2 651 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Методическая работа образовательного учреждения

  • 17 апреля 2019
  • 1009
Методическая работа образовательного учреждения — систематическая деятельность учителей по повышению профессионального мастерства и научно-теоретической подготовки, а также часть системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогов, которая служит основой для формирования инновационной среды. Методическая деятельность в школе актуальна в контексте:
  • научно-методического обеспечения учебного процесса;
  • повышения уровня квалификации педработников;
  • определения, изучения и внедрения передового опыта педагогов, нового методического обеспечения;
  • выявления и поддержания педагогических традиций учреждения. 

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте, как организовать методическую работу в школе и деятельности методического объединения в частности

Методическая работа образовательного учреждения: цели и задачи

Совокупность мероприятий и действий, осуществляемых педколлективом для овладения передовыми методиками, приемами и технологиями учебно-воспитательной работы, поиска и внедрения эффективных форм организации учебного процесса называют методической работой. Учебно-методическая работа образовательного учреждения преследует две ключевых цели: педагоги должны уметь разрабатывать интересные и практически значимые занятия (мероприятия), видеть закономерности в изучаемых материалах и наблюдаемых событиях — делать методические обобщения. 
Следуя принципам дифференциации и индивидуализации методическая работа выполняет следующие задачи:
  • работа педагогов анализируется, а деятельность педколлектива школы организуется в инновационном ключе;
  • уровень психолого-педагогических и теоретических знаний учителей повышается;
  • занятия проводятся на высоком методическом уровне (все предметы имеют соответствующее методическое обеспечение);
  • проводятся мероприятия, направленные на обобщение и распространение передового опыта, изучение нового, улучшение управления качеством образования;
  • стимулируется изучение новых педтехнологий и образовательных программ, что обогащает учебный процесс новыми методами, формами и принципами работы;
  • организуется изучение нового в законодательстве, инструктивно-методических документах, выстраивается политика взаимодействия с другими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями;
  • педагоги получают комплексную научно-методическую консультативную помощь, что способствует повышению их профессионально-педагогической культуры, исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, в том числе и для молодые специалисты, которые только проходят процесс профессионального становления. 
Важно различать методическую и научно-методическую работу в образовательном учреждении: последняя может считаться таковой только в том случае, когда в школе реализуются самостоятельные научные исследования, что позволяет организовывать деятельность на кафедрах, а не в методобъединениях. Методическая работа в ОУ направлена на реализацию трех групп функций:
  1. Стимулирование высокоэффективной творческой педагогической деятельности через обогащение знаний, развитие мотивации к творческой деятельности, высокой нравственности, современному педагогическому мышлению, эмоционально-волевой саморегуляции.
  2. Воздействие на педагогический коллектив для его сплочения, выработки общих традиций и ценностей, приобщения педагогов к опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, стимулирование педагогической инициативности и группового творчества. 
  3. Посредничество между образовательным учреждением, общественностью и государственным аппаратом посредством внедрения инноваций и достижений педагогического опыта, психолого-педагогической науки, осмысления и доведения до сознания педработников обновленных нормативных актов, социального заказа.
платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации методической работы в школе помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

- Методическое объединение: что написать в положении и как планировать работу (методическое сопровождение)


- Методическая неделя в образовательной организации (кадровая работа)

 
Система методической работы образовательного учреждения строится на выявлении потребностей учителей, разработке плана мероприятий, удовлетворяющих методические потребности педагогов, передовых форм и методов работы, программ развития учреждения. Методическая служба школы отказывается от централизованного планирования в пользу работы по индивидуальным планам по результатам диагностики образовательного учреждения и педагогов. Ключевым направлением деятельности является формирование сети авторских школ, передовых площадок, возможности для экспериментов. 

