Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Работа с одаренными детьми в школе

25 января 2019
1328
Средний балл: 0 из 5

Раннее выявление одаренных детей, их поддержка и развитие - одна из основных задач современного образования. Это ценно и для ребенка, и для общества в целом. Способные ребята являются резервом страны, который позволяет ей совершенствоваться и находить решение разнообразных вопросов.  По этой причине очень важно грамотно налаживать работу с одаренными детьми в школе.

Одаренность – свойство психики, формирующееся на протяжении всего жизненного процесса. Оно дает индивидууму возможность добиваться лучших результатов в какой -либо деятельности относительно остальных. Одаренность обеспечивает вероятность успеха, а не сам успех.

Уникальный малыш обращает на себя внимание выдающимися достижениями, либо у него есть предпосылки к этому, и ему любопытно все без исключения.

для руководителей ОО

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Образец положения о поощрении. Как наградить школьников в конце учебного года

2. Как найти одаренных детей и организовать работу с ними

Выделяют три типа одаренности:

  1. С высочайшей степенью умственного развития – обнаруживаются в раннем возрасте.
  2. Со специальной умственной способностью – подростки.
  3. Без явных успехов в обучении, но отличающиеся познавательной инициативой, умственным потенциалом – в старшем школьном возрасте.

У них обширный круг интересов, развитая речь и огромный лексический запас. Они вдохновенно решают сложные задачи, не любят готовые решения.

Такие дети:

  • Часто перескакивают стадии развития.
  • Очень любопытны.
  • Имеют замечательную память.
  • Занимаются несколькими делами сразу.
  • Спят меньше сверстников.
  • Часто ладят с теми, кто старше.
  • Легко сосредотачиваются на одном виде занятий.

Одаренные дети приходят в учебное заведение, и с этого момента главной задачей педагога становится их определение и дальнейшее развитие.


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Все начинается в школе – сегодня к ней проявляют весьма строгие требования. В учебном заведении, близком к эталону, грамотные преподаватели хорошо обучают всем дисциплинам; есть свои устои; уважают личность.

Принципы обучения одаренных подобны подготовке практически всех детей:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения – когда методы подготовки приводят к познавательному развитию.
  2. Принцип, учитывающий возрастные возможности – способы преподавания. соответствуют особенностям одаренных на каждом возрастном этапе.
  3. Принцип индивидуализации - анализ характерных черт учащихся.

Надо принимать к сведению разнообразие одаренности, когда приходиться сотрудничать с такими детьми. В связи с этим определяют:

  • Тип одаренности – общий или специальный.
  • Как выражается – явная, скрытая или специальная.
  • Решение каких проблем является самым значимым – рост способностей, планирование среды и т. д.
  • Что целесообразно использовать в преподавании – гимназию, массовую школу, учреждение дополнительного образования и т. д.

Структура для обучения одаренных детей

Она включает в себя:

  • дошкольные учреждения и начальную школу,
  • общеобразовательную школу,
  • дополнительное образование,
  • специализированные школы - лицеи, гимназии.

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Начальная школа – значимый промежуток в формировании и становлении индивидуума. Ученики младшего возраста очень восприимчивы, открыты, любопытны в момент аккумулирования знаний. Цель учителя начальных классов – помогать развиваться любой личности.

Работа с одаренными детьми в начальной школе происходит:

  1. Через учебный процесс и внеурочную деятельность.
  2. По увлечениям учащихся.

Главные направления:

  • создание выигрышных условий для занятий – введение современных технологий, улучшение материально-технической базы,
  • методическое обеспечение – усовершенствование подготовки педагогов, обмен опытом учителей, информационное оснащение программы,
  • мероприятия по работе с одаренными детьми – участие способных учеников в различных действиях школьного, муниципального, международного уровня.
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО (программа повышения квалификации, 72 часа). За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Она выстраивается с помощью выделения групп учащихся согласно их одаренности; в постановке соответствующего плана обучения; подготовки по персональному плану. Наряду с этим, процесс не должен отделять школьника от коллектива. Значительную роль в воспитании одаренных способен исполнить наставник (тьютор). Им может быть эксперт, который поможет своему протеже сформировать наилучшую стратегию для развития возможностей.

Превосходные результаты демонстрируют следующие формы работы по обучению одаренных детей:

  • разделение параллелей – в школе формируют несколько классов внутри параллелей для детей с различными способностями,
  • перестановка параллелей – школьники одного возраста перераспределяются для занятий по каждой дисциплине в группы,
  • акцентирование группы талантливых учащихся из параллели – слияние в группу нескольких самых успевающих учеников из параллели, и размещение их в классе, где с ними работает специалист,
  • попеременная подготовка – объединение ребят разного возраста на часть учебного времени. Младшие приобретают возможность работать со старшими по интересующим их предметам,
  • концентрированное обучение – применяется для отдельных групп учеников за счет сокращения времени на основное обучение,
  • группировка учеников внутри класса в малые группы по тем или иным основаниям.

Обучение в лицеях и гимназиях

Преимущество такого обучения - его скорость. В однотипных классах, где только одаренные ученики, преподают опытнейшие педагоги. В разнотипных классах, где на значительное количество учащихся несколько одаренных, учителя не успевают набрать опыт для работы с ними. Но имеются минусы – сужение области общения одаренных детей, формирование чего-то вроде социального барьера.

