Содержание статьи:
- научно-методического обеспечения учебного процесса;
- повышения уровня квалификации педработников;
- определения, изучения и внедрения передового опыта педагогов, нового методического обеспечения;
- выявления и поддержания педагогических традиций учреждения.
Методическая работа образовательного учреждения: цели и задачи
- работа педагогов анализируется, а деятельность педколлектива школы организуется в инновационном ключе;
- уровень психолого-педагогических и теоретических знаний учителей повышается;
- занятия проводятся на высоком методическом уровне (все предметы имеют соответствующее методическое обеспечение);
- проводятся мероприятия, направленные на обобщение и распространение передового опыта, изучение нового, улучшение управления качеством образования;
- стимулируется изучение новых педтехнологий и образовательных программ, что обогащает учебный процесс новыми методами, формами и принципами работы;
- организуется изучение нового в законодательстве, инструктивно-методических документах, выстраивается политика взаимодействия с другими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями;
- педагоги получают комплексную научно-методическую консультативную помощь, что способствует повышению их профессионально-педагогической культуры, исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, в том числе и для молодые специалисты, которые только проходят процесс профессионального становления.
- Стимулирование высокоэффективной творческой педагогической деятельности через обогащение знаний, развитие мотивации к творческой деятельности, высокой нравственности, современному педагогическому мышлению, эмоционально-волевой саморегуляции.
- Воздействие на педагогический коллектив для его сплочения, выработки общих традиций и ценностей, приобщения педагогов к опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, стимулирование педагогической инициативности и группового творчества.
- Посредничество между образовательным учреждением, общественностью и государственным аппаратом посредством внедрения инноваций и достижений педагогического опыта, психолого-педагогической науки, осмысления и доведения до сознания педработников обновленных нормативных актов, социального заказа.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:
Больше узнать об организации методической работы в школе помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
- Методическая неделя в образовательной организации (кадровая работа)
Направления школьной методической работы
- исследовании качества образовательного процесса, актуальных проблем его реализации;
- разработке инструментальной, нормативной и критериальной оценочной базы;
- научно-методическом сопровождении, стимулировании повышения научно-педагогической квалификации, координировании научной работы в учреждении.
Аналитика | Специалисты оценивают состояние и уровень организации методической работы в образовательном учреждении, потребности педагогов, создают соответствующую базу методических информационных ресурсов, выявляя проблемы методического и дидактического характера, с которыми сталкиваются педагоги, обобщают передовой опыт, оценивают результативность учебно-воспитательной деятельности. |
Информирование | В школе формируется банк информационных ресурсов, благодаря которому педагоги могут ознакомиться с новинками методической, нормативно-правовой, психологической, педагогической литературы, опытом зарубежных и отечественных коллег на удобных носителях. Сотрудники методической службы информируют педагогов относительно нового в содержании учебников, образовательных программ, учебно-методических курсов, локальных актов и рекомендаций. |
Организационно-методическая работа |
Деятельность направлена на:
|
Консультации | Консультирование учителей относительно вопросов воспитания и преподавания, пояснение значения и результатов педагогических исследований, внедрения педагогических инноваций. |
- управленческое — в школе должен быть сформирован педколлектив, открытый для педагогических инноваций, преобразований учебно-воспитательного процесса, использования комплекса учебно-методической литературы, реализации требований ФГОС, участия в семинарах, конференциях и курсах повышения педагогического мастерства;
- педагогическое — учителя, которые стремятся повышать свое педагогическое мастерство и квалификацию, демонстрировать творческую инициативность, должны получать соответствующую практическую помощь;
- научное — в рамках опытно-экспериментальной деятельности передовые концепции, идеи, методики апробируются, формируются площадки по внедрению инноваций, изучения учебно-программной документации, оказывается помощь в проведении экспериментов в области педагогики и психологии, научно-практических конференций, мониторинга внедрения ФГОС.