Направления школьной методической работы

В школе методическая работа проводится под контролем администрации, которая приказом утверждает и регламентирует деятельность методической службы. Школьная научно-методическая работа опирается на педагогический опыт учителей и достижения современной педагогической науки, что позволяет совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, а в результате — и уровня развитости, образованности и воспитанности учеников. 
Научно-методическая работа строится на:
  • исследовании качества образовательного процесса, актуальных проблем его реализации;
  • разработке инструментальной, нормативной и критериальной оценочной базы;
  • научно-методическом сопровождении, стимулировании повышения научно-педагогической квалификации, координировании научной работы в учреждении. 
Методическая служба образовательного учреждения работает по четырем основным направлениям 
Аналитика Специалисты оценивают состояние и уровень организации методической работы в образовательном учреждении,  потребности педагогов, создают соответствующую базу методических информационных ресурсов, выявляя проблемы методического и дидактического характера, с которыми сталкиваются педагоги, обобщают передовой опыт, оценивают результативность учебно-воспитательной деятельности.
Информирование В школе формируется банк информационных ресурсов, благодаря которому педагоги могут ознакомиться с новинками методической, нормативно-правовой, психологической, педагогической литературы, опытом зарубежных и отечественных коллег на удобных носителях. Сотрудники методической службы информируют педагогов относительно нового в содержании учебников, образовательных программ, учебно-методических курсов, локальных актов и рекомендаций.
Организационно-методическая работа
Деятельность направлена на:
  • всестороннюю помощь молодым специалистам и опытным педагогам в процессе подготовки к аттестации и в межаттестационный период;
  • планирование, прогнозирование, поддержка педработников в ходе реализации концепции непрерывного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • организация деятельности школьных МО и их взаимодействия с районными объединениями методистов;
  • участие в создании программы развития ОУ;
  • методическое сопровождение педагогов перед проведением ЕГЭ;
  • подготовку и проведение мастер-классов, семинаров, конференций для педагогов, а также предметных олимпиад, конкурсов и мероприятий для учащихся;
  • комплектование фондов методической литературы и учебников, координация взаимодействия с подразделениями органов управления образованием.  
Консультации Консультирование учителей относительно вопросов воспитания и преподавания, пояснение значения и результатов педагогических исследований, внедрения педагогических инноваций. 
Помимо них выделяют:
  • управленческое — в школе должен быть сформирован педколлектив, открытый для педагогических инноваций, преобразований учебно-воспитательного процесса, использования комплекса учебно-методической литературы, реализации требований ФГОС, участия в семинарах, конференциях и курсах повышения педагогического мастерства;
  • педагогическое — учителя, которые стремятся повышать свое педагогическое мастерство и квалификацию, демонстрировать творческую инициативность, должны получать соответствующую практическую помощь;
  • научное — в рамках опытно-экспериментальной деятельности передовые концепции, идеи, методики апробируются, формируются площадки по внедрению инноваций, изучения учебно-программной документации, оказывается помощь в проведении экспериментов в области педагогики и психологии, научно-практических конференций, мониторинга внедрения ФГОС.

Методическая помощь по организации деятельности методической службы в школе представлена специалистами системы «Завуч»

