2 651 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Компетенции и ответственность образовательных организаций согласно закону

  • 6 марта 2019
  • 194

Новому Федеральному Закону об образовании уже более пяти лет, он действует с 1.09.2013 года. Все развитые страны работают на строгом регламентировании образования законодательной базой. Законы направлены на развитие образование, поддержание его уровня, усовершенствование на благо прогресса в этой значимой части социально-экономического аспекта. Эксперты международного уровня признают, что Закон «Об образовании» РФ эффективен, охватывает все ключевые моменты образовательной системы. В том числе, регламентирует он компетенции и ответственность образовательной организации.

Статья 28 Закона «Об образовании»

Она претерпела редакцию ФЗ в 2014 году. Статья описывает сферу ответственности образовательной организации (ОО), компетенции, а также ее права и обязанности.

Автономия ОО

Начальным пунктом в статье значится, что ОО обладает автономией. В данном случае это самостоятельность в реализации научной, образовательной, административной, а также финансово-экономической деятельности школы или иной ОО. Это значит, что ОО правомочна разрабатывать и издавать локальные акты, следуя строке закона.

Приведем примеры: в каждой общеобразовательной школы существует свой Устав. Таким словом называют свод правил, который регулирует работу организации. Этот первичный документ создает каждое юридическое лицо. Без него школа не может существовать в принципе.

Современные требования к Уставу стали менее строги, сократились до минимума. И в этом тоже можно найти проявления автономии образовательной организации – не надзорные органы «сверху» дают ей шаблон Устава, требуют определенного порядка, а сама организация полностью разрабатывает его на свое усмотрение. Безусловно, какие-то общие схематические предписания есть. Но, в принципе, разработка такого первичного документа как Устав – ответственность образовательной организации.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию об уровне ответственности школы читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Как снизить административный штраф: пять аргументов для суда

 (экспертное мнение)

- Ответственность школы за нарушения в области финансов, страхования, налогов и сборов

 (нормативная база)

Свободы ОО

Во втором пункте статьи 28 написано, что ОО свободна в выборе содержания образования. Каким образом осуществлять учебно-методическое обеспечение, какие применять образовательные технологии – это тоже зона ответственности школы или иной ОО.

Для иллюстративности также воспользуемся примером. По требования ФГОС актуальными, значимыми образовательными технологиями сегодня считаются технология развития критического мышления, квест-технологии, информационно-коммуникационные технологии, педагогика сотрудничества и т.д. Но это только рекомендации, а вот какие конкретно технологии использует школа – ее решение, обоснованное профессиональным взглядом и возможностями.

Компетенции

Компетенции образовательной организации представлены перечнем более чем из 20 пунктов. Рассмотрим, что в принципе означает это понятие.

Часто люди путают компетентность с компетенциями. Компетентность – это человеческое качество, обозначает она знания человека в определенной области. Также под нею понимают готовность к решению задач, обусловленную необходимым арсеналом умений и знаний.

К компетенции же относят самоорганизацию, самоконтроль, рефлексию, самостоятельность, самоопределение. В основе компетенции знание, которое активно используется.

Компетенции ОО:

  1. Прием обучающихся в образовательную организацию. Это значит, что школа (если мы говорим о ней) без посредников принимает учеников. Заявление от законных представителей будущего школьника поступает руководству школы, а не в отдел образования.
  2. Проводить текущий мониторинг успеваемости и промежуточной аттестации, устанавливать формы и временные характеристики, а также порядок проведения аттестации.
  3. Организовывать научно-методическую работу. Это значит, что научная работа может вестись на базе ОО, той же школы или даже детского сада. Это компетенция школы, в которой ей не вправе отказать. А вот как структурировать эту работу, насколько она будет масштабной – решает администрация.

Это лишь три из двадцати двух указанных в Законе компетенций.

Консультационная и просветительская работа

ОО правомочна консультировать граждан по тем вопросам, которые не противоречат ее деятельности. Она же может вести просветительскую деятельность – семинары, лектории, публичные выступления представителей ОО закреплены законодательно. И образовательная организация несет ответственность за качество этой работы.

К примеру, в каникулярный период школа имеет право организовывать лагерь с дневным, а в некоторых случаях, и круглосуточным нахождением. Тем самым школа заботится об оздоровлении и организации досуга школьников в это время.

