Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Организация и проведение школьной олимпиады

  • 6 февраля 2019
  • 126

Школьная олимпиада — форма интеллектуального состязания учащихся общеобразовательных школ, которая позволяет оценить глубину знаний и навыков по одной из изучаемых программных дисциплин. С одной стороны она ставит целью проверку сверхпрограммных знаний, являясь экзаменом повышенного уровня, а с другой — является занимательной игрой, участники которой в нестандартных ситуациях используют программные знания. В современной практике олимпиады проводятся практически во всех регионах страны по 24 учебным дисциплинам:

  • русский язык и литература;
  • английский, французский, немецкий, испанский, китайский и итальянский языки;
  • информатика, технология, математика, физика, химия, экология и биология;
  • география, астрономия, технология;
  • ОБЖ и физкультура;
  • право, искусство, история и обществознание.

Школьная предметная олимпиада

Олимпиада в школе призвана помочь выявить творческие способности и научно-исследовательскую одаренность у детей, поддержать талантливых учеников, пропагандировать научные знания и познавательную активность, популяризовать кружковую работу и спецкурсы. Она служит мощным стимулом саморазвития личности.

Организация школьных олимпиад способствует поддержанию единого образовательного пространства, повышения уровня образования, личностному и интеллектуальному развитию всех участников состязания (не только школьников, но и учителей-предметников, научных сотрудников, методистов и даже родителей).

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о процедуре проведения предметной олимпиады в школе помогут статьи электронного журнала "Справочник заместителя директора школы"

- Что нельзя изменить на школьных и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников

 (работа с одаренными детьми)

- Что из отчетов по олимпиадам перенести в план ВСОКО. Пошаговая инструкция

 (форма работы)

Олимпиадное движение играет ключевую роль в выявлении и развитии академической одаренности школьников. Помимо повышения престижа образовательного учреждения и демонстрации эффективной работы учителей по поиску талантливых учащихся, участие детей в школьных олимпиадах имеет ряд положительных аспектов:

  • учащиеся усваивают дополнительный учебный материал, расширяют горизонты знаний, учатся находить выход из нестандартных ситуаций и планировать результаты своей деятельности, активно практикуют учебные навыки, находят новые источники знаний в ходе подготовки к интеллектуальному соревнованию;
  • призеры и победители Всероссийских олимпиад имеют преимущества при поступлении в вузы (они зачисляются на факультеты исключительно по профилю олимпиады без дополнительных экзаменов), либо получают 100 баллов по профильному ЕГЭ;
  • наблюдается преемственность и непрерывность среднего и высшего образования, а участие в предметных состязаниях служит стимулом к поступлению в профильные высшие учебные заведения;
  • участие в соревновании позволяет выявить одаренных и талантливых учеников, а проведение интеллектуальных состязаний способствует популяризации науки, созданию своеобразного «социального лифта» для способных учеников;
  • развивают навыки самообразования, дух соревновательности и конкурентоспособности, повышают самооценку школьников, дарят им уверенность в себе и своих знаниях.

Внешняя оценка, коей является олимпиада, позволяет делать выводы о качестве школьного образования и результатах функционирования образовательной системы, также она служит образовательным целям, обучая новому, а не только проверяя полученные знания. Благодаря проведению олимпиады в школе удается выяснить затруднения школьников с решением практических заданий и ситуационных задач и определить недостаточность уровня знаний по отдельным предметам.

Организация и проведение школьной олимпиады

Этапы проведения Всероссийских предметных олимпиад

Все олимпиады делятся на заочные, очные, очно-заочные и сетевые по форме проведения, на командные и персональные по количеству участников, а также на школьные, муниципальные, региональные (зональные), всероссийские и международные по уровню проведения. Участие в них бесплатно, а языком проведения является русский.

Предлагаем методическую помощь учителю по подготовке ученика к предметной олимпиаде, актуализированную специалистами системы "Завуч"

Если различные благотворительные фонды и организации проводят олимпиады исключительно для выявления одаренных учащихся, то интеллектуальные состязания, проводимые под эгидой Минобрнауки, ориентированы на оценку уровня знаний школьников, а потому гарантируют победителям некоторые льготы при поступлении в вузы. Однако на льготных условиях, согласно ст.16 ФЗ «Об образовании», можно поступить только в один вуз на одно профильное направление, на другую специальность абитуриенту придется подавать документы на общих основаниях. Такая льгота действительна в течение четырех лет с момента победы или участия в соревновании.