Традиционные формы организации методической работы

Успешность методической работы в профессиональных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях зависит от наличия информационной базы, консультативной помощи, координационного центра, упрощающего коммуникацию педагогов и взаимосвязь теории и практики, экспертных услуг по оценке профессиональной деятельности. Методическая работа в школе реализуется в коллективных и индивидуальных (стажировка, наставничество, консультации, самообразование и работа на личной темой) формах и проходит в рамках одного из трех вариантов структуры:
  1. формы, направленные на повышение профессионального мастерства и квалификации — семинары и лекции, курсовая работа, научно-методические конференции, участие в сетевых сообществах педагогов, деловые игры, мастер-классы, круглые столы, методические издания, консультации, наставничество, практика авторских разработок и работа над методической темой, диагностика затруднений, экспертиза результатов деятельности, творческие отчеты;
  2. формы, направленные на изучение, обобщение и внедрение практики инновационной деятельности — разработка методических рекомендаций, авторских программ и курсов, инновационная деятельность, проведение открытых уроков, творческих отчетов и мастер-классов, участие в практических семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах педагогического мастерства, публикации;
  3. формы инновационно-методической деятельности — создание банков разработок, программ и библиотечного фонда, освещение педагогической деятельности в СМИ, размещение информации на школьном сайте, изучение информационных запросов учителей. 
Формы методической работы в образовательном учреждении по степени распространенности и популярности:
Методические объединения (МО) — общности педагогов, деятельность которых направлена на достижение общепедагогических целей. Формируются согласно проблемному или предметному принципу, принимая во внимание число учителей-предметников по конкретному направлению (для успешной работы потребуется не менее трех педагогов, а в для тех дисциплин, где количество учителей ограничено — ОБЖ, музыка, ИЗО, технологии — допустимо создание межпредметных МО). Члены объединения заседают в период школьных каникул три-четыре раза в год, чаще заседания проводятся только в случае проблемных и чрезвычайных ситуаций. Подобные интервалы необходимы для накопления информации и внедрения мер, обсуждение которых велось на мероприятии. На заседаниях традиционно предоставляются творческие отчеты и сведения о процессе самообразования. 
Заведующим МО становится опытный педагог, имеющий глубокие теоретические и важные практические знания. Он планирует работу объединения, координирует заседания, занимается подготовкой различных мероприятий и подведением их итогов. Деятельность МО должна опираться на программу развития ОУ и затрагивать наиболее важные вопросы педагогической работы, изучение и обсуждение которых поможет участникам объединения повысить профессиональное мастерство. С согласия участников методобъединения, он может посещать их уроки, проводить контрольно-диагностические и внеклассные мероприятия. В целом взаимопосещение занятий и открытые уроки являются важными направлениями работы объединения, позволяя оценить и проанализировать ход и результативность занятия, уровень мастерства педагога. 
Педагогические семинары — формы интерактивного обучения наряду с лекциями, которые являются не менее важной составляющей плана методической работы образовательного учреждения, чем заседания методических объединений. Семинарские занятия отличает свободный обмен мнениями между участниками, открытый разговор. Если на мероприятии участники выступают в заведомо установленном порядке перед пассивными слушателями, такая форма работы не является семинарской. Продолжительность выступления на семинаре составляет 15-20 минут, и столько же приблизительно длятся обсуждения. Чтобы мероприятие соответствовало поставленным целям, необходима тщательная подготовка и нередко привлечение представителей НИИ и ученых, обеспечения творческой обстановки неформального общения, способствующего комфортному течению дискуссии. На семинаре педагоги коллективно находят решение учебно-педагогических задач и сложных педагогических проблем. 
Конференции:
  • Научно-практические конференции — форма активного общения, выявления и обобщения педагогического опыта, которая используется для решения актуальных задач, подведения итогов работы учреждения. Структура конференции опирается на сообщения, доклады, разработанные на актуальные для школы темы, требующие научного подхода. Эффективность мероприятия зависит от тщательности работы над темой и точности подбора выступающих. 
  • Зрительские и читательские конференции призваны обогащать культуру, духовные и интеллектуальные потребности педагогов, выявляя общественное мнение по актуальным вопросам образования и воспитания. На читательских конференциях зачастую рассматривают ключевые литературные произведения, статьи и книги по педагогике, на зрительских — телевизионные программы, фильмы, сериалы и театральные спектакли, посвященные школе. Конференции такого типа требуют атмосферы свободного доверительного общения в коллективе, достаточной эрудированности педагогов, высокой культуры общения. 
Педагогические конференции в образовательном учреждении проводятся не чаще нескольких раз в год, поскольку вопросы второстепенной важности целесообразно решать на заседаниях МО, в творческих группах, тогда как конференции призваны находить ответы на важнейшие вопросы, способствуя повышению профессионального мастерства. 
Педагогические и методические чтения — представляют собой заслушивание докладов с последующими краткими комментариями и обсуждениями, которые чаще всего проводят по итогам работы за год. Педагогические чтения позволяют обобщить и перенять опыт коллег, а потому несут сугубо практическое значение знакомства с практическими педагогическими находками, разработками конкретных мероприятий и уроков. Методические — обмен опытом на уровне педтехнологий и методик, ключевое значение в котором приобретают методические выводы и рассказы о том, какие принципы были положены в основу передового опыта (материал уроков и технологий является только содержанием и примером), рекомендации, отражающие опыт администратора или учителя. 
