2 651 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Закупки в образовательных организациях

  • 18 января 2019
  • 64

Как отмечают специалисты, универсальной системы менеджмента закупок нет, но это нельзя трактовать как отказ от поиска новых, усовершенствованных форм управления закупками (УЗ) и взятия технологий и методик из иных областей (смежных). В основе мероприятий лежат определенные взаимосвязанные принципы: результативности и открытости, профессионализма и, конечно, практичности.

О закупках в образовательной среде

Базовое направление этой деятельности – социальная ориентация. Ее отчасти характеризуют образовательный уровень и направленность конкретной организации. Закупки в школе и детских садах должны развивать их инфраструктуру, обеспечивать максимально безопасное и удобное нахождение воспитанников в стенах УО.

для руководителей ОО

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Закупка ремонтных работ: пошаговая инструкция

2. Как не ошибиться при госзакупках по Закону № 44-ФЗ

Безусловно, проблема нуждалась в строгой юридической базе, что могла бы структурировать закупочный подход, четко обозначить критерии и т.д. И таковая появилась в виде документа 2014 года – речь идет о Федеральном законе, который описывает контрактную систему в сфере закупок.  Система, которую он регулирует, привнесла серьезные коррективы в уже сложившуюся закупочную структуру. Пересматривались и отдельные аспекты, и устоявшиеся управленческие моменты.

Как и прочие системы, образовательная сфера имеет свои фундаментальные основы:

  • социальная детерминация (нацелена на удовлетворение нужд и запросов общества);
  • гуманизация управленческой деятельности (в основе ее – человек, максимальное внимание направлено на него, а не «руководство ради руководства»);
  • аналитического плана прогнозирование;
  • научный и компетентностный подход менеджмента;
  • деловая инициатива;
  • обратная связь;
  • информационная открытость;
  • перспектива деятельности;
  • мотивация и стимулирование работников;
  • рациональность с точки зрения финансово-экономического подхода.

Возвращаясь к принципу социальной детерминации, стоит отметить, что руководитель УО должен четко оценивать задачи, выставленные перед современным образованием. Под принципом же научности и компетентности образовательного менеджмента понимается следующее: педработники-управленцы должны владеть педагогико-психологической базой, а еще и основами менеджмента в своей сфере. И закупки в УО, входящие в эту категорию, зависимы от такого компетентностного потенциала у управленцев.


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

О принципе профессионализма госзаказчиков

Чтобы УО смогло удовлетворить свои запросы, ему нужно задействовать разнообразные методы отбора поставщика. И эта работа должна обеспечить здоровую конкуренцию, а также отвечать критериям прозрачности и открытости закупок.

Базовые методы выбора поставщиков:

  1. открытый конкурс (закрытый проводят крайне редко с серьезным обоснованием);
  2. электронного типа аукцион;
  3. запрос котировок;
  4. закупки у единственного поставщика.

Каждая структура преследует ведущую цель – рациональный расход денсредств, выделенных из бюджета. Все же образовательная сфера не только важный экономический пункт соцразвития. Потому внимание контролирующих органов всегда пристально направлено на анализ материального обеспечения образования. И не сами по себе контролирующие структуры занимаются этим анализом: в их лице деятельность осуществляется государственным звеном и в целом обществом.

В то же время профессионализм заказчиков объясняется и их гибкостью относительно новых знаний. Например, при закупках высокотехнологичного современного оборудования, а также продукции, связанной с инновациями, возникает запрос на усовершенствованные управленческие механизмы. Закупки в образовательной организации зависимы и от ее вида деятельности, и от направленности, и от поставленных целей. Акцент сегодня делается на централизации закупок.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО (программа профессиональной переподготовки, 520 часов). За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Факторы влияния

Управление в образовательной сфере обеспечивают давно выявленные факторы. Это, в свою очередь, позволяет вычленить моменты, воздействующие на развитие менеджмента в закупочной деятельности.

Общие факторы:

  • Внешние. Они заключены в условиях, которые диктует НТП, а также социально-экономический статус общества, корректировки в требованиях к образовательной сфере, развитие управленческой теории и т.д.
  • Внутренние. Это, прежде всего, изменение самой парадигмы образования. В конкретном УО развивается социально-педагогическая система, повышаются список требований к управленцам и т.д.