Всероссийские соревнования проводятся в четыре этапа:

Этап  Характеристика
Школьный Этап школьной олимпиады реализуют для учеников 5-11 классов не позднее 15 октября, для чего муниципальные предметно-методические комиссии (далее — ПМК) формируют комплекс заданий, принимая во внимание рекомендации центральных и муниципальных комиссий.
Муниципальный Этот этап олимпиады проводится силами местных органов самоуправления поздней осенью (в ноябре — декабре) для школьников 7-11 классов, которые победили или стали призерами в предыдущих этапах или были ними в прошлом учебном году, продолжая обучение в этих образовательных учреждениях. Разработкой заданий занимается специально сформированная региональная ПМК. 
Региональный
Третий этап интеллектуального соревнования проводится зимой (в январе — феврале) силами органов госвласти субъектов РФ для школьников старшего звена, которые победили или стали призерами муниципального этапа. В нем также могут принять участие подростки, которые обучаются за пределами РФ, в военных гарнизонах (городках) или в учебных заведениях в труднодоступных местностях и стали призерами или победителями прошлого этапа в минувшем году. Задания разрабатывает центральная ПМК. 
Заключительный Финальный этап проводит Минобрнауки РФ весной (март — апрель), приглашая к участию призеров и победителей предыдущего этапа интеллектуального соревнования текущего или минувшего года, победителей и призеров региональных этапов, набравших достаточное количество баллов, согласно нормам Рособразования. 

Важно подчеркнуть, что победители заключительного, регионального или муниципального этапов минувшего учебного года, в следующем году могут присоединиться к состязанию с пройденного этапа школьной олимпиады, пропуская предшествующие ему.

Проведение олимпиады

Школьные предметные олимпиады имеют богатый опыт и сложившиеся традиции проведения интеллектуальных соревнований учащихся. Они проводятся на кардинальном новом уровне, отвечая требованиям современного образования, ориентируясь не на определения глубины знаний, а на пропаганду научной деятельности, профориентацию и интеллектуальное развитие детей. До сегодня наблюдаются следующие затруднения, связанные с организацией и проведением школьной олимпиады:

  1. Соревнования монотонные и скучные. Выходом из сложившейся ситуации станет разнообразие заданий, внедрение на первом этапе олимпиады практики внедрения квестов, театрализованных представлений или тематических игр, которые уже применяются в ходе организации финального тура.
  2. Обратная связь между подростками-участниками и учителями отсутствует. Методисты, разрабатывающие задания, часто не имеют практики общения с педагогами и школьниками, а потому ориентируются только на учебные программы, что приводит к некоторому отрыву от реальности и формированию неинтересных для выполнения или чересчур сложных заданий.
  3. Участники нацелены на конкуренцию, а потому коммуникативно изолированы. В финальных турах соревнования особенно остро чувствуется дух соперничества, а потому все участники формально объединяются, не ощущая радости или удовлетворения от общения.
  4. Задания становятся сложнее не только из тура в тур, но и из года в год. Теоретически олимпиадные упражнения должны усложняться при переходе из тура в тур по принципу «от простого к сложному», но по факту усложнение наблюдается и в парадигме времени. В результате ученики, которые показали усредненные результаты в минувшем году, а следующем уже могут не справиться с заданиями, что спровоцирует стресс, вызванный ситуацией неуспеха.
  5. Олимпиада воспринимается детьми навязанным старшими мероприятием. К сожалению, чаще желание выдвинуть ребенка на участие в интеллектуальном состязании исходит от учителей-предметников или администрации, а не от самого школьника. Более того, в состязаниях по точным и гуманитарным дисциплинам чаще других участвуют отличники и хорошисты, что значительно затрудняет процесс раскрытия интеллектуальных способностей детей, выявления одаренных в той или иной сфере учеников.