Ответственность

Обязанности и ответственность образовательных организаций зафиксирована законодательством государства. И если ОО не выполняет (либо выполняет ненадлежащим образом) закрепленный за ней функционал, если она не реализует образовательные программы в полной мере и соотносительно учебному плану, если не дает должного качества образования учеников, это не остается без внимания.

При нарушенных требованиях к организации работы ОО, при нарушении прав ребенка на образование, школа (или иная ОО) несет административную ответственность.

Какие нарушения наиболее распространены

А теперь на примерах. Наиболее характерные правонарушения в образовательной среде, влекущие административную ответственность УО, можно сузить до трех случаев.

Это:

  1. Отказ в приеме учащегося или же отчисление учащегося без законодательно установленных оснований. Если родитель подает заявление на прием ребенка в школу, руководствуясь гражданским правом на образование, и школа без объяснения причин отказывает заявителю, это уже нарушение. Ответственность образовательных организаций по закону в такой ситуации обязательна. Потому родители вправе ждать объяснений, в особенности, если заявление подано по месту жительства и в общеобразовательную школу.
  2. Нарушены требования к программному содержанию, к качеству образования, к самой организации образовательного процесса. В большей степени нарекания возникают к объему учебной нагрузки. Есть строгие нормы о количестве уроков в день, о расписании согласно возрасту. И если школа игнорирует эти нормы, если ученики перегружены, учреждение образования понесет за это ответственность.
  3. Нарушены свободы и права учащихся и работников, регламентированные законом. Например, нарушено право ребенка на бесплатное образование. Закон четко разграничивает, какие образовательные услуги могут быть на платной основе, а какие не допускают даже минимальной платы.

Права и ответственность образовательной организации должен знать каждый педагог. И если его право на выбор методики и технологии обучения нарушается, он обращается с жалобой в вышестоящие инстанции.

Спорные вопросы

Понятие компетенции, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации зафиксированы в Ст. 28 Закона «Об образовании». К этому документу должны обращаться родители, которые хотят разъяснения спорного вопроса. К нему же могут обращаться педагоги и администрация школы, если права их нарушают, в первом случае, руководство УО, во втором – контролирующие инстанции. Любое рассмотрение проблемной ситуации, спорного вопроса упирается в законодательство, его невозможно обойти или неверно трактовать.

На практике же спорные ситуации часто имеют, скорее, этическо-нравственную подоплеку, либо субъективное восприятие реальной обстановки, что не мешает стороне, считающей себя пострадавшей, обращаться в вышестоящие инстанции.

Так, например, стандартная жалоба родителей в отдел образования выглядеть может, на первый взгляд, абсурдно. Приведем реальный пример. Мать пятнадцатилетней ученицы одной из московских школ обратилась в суд с обвинением школы в том, что ее дочь забеременела в столь раннем возрасте. Она сочла именно образовательную организацию виновной в том, что ребенок оказался в таком положении. Своей вины мать не видела, и считала, что факультатив, предусматривающий этическо-нравственное воспитание девочек, проводился на плохом уровне, что и повлекло беременность ученицы.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Менеджмент общего образования».

Кабинет информатики в школе

Надо сказать, что беременность несовершеннолетней – это всегда ЧП. И для школы тоже. И сказать, что права, обязанности, ответственность образовательных организаций здесь не причем, тоже нельзя. В результате того случая с девочкой выговор объявили и директору, и его заместителю по воспитательной работе, и классному руководителю, который и вел факультатив для девочек. И хотя матери девочки грозил штраф за недостаточное выполнение родительских обязанностей, штраф не присудили. Выходит, что вина действительно на педагогах?

Но эта ответственность напрямую в законодательстве не прописана. И пусть миссия УО заключаются и в воспитании подрастающего поколения, в первую очередь, это образовательное учреждение. Эксперты-педагоги говорят о скором кризисе семейного воспитания. Чем больше воспитательных целей ставят перед школой, тем меньше их становится у семьи. И ситуация с беременной школьницей лишнее тому подтверждение.

Потому в таких спорных ситуациях, непростых в моральном отношении, сложных с точки зрения доказательств ответственности, нужно обращаться к закону. Руководитель ОО вправе спросить каждого сотрудника на предмет знания Статьи 28. Быть юридически грамотным в области профессии – это требование к педагогу сегодня. Лишние эмоции навредят, а вот хладнокровие, опирающееся на букву закона, помогает справиться со спорными ситуациями в УО.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.