Подписка со скидкой 50% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Индивидуальный образовательный маршрут

3 сентября 2019
2893
Средний балл: 0 из 5

Намеченная цель школьного учебного процесса — развитие полноценной, всесторонне образованной и гармоничной личности — реализуется с помощью внедрения и выполнения требований ФГОС. Одним из важных аспектов достижения этой цели является разработка индивидуального образовательного маршрута школьника (далее — ИОМ) и следование его положениям.

Изменения общеобразовательной системы в последние годы ориентированы на персонализацию проводимых мероприятий, которые включают в себя саморазвитие, как учеников, так и учителей. В этой связи учебные программы пересматривают, направляя их в сторону гуманизации и персонализации учащихся. Такое движение обеспечивает становление личности, самоопределение и признание самоценности каждого школьника, и ставит целью повышение эффективности и функциональности реализуемых программ. В свою очередь индивидуальный образовательный маршрут предусматривает:

  • организацию образовательного процесса в темпе и порядке, соответствующим уровню оптимальной учебной нагрузки для каждого ребенка;
  • постановку целей и задач обучения, соответствующих реальным требованиям и ожиданиям школьника, что повышает мотивацию к освоению программного материала;
  • моделирование ситуации личной ответственности за результат. 

Индивидуальный образовательный маршрут — что это?

В последние годы школьная образовательная система претерпела значительные изменения, вследствие которых изменилась сама суть педагогической практики. Если раньше от учителей требовалось отличное знание предмета и его грамотное изложение, то в условиях гуманизации современной школы на первый план выдвигается умение педагогов в рамках урочных занятий и внеурочной активности способствовать становлению каждого ребенка как личности, независимо от возраста, показателей здоровья, индивидуальных способностей. Чтобы обеспечить дифференциацию образовательного процесса в теорию педагогической практики было введено понятие ИОМ, которое пока не нашло свое отражение на законодательном уровне, а потому имеет несколько вариантов трактовок. 

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения» рекомендации по индивидуализации обучения в школе:

- Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке

(технологические карты и модели урока)

- Образцы плана работы и индивидуального маршрута, которые помогут развить способности учеников

 (методы диагностики)

Концептуально индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала учащегося в образовании. Ряд авторов определяет понятие индивидуального образовательного маршрута школьника как программу, разработанную учеником совместно с учителем, где ребенку дана некоторая свобода выбора формы и содержания обучения. Другие авторы придерживаются мнения, что маршрут – это некая модель учебного пространства, которая составлена с учетом характеристик ребенка. В любом случае, цели персонального плана школьника устанавливаются с учетом требования ФГОС о всестороннем развитии индивидуума в рамках школьной программы.

Чтобы обеспечить потребности обучающихся, в том числе посредством индивидуализации обучения, требуется создание особых условий, чему предшествуют такие этапы организационной работы:

  1. Изучение способностей, интересов, интеллектуальных возможностей учащихся. Данные, на основе которых будет осуществляться проектирование индивидуального образовательного маршрута по примеру, можно получить в ходе диагностирования, оценивания и контроля знаний, наблюдения, составления статистических таблиц с прогнозированием зоны ближайшего развития. Каждый педагог в рамках данного этапа вправе использовать тот диагностический метод который кажется наиболее эффективным с учетом особенностей образовательной ситуации. Для получения достоверных данных рекомендуется реализовать комплекс диагностических мер. 
  2. Выбор ИОМ. Под данным пунктом следует понимать создание специальных условий, благодаря которым перед школьниками открывается возможность выбора способов, форм и методов обучения.

Важно отметить, что обучение учащихся может осуществляться сразу по нескольким ИОМ, которые осуществляются параллельно или последовательно. Выбор каждого маршрута зависит от ряда факторов — интересов и потребностей ребенка, родительских ожиданий, кадровых и материально-технических возможностей школы, доступных способах включения в процесс обучения дополнительного образовательного модуля.

Подводя итог вышесказанному, хочется представить еще одно определение анализируемого понятия. Итак, индивидуальный образовательный маршрут — это дифференцированная, специально подготовленная программа, в рамках которой обучающийся является субъектом выбора, а преподаватели оказывают всестороннюю помощь в его самоопределении и успешной самореализации. 