Практические советы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам от экспертов справочной системы «Образование»

Все вышеизложенные проблемы приводят к тому, что учащиеся теряют интерес к участию в олимпиадном движении, а ведь для развития ученических способностей важен не результат выполнения упражнений, а организационный процесс и ход выполнение заданий. Отчасти решает проблему:

  • включение в олимпиадную программу экспертных обсуждений, консультаций, групповых заданий, пробуждающих организационные и лидерские способности;
  • создание форумов, на которых участники могут обмениваться мнением относительно олимпиадных заданий и организации состязания;
  • использование ан состязании проектной деятельности и групповых форм работы.

Организаторы

Организаторами и инициаторами олимпиадного движения могут выступать различные органы власти, высшие учебные учреждения, учреждения, общественные организации, образовательные учреждения (школьный этап), Минобрнауки (заключительный этап) и даже СМИ. Координированием отечественного олимпиадного движения занимается российский совет олимпиад школьников, ежегодно публикуя перечень состязаний, утвержденных Минобрнауки в «Положении о всероссийской олимпиаде школьников». Рособразование определяет временные рамки проведения состязаний, состав центральной комиссии и членов жюри заключительного этапа. Он также рекомендует кандидатуры участников финального этапа и определяет лимиты на число призеров и победителей заключительного этапа. Комиссии разрабатывают не только форму финального и регионального этапов, но и олимпиадные задания, и критерии их оценивания.

Обязанности организаторов первого тура соревнований:

  • формирование оргкомитета, жюри и муниципальной ПМК по предметам, утверждение их состава;
  • разработка требований к проведению школьной олимпиады, порядка составления заданий и их комплектов, принципов оценивания, регистрации учащихся, рассмотрения апелляций, формирование материально-технической базы, справочной литературы, средств связи;
  • оглашение лимитов на число призеров и победителей тура;
  • соблюдение правил конфиденциальности и хранение олимпиадных заданий;
  • своевременное информирование заинтересованных лиц о месте и дате проведения первого олимпиадного тура;
  • прием и хранение заявлений от родителей учеников, планирующих принять участие в интеллектуальном состязании, с письменным подтверждением их ознакомления с Порядком проведения соревнования (заявление необходимо написать не позднее чем за 10 дней до мероприятия);
  • обработка и публикация в сети списка призеров и победителей первого тура, включая публикацию протоколов жюри по каждой дисциплине.

Участники

В школьной олимпиаде принимают участие по собственному желанию добровольно, поскольку квот на участие для учащихся нет. Если подросток хочет принять участие в состязании, но получает отказ, он может обратиться за помощью и поддержкой в окружное управление образованием. Но чаще возникает ситуация не с переизбытком желающих принять участие, а с недостатком.

В школьном этапе принимают участие дети трех возрастных групп:

  • младшая — 5-7 классы;
  • средняя — 8-9;
  • старшая — 10-11 классы.

Школьный этап интеллектуального соревнования предусматривает задания, аналогичные тем, что представлены в ООП.

Документы образовательной организации

Новые возможности для карьерного роста



Для грамотного и эффективного управления образовательным учреждением рекомендуем пройти обучение по программе "Управление образовательной организацией".

За прохождение — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Попробуйте бесплатно прямо сейчас!

Призеры

Интересно, что если среди участников интеллектуального состязания не будет такого, количество баллов которого превысит половину максимально возможных очков и будет лучшим результатом в параллели, победитель не будет определен, а в протокол школьной олимпиады внесут только призеров соревнования. Таким образом, подросткам недостаточно показать лучший среди одногодок результат: нужно чтобы он был приближен к возможному максимуму по данному предмету.

Организаторы муниципального этапа определяют лимиты на число победителей первого этапа К призерам причисляют тех детей, чьи результаты в итоговой таблице стоят следом за результатами победителей.

Решение любых спорных вопросов по определению победителей и призеров при равном количестве баллов ложится на жюри первого этапа. Члены жюри проверяют работы участников в закодированном виде, руководствуясь утвержденными технологиями и критериями Если у учащегося возникают подозрения в правильности и прозрачности оценки его работы, он может подать апелляцию (сделать это можно даже в режиме онлайн). Для этого участнику необходимо сделать качественные сканы работы, загрузить их в личный кабинет на сайте олимпиады и направить соответствующий запрос жюри соревнования.

