Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Мониторинг деятельности классного руководителя

  • 3 марта 2019
  • 118
Мониторинг деятельности классного руководителя — система оценивания организации воспитательного процесса в школе, предполагающая непрерывное отслеживание воспитательной работы педагога в контексте выбора оптимальных задач и целей, методов и средств. Мониторинг предполагает научно обоснованный планово-деятельностный и диагностико-прогностический контроль и представляет собой целостную систему. Оценочная процедура:
  • соответствует принципам управления педагогическими объектами и явлениями и закономерностям психолого-педагогического подхода;
  • предполагает соотнесение полученной информации с нормативными показателями работы классрука;
  • незаменима для развития школьной воспитательной системы, оперативного контроля состояния учебно-воспитательного процесса.  

Мониторинг деятельности классного руководителя в школе

Мониторинг актуален ввиду повышения общественного внимания к качеству школьного воспитания, которое часто становится предметом критики, и начисления надбавок за классное руководство. Последнее нисколько не соответствует временным и эмоциональным затратам, однако провоцирует стремление оценить рациональность государственных вложений, одновременно мотивируя педагогов на повышение профессионального мастерства.  
Мониторинговые процессы позволяют наиболее эффективно обеспечивать управленцев информацией, используя отработанные потоки данных о состоянии школьной воспитательной системы, работы методобъединений воспитателей и классных руководителей, результатах диагностических процедур, реализуемых среди учащихся. Эффективность работы классрука оценивается в соответствии с Положением об организации и проведении мониторинга, которое регламентирует сроки и задачи оценки, дает ей правовое обоснование.  
Мониторинг деятельности классного руководителя
Целью мониторинга эффективности деятельности классного руководителя в школе является сбор объективной и актуальной информации по воспитательной работе классрука и повышению эффективности воспитания. Назначение оценки сводится к реализации информационной, стимулирующей, коррекционной, системообразующей и прогностической функций. 
Мониторинг — аналитическая система, которую характеризует надежность, объективность, гуманистическая направленность и валидность, а программа мониторинга — инструмент реализации этой системы. Мониторинг продиктован затратностью и сложностью получения актуальной информации о качестве и эффективности деятельности классрука. Мониторинговая процедура:
  • направлена на содействие в решении возникающих проблем и затруднений, а не контроль за работой классного руководителя;
  • нацелен на нормирование нагрузки педагога посредством разработки ориентиров и критериев воспитания школьников. 
Аналитическая система постепенно внедряется в школьную практику, где к ней привлекаются социальные педагоги, учителя-предметники, другие классруки, школьная администрация и представители ученического самоуправления. В результате каждый участник процесса отвечает за анализ определенной сферы деятельности педагога, что позволяет в дальнейшем объединить и проанализировать полученное, сделав соответствующие выводы. 

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о принципах проведения мониторинга качества образования в рамках одного образовательного учреждения помогут статьи электронного журнала "Справочник заместителя директора школы"

- Что написать в Положении о внутреннем мониторинге качества образования

 (качество образования)

- Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

 (планирование и организация)

Мониторинг деятельности классного руководителя в школе осуществляется в соответствии со следующими принципами:
  1. Оценивают процесс, а не результаты работы. В ходе мониторинга ключевое внимание уделяется качеству и полноте разработки планов воспитательной работы и уровню их выполнения, обоснованности поставленных задач, беспристрастности самоанализа. Поскольку воспитательный процесс характеризуется отсроченностью результатов, а каждый ребенок и класс уникальны, целесообразно оценивать не итоги воспитательной работы, а то, в какой мере были привлечены все возможные ресурсы, насколько адекватно были поставлены задачи работы и выбраны методы их решения. Таким образом, важно, чтобы планы соответствовали целям, а цели — социально-психологическому развитию группы. 
  2. Экономическая рациональность процедуры. Процедура оценивания должна проводиться в сжатые сроки без задействования дополнительных ресурсов. При этом результаты ее должны быть исчерпывающе прозрачными и однозначными, позволяя сделать выводы об эффективности работы классрука. В мониторинг не принято включать те виды деятельности и формы работы, которые контролируются в контексте администрирования учебного процесса. Он не должен провоцировать увеличение объема работы педагога, влечь за собой дополнительную отчетность и документацию.
  3. Общественно-административная экспертиза. К оцениванию эффективности воспитательной деятельности классрука привлекают широкую родительскую общественность, школьную администрацию, специалистов психологической, медицинской и социально-педагогической служб. При этом непосредственное оценивание осуществляет администрация ОУ, поскольку ответственный заместитель директора заполняет специальные бланки-анкеты на классного руководителя, обрабатывают их и передают данные в отдел образования. 
  4. Границы профессиональной ответственности. Поскольку за воспитательный процесс отвечает не только классрук, вся полнота ответственности за воспитание и социализацию подростков должна быть разделена между всеми участниками образовательного процесса и членами семьи. В свете этого любые промахи или успехи лишь отчасти являются результатом работы или бездействия педагога. 