Индивидуализация процесса обучения в школе стимулирует введение особых документов, призванных обеспечить персональный подход к каждому учащемуся. Один из таких документов — непосредственно индивидуальный образовательный маршрут школьника — представляет собой готовую программу, которая направляет развитие ребенка по определенному маршруту. Внедрение данного документа в работу общеобразовательного заведения призвано помочь педагогам увидеть процесс с позиции школьников, а молодежи определиться с целями и направлением своего дальнейшего развития.

Проект рассчитан на то, чтобы с помощью педагогов сформировать в сознании ребенка устойчивую позицию субъекта выбора. Поддержка учителей при реализации маршрута обеспечит учащемуся возможность для самоопределения. Согласно нормативным установкам, индивидуальные планы обязательно включают шесть базовых предметов (математика, история, русский язык и литература, физкультура, иностранный язык и ОБЖ). Остальные дисциплины могут быть выбраны школьником, его родителями или педагогом с учетом планов и способностей конкретного ученика.

Изучая понятие и примеры индивидуального образовательного маршрута школьника, следует иметь в виду более широкое значение программы, которое обозначает образовательную траекторию. Это означает, что для достижения целей, одновременно должны реализоваться несколько направлений и планов по прописанной в том же документе технологии педагогического процесса. Программа необходима для формирования последовательности мероприятий по предоставлению знаний, и включает в себя не только умственное развитие, но и возможность раскрытия личностного потенциала каждого ученика.

Одной из важнейших целей маршрутизации обучения является создание благоприятных условий для проявления одаренности и особенностей личности. Необходимо понимать, что в силу особенностей здоровья, низкой мотивации, семейных обстоятельств и многих других факторов, не всем школьникам внедряемая система образования дается легко. Для многих детей образовательный маршрут может стать существенной поддержкой при освоении школьной программы. Образцы индивидуального образовательного маршрута школьника, предложенные в статье, дадут представление о документе, его функциях и особенностях.

Индивидуальный образовательный маршрут: принципы и этапы создания

Проектирование персональных маршрутов для школьников производят с учетом их психологических и интеллектуальных особенностей. Согласно современной концепции образования, учащиеся могут изучать новые темы, закреплять или повторять пройденный материал. Слабые, сильные, одаренные или часто болеющие ученики не могут двигаться по одинаковым траекториям, поэтому для каждой категории школьников составляют разные ИОМ, принимая во внимание также степень обучаемости ребят. Программы могут быть короткими или длинными, но в любом случае они должны стимулировать формирование разносторонней личности, самооценки, мотивировать к самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Выбор индивидуального образовательного маршрута для конкретного ребенка должен производиться педагогом с учетом актуальных показателей образовательной ситуации. В проект маршрута следует включить следующие элементы:

  1. Обобщенная характеристика ребенка, составленная по результатам комплексной диагностики.
  2. Перечень сформированных знаний и умений, предусмотренных образовательной программой. 
  3. Область знаний и компетенций, предусмотренных в условиях углубленного изучения предметной области (актуально для детей с признаками одаренности). 
  4. Перечень творческих заданий по каждой учебной теме программной разработки. 
  5. Показатели психолого-педагогического мониторинга.
  6. Необходимые коррекционные мероприятия (для школьников с ОВЗ). 

Согласно Н. Поддъкову, проектирование ИОМ рекомендуется осуществлять не только с учетом зоны, но и горизонтов ближайшего развития, предусматривая, как это ни парадоксально, движение к сложно достижимым целям. Это необходимо для предупреждения искусственных ограничителей. Максимальной эффективности от реализации программы удается достичь, если на этапе ее разработки к процессу привлекают ученика вместе с родителями. Проведение совместных занятий (общение, чтение, игры и проч.) позволяет уточнить индивидуальные особенности школьника и понять ожидания родителей от образовательных мероприятий.

Специалисты рекомендуют также разрабатывать ИОМ для ребят с ограниченными возможностями. Такие документы должны учитывать особенности учащихся и быть направлены на совершенствование корректирующего обучения. Следование по особому маршруту способствует эффективной социализации детей с ОВЗ.