По результатам школьного этапа жюри, сформированное из числа педагогов, определяет победителя и призеров, которых награждают памятными дипломами.

Проведение школьного этапа олимпиады

Первый этап олимпиадного движения традиционно выпадает на осень. Поскольку организаторы каждого этапа самостоятельно определяют состав жюри, в общеобразовательных ОУ к этому привлекают опытных педагогов и администрацию. Параллельно с жюри из работников местных органов самоуправления, учителей и научно-педагогических работников формируют оргкомитет, который утверждает олимпиадные требования, учитывая методрекомендации и программные задачи.

В задачи оргкомитета входит:

  • кодирование работ участников;
  • обеспечение безопасности детей, несение ответственности за жизнь и здоровье школьников;
  • разработка модели проведения первого олимпиадного тура;
  • способствование проведению школьного этапа соревнования в соответствии с утвержденным порядком, требованиями и правилами.

Наряду с оргкомитетом ключевую роль играют методические комиссии, сформированные из числа опытных учителей, методистов, научных работников. Они:

  • создают пакет требований к проведению первого тура олимпиады на основании рекомендаций центральных ПМК;
  • используя ООП углубленного уровня, разрабатывают комплекты заданий для первого тура;
  • занимаются хранением заданий до момента передачи их организаторам соревнования, отвечая за конфиденциальность содержащейся в них информации.

Муниципальные ПМК занимаются разработкой заданий для состязаний школьников. Для этого преимущественно используются материалы углубленного уровня в рамках определенного профиля и программы. Составление олимпиадных заданий:

  • Все этапы состязания объединяет общность принципов отбора материала, предметная сложность заданий должна соответствовать требованиям программы, а интеллектуальная — возрасту участников.
  • Предпочтение отдается упражнениям творческого и проблемно-поискового характера, что позволяет реализовать творческий и интеллектуальный потенциал школьников, поскольку в последнее время наблюдается смещение акцента с соревновательной на личностно-развивающую функцию олимпиадного движения.

По желанию детей они могут выполнять олимпиадные задания, разработанные для старших классов, и если они выиграют первый тур, на муниципальном этапе они должны будут решать задания той возрастной группы, которую они выбрали на первом этапе.

Проведение школьной олимпиады возможно только в предназначенных для этого аудиториях, оборудованных часами для контроля времени. Каждому ученику необходимо выделить отдельную парту или стол. В кабинете должна поддерживаться комфортная температура и влажность, оптимальный уровень освещения, должен присутствовать как минимум один дежурный организатор, курирующий работу детей, отвечающий на их вопросы и оказывающий допустимую в рамках соревнования помощь. Мероприятие может быть назначено не раньше чем через 45 минут после завершения последнего урока. На выполнение заданий отводится от часа до трех. При этом участникам преимущественно запрещено использовать компьютеры, средства мобильной связи, учебно-методическую и справочную литературу (в отдельных случаях допустимо использование карт).

В ходе подготовки к мероприятия последовательно реализуют три стадии:

  1. Подготовительная — нормативное сопровождение, разработка содержательного компонента, информационное и материально-техническое оснащение, ознакомление участников с целями и задачами состязания.
  2. Основная — проведение олимпиады, шифровка и последующая проверка работ, расшифровка бланков, подведение итогов и вручение дипломов.
  3. Заключительная — анализ допущенных ошибок, заданий, вызвавших затруднения, отчет о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия.

Чтобы хорошо подготовиться к школьному туру, достаточно тщательно решать олимпиадные задания прошлых лет, внимательно читать задания, анализировать его, изучать дополнительные материалы, практиковаться в заданиях углубленного уровня. Черновики учеников не проверяются, жюри оценивает исключительно записи, сделанные в чистовиках. Результаты оценки каждого из заданий суммируются, а полученный балл вносится в итоговую таблицу, с помощью которой определяют победителей и призеров среди учащихся каждой параллели. На проверку работ у членов комиссии есть три рабочих дня. По итогам завершения первого тура членами оргкомитета оформляется отчет по школьному этапу всероссийской олимпиады школьников, в который вносят данные о целях и задачах мероприятия, сроках проведения и количественных результатах (общее число участников по предмету, по классам, число победителей и призеров), краткие обобщающие выводы.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.