Практические советы по самооценке деятельности классного руководителя и реализации воспитательной от экспертов справочной системы «Образование»

Предмет мониторинга в деятельности классного руководителя

В деятельности каждого классного руководителя сочетается вариативная и инвариантная деятельность. Последний предполагает концепт государственных требований к его работе (воспитание правового и гражданского самосознания, культуры, толерантности, духовности, самостоятельности и инициативности), тогда как особые социально-психологические, социальные и морально-нравственные характеристики коллектива класса и учеников в нем образуют вариативную сторону работы классрука. 
Инвариантный компонент — единые требования, выполнение которых регламентировано на высшем уровне:
  1. Жизнь и здоровье детей. Классрук контролирует и отслеживает, почему дети пропускают уроки, собирает информацию о состоянии здоровья учеников в классе, ведет соответствующую статистическую документацию, заполняет листок здоровья, курирует организацию горячего питания, инструктирует детей по технике безопасности, привлекает детей к спорту и занятиям физкультурой, взаимодействует с медиками и родителями в процессе осуществления здоровьесберегающих мер. 
  2. Плодотворные межличностные отношения в школьном коллективе. Педагог должен быть осведомлен о характере взаимоотношений между детьми в классе, между учащимися и работающими с ними учителями-предметниками. Он анализирует межличностные отношения в классном коллективе, своевременно реагирует на возникающие проблемы, способствует их разрешению и созданию благоприятной атмосферы. В случае выявления детей с проблемами в сфере межличностного общения, с которыми он не может справиться самостоятельно, привлекает психолого-педагогическую службу. 
  3. Помощь в освоении школьной программы. Классный руководитель должен быть проинформированным касательно актуального содержания образовательных программ, учебного плана. Он содействует работе учителей-предметников, координирует действия родителей. К задачам классрука относят также отслеживание успеваемости детей в классе, помощь в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, работе со слабоуспевающими и одаренными детьми.
  4. Социальная компетентность детей, патриотическое воспитание. Классный руководитель составляет план мероприятий, которые должны способствовать расширению социальной компетенции, правовых знаний детей, уровня их гражданственности и патриотизма. Педагогу важно сформировать у школьников практику гражданского поведения, всячески поддерживать их самоуправление и договорной характер взаимодействия. 

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Вторым важным аспектом, который служит для формирования критериев мониторинга деятельности классного руководителя в школе служит вариативный компонент его работы:
  1. Воспитательные цели определяются, исходя из возраста, психологического климата класса. Классный руководитель сперва изучает ситуацию в классе, оценивает воспитательные перспективы, а после обоснованно осуществляет целеполагание. Параллельно он ведет отчетную документацию, мониторит эффективность своей работы, стимулирует детей на участие в соревнованиях и мероприятиях различных уровней. 
  2. Профилактическая работа и определение зон риска. Классрук вычисляет учащихся, которые потенциально могут нарушать дисциплину, а потому согласуют со специалистами, родителями и администрацией профилактические меры, которые позволят предотвратить девиантное поведение ребенка. 

Этапы проведения мониторинга деятельности классного руководителя

Различают от трех до шести последовательных этапов входного мониторинга за деятельностью классных руководителей
  • I. Нормативно-установочный. Важный этап выявления имеющейся педагогической проблемы, определение спектра целей и задач оценки, предмета и объекта, субъектов проверки. Самым ответственным на этом этапе является выбор критериев эффективности работы классрука, структурирование показателей и подбор инструментария. 
  • II. Исходно-диагностический. Сведения о состоянии и эффективности воспитательной работы классрука документируют, а затем тщательно анализируют посредством педагогического анализа результатов диагностики. Ключевым в этом случае является выявление методических, содержательных и организационных затруднений. Определяются успешные и провальные воспитательные моменты, осуществляется предварительная диагностика. На основании диагностико-аналитических данных валеологической службы производится наблюдение за коллективом класса, уточнение обнаруженных тенденций.
  • III. Планово-прогностический. Мониторинговая группа прогнозирует тенденции, а исходя из этого планирует педагогические мероприятия и строит нормативно-поисковые модели поведения всех участников учебно-воспитательного процесса. 
  • IV. Содержательно-аналитический. Организационная и педагогическая работа в рамках мониторинга воспитательной деятельности классного руководителя
  • V. Итогово-аналитический. Осуществляется анализ проделанной работы на основании полученных итогов мониторинговой деятельности. Оценивается эффективность содержательно-технологических мероприятий, охват методического обеспечения воспитательной работы, анализируются изменения воспитательного процесса и факторы, которые их провоцируют. По результатам итогового контроля формулируются общие выводы, уточняются причины неудач и успехов в деятельности классрука, оглашаются ключевые тенденции, цели и задачи воспитательной деятельности на следующий учебный год. 
  • VI. Организационно-управленческий. На основании полученных данных планируется новая система педагогической работы, для улучшения воспитательного процесса в школе принимаются соответствующие управленческие решения. 

