Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Индивидуальный образовательный маршрут школьника по ФГОС

  • 28 марта 2019
  • 537

Намеченная цель школьного учебного процесса – развитие полноценной, всесторонне образованной и гармоничной личности – реализуется с помощью внедрения и выполнения требований ФГОС. Одним из важных аспектов достижения этой цели является разработка образовательного маршрута школьника и следование его положениям.

Изменения общеобразовательной системы в последние годы ориентированы на персонализацию проводимых мероприятий, которые включают в себя саморазвитие, как учеников, так и учителей. В этой связи учебные программы пересматривают, направляя их в сторону гуманизации и персонализации учащихся. Такое движение обеспечивает становление личности, самоопределение и признание самоценности каждого школьника, и ставит целью повышение эффективности и функциональности реализуемых программ.

Что такое образовательный маршрут школьника

Индивидуализация процесса обучения в школе стимулирует введение особых документов, призванных обеспечить персональный подход к каждому учащемуся. Один из таких документов – индивидуальный образовательный маршрут школьника - представляет собой готовую программу, которая направляет развитие ребенка по определенному маршруту. Внедрение данного документа в работу общеобразовательного заведения призвано помочь педагогам увидеть процесс с позиции школьников, а молодежи определиться с целями и направлением своего дальнейшего развития.

Ряд авторов определяет понятие «индивидуального образовательного маршрута школьника» как программу, разработанную учеником совместно с учителем, где ребенку дана некоторая свобода выбора формы и содержания обучения. Другие авторы придерживаются мнения, что маршрут – это некая модель учебного пространства, которая составлена с учетом характеристик ребенка. В любом случае, цели персонального плана школьника, устанавливаются с учетом требования ФГОС о всестороннем развитии индивидуума в рамках школьной программы.

Проект рассчитан на то, чтобы с помощью педагогов сформировать в сознании ребенка устойчивую позицию субъекта выбора. Поддержка учителей при реализации маршрута обеспечит учащемуся возможность для самоопределения. Согласно нормативным установкам, индивидуальные планы обязательно включают шесть базовых предметов (математика, история, русский язык и литература, физкультура, иностранный язык и ОБЖ). Остальные дисциплины могут быть выбраны школьником, его родителями или педагогом с учетом планов и способностей конкретного ученика.

Изучая понятие образовательного маршрута школьника, следует иметь в виду более широкое значение программы, которое обозначает образовательную траекторию. Это означает, что для достижения целей, одновременно должны реализоваться несколько направлений и планов по прописанной в том же документе технологии педагогического процесса. Программа необходима для формирования последовательности мероприятий по предоставлению знаний, и включает в себя не только умственное развитие, но и возможность раскрытия личностного потенциала каждого ученика.

Одной из важнейших целей маршрутизации обучения является создание благоприятных условий для проявления одаренности и особенностей личности. Необходимо понимать, что в силу особенностей здоровья, низкой мотивации, семейных обстоятельств и многих других факторов, не всем школьникам внедряемая система образования дается легко. Для многих детей образовательный маршрут может стать существенной поддержкой при освоении школьной программы. Образцы индивидуального образовательного маршрута школьника, предложенные в статье, дадут представление о документе, его функциях и особенностях.

Виды и выбор индивидуальных образовательных маршрутов школьника по ФГОС

Выбор персональных маршрутов для школьников производят с учетом их психологических и интеллектуальных особенностей. Согласно современной концепции образования, учащиеся могут изучать новые темы, закреплять или повторять пройденный материал. Слабые, сильные, одаренные или часто болеющие ученики не могут двигаться по одинаковым траекториям, поэтому для каждой категории школьников составляют разные ИОМ, принимая во внимание также степень обучаемости ребят. Программы могут быть короткими или длинными, но в любом случае они должны стимулировать формирование разносторонней личности, самооценки, мотивировать к самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Изучить образец индивидуального образовательного маршрута школьника по ФГОС можно, скачав файл.

Выбор траектории развития для конкретного ребенка должен производиться педагогом в зависимости от таких факторов, как:

  • интересы учащегося и его родителей, потребности и особенности ребенка;

  • квалификационные качества преподавателя;

  • возможности школы.

Максимальной эффективности от реализации программы удается достичь, если на этапе ее разработки к процессу привлекают ученика вместе с родителями. Проведение совместных занятий (общение, чтение, игры и проч.) позволяет уточнить индивидуальные особенности школьника и понять ожидания родителей от образовательных мероприятий.

Специалисты рекомендуют также разрабатывать ИОМ для ребят с ограниченными возможностями. Такие документы должны учитывать особенности учащихся и быть направлены на совершенствование корректирующего обучения. Следование по особому маршруту способствует эффективной социализации детей с ОВЗ.