Рационально создание подобных учебных заведений, если существуют:

  1. Аргументированная программа преподавания одаренным детям и итоги ее использования.
  2. Соответствие данной программы концепции выявления детей со способностями.
  3. Квалифицированные кадры.
  4. Система обратной связи.
  5. Бесплатное обучение.

Дополнительное образование

В системе дополнительного образования каждому предоставляется свобода выбора профиля программ, времени их освоения. Это непрерывный процесс, проходящий в свободное время.

Здесь выделяются такие формы обучения:

  1. Индивидуальное.
  2. Работа по плану с наставниками.
  3. Очно-заочные школы.
  4. Лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
  5. Система состязаний, олимпиад.
  6. Детские научно-практические конференции и семинары.

Система работы с одаренными детьми в школе

Такая работа неосуществима в отсутствии точного плана, системы.

Она содержит следующие цели и задачи:

1. Цель школы – предоставление ребятам возможности самореализации в различных типах деятельности.

2. Задачи:

  • Создание системы внешкольной деятельности с учениками.
  • Улучшение массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной работы.
  • Организация системы исследовательской деятельности учащихся.

Структура плана работы с одаренными детьми в школе в основном следующая:

- аналитика – достижения учеников подвергаются анализу, что дает возможность выделить одаренных детей,

- диагностика – установление уровня возможностей. Учащемуся заводят индивидуальную карточку, куда вносят направление способностей и работы,

- действия, направленные на развитие способностей школьников:

  • Составление плана занятий.
  • Стимулирование одаренных детей в урочной и внеурочной работе – кружках, семинарах и т. д.
  • Подбор подходящих способов занятий с одаренными детьми.
  • Сбор материалов по определенному предмету.

 Форма работы с одаренными детьми в школе 

Существуют следующие формы:

  • Работа в парах, небольших группах.
  • Консультирование по той или иной проблеме.
  • Научные кружки.
  • Дискуссии.
  • Интеллектуальные игры.

Необходимо отметить:

  • Олимпиады по предметам.
  • Разные викторины и конкурсы.
  • Словесные игры.
  • Проекты.
  • Ролевые игры.
  • Индивидуальные креативные задания.

Эти формы позволяют одаренным ученикам выбрать соответствующие их особенностям виды деятельности.

Организация работы с одаренными детьми в школе предполагает преодоление педагогом психологических трудностей. Это связано с многообразием типов одаренности; со множеством методов в современном образовании; с тем, что не хватает специалистов. Педагог является ключевой фигурой при создании творческой среды для развития одаренного ребенка.

Папка по работе с одаренными детьми в школе

Сегодня от каждого учителя требуется создание папки «Работа с одаренными детьми в школе». В ней содержится информация, необходимая педагогу:

1. Цели, проблемы.

  • Разработать модель по работе с одаренными детьми в школе с целью установления их наклонностей.
  • Вместе с родителями оказывать поддержку талантливому ребенку.
  • Проводить разнообразные мероприятия для проявления способностей учеников.

2. План работы – расписать пошагово годовую программу развития учеников. Например:

  • Определить персональные возможности и предрасположенности – начало года.
  • Развитие способностей любого учащегося – весь год.
  • Работы на дополнительных занятиях - весь год.
  • Привлечение к социальной деятельности школы - весь год.
  • Участие в школьных олимпиадах - установленный месяц.
  • Посещение уроков коллег – ежемесячно.
  • Участие в дистанционных конкурсах – в течение года.
  • Общение с родителями.
  • Подбор вспомогательного материала с учетом отличительных черт учеников – летний период.

3. Личная карта учащегося. Здесь находятся сведения об одаренном ребенке, которые дополняются на протяжении наблюдения. В такой карте возможны следующие пункты:

  • Ф. И. О. учащегося, данные о семье.
  • Характер – список свойств личности.
  • Положение в коллективе – отношения с остальными детьми.
  • Учеба – уровень успеваемости.
  • Мотивация обучения – превосходная, посредственная.
  • Посещаемость – есть ли пропуски без причины.
  • Способности к учебе – высокие, средние, низкие.
  • Познавательный интерес – указывается его степень.
  • Дополнительное обучение – перечень склонностей к иным видам деятельности.

4. Презентация работы с одаренными детьми в школе – сбор всех наработок преподавателя в структурированном виде, к примеру, в слайдах, видеоматериалах, схемах. Помогает в обмене опытом с коллегами.

5. Отчет по работе с одаренными детьми в школе:

  • Создание портфолио достижений учеников.
  • Плодотворность участия в разных олимпиадах, конференциях, конкурсах.
  • Показатели увеличения количества призеров и участников разных мероприятий с их перечислением.

Выводы

По результатам работы школа публикует доклад – справку о работе с одаренными детьми по всему заведению за учебный год. Там перечислены:

  • Все мероприятия, проведенные для выявления и развития одаренных детей.
  • Информационная и координационная поддержка.
  • Типы внеурочной деятельности.
  • Достижения.

 На основании приведенных фактов делаются выводы о продуктивности проведенной работы; отмечается вклад педагогов, проявивших энергичное участие в подготовке к мероприятиям; ставятся задачи на следующий академический год.

Работа учителя с одаренными детьми в школе требует от педагога постоянной отдачи и интереса к процессу формирования индивидуума. Большая совокупность действий уже проводится, однако много предстоит еще сделать. Отбор и воспитание особенных учеников - ответственный вопрос, ведь талантливые люди – основная составляющая благополучного общества. Учителя должны оказывать детям помощь на всех ступенях развития, и тогда получится раскрыть их уникальные способности.

1

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.