Таким образом, индивидуальные образовательные маршруты по ФГОС предназначены для решения следующих задач:

  1. Позволяют создать благоприятные условия для общего развития, в том числе посредством удовлетворения потребностей в само- и дополнительном образовании. 
  2. Обеспечивают условия для выработки главной метапредметной компетенции — умения учиться с поставкой целей и задач, организацией образовательного процесса, выявлением трудностей и их преодолением. 
  3. Помогают восстановить недостающие знания отстающим ученикам.
  4. Способствуют формированию мотивации и учебной деятельности у слабоуспевающих детей.
  5. Поддерживают одаренных ребят с особенностями характера, выраженными в гиперактивности, повышенной эмоциональности, сложностях в общении.
  6. Помогают получить образование детям с проблемами со здоровьем путем разработки индивидуального образовательного маршрута школьника с ОВЗ.
  7. Дают возможность учащимся, опережающим развитие, получить знания, соответствующие их способностям.

Что касается непосредственно проектирования, то разработать единую траекторию для всех учащихся не представляется возможным, поскольку процесс обучения находится в постоянном движении, а каждый школьник требует индивидуального подхода. Поэтому необходимо понимать, что элементы маршрута могут и должны подвераться корректировке. При этом предоставление широкого спектра возможностей и помощи в выборе своего направления являются основным задачами преподавателя. Несмотря на коллективную разработку маршрута (в том числе с привлечением родителей), выбор направления должен оставаться за ребенком.

Представляем вашему вниманию алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута по образцу, который может быть поэтапно реализован в условиях современной образовательной практики:

  1. Определение оснований для выбора индивидуального образовательного маршрута обучающегося (определение посредством проведения психолого-педагогической диагностики уровня достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, образовательных потребностей, мотивации к обучению, состояния здоровья и др.).
  2. Концептуальное обоснование выбора индивидуального образовательного маршрута (на совместной встрече представителя администрации, педагогов, обучающихся и их родителей определяются образовательные цели, планируются образовательные результаты, которые должны быть достигнуты по итогам освоения ИОМ на различных этапах и в целом, основные виды деятельности и возможные проблемы).
  3. Проектирование обучающимися и их родителями индивидуального образовательного маршрута с помощью электронного конструктора (уточнение индивидуальных образовательных целей и задач, конкретизация планируемых результатов, выбор уровня, на котором будет изучаться каждый предмет, выбор программ внеурочной деятельности, социальных практик, элективных курсов и т. д., выбор формы подведения итогов освоения образовательного маршрута).
  4. Проектирование педагогами и психологом диагностических методик для проведения текущей и итоговой диагностики освоения ИОМ, в том числе карт самооценки обучающихся.
  5. Встреча-собеседование представителя администрации, классного руководителя, обучающегося и родителей по уточнению структуры и содержания индивидуального образовательного маршрута, планирование совместной работы по его реализации.
  6. Разработка маршрутного листа реализации индивидуального образовательного маршрута (в электронном виде). 

Как показывает практика, реализация ИОМ возможна только в особых образовательных условиях, предусматривающих открытость результатов обучения, предоставление школьникам возможности выбора уровня сложности программного материала, сочетания форм организации учебной работы только на основании принципа целесообразности. Индивидуальный образовательный маршрут требует оказания дифференциальной педагогической помощи каждому из школьников, построения взаимодействия таким образом, чтобы обучение неизменно оставалось самостоятельной деятельностью, а также обеспечения комфортных психологических условий для всех детей без исключения. 

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Уточнить, что такое школьная успеваемость и что на нее влияет, эффективно выявлять причины школьной неуспеваемости, научиться использовать технологии работы с неуспевающими обучающимися, с одаренными и высокомотивированными детьми поможет обучение по программе «Технологии работы с неуспевающими и одаренными обучающимися 5–11 классов».