Творческие группы учителей — отличаются от МО, которые зачастую формируются в обязательном порядке с фиксированным составом участников, факультативностью работы. Основой методической работы в образовательном учреждении является инициативность работников, а потому творческие группы численностью 3-6 человек в добровольном ключе создаются по принципу взаимной симпатии и уважения коллег, психологической совместимости педагогов. Члены группы проводят самостоятельную работу по изучению педагогического опыта, с результатами которого они после знакомят остальных, которые обсуждают, оценивают находки, а затем реализуют их на практике. Практика доказывает, что работа в творческих группах в разы эффективнее, поскольку освоение нового материала происходит в них в три-четыре раза быстрее ввиду неформальности общения, минимального числа заседаний, сосредоточия внимания на исследовательской и поисковой работе. Многочисленные группы, как правило, малоэффективны, однако состав творческого объединения может варьироваться. 
Наставничество — возможно в образовательных учреждениях, в которых работают мастера педагогического труда, опытные методисты, которые реализуют работы в формате Школы передового опыта, коллективного и индивидуального наставничества. Эти формы методической деятельности опираются на моральное стимулирование педагогов, погружение в атмосферу педагогического поиска, совместное планирование мероприятий и уроков. Наставнику следует изучить сильные и слабые стороны педагога, его возможности и личные качества, применять педагогический такт, принципиальность, чтобы с высоты своего опыта корректно и понятно формулировать рекомендации, оказывать методическую помощь молодым специалистам и коллегам, нуждающимся в поддержке опытного педагога. Учителя могут обращаться к наставнику как за сиюминутной помощью, так и в рамках долговременной поддержки. 
Консультирование — индивидуальная или групповая форма направленного методического воздействия, которая ведется по всем направлениям работы коллектива, затрагивая актуальные педагогические проблемы, запросы учителей. Консультировать вправе только компетентный в обсуждаемой теме специалист, который имеет значительный опыт и может успешно применять его на практике. Нередко в школах консультации для учителей планируются на ближайший год или полугодие, однако наряду с мероприятиями, внесенными в годовой план, должны быть экстренные консультации, в которых возникает потребность в течение учебного года. Консультант должен обладать высокими личностными качествами, уметь вести доверительную беседу, общаться толерантно и уважительно (покровительственный тон и «начальственная» манера проведения недопустимы). Консультанту необходимо не только помочь найти ответы на поставленные вопросы, но и сформировать у учителей творческое отношение к работе, практику обмена опытом и знаниями, аналитической деятельности. 
Методическая продукция — выставки, бюллетени, стенгазеты и прочие средства наглядности, которые позволяют представить методические разработки учителей, обмен опытом, ценными методическими приемами и находками. Методические бюллетени позволяют делиться наработками не только с коллегами по школе, но и педагогами из других образовательных учреждений города или даже региона. 
Методические уголки и кабинеты — отражают текущую методическую информацию. В школах с развитой системой методической работы при наличии свободного помещения оборудуются отдельные методические кабинеты, которые становятся основной базой для проведения всех видов методической работы и организационных форм самообразования учителей. В методических кабинетах хранятся наиболее интересные монографии и методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы и т.д. Во главе методического кабинета ставится один из опытных высококвалифицированных учителей, заместитель руководителя по  УВР или освобожденный методист. В методическом кабинете учителя могут познакомиться с планами изданий педагогических издательств, получить другую информацию, необходимую для самообразования, работы над собой. Современный методический кабинет должен быть оборудован компьютерной техникой с обязательным выходом в интернет.
Открытые уроки и внеурочные мероприятия — практические формы методической деятельности, которые реализуют поиски новых педагогических методов и эффективный обмен опытом. На открытых занятиях учителя демонстрируют своим коллегам педагогические открытия, инновации, апробированные и внедренными ими. Формализм и соревновательство в этом вопросе недопустимо, поскольку ключевым является качественный, а не количественный критерий. Для повышения эффективности проведения открытых уроков проводящие их педагоги должны ознакомить коллег с идеей, темой, разделом и курсом мероприятия, воспитательными и образовательными задачами, средствами и путями их решения, характеристикой класса. Только так приглашенные учителя будут на открытом уроке не просто слушателями, а соучастниками, сотворцами опыта. Обязательным является самоанализ открытого урока, который позволяет оценить эффективность примененных приемов, степень реализации задуманного. 
Единая методическая тема школы — работа над общей для всего учреждения методической проблемой, которая организует, делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства учителей и воспитателей. Наличие единой темы, которая действительно способна увлечь, захватить все педагогов, выступает как важный и необходимый фактор сплочения коллектива единомышленников. Выбранная тема должна быть актуальной для учреждения и работающего в нем педагогического коллектива, быть избранной инициативными членами коллектива (не руководителем), иметь связь с с конкретным передовым педагогическим опытом, охватывать внеурочную воспитательную и учебную деятельность, соответствовать программе развития школы. Она должна пронизывать все формы методической работы (заседания педсовета, производственные совещания, семинары и практикумы), поскольку на основании этой коллективной планируются индивидуальные формы методической работы. В ходе работы над темой должны подводиться промежуточные итоги, которые позволят оперативно вносить коррективы. 

