Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Работа с одаренными детьми в школе

  • 25 января 2019
  • 323

Раннее выявление одаренных детей, их поддержка и развитие - одна из основных задач современного образования. Это ценно и для ребенка, и для общества в целом. Способные ребята являются резервом страны, который позволяет ей совершенствоваться и находить решение разнообразных вопросов.  По этой причине очень важно грамотно налаживать работу с одаренными детьми в школе.

Одаренность – свойство психики, формирующееся на протяжении всего жизненного процесса. Оно дает индивидууму возможность добиваться лучших результатов в какой -либо деятельности относительно остальных. Одаренность обеспечивает вероятность успеха, а не сам успех.

Уникальный малыш обращает на себя внимание выдающимися достижениями, либо у него есть предпосылки к этому, и ему любопытно все без исключения.

для руководителей ОО

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Образец положения о поощрении. Как наградить школьников в конце учебного года

2. Как найти одаренных детей и организовать работу с ними

Выделяют три типа одаренности:

  1. С высочайшей степенью умственного развития – обнаруживаются в раннем возрасте.
  2. Со специальной умственной способностью – подростки.
  3. Без явных успехов в обучении, но отличающиеся познавательной инициативой, умственным потенциалом – в старшем школьном возрасте.

У них обширный круг интересов, развитая речь и огромный лексический запас. Они вдохновенно решают сложные задачи, не любят готовые решения.

Такие дети:

  • Часто перескакивают стадии развития.
  • Очень любопытны.
  • Имеют замечательную память.
  • Занимаются несколькими делами сразу.
  • Спят меньше сверстников.
  • Часто ладят с теми, кто старше.
  • Легко сосредотачиваются на одном виде занятий.

Одаренные дети приходят в учебное заведение, и с этого момента главной задачей педагога становится их определение и дальнейшее развитие.


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Все начинается в школе – сегодня к ней проявляют весьма строгие требования. В учебном заведении, близком к эталону, грамотные преподаватели хорошо обучают всем дисциплинам; есть свои устои; уважают личность.

Принципы обучения одаренных подобны подготовке практически всех детей:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения – когда методы подготовки приводят к познавательному развитию.
  2. Принцип, учитывающий возрастные возможности – способы преподавания. соответствуют особенностям одаренных на каждом возрастном этапе.
  3. Принцип индивидуализации - анализ характерных черт учащихся.

Надо принимать к сведению разнообразие одаренности, когда приходиться сотрудничать с такими детьми. В связи с этим определяют:

  • Тип одаренности – общий или специальный.
  • Как выражается – явная, скрытая или специальная.
  • Решение каких проблем является самым значимым – рост способностей, планирование среды и т. д.
  • Что целесообразно использовать в преподавании – гимназию, массовую школу, учреждение дополнительного образования и т. д.

Структура для обучения одаренных детей

Она включает в себя:

  • дошкольные учреждения и начальную школу,
  • общеобразовательную школу,
  • дополнительное образование,
  • специализированные школы - лицеи, гимназии.

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Начальная школа – значимый промежуток в формировании и становлении индивидуума. Ученики младшего возраста очень восприимчивы, открыты, любопытны в момент аккумулирования знаний. Цель учителя начальных классов – помогать развиваться любой личности.

Работа с одаренными детьми в начальной школе происходит:

  1. Через учебный процесс и внеурочную деятельность.
  2. По увлечениям учащихся.

Главные направления:

  • создание выигрышных условий для занятий – введение современных технологий, улучшение материально-технической базы,
  • методическое обеспечение – усовершенствование подготовки педагогов, обмен опытом учителей, информационное оснащение программы,
  • мероприятия по работе с одаренными детьми – участие способных учеников в различных действиях школьного, муниципального, международного уровня.
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО (программа повышения квалификации, 72 часа). За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Она выстраивается с помощью выделения групп учащихся согласно их одаренности; в постановке соответствующего плана обучения; подготовки по персональному плану. Наряду с этим, процесс не должен отделять школьника от коллектива. Значительную роль в воспитании одаренных способен исполнить наставник (тьютор). Им может быть эксперт, который поможет своему протеже сформировать наилучшую стратегию для развития возможностей.

Превосходные результаты демонстрируют следующие формы работы по обучению одаренных детей:

  • разделение параллелей – в школе формируют несколько классов внутри параллелей для детей с различными способностями,
  • перестановка параллелей – школьники одного возраста перераспределяются для занятий по каждой дисциплине в группы,
  • акцентирование группы талантливых учащихся из параллели – слияние в группу нескольких самых успевающих учеников из параллели, и размещение их в классе, где с ними работает специалист,
  • попеременная подготовка – объединение ребят разного возраста на часть учебного времени. Младшие приобретают возможность работать со старшими по интересующим их предметам,
  • концентрированное обучение – применяется для отдельных групп учеников за счет сокращения времени на основное обучение,
  • группировка учеников внутри класса в малые группы по тем или иным основаниям.

Обучение в лицеях и гимназиях

Преимущество такого обучения - его скорость. В однотипных классах, где только одаренные ученики, преподают опытнейшие педагоги. В разнотипных классах, где на значительное количество учащихся несколько одаренных, учителя не успевают набрать опыт для работы с ними. Но имеются минусы – сужение области общения одаренных детей, формирование чего-то вроде социального барьера.