Кабинет информатики в школе

Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС

Отличительной особенностью ИОМ , которые по сути олицетворяют новые технологии обучения с максимальными показателями дифференциации и индивидуализации, является многоаспектность работы по направлению. Это проявляется в широком выборе направлений для реализации маршрутов: содержательном (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут), деятельностном (специальные педагогические технологии) и процессуальном (непосредственно организация). При этом важнейшими составляющими индивидуальных образовательных маршрутов являются следующие компоненты:

  1. Целевой аспект определяет точные цели, которые формируют с учетом требований ФГОС, потребностей и мотивации ученика.
  2. Содержательный компонент дает обоснование построенного маршрута, объясняет систематизацию содержимого предметов и связи между циклами, предметами, темами в учебной программе.
  3. Технологический элемент устанавливает методики, учебные технологии и специальные методы для реализации намеченных воспитательных и учебных мероприятий.
  4. Диагностический компонент определяет систему, выбранную для контроля уровня полученных знаний.
  5. Организационно-педагогический аспект выражает пути, которые в результате приведут к достижению цели.
  6. Результативный элемент обозначает запланированные результаты.

    Пояснительная записка к индивидуальному образовательному маршруту школьника представляет собой документ, в котором дано полное описание составленной траектории развития. Документ включает в себя пункты об особенностях развития, возможностях учащегося, планируемых результатах, критериях результативности, особенностях учебного процесса и способах контроля его функционирования. В самом ИОМ преподаватель обычно предлагает комплекс заданий разной степени сложности и темы для исследовательских или творческих работ. Хочется отметить, что сам по себе факт разработки проекта маршрута как фактора индивидуализации обучения является значимым, но не особо результативным, если в школе отсутствуют особые организационно-педагогические условия, а именно:

    1. Закреплена необходимость соблюдения основных принципов, обеспечивающих эффективное использование индивидуальных образовательных маршрутов обучающего для достижения им планируемых образовательных результатов (обязательное соблюдение интересов школьника, личная активная позиция обучающегося, взаимодействие и согласованность действий всех участников образовательных отношений, непрерывное и гарантированное психолого-педагогическое сопровождение реализации ИОМ, опора на достижение планируемых образовательных результатов обучающихся).
    2. Систематически осуществляется проектирование различных видов индивидуальных образовательных маршрутов по ФГОС или их комбинации (для обучающихся, испытывающих сложности в освоение образовательных программ по учебным предметам, детей с ОВЗ, одаренных школьников). 
    3. В локальной документации предусмотрена возможность внесения изменений в организацию образовательного процесса, позволяющих обучающимся в рамках проектирования и реализации ИОМ использовать как структурные единицы обязательные единицы программного содержания, элективные курсы, надпредметные программы, участие в ученическом научном обществе, а также дистанционные образовательные и социальные практики.
    4. Осуществляет дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга образовательных достижений.
    5. В школе при участии школьной администрации создаются возможности для активного использования педагогами современных образовательных технологий и образовательных практик, в том числе за счет создания системы психолого-методического сопровождения в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательных отношений. 
    6. Ведется непрерывное развитие образовательного пространства школы, в первую очередь — информационно-образовательной среды, и социального партнерства как для популяризация предметных знаний через проведение мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, так и для реализации интегративных образовательных практик.

    При условии соблюдения представленных требований по созданию благоприятных условий для реализации ИОМ можно рассчитывать на последовательное внедрение и утверждение системы управленческих и организационно-педагогических условий для проектирования и реализации индивидуальных образовательных достижений обучающихся с учетом необходимости реализации предметных концепций, которые могут быть адаптированы к условиям конкретного образовательного учреждения. Накапливая готовые примеры индивидуальных образовательных маршрутов по ФГОС, педагоги смогут отработать простые алгоритмы их проектирования, способствующие повышению эффективности образовательной деятельности в целом.  

    На уровне школы практики по внедрению ИОМ обеспечивают реализацию дифференциального подхода в образовательной деятельности, что в полной мере соответствует актуальной государственности политики, создание условий для успешного введения и реализации предметных концепций, повышение качества образования и эффективности управления ОУ, расширение продуктивного социального партнерства, выполнение социального заказа.

    Для участников образовательного процесса организация обучения на базе индивидуальных образовательных маршрутов несет дополнительные преимущества:

    1. Для обучающихся: достижение запланированных образовательных результатов, обеспечение положительной динамики учебной работы, активное включение в процесс планирования и оценки собственной образовательной деятельности, повышение мотивации к школьному обучению.
    2. Для родителей: обеспечение возможностей для совместного проектирования ИОМ ребенка, активизация сотрудничества с представителями школы в рамках прохождения ИОМ, повышение удовлетворенности организацией и результатами образовательной деятельности. 
    3. Для педагогов: создание условий для внедрения новых образовательных технологий и образовательных практик, повышения аналитической культуры кадрового состава, обеспечение сотрудничества всех участников образовательных отношений, необходимого для решения образовательных задач, разработку инструментария для диагностики и оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ИОМ.