Активные формы методической работы в общеобразовательном учреждении

Наряду с традиционными формами организации методической работы в школе развитие деятельностных методов требует внедрения активных форм взаимодействия, среди которых свою эффективность доказали:
  • методические дискуссии и диспуты;
  • педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры- имитации);
  • моделирование педагогических ситуаций;
  • олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий;
  • методические «мосты» (дистанционное общение в интернете),
  • литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;
  • аукцион методических разработок;
  • методический КВН;
  • конкурсные выставки методических разработок (уроков, воспитательных мероприятий) и др.
Активные формы методической работы
Дискуссия
Коллективное обсуждение теоретических вопросов для вовлечения учителей в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности. Оно предполагает определение темы, ключевых вопросов, плана обсуждения и прогнозирования итогов. Мероприятие проводится при участии ведущего, который разъясняет присутствующим проблему, ставшую причиной обсуждения, предъявляет вопросы, координирует ход обсуждения, стараясь рассмотреть проблему с разных точек зрения. Ведущий дискуссии должен не только знать предмет обсуждения, но и изучить аргументы и позиции сторон, придерживаться толерантности в общении, не допускать перехода на личности и подмены понятий. На завершающем этапе он подводит итоги и делает выводы по ходу дискуссии, аргументирует собственные слова, дополняет неполные ответы, благодарит за участие. 
Дискуссия с элементами соревновательности — методический ринг. 
Игровые технологии
Деловая игра — одна из самых распространенных форм профессионального общения, в ходе которого отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Методическая деловая игра не дает участникам никаких «ролей»: педагоги выступают от своего лица. Мероприятие проходит в четыре этапа:
  1. Конструирование — формулируется общая цель игры и цели для каждого из участников или группы участников, устанавливаются правила мероприятия. 
  2. Организационная подготовка — смысл, программу и правила игры разъясняют участникам, определяют продолжительность и условия мероприятия, исполнители ролей получают конкретные задачи, назначаются эксперты, наблюдающие и оценивающие ход игры. 
  3. Проведение — группы по 3-5 человек получают частые задания (группы могут формироваться по желанию или жеребьевкой), которые в дальнейшем объединяют, а результаты работы дополняют итоги деятельности других групп. 
  4. Итоги — группы выступают с найденными решениями, дается общая оценка игры, иногда подробный ее анализ.
Ролевая игра — это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. В такой игре часто участвуют учителя проблемных творческих групп, методических объединений, кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора,  директора, методиста и т. д.
Руководитель игры сообщает тему, проводит инструктаж о ходе игры, фиксирует эмоциональную реакцию каждого из играющих, вводит в ситуацию и меняет ее по ходу игры.
Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений. В результате активизируется внимание, переживания, мышление участников, учителя получают демонстрацию важности дидактической игры в сочетании с эмоциональной рефлексией.
Методический диалог Проводится в форме круглого стола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранее знакомятся с темой обсуждения и даже получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного  мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме и принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Тренинг Может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения. Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.
Решение педагогических задач
Выполнение таких заданий позволяет учителям научиться выделять из многообразия явлений существенное, проводить многосторонний анализ цели и задачи собственной деятельности. Ситуативные педагогические задачи стимулируют творческое отношение к педагогической деятельности. Анализ школьной практики показывает, что наиболее оперативно и, к сожалению, часто учителями предлагаются решения авторитарные и либеральные, но отнюдь не лучшие, не самые эффективные. Выбор подобных решений отражает как сложившуюся в школе систему отношений, так и уровень профессиональной подготовки, личностные качества педагога.
Педагогические задачи целесообразно брать из повседневной педагогической практики. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.
Анализ конкретных педагогических ситуаций способствует формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, определять возможные пути и способы их решения. Для полноценного анализа необходимо тщательно отобрать ситуаций, отвечающих целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическая практика, материалы по состоянию преподавания, периодическая печать.
Работа по анализу конкретных педагогических ситуаций начинается с анализа причины возникновения ситуаций. Затем конструируются варианты решения ситуаций. В заключение разрабатываются методические рекомендации педагогу, столкнувшемуся с похожей ситуацией на практике.
Мозговой штурм
Оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот методический прием, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Используется при обсуждении методики изучения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме, в рамках деловой игры.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.
  1. Предварительный (постановка проблемы). Проблему формулируют, участников мероприятия отбирают, выбирают ведущего, распределяют роли. 
  2. Основной (генерация идей). Все участники должны высказывать как можно больше вариантов идей, отказаться от любой критики выдвинутых предложений, комбинировать и улучшать идеи других участников. 
  3. Заключительный (группировка, отбор и оценка идей). Приветствуется аргументированная оценка высказываний, применение различных методов анализа для выработки наиболее эффективного решения. 