Традиционные формы организации методической работы
- формы, направленные на повышение профессионального мастерства и квалификации — семинары и лекции, курсовая работа, научно-методические конференции, участие в сетевых сообществах педагогов, деловые игры, мастер-классы, круглые столы, методические издания, консультации, наставничество, практика авторских разработок и работа над методической темой, диагностика затруднений, экспертиза результатов деятельности, творческие отчеты;
- формы, направленные на изучение, обобщение и внедрение практики инновационной деятельности — разработка методических рекомендаций, авторских программ и курсов, инновационная деятельность, проведение открытых уроков, творческих отчетов и мастер-классов, участие в практических семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах педагогического мастерства, публикации;
- формы инновационно-методической деятельности — создание банков разработок, программ и библиотечного фонда, освещение педагогической деятельности в СМИ, размещение информации на школьном сайте, изучение информационных запросов учителей.
- Научно-практические конференции — форма активного общения, выявления и обобщения педагогического опыта, которая используется для решения актуальных задач, подведения итогов работы учреждения. Структура конференции опирается на сообщения, доклады, разработанные на актуальные для школы темы, требующие научного подхода. Эффективность мероприятия зависит от тщательности работы над темой и точности подбора выступающих.
- Зрительские и читательские конференции призваны обогащать культуру, духовные и интеллектуальные потребности педагогов, выявляя общественное мнение по актуальным вопросам образования и воспитания. На читательских конференциях зачастую рассматривают ключевые литературные произведения, статьи и книги по педагогике, на зрительских — телевизионные программы, фильмы, сериалы и театральные спектакли, посвященные школе. Конференции такого типа требуют атмосферы свободного доверительного общения в коллективе, достаточной эрудированности педагогов, высокой культуры общения.
Активные формы методической работы в общеобразовательном учреждении
- методические дискуссии и диспуты;
- педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры- имитации);
- моделирование педагогических ситуаций;
- олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий;
- методические «мосты» (дистанционное общение в интернете),
- литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;
- аукцион методических разработок;
- методический КВН;
- конкурсные выставки методических разработок (уроков, воспитательных мероприятий) и др.
Дискуссия |
Коллективное обсуждение теоретических вопросов для вовлечения учителей в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности. Оно предполагает определение темы, ключевых вопросов, плана обсуждения и прогнозирования итогов. Мероприятие проводится при участии ведущего, который разъясняет присутствующим проблему, ставшую причиной обсуждения, предъявляет вопросы, координирует ход обсуждения, стараясь рассмотреть проблему с разных точек зрения. Ведущий дискуссии должен не только знать предмет обсуждения, но и изучить аргументы и позиции сторон, придерживаться толерантности в общении, не допускать перехода на личности и подмены понятий. На завершающем этапе он подводит итоги и делает выводы по ходу дискуссии, аргументирует собственные слова, дополняет неполные ответы, благодарит за участие.
Дискуссия с элементами соревновательности — методический ринг.
|
Игровые технологии |
Деловая игра — одна из самых распространенных форм профессионального общения, в ходе которого отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Методическая деловая игра не дает участникам никаких «ролей»: педагоги выступают от своего лица. Мероприятие проходит в четыре этапа:
Ролевая игра — это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. В такой игре часто участвуют учителя проблемных творческих групп, методических объединений, кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора, директора, методиста и т. д.
Руководитель игры сообщает тему, проводит инструктаж о ходе игры, фиксирует эмоциональную реакцию каждого из играющих, вводит в ситуацию и меняет ее по ходу игры.
Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений. В результате активизируется внимание, переживания, мышление участников, учителя получают демонстрацию важности дидактической игры в сочетании с эмоциональной рефлексией.
|
Методический диалог | Проводится в форме круглого стола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранее знакомятся с темой обсуждения и даже получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме и принимается решение о дальнейших совместных действиях. |
Тренинг | Может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения. Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга. |
Решение педагогических задач |
Выполнение таких заданий позволяет учителям научиться выделять из многообразия явлений существенное, проводить многосторонний анализ цели и задачи собственной деятельности. Ситуативные педагогические задачи стимулируют творческое отношение к педагогической деятельности. Анализ школьной практики показывает, что наиболее оперативно и, к сожалению, часто учителями предлагаются решения авторитарные и либеральные, но отнюдь не лучшие, не самые эффективные. Выбор подобных решений отражает как сложившуюся в школе систему отношений, так и уровень профессиональной подготовки, личностные качества педагога.