    Готовый индивидуальный образовательный маршрут для младших школьников

    Согласно исследованиям, от 20 до 60 % детей к моменту поступления в школу не имеют достаточного уровня подготовки к предстоящему обучению. Это обуславливает проблемы первоклассников, связанные с трудностями освоения основных дисциплин. Дети, обучающиеся в младших классах, очень разные по способностям, скорости усвоения материала, самомотивации и состоянию здоровья. Именно поэтому дифференциацию в организации обучения важно внедрять с первых дней пребывания учащегося в школе.

    Индивидуальный образовательный маршрут ребенка младшего школьного возраста следует понимать как разработанный педагогом совместно с родителями проект образовательной деятельности ребенка, отражающий его индивидуальные особенности, потребности, интересы, направленный на достижение ключевых компетентностей школьного возраста с целью содействия наиболее полной реализации имеющегося у ребенка потенциала развития. Цель ИОМ для учащегося ребенка младшего школьного возраста — максимальная реализация потенциала развития, в которую входят:

    1. Компенсация трудностей ребенка (трудности, связанные с социальной адаптацией и трудности в обучении), полноценное развитие.
    2. Подготовка к новой социальной ситуации развития.
    3. Развитие способностей и возможностей, реализация творческого потенциала.
    Доминирование той или иной задачи в разработке маршрутов определяет их направленность (типологию):
    • маршрут коррекционного типа — направлен на оказание коррекционно-педагогической поддержки младшим школьникам с особенностями развития (в том числе ограниченными возможностями здоровья);
    • маршрут адаптивного типа — направлен на использование потенциала образования для подготовки ребенка к новой социальной ситуации развития (например, адаптации к условиям основной школы) через определение факторов риска развития и/или дезадаптации;
    • маршрут творческого типа – направлен на развитие и реализацию особенностей и возможностей, способностей и творческого потенциала дошкольников.

    Обобщенная схема индивидуального образовательного маршрута младшего школьника  включает следующие разделы:

    1. Общие сведения о ребенке, семье.
    2. Результаты психолого-педагогической диагностики, которые отражаются в форме социального портрета школьника. В данном разделе рекомендуется отразить такие параметры, как преобладающие интересы, потребности ребенка, предпочитаемые виды деятельности, отношение к творчеству, свойства и черты личности, обусловленные нейродинамическими характеристиками, черты когнитивного стиля, проблемы в развитии, предпочитаемые партнеры и формы работы и т.д.
    3. Содержание ИОМ, которое состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть состоит из двух блоков («Образовательная деятельность», «Взаимодействие с семьей»), вариативная часть меняется в зависимости от типа маршрута.

      На первоначальном этапе проектирования ИОМ педагог анализирует исходные данные: производит оценку индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, его индивидуальных образовательных достижений посредством комплексной диагностики, составляет ресурсную карту образовательного пространства ребенка (развивающая среда в школе, семье и т.д.). Далее определяет цели и задачи ИОМ, выбирает необходимый для конкретного ребенка тип маршрута, изучает образовательный запрос родителей, прогнозирует темп и результат реализации маршрута. На следующем этапе осуществляется разработка приемов реализации ИОМ: педагог определяет содержания образования (выбор видов, форм, методов работы, средств и способов деятельности), продумывает особенности работы с родителями и специалистами ОУ, разрабатывает критерии и средства оценки полученных результатов (достижений ребенка), вариантов презентации продуктов деятельности. В конечном итоге педагог продумывает и подбирает необходимое материально-техническое оснащение процесса реализации образца индивидуального образовательного маршрута и документально его оформляет.

      При разработке ИОМ для малышей применяют следующие психолого-педагогические принципы:

      1. Комплексное обследование включает изучение степени интеллектуального, творческого, психического, физиологического развития.
      2. Длительность изучения означает, что обследование личности не должно быть однократным, а продолжаться долгое время.
      3. Принятие во внимание потенциальных возможностей и способностей ученика.

