образовании» можно считать мнение психологов, считающих, что в силу возрастных особенностей школьники, относящиеся к вышеперечисленным категориям, не способны самостоятельно определять оптимальный уровень учебной нагрузки, корректно соотносить личные образовательные достижения с программными требованиями. Вместе с тем до недавнего времени (ввиду имеющейся нормативной базы, которая ныне упразднена) ответственность за качество обучения по большей мере возлагалась на государство, что обусловливает целесообразность пересмотра сложившихся традиций экстерната и возвращение их в новой формации. Помимо высокого социального запроса, практика «стороннего» обучения для заинтересованных групп детей имеет значительное отражение в экономике: экспертам удалось подсчитать, что инвестиции в экстернат позволят высвободить более 300 % годовых — средств, которые могут быть грамотно использованы для реализации актуальных материально-технических задач. Практика прошлых лет доказывает, что затраты государства на обучение одного экстерна в два раза ниже сумм, которые выделяются на организацию образования одного учащегося в рамках традиционной урочной системы, при этом система экстерната способствует повышению показателя образованности граждан.

Таким образом, восприятие экстерната исключительно как ускоренной, формы обучения, не соответствующей образовательным ориентирам современности можно считать ошибочным, поэтому есть все основания полагать что эта форма обучения вскоре будет возвращена в образовательное пространство в улучшенном варианте вместе с обновлением законодательной документации.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.