Образец индивидуального образовательного маршрута школьника с ОВЗ можно скачать по ссылке:

Таким образом, индивидуальные программы предназначены для решения следующих задач:

  • помогают восстановить недостающие знания отстающим ученикам;

  • способствуют формированию мотивации и учебной деятельности у слабоуспевающих детей;

  • поддерживают одаренных ребят с особенностями характера, выраженными в гиперактивности, повышенной эмоциональности, сложностях в общении;

  • помогают получить образование детям с проблемами со здоровьем путем разработки индивидуального образовательного маршрута школьника с ОВЗ;

  • дают возможность учащимся, опережающим развитие, получить знания, соответствующие их способностям.


Особенности и основные этапы создания ИОМ

Не получится разработать единую траекторию для всех учащихся, потому что процесс обучения находится в постоянном движении, а каждый школьник требует индивидуального подхода. Поэтому необходимо понимать, что элементы маршрута могут и должны подвергания корректировке. При этом предоставление широкого спектра возможностей и помощи в выборе своего направления являются основным задачами преподавателя. Несмотря на коллективную разработку маршрута (в том числе с привлечением родителей), выбор направления должен оставаться за ребенком.

Составление индивидуального маршрута развития школьника происходит в несколько этапов:

  • подбор тематического содержания обучения;

  • определения уровня и порядка усвоения материала учащимся;

  • планирование целей и способов их достижения;

  • составление критериев оценки эффективности проведенных мероприятий.

Основные компоненты индивидуального образовательного маршрута школьника и формулировка пояснительной записки

Важнейшие составляющие ИОМ:

  • Целевой аспект определяет точные цели, которые формируют с учетом требований ФГОС, потребностей и мотивации ученика.

  • Содержательный компонент дает обоснование построенного маршрута, объясняет систематизацию содержимого предметов и связи между циклами, предметами, темами в учебной программе.

  • Технологический элемент устанавливает методики, учебные технологии и специальные методы для реализации намеченных воспитательных и учебных мероприятий.

  • Диагностический компонент определяет систему, выбранную для контроля уровня полученных знаний.

  • Организационно-педагогический аспект выражает пути, которые в результате приведут к достижению цели.

  • Результативный элемент обозначает запланированные результаты.

Пояснительная записка к индивидуальному образовательному маршруту школьника представляет собой документ, в котором дано полное описание составленной траектории развития. Документ включает в себя пункты об особенностях развития, возможностях учащегося, планируемых результатах, критериях результативности, особенностях учебного процесса и способах контроля его функционирования.

В самом ИОМ преподаватель обычно предлагает комплекс заданий разной степени сложности и темы для исследовательских или творческих работ. Один из подробных примеров образовательных маршрутов школьников можно рассмотреть в предложенном для скачивания файле.

Особенности образовательных маршрутов для младших школьников

Согласно исследованиям, от 20 до 60 % детей к моменту поступления в школу не имеют достаточного уровня подготовки к предстоящему обучению. Это обуславливает проблемы первоклассников, связанные с трудностями освоения основных дисциплин. Дети, обучающиеся в младших классах, очень разные по способностям, скорости усвоения материала, самомотивации и состоянию здоровья. Именно поэтому индивидуальный подход в организации обучения важно внедрять с первых дней.

При разработке ИОМ для малышей применяют следующие психолого-педагогические принципы:

  • комплексное обследование включает изучение степени интеллектуального, творческого, психического, физиологического развития.

  • длительность изучения означает, что обследование личности не должно быть однократным, а продолжаться долгое время;

  • принятие во внимание потенциальных возможностей и способностей ученика.

Составляя индивидуальные образовательные маршруты младшего школьника, педагоги выполняют требования ФГОС, внедрение которого должно полностью завершиться в 2021 году. Для маленьких участников образовательного процесса можно использовать следующие виды ИОМ:

  1. общеклассный, групповой или индивидуальный;

  2. долгосрочный или краткосрочный;

  3. монопредметный или многопредметный.

При этом преподаватель проводит запланированные мероприятия, которые могут включать:

  • организацию консультаций педагога-психолога для уточнения особенностей развития малышей;

  • анкетирование родителей школьников;

  • наблюдение за учащимися с фиксацией результатов;

  • контроль и анализ работ, выполняемых учениками;

  • анализ журнала успеваемости школьников.

Большинство авторов определяют понятие индивидуального образовательного маршрута школьника как путь развития ребенка к приобретению знаний, пониманий и умений с помощью педагогов, которые помогают в самоопределении, мотивации и достижении целей. Чем раньше начать этот процесс, тем быстрее будут получены первые результаты.

Подводя итоги, следует сказать что программа, разработанная с учетом персональных данных учащихся, способствует достижению основной цели ФГОС – всестороннему развитию индивидуума. В помощь педагогам в статье предложены подробные объяснения назначения, примеры индивидуальных образовательных маршрутов школьника и рекомендации по их составлению. Данная информация в значительной степени облегчит понимание задач, связанных с разработкой ИОМ в школе.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.