        ИОМ составляется таким образом, что реализуется как в самостоятельной деятельности детей, так и совместной деятельности с воспитателем, не нарушая обычного режима дня и не изменяя реализуемых образовательных программ. Проектируя индивидуальные образовательные маршруты младшего школьника, педагоги выполняют требования Стандарта, внедрение которого должно полностью завершиться в 2021 году. Для маленьких участников образовательного процесса можно разрабатывать различные виды маршрутов — долгосрочные или краткосрочные, монопредметные или многопредметные. В рамках осуществления индивидуального образовательного маршрута по ФГОС преподаватель проводит запланированные мероприятия, которые могут включать:

        1. Организацию консультаций педагога-психолога для уточнения особенностей развития малышей.
        2. Анкетирование родителей школьников.
        3. Наблюдение за учащимися с фиксацией результатов.
        4. Контроль и анализ работ, выполняемых учениками.
        5. Анализ журнала успеваемости школьников.

          Условиями реализации ИОМ в начальной школе являются субъект-субъектное (партнерское) взаимодействие участников педагогического процесса (педагога, ребенка, родителей), а также обеспечение вариативности образовательных услуг, которое гарантирует возможностью выбора видов деятельности и тем образовательных ситуаций, партнеров по взаимодействию и т.д.

          Большинство авторов определяют понятие индивидуального образовательного маршрута школьника как путь развития ребенка к приобретению знаний, пониманий и умений с помощью педагогов, которые помогают в самоопределении, мотивации и достижении целей. Чем раньше начать этот процесс, тем быстрее будут получены первые результаты. Проектирование ИОМ, на наш взгляд, придает «цельность» образовательной деятельности с ребенком, помогая педагогу:

          1. Структурировать и систематизировать процесс образования ребенка в определенных образовательных областях.
          2. Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для образования ребенка в определенный период времени, опираясь на понимание его возможностей.
          3. Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями
          4. Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности.
          5. Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.

          Представленная технология проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка младшего школьного возраста может служить средством реализации принципа дифференциации образования на практике, комплексно воздействуя на всех субъектов образовательного процесса: способствуя формированию ключевых компетентностей у дошкольников, повышая включенность родителей в процесс образования ребенка и содействуя повышению профессиональной компетентности педагогов. Отдельно хочется отметить, что программа, разработанная с учетом персональных данных учащихся, способствует достижению основной цели ФГОС — всестороннему развитию индивидуума. В помощь педагогам в статье предложены подробные объяснения назначения, примеры индивидуальных образовательных маршрутов школьника и рекомендации по их составлению. Данная информация в значительной степени облегчит понимание задач, связанных с разработкой ИОМ в школе.

          Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

          Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

          Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

          logo

          Внимание!
          Сайт предназначен только для работников образования.

          Зарегистрируйтесь.
          Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
          За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

          У меня есть пароль
          напомнить
          Пароль отправлен на почту
          Ввести
          Введите эл. почту или логин
          Неверный логин или пароль
          Неверный пароль
          Введите пароль
          Я тут впервые
          И получить доступ на сайт Займет минуту!
          Зарегистрироваться
          ×
          Сайт предназначен для работников сферы образования!

          Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

          А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

          У меня есть пароль
          напомнить
          Пароль отправлен на почту
          Ввести
          Введите эл. почту или логин
          Неверный логин или пароль
          Неверный пароль
          Введите пароль
          Я тут впервые
          И получить доступ на сайт Займет минуту!
          Зарегистрироваться
          ×
          Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

          Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

          У меня есть пароль
          напомнить
          Пароль отправлен на почту
          Ввести
          Введите эл. почту или логин
          Неверный логин или пароль
          Неверный пароль
          Введите пароль
          Я тут впервые
          и скачать файл
          Зарегистрироваться
          ×
          Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

          Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

          У меня есть пароль
          напомнить
          Пароль отправлен на почту
          Ввести
          Введите эл. почту или логин
          Неверный логин или пароль
          Неверный пароль
          Введите пароль
          Я тут впервые
          и скачать файл
          Зарегистрироваться
          Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.