Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

План работы школы молодого педагога в ОО

  • 28 марта 2019
  • 231

Учитель в системе современного образования, основанного на требованиях ФГОС, занимает одну из ключевых позиций, реализуя положения программы учебного заведения. Эффективность молодого педагога в школе напрямую зависит от плана работ, направляющего сотрудников к достижению целей.


Чтобы молодой педагог смог выполнить важнейшие задачи, установленные современными образовательными стандартами, он должен, помимо опыта и компетентности, обладать определенными качествами: способностью адаптироваться к целям программ и ситуациям, коммуникабельностью, желанием постоянно развиваться и вносить в свою работу новые идеи, методики и технологии. Высшие и средне-специальные учебные заведения в большинстве случаев не дают подобных навыков, поэтому специалисты могут получить их только с помощью самообразования и развития креативного мышления. Становление молодого педагога в школе должно осуществляться на основании плана работ и всесторонней помощи коллектива и руководителей организации.

Проблемы молодых учителей и возможности их решения

Профессиональный путь молодого специалиста можно разделить на несколько основных этапов:

  • первый год – самое сложное время для всех, и для учителя, и для его коллег;

  • второй год – время становления и развития специалиста, когда накапливаемый опыт позволяет проводить эксперименты, вырабатывать собственный стиль работы, завоевывать признание учащихся, родителей и коллег;

  • с третьего года появляется персональная система работы, личные проекты, комплекс методик и технологий преподавания.

Необходимо учесть, что периоды указаны условно, потому что многое зависит от индивидуальных особенностей характера, темперамента и квалификации учителя, внешних факторов и возможностей. Если руководство школы заинтересовано в специалисте, для его скорейшей адаптации и развития будут применяться различные формы взаимодействия с педагогом и развитие интереса к работе. Остальное будет зависеть от самого молодого преподавателя.

Специально разрабатываемая для новых сотрудников программа «Школа молодого педагога», содержащая подробный план работ, цели, задачи, результаты и способы их достижения, поможет сориентировать новичка и наставника в сложный период начала карьеры в учебном заведении. Программа позволяет решить самые распространенные проблемы, возникающие в первые годы работы:

  • недостаточное знание материала по предметам;

  • нехватка опыта владения практическими методами преподавательской деятельности;

  • отсутствие навыка по организации воспитательной работы.

Такие сложности часто возникают из-за противоречий между квалификационным направлением и выбранной специальностью в школе, переоценки своих возможностей, отсутствия специального образования. Столкнувшись с проблемами и не имея возможности их разрешить, в большинстве случаев молодые специалисты решают уйти из профессии. Программа создается специально для того, чтобы помочь педагогу найти свое место, освоить методы коммуникации с детьми, родителями, и в итоге сформировать педагогическое мастерство.

Цели, задачи и формы программы для молодых учителей

Чтобы программа успешно реализовалась в заведении, в первую очередь утверждают Положение о «Школе молодого педагога», в котором определяют цели и задачи, полномочия и основные направления деятельности, необходимые документы и отчетность. Следующие этапы – разработка плана работ Школы молодого учителя и доведение его до сведения персонала.

Главная цель программы заключается в развитии профессиональных навыков, необходимых для эффективной и комфортной работы в сфере образования, и расширении психолого-педагогических знаний. Период проведения мероприятий составляет три года.

К задачам программы относятся:

  1. ускорение адаптации в коллективе;

  2. создание устойчивой и позитивной коммуникации между новыми сотрудниками и опытными преподавателями учреждения;

  3. развития практических умений, необходимых для работы педагогом;

  4. удовлетворение потребностей специалистов в получении новых знаний;

  5. оказание помощи молодым учителям при внедрении новейших технологий в учебный процесс.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца


Повысьте квалификацию молодых сотрудников с помощью программы «Компетенции учителя». Курс представлен в виде удобных видеолекций и конспектов, за прохождение выдается удостоверение о повышении квалификации.

Кабинет информатики в школе



Возможны три формы работы по программе: коллективная, индивидуальная и редакционно-издательская. В таблице представлены направления каждой из описанных форм.

