Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Содержание и структура учебного плана по ФГОС

  • 28 марта 2019
  • 1640

Все занятия в образовательных учреждениях проводятся исключительно по заранее подготовленному учебному плану. Структура учебной рабочей программы по ФГОС является индивидуальной, но в обязательном порядке строится на разработанном Министерством образования плане. Фактическое отличие между образовательными учреждениями одной степени аккредитации в разных регионах минимизировано, что позволяет поддерживать одинаковый уровень подготовки воспитанников по всей территории Российской Федерации.

Как составить учебный план по ФГОС общего образования?
Содержание и структура учебного плана по ФГОС

Учебный план в разных образовательных учреждениях

В России существует множество форм образования, но независимо от этого, детальный план учебной структуры прописывается в каждом заведении. Регулируется необходимость создания структуры и содержания действующим законодательством РФ. Естественно, в детских садах, школах, профессиональных лицеях и высших учебных заведениях структура обучения и порядок составления плана отличается. Несмотря на это, существует ряд схожих и обязательных параметров для каждого учебного учреждения в стране, который не зависит ни от аккредитации, ни от региона или размеров населенного пункта.

Общими остается лишь необходимость разработки и утверждения плана, согласно предписаниям Министерства образования. Существует ряд положений, который допускает корректировки в учебном плане, исходя из геополитической обстановки в конкретном регионе. Это необходимая мера, которая позволяет защитить права разных национальностей или меньшинств. Выходит, что одно образовательное учреждение, независимо от формы собственности, должно подчиняться сразу двум правовым актам ФГОС и ГОС, которые в разной мере позволяют создать перспективную форму обучения.

Рассмотрим сущностные характеристики составления плана, исходя из требований ГОС и ФГОС. Структура учебного плана по ФГОС и ГОС для примера взята на основе планограммы начальной школы.

Сущностные

характеристики

В условиях реализации

ФГОС

ГОС

Статус

Часть (Раздел 3) основной образовательной программы начального общего образования (закреплено в требованиях ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы).

Номинально – составная часть образовательной программы ОУ, реально – самостоятельный нормативный документ.

Утверждение

Утверждается в составе основной образовательной программы начального общего образования – отдельный приказ не издается.

Утверждается приказом по образовательному учреждению.

Структура

Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Инвариантная часть (федеральный, национально-региональный компоненты) и вариативная часть (компонент образовательного учреждения) и внеучебная деятельность.

Срок, на который разрабатывается

На нормативный срок освоения основной образовательной программы уровня общего образования и на текущий учебный год.

На текущий учебный год.

Каждый план составляется сроком на один учебный год. Составляется административным корпусом учебного заведения согласно нормативам всероссийского и регионального значения. Утверждается он уполномоченными органами местной власти в лице представителя администрации или комиссии.

Учебный план естественно-научного профиля по ФГОС с 1 часом астрономии
Содержание и структура учебного плана по ФГОС
Содержание и структура учебного плана по ФГОС

Особенности учебного плана

При составлении обязательно учитываются индивидуальные особенности и потребности учеников. Выстраивается план по этапам, с учетом требований государственных законов, местных распоряжений, возможностей педагогического состава и учеников. Соблюдение норм и стандартов образования на всероссийском уровне, согласно предписаниям по эффективному обучению молодежи.

Огромную роль играет не только региональные факторы, но и механизмы обучения. Так в учебных заведениях одной ячейки, но с разными профилями образования, составляться план будет по-разному. Независимо от этого, существует нормативная форма, в которой количество учебных дней и часов начитки по конкретному предмету в неделю, семестр и год должно быть в пределах установленной нормы.

Возможные различия на уровне школы созданы для возможной адаптации учеников. Даже при преобладании конкретной дисциплины в одном заведении, общая образовательная система на уровне края или страны не страдает. Адаптивность заведений гарантирована общими требованиями, правилами и рекомендациями ФГОС и Приказами Министерства образования.

Правила создания учебного плана

Структура учебной программы по ФГОС составляется из ряда документов со смежной информацией. Занимается разработкой такого документа администрация учебного заведения самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов из уполномоченных ведомств.

