Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Гигиенические требования к организации урока

  • 18 февраля 2019
  • 292

Успешность организации учебного процесса зависит от множества факторов, к числу которых следует отнести и создание оптимального микроклимата в помещении. Актуальными законодательными нормами закреплены гигиенические требования к уроку, обусловленные:

  • важностью обеспечения здоровьесберегающих условий в ходе ведения ежедневной образовательной деятельности;
  • доказанными фактами повышения интеллектуальной активности в условиях удовлетворения базовых физиологических процессов;
  • заботой о психоэмоциональной стабильности учащихся, достижение которой возможно только при условии достаточного комфорта.

Гигиенические требования к организации занятий: воздушно-тепловой режим

Ввиду физиологических особенностей функционирования организма показатели интеллектуальной деятельности и общего самочувствия напрямую зависят от характеристик вдыхаемого воздуха, поэтому действующие гигиенические требования к организации занятий закрепляют нормы воздушно-теплового режима для всех школьных помещений, в стенах которых ученики и педагоги проводят значительное количество времени.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важная информацию о гигиенических требованиях в школе представлена в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Как обеспечить оптимальный микроклимат в помещениях школы

 (нормативная база)

- Требования СанПиН к школьной территории

 (с рекомендациями по созданию доступной среды)

Главным условием обеспечения оптимального воздушно-теплового режима в учебных комнатах является систематическое проветривание:

  • сквозное — до начала и после уроков;
  • через форточку или фрамугу, площадь которой должна составлять не менее 1/50 площади пола — во время перемен.

Длительность сквозного проветривания классов определяется в зависимости от температуры наружного воздуха. 

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Рекреационные помещения проветривают во время урочной деятельности, чтобы обеспечить участникам образовательного процесса оптимальные условия для отдыха на переменах. В теплое время года целесообразно проводить уроки при открытой форточке, не допуская возникновения сквозняков.

В актуальных гигиенических требованиях к проведению занятий закреплена необходимость обеспечения влажности воздуха в пределах 40-60 % и температурного режима на уровне, установленном для разных типов классных комнат:

  • учебных кабинетов, лабораторий — +18-21 градус;
  • учебных мастерских, спортивном зале — +15-17 градусов;
  • в классе музыки, актовом зале — +18-20 градусов;
  • в кабинете информатики — +19-21 градус (допустимые значения — +18-22 градуса).

Проведение уроков физкультуры допускается исключительно в хорошо проветриваемом зале. Для обеспечения должного уровня аэрации рекомендовано открытие одной-двух форточек с подветренной стороны в процессе активной фазе занятия, при условии, что температурные показатели наружного воздуха превышают +5 градусов и наблюдается слабая ветреность. Если температура наружного воздуха ниже +5 градусов или наблюдается сильный ветер, разрешается аэрация посредством открытия фрамуг. При установлении в спортивном зале температуры +14-15 градусов проветривание немедленно прекращают.

Отвечает Светлана Котова, завкафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», доцент, к. психол. н.

Организация урочной деятельности в школьной мастерской связана с повышенным тепловыделением, сопровождающимся загрязнением воздуха плевыми компонентами. Чтобы обеспечить соблюдение установленных гигиенических требований к уроку в таких условиях, необходимо обустройство механической вытяжной вентиляции с показателями мощности не менее 20 куб. м в час на одного человека. Используемые станки следует оборудовать дополнительными защитными приспособлениями, соответствующими санитарным требованиям, при необходимости — систематически проводить дополнительные сеансы проветривания посредством открытия форточек или фрамуг.

Дополнительные гигиенические требования предъявляются и к порядку проветривания классных комнат, оснащенных лабораторными мощностями. С целью снижения рисков для учащихся в кабинетах физики, химии устанавливаются вытяжные шкафы, а в учебных мастерских и спортивном зале организуется дополнительная влажная уборка, помогающая снизить уровень запыленности воздуха и обеспечить должный уровень влажности.

Соблюдение норм воздушно-теплового режима в помещениях школы традиционно вызывает сложности в холодную пору года из-за интенсивной работы отопительных приборов, провоцирующих сухость воздуха. Для нормализации показателей реализуется опрыскивание классных комнат свежей водой на переменах (используется бутылка с пульверизатором), но оптимальным решением является установка бытового увлажнителя, систематическое использование которого позволяет снизить риски массовой заболеваемости ОРВИ, создать оптимальные условия для продуктивного обучения.