Коллективная форма

Индивидуальная форма

Редакционно-издательская форма

Педсовет

Консультации

Методический вестник

Методические объединения учителей

Практическая деятельность

Создание памяток

Семинары преподавателей

Присутствие на занятиях опытных учителей

Формирование рекомендаций

Педагогическая гостиная

Самостоятельное изучение литературы

Разработка инструкций

Обзор литературы по направлению деятельности

Самоанализ

Составление тематических папок

Мастер-классы

С примером плана работ можно ознакомиться, скачав следующий файл:

Основные этапы по плану работы школы молодого учителя

Этап №1 – первоначальная адаптация нового сотрудника - длится от двух до трех месяцев. В этот период молодые педагоги знакомятся со структурными подразделениями доп. образования детей, с укладом, особенностями воспитательно-образовательного процесса, нормативно-правовыми документами и стандартами, своими обязанностями и правами. Основные задачи этапа:

  • ознакомить нового учителя с особенностями ведения работы в учебном заведении;

  • сформировать мотивацию и нацеленность на достижение профессиональных целей;

  • подготовить к работе в команде и к индивидуальной деятельности.

Этап №2 – изучение работы и достижений педагога в первый год после трудоустройства. В это время старшие сотрудники наблюдают за деятельностью молодого специалиста, изучают уровень его профессионализма, личные качества и методики обучения. При возникновении трудностей учителю оказывают поддержку. На этом этапе должны сформироваться понимание назначения и смысла работы педагога и способность решать поставленные задачи.

Этап №3 – наставничество – реализуется в течение первого и второго года работы. На этом этапе молодой педагог должен овладеть навыками организации образовательных мероприятий для учащихся и другими практическими умениями, необходимыми для работы. Первостепенная задача этапа наставничества – способствовать развитию индивидуального стиля работы учителя.

Этап № 4 плана работы школы молодого учителя заключается в самообразовании и длится весь третий год работы в организации. За этот год педагог совершенствует качество работы, развивает собственную активность в школе. К задачам этапа относятся планирование и организация деятельности по самостоятельной деятельности и развитию творческой активности в рамках дисциплины и коммуникаций.

Заключительный этап №5 – анализ результатов и подведение итогов проводят во втором полугодии третьего года работы. На данном этапе формируются коллегиальные взаимоотношения между молодым специалистом и членами педагогического коллектива. Благодаря накопленному опыту и знаниям, некоторой самореализации, учитель делает выводы об удовлетворенности профессией.

Поэтапное движение по профессиональной лестнице и личностное развитие в рамках программы имеет целью достижение следующих результатов:

  • адаптация молодежи, преемственность традиций школы, ощущение себя частью коллектива и, как следствие, удовлетворенность выбором профессиональной деятельности;

  • повышение степени научно-педагогической подготовленности молодых кадров;

  • приобретение практического опыта организации и реализации образовательного процесса;

  • выработка собственной системы работы со школьниками.

В течение всего адаптационного периода начинающий учитель совместно с наставником ведет «Портфолио молодого педагога». Это своего рода дневник, включающий важнейшие рекомендации, советы и материалы, подтверждение достигнутых результатов, собранные во время реализации программы. Со временем, пересматривая материалы Портфолио, можно проанализировать динамику развития специалиста и использовать сборник при проведении аттестации.

В файле, доступном для скачивания ниже, можно ознакомиться с актуальным планом работы школы молодого педагога на 2019 г.

Важные особенности введения в работу педагогов дополнительного образования

Прежде чем приступить к реализации плана работы молодого педагога дополнительного образования в школе, с новым учителем полезно проводить персональные беседы, выявляя предпочтения и склонности сотрудника для того, чтобы понять, руководство каким кружком можно ему доверить. На этом этапе важна самооценка педагога и его способность к самоанализу, которая позволяет определить готовность специалиста к определенным занятиям и необходимость оказания консультативной помощи наставников.

Прежде, чем учитель начнет проводить занятия, ему необходимо ознакомиться с помещением и его оснащением, с требованиями, установленными в учреждении, распорядком дня и методиками, разработанными педагогическим коллективом школы. При этом много времени должно отводиться консультациям методиста, зам. директора по УВЧ и членам метод. совета, которые помогают ввести педагога в учебно-воспитательный процесс.

Первое контрольное посещение факультативных занятий или кружка, который ведет молодой специалист, не стоит проводить слишком рано. Сотруднику нужно время, чтобы освоиться в детском коллективе и включиться в процесс. Перед посещением кружка рекомендовано предложить педагогу несколько вопросов, которые помогут ему подготовиться к беседе, посоветовать вначале самостоятельно проанализировать свою деятельность и устранить недочеты или усилить слабые стороны.

Необходимо отметить, что составление и реализация плана работы программы «Школа молодого преподавателя» является важнейшей составляющей введения в деятельность организации, удержания и становления молодых специалистов. Программа рассчитана на длительное и последовательное развитие профессиональных и личностных качеств учителя, позволяя ему стать высококлассным специалистом, любящим свою работу и способным на воплощение творческих идей.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.