Готовый к утверждению должен состоять из следующих документов:

  • пояснительная записка;
  • структура учебного плана на выделенный период;
  • полный перечень предметов изучения;
  • указание дисциплин обязательных к изучению и возможных дополнительных;
  • учебный календарный график;
  • учебный план для каждой группы учащихся;
  • порядок распределения времени, отведенного каждому предмету;
  • форма и порядок аттестационных проверок;
  • внеурочная деятельность воспитанников заведения;
  • план внеурочной деятельности;
  • ведомости об аудиторных занятиях;
  • наименование учебных подразделений и т.д.

Сбор перечисленных документов является обязательным для всех видов образовательных учреждений. Независимо от формы собственности (государственные или частные), план на учебный год с триместрами, четвертями и семестрами утверждается уполномоченными органами власти на региональном или государственном уровне. Любые отступления от норм и правил оформления программы обучения является невыполнением обязанностей администрациями и может повлечь за собой дисциплинарные наказания разной степени тяжести.

Что такое эффективный учебный план

В целом классическая программа обучения отличается от эффективной в большей мере лишь увлеченностью учеников и возможностью адаптировать различные форматы образования на конкретной группе детей или студентов. Эффективный учебный план можно считать более глубоким и проработанным, ведь в нем сочетаются различные области деятельности воспитанников, от дополнения программы предметами дополнительного образования до сопоставления их с учетом санитарных норм в регионе.

Довольно часто он составляется для заведений с углубленной программой обучения конкретного предмета или направления. Например, структура учебного плана ФГОС ООО (образовательными учреждениями с частной формой собственности) может предусматривать максимальное количество часов, где весомую долю времени углубленно изучается конкретный профиль.

Эффективный учебный план может быть альтернативной версией двух программ, который сочетает в себе несколько профилей или наоборот, усиленно изучается один. Такую форму изучения можно встретить в лицеях или гимназиях, где при разработке предметной части берется максимальное количество часов обучения (6020) вместо минимального (5267) или промежуточного. Такое изменение находится в рамках действующего законодательства и не влияет на общую структуру образовательного процесса на уровне государства, но позволяет глубже изучить конкретную дисциплину.

В отдельных учебных заведениях, уклон делается не на профильную дисциплину, а на эрудицию и воспитание общечеловеческих качеств ученика:

  1. Формирование желания получения знаний и дальнейшего образования и развития.
  2. Стремление к здоровому образу жизни, знакомство с планом действий при чрезвычайных происшествиях, изучение основных принципов охраны труда человека.
  3. Развитие персональных качеств ученика для возможности подготовки индивидуального плана занятий, всестороннего развития умственных и физических способностей.
  4. Общее развитие чувства гражданской ответственности, любви к Родине.
  5. Первичное знакомство с культурным наследием, национальными достояниями и т.д.

Суть учебного плана, построена на подобном воспитании граждан отображает не образовательный процесс в целом, а суть образования моральных и дисциплинарных норм человека, что в основном и выделяет ее на фоне американских и европейских.

План профиля обучения

Общепризнанными считаются всего несколько направлений, которые могут стать профильными в изучении. Составление структуры программы может быть основано на одном или нескольких из них. Стоит отметить, что даже духовные семинарии преподают кроме религиоведения ключевые предметы, ведь это правило относится к абсолютно всем образовательным учреждениям.

Всего выделяют пять основных профилей обучения:

  • гуманитарный;
  • технологический;
  • естественно-научный;
  • социально-экономический;
  • смешанный.

При базовом или углубленном изучении одной дисциплины основная структура программы учебного предмета по ФГОС строится исходя из особенностей конкретного учебного заведения. Администрации учебного заведения следует понимать, что профиль обучения является лишь направлением, которое состоит из ряда обязательных и дополнительных рекомендованных предметов, что потребуется учесть при планировке учебного года.

Исходя из планирования предметной области изучения, меняются и основные задачи ее реализации, что делает классическое среднее образование усредненным, построенным на смешанном (универсальном) профиле. Порядок разработки плана можно посмотреть в сводной таблице, исходя из целей обучения и предметной части:

Содержание и структура учебного плана по ФГОС

Структура рабочей программы учебного предмета по ФГОС является неотъемлемой частью общего содержания плана работ на учебный год. Соблюдение общенациональных и региональных требований по подготовке учеников потребуют от вас определенного баланса в выборе профиля обучения и дополнительных предметов, независимо от аккредитации и особенностей заведения.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.