Гигиенические требования к организации урока: уровень освещенности

Интенсивная образовательная деятельность неизменно провоцирует высокие нагрузки на зрительную систему, поэтому с целью реализации здоровьесберегающего комплекса в гигиенических требованиях к организации урока предусмотрен контроль уровня освещенности в классных комнатах и других учебных помещениях. Оптимальные условия для урочной активности складываются при условии формирования достаточного естественного освещения, которое во многом зависит от расположения кабинета и размеров окон.

Чтобы не препятствовать попаданию солнечных лучей в класс, рекомендуется занавешивать окна тюлем, отсеивающем блики, или легкими шторами. В то же время кабинеты, расположенные на солнечной стороне, должны быть оснащены плотными занавесями или жалюзи, позволяющими снизить интенсивность освещения в условиях повышенной солнечной активности. Традиционно в школах наиболее светлые комнаты используются как учебные кабинеты для младших школьников, а также проведения уроков по дисциплинам, требующим повышенной зрительной активности (русский язык, литература, математика, изобразительное искусство).

Если естественные источники света не обеспечивают должного уровня освещенности, во время уроков необходимо своевременно включать источники искусственного света, к которым предъявляются особые требования. Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, осветительная система, используемая в классных комнатах и состоящая из нескольких ламп, должна обеспечивать освещенность классной доски учащихся на уровне 500 люксов. При условии, что стандартная лампа накаливания мощностью 40 Вт обеспечивает световой поток в 415 люменов, а 1 люкс соответствует 1 люмену на квадратный метр, несложно подсчитать, что в классном кабинете следует использовать три осветительных прибора такого типа. При условии обучения в классе детей, страдающих от патологий зрения, показатели освещенности могут быть увеличены по согласованию с медицинским работником в пределах, не создающих рисков для самочувствия других участников образовательного процесса.

Дополнительные гигиенические требования к проведению уроков: соответствие мебели

Согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10, регламентирующим порядок оснащения образовательных организаций, школа обязана обеспечить учащихся рабочими местами, соответствующим индивидуальным параметрам. В свою очередь гигиенические требования к проведению уроков предусматривают использование различных типов мебели с учетом возрастного фактора и особенностей образовательной деятельности, а именно:

  • парт (в начальной школе);
  • одноместных и двухместных ученических столов;
  • чертежных, лабораторных столов.

Ученические столы могут комплектоваться только стульями — использование скамеек и табуретов претит нормам. Во время ведения урочной деятельности допускается использование мебели, созданной из безопасных материалов, обладающей должными эргономическими характеристиками и подобранной с учетом росто-возрастных особенностей ученического контингента.

Во время уроков в начальной школе дети должны работать за партами, укомплектованными регуляторами наклона рабочей поверхности. Длительность интенсивной работы над конторкой не должна превышать 7-10 минут у младших школьников и 15 минут у старших. Чтобы обеспечить оптимальные условия для активной образовательной работы, рассадка учащихся в классе осуществляется следующим образом:

  • ученикам с нарушениями зрения предлагают занять парты, стоящие наиболее близко к доске;
  • детям, имеющим патологии слуха, рекомендуют занять аналогичные места;
  • школьников с ослабленными показателями здоровья, страдающих от частых ОРВИ, хронических патологий, запрещено рассаживать в непосредственной близости от окон и наружных стен здания.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Гигиенические требования к уроку в школе закрепляют за учителями необходимость напоминать детям о рисках нарушения осанки, систематически вырабатывать у учащихся правильную рабочую позу, гарантирующую сохранение высокой работоспособности и хорошего самочувствия на протяжении многих учебных часов.

В обеспечении учебно-воспитательного процесса предусмотрено использование классных досок темно-зеленого цвета, характеризующихся высоким уровнем адгезии по отношению к мелу, легко очищаемых влажной губкой и имеющих антибликовое покрытие. Используемые доски стандартного типа должны быть оборудованы специальными лотками, предназначенными для хранения губок и мела, стендами-держателями для чертежных инструментов.

Во время проведения уроков также допускается использование маркерных досок белого цвета при условии, что нанесение информации на них осуществляется инструментами контрастных оттенков — черного, темно-синего, темно-зеленого, ярко-красного.

