Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Озеленение и благоустройство территории школы

  • 1 марта 2019
  • 56

Нравственное воспитание – это один из стержней, пронизывающий всю работу современной школы. Нельзя себе представить сегодня образовательное учреждение, где тема нравственности и видения мира сквозь ее призму не рассматривалась в каждом компоненте школьной работы: и на уроках, и во внеклассной работе. Эстетика тесно связана с нравственностью и этикой, они идут в «одной упряжке», так как красота сама по себе нравственна.

Потому озеленение школьного участка – это проект, сопряженный и с нравственным воспитанием, и с развитием чувства прекрасного у учеников, и с воспитанием важности союза труда и эстетики. Выполнение проекта озеленения школы играет и гигиеническую, и эстетическую, и воспитательную роль. Наконец, в некоторых случаях она помогает выстроить единую, четкую по композиции схему оформления пришкольного пространства.

Планирование

Проект озеленения школьного участка предполагает немалое количество разработчиков и участников. Его называют по-разному: акцией, мероприятиями, системой и т.д. Закрепляют ответственных, участников, сроки реализации проекта, ожидания и т.д.

Цели

Озеленение и благоустройство территории школы подчиняется ряду целей. Практическая цель заключена в зонировании пришкольного участка и формирования строгих границ, эстетически выделенных. В этом реализаторам помогают дизайнерские решения, специальные программы.

Прогнозирование итогов проекта – это обязательный пункт в целевом блоке. В самом начале проекта расписывается, какие итоги ожидаются, структурно и систематически излагаются те изменения, которые повлечет за собой озеленение участка школы.

Примеры прогнозирования:

• Школьная пристройка и учебно-опытная зона будут разделены дорожкой из гранотсева. На школьном дворе будет достаточное количество лавочек.

• На участке соседства школы и жилого дома будут сформированы симметрично клумбы, по цветовому решению которые комплиментарны и зданию школы, и дому.

Благоустройство школы предполагает и создание игровой зоны на территории. Зона предназначена для подвижных игр и активного отдыха учеников начального звена. Отделена зона от общего участка будет декоративными кустарниками.

Обязательно в целеполагании присутствует общая цель. В некоторых проектах благоустройства школы ее описывают как миссию. Звучать она может так: «Школа должна стать современным, эстетически привлекательным и цельным учебным заведением». Или так: «Наша школа заслуживает того, чтобы ее внешний облик стал украшением города, чтобы внимательное отношение к декоративности и внешнему оформлению вторило общей миссии школы – учить, созидать, вдохновлять, воспитывать чувство прекрасного».

Или же миссия проекта по благоустройству территории школы может звучать так: «Школа – это второй дом для каждого ученика. Нам доверяют взращивать поколения, воспитывать нацию, помогать прогрессу и развитию страны. В миссии нет мелочей и крупиц, которые можно отодвинуть в сторону. Потому благоустройство территории школы – это вклад в эстетическое, нравственное воспитание растущего поколения, это воспитание ответственности к природе и своему городу (селу, деревне), это возможность самовыражения путем художественного осмысления среды не социальной, а территориальной».

Как выбрать и обосновать тему

Школьная территория зачастую очень большая и не совсем структурирована. На территории помимо самого учебного корпуса могут быть размещены здание котельной, склад, тир. К корпусу зачастую примыкает пришкольный участок, на котором выращиваются определенные культуры. Иногда даже в отдельном корпусе размещена школьная столовая. Такую территорию разумно зонировать, разграничивать, благоустраивать конкретно по зонам.

Это может быть обоснованием проекта, цель которого – благоустройство и озеленение школ. Это должна быть конкретная работа, с указанием охваченной территории и перечнем тех преобразований, которые действительно актуальны. Часть пришкольного участка может пребывать в идеальном состоянии, менять которое нет смысла. Но определенные элементы могут действительно запрашивать изменений – и сконцентрироваться нужно на них.

Этапы

Проект озеленения территории школы имеет поэтапный характер. Каждый этап расписывается, на каждом этапе назначаются ответственные. Если в проекте/акции озеленения участвует вся школа, это будет значимое коллективно-массовое мероприятие. Если помимо педагогов, техперсонала и самих учеников к проекту подключаются родители, это прекрасный пример социального партнерства.

Этап (сроки)

Содержание

Ответственные

Первый – февраль-март

В это время можно заняться проектированием. Для участия в открытом проектном конкурсе приглашаются все классы, победителя ждет награда (на усмотрение руководства). Каждый проект ребята защищают. Лучшие идеи ответственные лица претворяют в жизнь. Планируется, что такая массовая работа привлечет внимание ребят и их семьи к теме бережного и внимательного отношения к природе. 

Руководитель проекта (это может быть и администрация, и педагоги, которые курируют тему озеленения школы), а также классные руководители

 

Второй – апрель-май

Готовится к озеленению территории школы посадочный материал (семена), выращивается рассада, готовится инвентарь, обрабатывается почва. Реализуются действия, направленные на благоустройство школьной территории. Ремонтируется изгородь, обрезаются кустарники. Далее следуют плановые весенние посадки по графику.

Руководитель проекта и группа реализации

 

Третий – июнь-август

Подразумевает уход за посадками на участке, прополка и полив, опытническую работу (исследовательскую), наконец, уборку урожая и последующую реализацию.

