Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Компетенции и ответственность образовательных организаций согласно закону

6 марта 2019
230
Средний балл: 0 из 5

Новому Федеральному Закону об образовании уже более пяти лет, он действует с 1.09.2013 года. Все развитые страны работают на строгом регламентировании образования законодательной базой. Законы направлены на развитие образование, поддержание его уровня, усовершенствование на благо прогресса в этой значимой части социально-экономического аспекта. Эксперты международного уровня признают, что Закон «Об образовании» РФ эффективен, охватывает все ключевые моменты образовательной системы. В том числе, регламентирует он компетенции и ответственность образовательной организации.

Статья 28 Закона «Об образовании»

Она претерпела редакцию ФЗ в 2014 году. Статья описывает сферу ответственности образовательной организации (ОО), компетенции, а также ее права и обязанности.

Автономия ОО

Начальным пунктом в статье значится, что ОО обладает автономией. В данном случае это самостоятельность в реализации научной, образовательной, административной, а также финансово-экономической деятельности школы или иной ОО. Это значит, что ОО правомочна разрабатывать и издавать локальные акты, следуя строке закона.

Приведем примеры: в каждой общеобразовательной школы существует свой Устав. Таким словом называют свод правил, который регулирует работу организации. Этот первичный документ создает каждое юридическое лицо. Без него школа не может существовать в принципе.

Современные требования к Уставу стали менее строги, сократились до минимума. И в этом тоже можно найти проявления автономии образовательной организации – не надзорные органы «сверху» дают ей шаблон Устава, требуют определенного порядка, а сама организация полностью разрабатывает его на свое усмотрение. Безусловно, какие-то общие схематические предписания есть. Но, в принципе, разработка такого первичного документа как Устав – ответственность образовательной организации.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию об уровне ответственности школы читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Как снизить административный штраф: пять аргументов для суда

 (экспертное мнение)

- Ответственность школы за нарушения в области финансов, страхования, налогов и сборов

 (нормативная база)

Свободы ОО

Во втором пункте статьи 28 написано, что ОО свободна в выборе содержания образования. Каким образом осуществлять учебно-методическое обеспечение, какие применять образовательные технологии – это тоже зона ответственности школы или иной ОО.

Для иллюстративности также воспользуемся примером. По требования ФГОС актуальными, значимыми образовательными технологиями сегодня считаются технология развития критического мышления, квест-технологии, информационно-коммуникационные технологии, педагогика сотрудничества и т.д. Но это только рекомендации, а вот какие конкретно технологии использует школа – ее решение, обоснованное профессиональным взглядом и возможностями.

Компетенции

Компетенции образовательной организации представлены перечнем более чем из 20 пунктов. Рассмотрим, что в принципе означает это понятие.

Часто люди путают компетентность с компетенциями. Компетентность – это человеческое качество, обозначает она знания человека в определенной области. Также под нею понимают готовность к решению задач, обусловленную необходимым арсеналом умений и знаний.

К компетенции же относят самоорганизацию, самоконтроль, рефлексию, самостоятельность, самоопределение. В основе компетенции знание, которое активно используется.

Компетенции ОО:

  1. Прием обучающихся в образовательную организацию. Это значит, что школа (если мы говорим о ней) без посредников принимает учеников. Заявление от законных представителей будущего школьника поступает руководству школы, а не в отдел образования.
  2. Проводить текущий мониторинг успеваемости и промежуточной аттестации, устанавливать формы и временные характеристики, а также порядок проведения аттестации.
  3. Организовывать научно-методическую работу. Это значит, что научная работа может вестись на базе ОО, той же школы или даже детского сада. Это компетенция школы, в которой ей не вправе отказать. А вот как структурировать эту работу, насколько она будет масштабной – решает администрация.

Это лишь три из двадцати двух указанных в Законе компетенций.

Консультационная и просветительская работа

ОО правомочна консультировать граждан по тем вопросам, которые не противоречат ее деятельности. Она же может вести просветительскую деятельность – семинары, лектории, публичные выступления представителей ОО закреплены законодательно. И образовательная организация несет ответственность за качество этой работы.

К примеру, в каникулярный период школа имеет право организовывать лагерь с дневным, а в некоторых случаях, и круглосуточным нахождением. Тем самым школа заботится об оздоровлении и организации досуга школьников в это время.