Отдельного внимания заслуживают интерактивные доски, правила эксплуатации которых остаются сформированными не до конца. В условиях отсутствия целевых санитарно-эпидемиологических норм эксперты отрасли ссылаются на содержание СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, приравнивая интерактивные доски к видеодисплейным устройствам отображения информации, использование которых в учебных классах может осуществляться на протяжении 15-50 минут в день (длительность эксплуатации определяется с учетом возраста учеников). Данный момент провоцирует многочисленные разногласия между участниками учебного процесса ввиду желания одних использовать интерактивную доску, упрощающую работу с большими объемами информации, более интенсивно, и переживаний вторых о губительном воздействии средств ИКТ на неокрепшее здоровье детей. Пока законодатель не дал разъяснения по данному пункту, школа и педагоги могут устанавливать длительность использования интерактивной доски во время урочной деятельности по собственному усмотрению, получив соответствующее соглашение родителей. Главное — отрегулировать оборудование по показателям яркости и обеспечить равномерное освещение экрана для простого визуального восприятия данных.

Гигиенические требования к организации занятий в кабинетах физики, химии предписывают использование специальных демонстрационных столов, которые устанавливаются на подиуме для наглядности. Техническое оборудование, инвентарь, реактивы, используемые в ходе урочной деятельности, должны быть сертифицированы, безопасны и соответствовать психо-возрастным особенностям школьников, а также обладать высоким уровнем стойкости к воздействию агрессивных веществ и иметь защитные приспособления (бортики, панели) по наружному краю.

В столярных, слесарных мастерских, используемых для проведения уроков трудового обучения, расположение учеников за рабочими столами осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной и производственной активности. Для этого в столярных мастерских верстаки размещаются под углом 45 градусов к окну или вдоль светонесущей стены таким образом, чтобы источник освещения находился слева, при этом расстояние между учебным оборудованием должно составлять не менее 80 см. В школьных слесарных мастерских в ходе уроков может использоваться как левостороннее, так и правостороннее освещение, а минимальное расстояние между верстаками составляет 1 м (между двухместными — не менее 1,5 м). На занятиях допускается применение светильных, точильных и других станков, установленных на специальных постаментах и укомплектованных предохранительными аксессуарами. Перед началом учебной работы с оборудованием его высоту следует скорректировать с учетом роста учащегося, если конструкция предусматривает такую возможность. Обязанностью учителя является систематическое напоминание школьникам о важности сохранения правильной рабочей позы. Чтобы обеспечить ученическому контингенту и педагогам возможность строго соблюдать санитарные предписания, слесарные и столярные мастерские в школе оборудуются раковинами с подводкой холодной и горячей воды, рядом с которыми устанавливается электросушилка или держатель бумажных полотенец.

Гигиенические требования к организации обучения на уроках

Отечественная педагогическая практика не подвергает сомнению целесообразность чередования видов учебной деятельности, которое также причислено к ключевым гигиеническим требованиям к организации обучения на уроках. Однообразие урочной активности (за исключением контрольных занятий) приводит к быстрой утомляемости школьников, снижению интереса, что негативно сказывается на общей продуктивности. Практика показывает, что достижение оптимальных результатов образовательной работы возможно при условии смены за урок 5-7 видов учебной деятельности, каждый сеанс которой не должен превышать десяти минут.

При планировании уроков разного типа учителям важно учитывать и способность активного восприятия детьми разных возрастных групп учебного материала, которая установлена в границах:

  • 12-15 минут — для младшей школы;
  • 20 минут — для учащихся 5-8 классов;
  • не более 30 минут — для старшеклассников.

В условиях изменения образовательной парадигмы, когда учебная нагрузка становится все более интенсивной ввиду важности охвата большого объема материала, постоянно дополняемого новыми фактами, оправданным желанием многих педагогов становится повышение информационной плотности урока до 85-90 %. Эксперты образовательной сферы рекомендуют сохранять показатель плотности урочного занятия на уровне рекомендуемых 65-80 %, чтобы обеспечить положительный психологический настрой учащихся и помочь им быстро усвоить образовательный минимум.

Действующими СанПиН 2.4.2.2821-10 и гигиеническими требованиями к организации обучения на уроках закреплена обязанность учителей проводить во время занятий физкультминутки, которые могут включать до трех упражнений с незначительным количеством повторений (4-5). Систематическое выполнение простой разминки способствует эффективному расслаблению напряженных мышц и обеспечивает своеобразную перезагрузку, способствующую сохранению высокой концентрации. Не менее важным компонентом урока являются эмоциональные паузы — короткие игры-разминки, позволяющий снизить градус напряжения и создать атмосферу продуктивного взаимодействия. Если данные требования соблюдены в полной мере, ощущение усталости от урочной активности наступает не ранее, чем через 40-45 минут образовательной работы, что является оптимальным показателем. В случаях, когда педагог не следить за обеспечением гигиенических требований, ученики могут проявлять признаки усталости, низкой заинтересованности, апатичности уже на 20-30 минуте занятия.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.