Педагогические задачи целесообразно брать из повседневной педагогической практики. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.
Анализ конкретных педагогических ситуаций способствует формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, определять возможные пути и способы их решения. Для полноценного анализа необходимо тщательно отобрать ситуаций, отвечающих целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическая практика, материалы по состоянию преподавания, периодическая печать.
Работа по анализу конкретных педагогических ситуаций начинается с анализа причины возникновения ситуаций. Затем конструируются варианты решения ситуаций. В заключение разрабатываются методические рекомендации педагогу, столкнувшемуся с похожей ситуацией на практике.
|
Мозговой штурм |
Оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот методический прием, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Используется при обсуждении методики изучения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме, в рамках деловой игры.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.
|
Анализ методической работы
- Кратком изложении целей и задач деятельности, сформированных на базе выявленных в учреждении проблем, решить которые возможно при помощи методической службы.
- Оценке степени реализации поставленных задач (полное, частичное или причины невыполнения задач) на учебный год. Тщательно оцениваются качественные показатели (результативность) предпринятых мер и их влияние на изменение учебно-воспитательного процесса.
- Кратком анализе кадрового состава с точки зрения отношения к методической деятельности (число молодых специалистов, неспециалистов, стажеров, пенсионеров), по наличию образования (высшее, среднее, неполное высшее, студенты), стажа и званий. Анализу подлежит ход методической работы, имеющихся проблем, целей и задач в каждой из выделенных категорий сотрудников. В итоге необходимо запланировать варианты решения выявленных затруднений, способствовать взаимодействию разных групп.
- Анализе работы структурных единиц учреждения (творческих групп, МО) с указанием достижений деятельности, наиболее эффективных материалов, освоенных методов и форм. Работу методических объединений стоит поручить проанализировать учителям вместе с председателем, используя для этого методические игры, беседы, анкеты, что позволит сделать объективные выводы и настроиться на решение проблем в следующем периоде. Отлично, когда структурные подразделения осознают неповторимую специфику своей деятельности, что позволяет им решать разные задачи в соответствии со способом освоения мира, характерному для их профиля.
- Анализе исследовательской и инновационной работы учителей, результатов деятельности творческих поисковых групп.
- Оценке эффективности различных форм повышения квалификации, в ходе которой важно опираться не на численные показатели (сколько учителей заслушали курсы), а качественных (как обучение повлияло на изменения в работе.
- Анализе методической продукции — аннотированном перечне методических рекомендаций, авторских программ, печатной продукции, разработок уроков, созданных для других учителей и методистов.
- Постановке задач на следующий учебный год и перспективный период, которая осуществляется на основании данных предыдущих пунктов.
Какой должна быть методическая работа в образовательном учреждении

Получите диплом установленного образца
Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».
- она рационально направлена на решение проблем, актуальных для конкретного педагогического коллектива;
- осуществляется в единстве методического подхода в рамках педагогического коллектива (технологии, методики и педагогические системы учителей не противоречат друг другу);
- реализуется в единстве учебно-методических комплексов и учебных программ, отобранных для образовательного учреждения среди множества других;
- инновационные технологии и методики используются максимально рационально и прицельно в соответствии с задачами конкретного педагогического процесса;
- в педагогическом коллективе установлен комфортный психологический климат, направленный на улучшение учебно-воспитательного процесса;
- временные затраты на подготовку к занятиям рациональны, учителя не используют методы «как его научили когда-то», «по старинке» и аналогичные, однако и не тратит на это долгие часы, поскольку владеет приемами рационального распределения времени и труда;
- учителя удовлетворены своим трудом, они реализуют стремление к новизне, постоянному совершенствованию, в чем можно убедиться на основании систематических наблюдений и анализа;
- коллективная и самостоятельная методическая деятельность пропорциональны, что с одной стороны стимулирует инициативность и самостоятельность, а с другой — консолидацию педагогического коллектива.