Ответственность

Обязанности и ответственность образовательных организаций зафиксирована законодательством государства. И если ОО не выполняет (либо выполняет ненадлежащим образом) закрепленный за ней функционал, если она не реализует образовательные программы в полной мере и соотносительно учебному плану, если не дает должного качества образования учеников, это не остается без внимания.

При нарушенных требованиях к организации работы ОО, при нарушении прав ребенка на образование, школа (или иная ОО) несет административную ответственность.

Какие нарушения наиболее распространены

А теперь на примерах. Наиболее характерные правонарушения в образовательной среде, влекущие административную ответственность УО, можно сузить до трех случаев.

Это:

  1. Отказ в приеме учащегося или же отчисление учащегося без законодательно установленных оснований. Если родитель подает заявление на прием ребенка в школу, руководствуясь гражданским правом на образование, и школа без объяснения причин отказывает заявителю, это уже нарушение. Ответственность образовательных организаций по закону в такой ситуации обязательна. Потому родители вправе ждать объяснений, в особенности, если заявление подано по месту жительства и в общеобразовательную школу.
  2. Нарушены требования к программному содержанию, к качеству образования, к самой организации образовательного процесса. В большей степени нарекания возникают к объему учебной нагрузки. Есть строгие нормы о количестве уроков в день, о расписании согласно возрасту. И если школа игнорирует эти нормы, если ученики перегружены, учреждение образования понесет за это ответственность.
  3. Нарушены свободы и права учащихся и работников, регламентированные законом. Например, нарушено право ребенка на бесплатное образование. Закон четко разграничивает, какие образовательные услуги могут быть на платной основе, а какие не допускают даже минимальной платы.

Права и ответственность образовательной организации должен знать каждый педагог. И если его право на выбор методики и технологии обучения нарушается, он обращается с жалобой в вышестоящие инстанции.

Спорные вопросы

Понятие компетенции, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации зафиксированы в Ст. 28 Закона «Об образовании». К этому документу должны обращаться родители, которые хотят разъяснения спорного вопроса. К нему же могут обращаться педагоги и администрация школы, если права их нарушают, в первом случае, руководство УО, во втором – контролирующие инстанции. Любое рассмотрение проблемной ситуации, спорного вопроса упирается в законодательство, его невозможно обойти или неверно трактовать.

На практике же спорные ситуации часто имеют, скорее, этическо-нравственную подоплеку, либо субъективное восприятие реальной обстановки, что не мешает стороне, считающей себя пострадавшей, обращаться в вышестоящие инстанции.

Так, например, стандартная жалоба родителей в отдел образования выглядеть может, на первый взгляд, абсурдно. Приведем реальный пример. Мать пятнадцатилетней ученицы одной из московских школ обратилась в суд с обвинением школы в том, что ее дочь забеременела в столь раннем возрасте. Она сочла именно образовательную организацию виновной в том, что ребенок оказался в таком положении. Своей вины мать не видела, и считала, что факультатив, предусматривающий этическо-нравственное воспитание девочек, проводился на плохом уровне, что и повлекло беременность ученицы.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Менеджмент общего образования».

Кабинет информатики в школе

Надо сказать, что беременность несовершеннолетней – это всегда ЧП. И для школы тоже. И сказать, что права, обязанности, ответственность образовательных организаций здесь не причем, тоже нельзя. В результате того случая с девочкой выговор объявили и директору, и его заместителю по воспитательной работе, и классному руководителю, который и вел факультатив для девочек. И хотя матери девочки грозил штраф за недостаточное выполнение родительских обязанностей, штраф не присудили. Выходит, что вина действительно на педагогах?

Но эта ответственность напрямую в законодательстве не прописана. И пусть миссия УО заключаются и в воспитании подрастающего поколения, в первую очередь, это образовательное учреждение. Эксперты-педагоги говорят о скором кризисе семейного воспитания. Чем больше воспитательных целей ставят перед школой, тем меньше их становится у семьи. И ситуация с беременной школьницей лишнее тому подтверждение.

Потому в таких спорных ситуациях, непростых в моральном отношении, сложных с точки зрения доказательств ответственности, нужно обращаться к закону. Руководитель ОО вправе спросить каждого сотрудника на предмет знания Статьи 28. Быть юридически грамотным в области профессии – это требование к педагогу сегодня. Лишние эмоции навредят, а вот хладнокровие, опирающееся на букву закона, помогает справиться со спорными ситуациями в УО.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.