Заместитель директора по ВР делает соответствующие выводы:
  • присутствует/отсутствует рост эффективности воспитательной деятельности педагога;
  • какие проблемы были выявлены в ходе проверки и каких управленческих решений они требуют (повышение профессионального мастерства, уровня воспитанности детей, развития школьного самоуправления;
  • насколько классрук может анализировать собственную воспитательную деятельность, каковы его навыки в проведении педагогической диагностики;
  • насколько выявленные проблемы, уровень удовлетворенности педагогов учебно-воспитательным процессом в школе и результаты мониторинга в конкретной школе схожи с общероссийскими. 
По итогам проведенной работы не только принимаются соответствующие административные и организаторские решения, но и разрабатывается план методической помощи классных руководителей, воспитателей. 

Критерии эффективности работы классрука для мониторинга

Система мониторинга деятельности классных руководителей опирается на таблицу критериев, согласно которым определяется успешность или неуспешность их работы. Деятельность педагога оценивают в соответствии с уровнями эффективности. Для этого заместитель директора по ВР заполняет бланк результативности и вносит в него оценки согласно шкале: высокий уровень — 3 балла, средний — 2, низкий — 1. Затем подводятся итоги эффективности по сумме баллов из таблицы: низкий — 23-32 балла, ниже среднего — 33-41, средний — 42-50, выше среднего — 51-59 и высокий уровень эффективности до 69 баллов. 
В целом педагогический мониторинг работы классного руководителя подразумевает оценку:
  1. Процессов ежедневного контроля — успеваемости и посещаемости детей, индивидуализированного процесса учения, дисциплинированности учащихся, качества взаимодействия с родителями и внешкольными организациями.
  2. Показателей эффективности общешкольной работы согласно мониторинговой карты — качественная и предметная успеваемость школьников (насколько дети усваивают обязательный минимум), качество обучения, число учеников-медалистов, одаренных и талантливых детей, участвующих в различных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, занятость в спортивных секциях и различных кружках, количество выпускников, поступивших в вузы.  
  3. Результатов деятельности классного коллектива — дисциплинированность, трудолюбие, общественная активность детей, бережливость (бережное отношение к оснащению и оформлению кабинетов), уровень воспитанности, культурного и нравственного развития. 
  4. Результатов деятельности классрука — место класса в общешкольном рейтинге, уровень социального развития учащихся, состояние их здоровья, эмоциональный и психологический микроклимат в коллективе класса, активность ученического самоуправления. 

Критерии мониторинга деятельности классрука 
Критерии Методы оценки
Самооценка профессиональной позиции классрука, эффективности воспитательной работы, степени решения воспитательный задач Анкетирование классного руководителя
Организация воспитательной деятельности, число и перечень внеклассных мероприятий, участие детей в соревнованиях, конкурсах и олимпиадах при содействии классрука Отчет классрука, анкетирование учащихся, анализ посещения и проведения мероприятия
Взаимодействие с социально-психологической службой, коллегами, совместные беседы, собрания, педсоветы Отчет классрука и специалистов социально- психологической службы, посещение уроков учителей-предметников
Взаимодействие с родителями в форме бесед, индивидуальной работы, посещений на дому, родительских собраний, рейдов.  Протоколы родительских собраний и рейдов в семьи, анкетирование родителей
Методическая деятельность — наличие собственных методических разработок, профессионального роста, участие в работе МО Анализ методической деятельности и ее достижений
Внеурочная деятельность детей — пропаганда ЗОЖ, профилактика правонарушений, стимулирование работы системы самоуправления Анализ листа занятости учащихся, анкетирование, статистические данные о числе учеников на специальном учете
Организация ученического самоуправления в классе, участие учеников в общешкольных мероприятиях, субботниках, конкурсах.  «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожков, методика О.В.Лишина «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллективов» 
Условия для самореализации личности — психологический климат в коллективе, степень  вовлеченности учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность, взаимоотношения классрука с учащимися и родителями  Анкетирование родителей и детей, статистика успеваемости и числа одаренных учеников
Уровень воспитанности учеников в классе — психологический микроклимат, система взаимоотношений в контексте культурно-духовных и социальных норм, наличие элементов гражданско-патриотического сознания «Диагностика проявления формирующейся гражданской зрелости» М.И.Шилова.
Удовлетворенность учащихся и родителей школьной жизнедеятельностью, результатами обучения и воспитания Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», анкетирование родителей 

Результаты мониторинга деятельности классного руководителя

Итоги оценочных процедур методисты рекомендуют подводить в трех плоскостях:
  • социальной — создание критериев и способов оценки эффективности работы классного руководителя, общих нормативных представлений о его деятельности;
  • научной — критерии эффективности могут быть уточнены и дополнены, как и способы оценки воспитательной деятельности педагога;
  • методико-технологической — формируется пакет методических рекомендаций не только для классрука, но и для замдиректора по ВР. 
Опыт проведения мониторинга деятельности классного руководителя позволяет сформировать модель эффективной воспитательной работы педагога:
  1. Воспитательный процесс планируется в долгосрочной перспективе в стратегической устремленности.
  2. Деятельность классного руководителя направлена на всестороннее развитие детей.
  3. Воспитательное взаимодействие с коллегами, специалистами и родителями.
  4. Индивидуальность учащихся ставится во главу угла при ориентировании воспитательного процесса.
  5. В своей работе классрук использует диагностическую оснащенность. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.