Анализ методической работы

Для оценки качества управления методической работой в образовательном учреждении проводится анализ деятельности методической службы школы, который требует от администрации грамотного и основательного подхода. Как правило, аналитическая работа начинается с оценки плана методической работы, документирования и критического анализа методических мероприятий. Педагогический коллектив сможет развиваться и совершенствоваться только в том случае, когда администрация будет проводить беспристрастную аналитику, а представители методической службы — грамотную работу. В связи с этим анализ методической деятельности не должен превращаться в отчет по учебно-воспитательной работе или хвалебную оду членам МО. Результаты аналитики должны доводиться до ведома представителей педколлектива, что существенно повышает эффективность методической работы в ОУ. Ошибки следует выявлять, знакомить с ними коллектив и сообща исправлять в ходе заседаний МО, конференций, семинаров и других коллективных форм работы. 
Аналитическая деятельность традиционно строится на:
  1. Кратком изложении целей и задач деятельности, сформированных на базе выявленных в учреждении проблем, решить которые возможно при помощи методической службы.
  2. Оценке степени реализации поставленных задач (полное, частичное или причины невыполнения задач) на учебный год. Тщательно оцениваются качественные показатели (результативность) предпринятых мер и их влияние на изменение учебно-воспитательного процесса. 
  3. Кратком анализе кадрового состава с точки зрения отношения к методической деятельности (число молодых специалистов, неспециалистов, стажеров, пенсионеров), по наличию образования (высшее, среднее, неполное высшее, студенты), стажа и званий. Анализу подлежит ход методической работы, имеющихся проблем, целей и задач в каждой из выделенных категорий сотрудников. В итоге необходимо запланировать варианты решения выявленных затруднений, способствовать взаимодействию разных групп. 
  4. Анализе работы структурных единиц учреждения (творческих групп, МО) с указанием достижений деятельности, наиболее эффективных материалов, освоенных методов и форм. Работу методических объединений стоит поручить проанализировать учителям вместе с председателем, используя для этого методические игры, беседы, анкеты, что позволит сделать объективные выводы и настроиться на решение проблем в следующем периоде. Отлично, когда структурные подразделения осознают неповторимую специфику своей деятельности, что позволяет им решать разные задачи в соответствии со способом освоения мира, характерному для их профиля. 
  5. Анализе исследовательской и инновационной работы учителей, результатов деятельности творческих поисковых групп. 
  6. Оценке эффективности различных форм повышения квалификации, в ходе которой важно опираться не на численные показатели (сколько учителей заслушали курсы), а качественных (как обучение повлияло на изменения в работе.
  7. Анализе методической продукции — аннотированном перечне методических рекомендаций, авторских программ, печатной продукции, разработок уроков, созданных для других учителей и методистов. 
  8. Постановке задач на следующий учебный год и перспективный период, которая осуществляется на основании данных предыдущих пунктов. 

Какой должна быть методическая работа в образовательном учреждении

Ввиду отсутствия прямой взаимосвязи между эффективностью методической работы и повышением качества образования в ОУ, для оценки успешности методической деятельности нельзя применять такие критерии, как результаты сдачи учащимися ГИА и ЕГЭ или мониторинг учащихся. Это неудивительно, поскольку значение имеет практика применения передовых учебно-методических наработок, а не их результаты. К тому же многие педтехнологии и методики, разработанные десятилетия назад, только сегодня получают массовое распространение. В контексте этого критерии оценивания школьной методической работы лежат в психолого-педагогической плоскости и относятся к качественным, а не количественным.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Методическая работа протекает успешно, если:
  • она рационально направлена на решение проблем, актуальных для конкретного педагогического коллектива;
  • осуществляется в единстве методического подхода в рамках педагогического коллектива (технологии, методики и педагогические системы учителей не противоречат друг другу);
  • реализуется в единстве учебно-методических комплексов и учебных программ, отобранных для образовательного учреждения среди множества других;
  • инновационные технологии и методики используются максимально рационально и прицельно в соответствии с задачами конкретного педагогического процесса;
  • в педагогическом коллективе установлен комфортный психологический климат, направленный на улучшение учебно-воспитательного процесса;
  • временные затраты на подготовку к занятиям рациональны, учителя не используют методы «как его научили когда-то», «по старинке» и аналогичные, однако и не тратит на это долгие часы, поскольку владеет приемами рационального распределения времени и труда;
  • учителя удовлетворены своим трудом, они реализуют стремление к новизне, постоянному совершенствованию, в чем можно убедиться на основании систематических наблюдений и анализа;
  • коллективная и самостоятельная методическая деятельность пропорциональны, что с одной стороны стимулирует инициативность и самостоятельность, а с другой — консолидацию педагогического коллектива. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.