Рационально создание подобных учебных заведений, если существуют:

  1. Аргументированная программа преподавания одаренным детям и итоги ее использования.
  2. Соответствие данной программы концепции выявления детей со способностями.
  3. Квалифицированные кадры.
  4. Система обратной связи.
  5. Бесплатное обучение.

Дополнительное образование

В системе дополнительного образования каждому предоставляется свобода выбора профиля программ, времени их освоения. Это непрерывный процесс, проходящий в свободное время.

Здесь выделяются такие формы обучения:

  1. Индивидуальное.
  2. Работа по плану с наставниками.
  3. Очно-заочные школы.
  4. Лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
  5. Система состязаний, олимпиад.
  6. Детские научно-практические конференции и семинары.

Система работы с одаренными детьми в школе

Такая работа неосуществима в отсутствии точного плана, системы.

Она содержит следующие цели и задачи:

1. Цель школы – предоставление ребятам возможности самореализации в различных типах деятельности.

2. Задачи:

  • Создание системы внешкольной деятельности с учениками.
  • Улучшение массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной работы.
  • Организация системы исследовательской деятельности учащихся.

Структура плана работы с одаренными детьми в школе в основном следующая:

- аналитика – достижения учеников подвергаются анализу, что дает возможность выделить одаренных детей,

- диагностика – установление уровня возможностей. Учащемуся заводят индивидуальную карточку, куда вносят направление способностей и работы,

- действия, направленные на развитие способностей школьников:

  • Составление плана занятий.
  • Стимулирование одаренных детей в урочной и внеурочной работе – кружках, семинарах и т. д.
  • Подбор подходящих способов занятий с одаренными детьми.
  • Сбор материалов по определенному предмету.

 Форма работы с одаренными детьми в школе 

Существуют следующие формы:

  • Работа в парах, небольших группах.
  • Консультирование по той или иной проблеме.
  • Научные кружки.
  • Дискуссии.
  • Интеллектуальные игры.

Необходимо отметить:

  • Олимпиады по предметам.
  • Разные викторины и конкурсы.
  • Словесные игры.
  • Проекты.
  • Ролевые игры.
  • Индивидуальные креативные задания.

Эти формы позволяют одаренным ученикам выбрать соответствующие их особенностям виды деятельности.

Организация работы с одаренными детьми в школе предполагает преодоление педагогом психологических трудностей. Это связано с многообразием типов одаренности; со множеством методов в современном образовании; с тем, что не хватает специалистов. Педагог является ключевой фигурой при создании творческой среды для развития одаренного ребенка.

Папка по работе с одаренными детьми в школе

Сегодня от каждого учителя требуется создание папки «Работа с одаренными детьми в школе». В ней содержится информация, необходимая педагогу:

1. Цели, проблемы.

  • Разработать модель по работе с одаренными детьми в школе с целью установления их наклонностей.
  • Вместе с родителями оказывать поддержку талантливому ребенку.
  • Проводить разнообразные мероприятия для проявления способностей учеников.

2. План работы – расписать пошагово годовую программу развития учеников. Например:

  • Определить персональные возможности и предрасположенности – начало года.
  • Развитие способностей любого учащегося – весь год.
  • Работы на дополнительных занятиях - весь год.
  • Привлечение к социальной деятельности школы - весь год.
  • Участие в школьных олимпиадах - установленный месяц.
  • Посещение уроков коллег – ежемесячно.
  • Участие в дистанционных конкурсах – в течение года.
  • Общение с родителями.
  • Подбор вспомогательного материала с учетом отличительных черт учеников – летний период.

3. Личная карта учащегося. Здесь находятся сведения об одаренном ребенке, которые дополняются на протяжении наблюдения. В такой карте возможны следующие пункты:

  • Ф. И. О. учащегося, данные о семье.
  • Характер – список свойств личности.
  • Положение в коллективе – отношения с остальными детьми.
  • Учеба – уровень успеваемости.
  • Мотивация обучения – превосходная, посредственная.
  • Посещаемость – есть ли пропуски без причины.
  • Способности к учебе – высокие, средние, низкие.
  • Познавательный интерес – указывается его степень.
  • Дополнительное обучение – перечень склонностей к иным видам деятельности.

4. Презентация работы с одаренными детьми в школе – сбор всех наработок преподавателя в структурированном виде, к примеру, в слайдах, видеоматериалах, схемах. Помогает в обмене опытом с коллегами.

5. Отчет по работе с одаренными детьми в школе:

  • Создание портфолио достижений учеников.
  • Плодотворность участия в разных олимпиадах, конференциях, конкурсах.
  • Показатели увеличения количества призеров и участников разных мероприятий с их перечислением.

Выводы

По результатам работы школа публикует доклад – справку о работе с одаренными детьми по всему заведению за учебный год. Там перечислены:

  • Все мероприятия, проведенные для выявления и развития одаренных детей.
  • Информационная и координационная поддержка.
  • Типы внеурочной деятельности.
  • Достижения.

 На основании приведенных фактов делаются выводы о продуктивности проведенной работы; отмечается вклад педагогов, проявивших энергичное участие в подготовке к мероприятиям; ставятся задачи на следующий академический год.

Работа учителя с одаренными детьми в школе требует от педагога постоянной отдачи и интереса к процессу формирования индивидуума. Большая совокупность действий уже проводится, однако много предстоит еще сделать. Отбор и воспитание особенных учеников - ответственный вопрос, ведь талантливые люди – основная составляющая благополучного общества. Учителя должны оказывать детям помощь на всех ступенях развития, и тогда получится раскрыть их уникальные способности.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.