Руководитель + ответственные за летнюю практику

 

Четвертый – сентябрь-октябрь

Уборка и реализация урожая, сбор семян. Сезонная обработка грунта. Сезонная посадка луковичных. Итоги исследовательской работы, отчетность.

Руководитель + группа реализации

 

Пятый, итоговый - октябрь

Большой праздник урожая, ярмарка природных даров и эко-поделок. Чествование самых активных и творческих участников общешкольного проекта.

Руководитель проекта + классные руководители

 

Проблема и гипотеза

В некоторых проектах по озеленению школ уместен и исследовательский пласт работы. В таком случае вычленяются проблема и гипотеза.

Как можно обозначить проблему:

• Недостаточная мотивация учащихся к деятельности, требующей трудов и физических, и нравственных.

• Или – отсутствие активного участия ребят во внеурочной жизни школы, отсутствие ответственной позиции по отношению к территории школы.

Гипотеза же может быть следующей:

«Работа над проектом интегрирует учебную и трудовую деятельность. Это, на взгляд исследователей, повышает учебную мотивацию, улучшает качество обучения ребят. Осознанное отношение участников проекта к деятельности в его контексте оптимизирует морально-психологический микроклимат в школе, в учительско-детском коллективе»

Объектом исследования, соответственно, может быть экология населенного пункта, предметом – экологическая обстановка на пришкольном участке. Цель заключается в формировании эстетически и экологически привлекательного околошкольного пространства.

Задачи проекта

План озеленения школы строится на выделении ряда задач.

Они могут быть такими:

• объединение труда и усилий педколлектива, ученического коллектива, родителей, социума на пользу благоустройства школы;

• созидание единой духовно-нравственной среды за счет большого коллективного дела, общих желаний, целей и интересов;

• опыт в ландшафтном экологическом проектировании среды населенного пункта на примере пришкольного участка;

• зонирование территории во благо улучшения эко-контекста, а также санитарно-гигиенических норм на территории;

• расширение возможностей использования ресурсов пришкольного участка в учебном процессе.

Тип проекта определяется как исследовательский, практико-ориентированный, межпредметный, информационный.

Как привлечь ребят к проекту

Озеленение школьного участка, в идеале, должно быть мероприятием массовым, структурным, интересным детям. В этом смысла важна, даже первозначима подача проекта со стороны педагогов. Если никакого новшества в озеленение не привнесено, если детьми план озеленения школы воспринимается как рутинный и скучный труд, проект вряд ли будет успешен.

Захватить интерес ребята нужно с самого старта проекта. Потому нельзя давать им готовое решение, использовать только как исполнителей. Ребята должны проявить свои способности еще на стадии проектирования. Если до них донесено, что школа – это живой организм, это семья, где каждый имеет свои права и обязанности, где в прогрессе и развитии, участвует каждый, даже летняя практика не будет восприниматься ребятами как унылая трудовая повинность.

Потому сегодня часто в проекте назначается спикер. Это педагог-мотиватор, который должен заинтересовать детей и взрослых, переломить установки и стереотипы относительно озеленения школы. Он должен говорить понятно и убедительно, донести до ребят, что школу своей мечты они могут создать сами. Пусть с таких маленьких шагов, но это лучше чем бездействие. Спикер – это своеобразный пиар-менеджер проекта. Даже этот ребрендинг уже привлекает учеников, и погружает их в современную среду, в ту, где им жить и работать.

Представьте, как могут отнестись ребята к такому проекту:

1. Название проекта «Наведи порядок на своей планете». Отсылка к Экзюпери не случайна. Это словно объясняет ребенку значимость и содержательность плана по благоустройству, актуальность и вхождение в проект как в сферу собственных интересов.

2. Реализаторы. Учителя и детское самоуправление. Среди реализаторов есть свои «должности». Например, мотивационный спикер – это руководитель, взрослый куратор проекта. А вот бренд-менеджером можно назначить ученика, который будет «продвигать» проект в ученической среде. Медиа-поддержка – это школьный пресс-центр, который будет освещать все этапы проекта. Официальные партнеры – это родительский комитет, который в силу своих возможностей будет участвовать в благоустройстве территории.

3. Мероприятия. Их названия не должны быть безликие. Например, конкурс проектирования между классами можно назвать «Дизайн-движ» или «Первая школьная премия ландшафтных дизайнеров». Большой праздник урожая можно переименовать в «Осень-фест», «Городок урожая».

4. Освещение. Школа не должна замыкаться на себе – пусть мероприятия проекта освещаются в местных СМИ, в соцсетях, пусть ребята ведут канал на Ю-тубе, пусть отслеживают, как движется проект, привычными для них способами.

В ином случае получается, что школа живет в вакууме. Что она работает так, как работали несколько десятков лет назад, без учета реальности, актуальных возможностей. Дети должны готовиться жить в мире современном, а не том, где учились и воспитывались их родители (если не бабушки и дедушки). К сложным конструкциям, несовременным названиям  и формальным мероприятиям они вполне справедливо относятся скептически. Потому педагог не должен забывать, что его предназначение – не просто учить, а учить сегодня, в соответствии с современным запросом общества.

Озеленение и благоустройство территории школы – курсовая линия трудового, нравственного, эстетического воспитания учащихся.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.