Процесс управления проходит под действием интеграции: теперь эффективный образовательный менеджер должен выполнять и социальные функции, и юридические, и экономические, и административные. И все это – в тесной связи. И лишь при успешной интеграции можно говорить об оптимальном подходе к координации закупок УО.

Закономерности закупочного управления

Эффективный расход средств бюджета – одно из базовых требований к закупочной системе.

Ему свойственны такие закономерности:

  • закономерности в области социального менеджмента;
  • объективность, не зависящая от управленческого уровня;
  • частные закономерности, в них выражаются специфические отличия конкретного уровня УЗ;
  • общие закономерности менеджмента, которые не может игнорировать конкретное УО;
  • эффективность, зависящая от интеграции руководящей/руководимой подсистем.

Невозможно в вопросе закупок уйти от принципов менеджмента в среде образования. Это значит, что возникает запрос на новый подход к менеджмент-деятельности тех лиц, что осуществляют закупочный процесс.

Недостатки предыдущего законодательства

В ранее принятом ФЗ, регулирующем  размещение заказов на поставку товаров, выявлены довольно серьезные проблемы. Так, отмечено, что правовые рамки оказались необоснованно узкими. Недостаточное внимание в ФЗ уделяется формам и способам общественного регулирования закупок. Организованность самого госконтракта в не меньшей мере требовала корректив и правок.

Наконец, возникло ощущение недопустимо низких показателей информационной открытости, что в контексте современной информатизации общества выглядит серьезным упущением. Отмечена и невысокая мотивация самого госзаказчика к достижению максимально удачных результатов УЗ. Все эти выявленные недостатки изменили требования к закупочной деятельности. Специалист по закупкам в школе и саду сегодня должен быть профессиональным и компетентным.

Госзаказчики

В статусе государственных (муниципальных) заказчиков, правомочных подписывать контракты от имени государства, его субъектов либо муниципальных УО, могут выступать лишь бюджетные организации, которые законодательство причисляет к казенным УО.

Внимание! Будучи в статусе заказчика, размещение заказов бюджетные организации могут осуществлять либо самостоятельно, либо через уполномоченные органы, либо же прибегая к помощи специализированных структур. Как именно размещать заказ, решает сам госзаказчик. Рассмотрим это на примере конкурса.

Конкурс

Положение образовательной организации о закупках может предполагать конкурсный способ размещения заказа. Он трактуется как торги, победу в которых одерживает лицо, предлагающие оптимальные условия исполнения контрактных обязательств. Он будет первым участником конкурса.

Конкурсы проходят в открытой и закрытой формах. Второй случай допустим только при размещении заказа на поставку продукции, интерпретируемой как гостайна. Все прочие заказы выставляются на конкурс открытого типа.

                                     Алгоритм конкурсных закупок

Комиссия

С ее организации начинается процесс, решение должно быть принято заказчиком еще до публикации  (или до выкладки в интернет-источниках) заказов извещения и проводимом конкурсе.  В представительстве комиссии не больше пяти лиц, обязательно выбирается  председатель. Право руководителя вводить в комиссию, прежде всего, тех сотрудников, что прошли профпереподготовку или повысили свою  квалификацию в УЗ.

Проведение

В праве заказчика требовать финансовое обеспечение заявки, оно равно 5% от  стартовой контрактной цены. Если оно фиксируется, то касается всех участников конкурса.

Качество контрактного исполнения

Как может выглядеть:

-  в виде банковской гарантии без отзыва;

- как договор поручительства;

- в виде денсредств и в депозитарной форме тоже.

Способ контрактных гарантий определяет участник конкурса сам. Но в случае победы в нем представителя бюджетной организации, контрактное обеспечение не выставляется в требования.

Извещение

 

Госзаказчик обязуется на специальном сайте с размещением заказов выложить извещение о  проводимом конкурсе, и выполняется это не менее чем за тридцать дней до момента вскрытия заявочных конвертов. Саботаж сроков чреват административным штрафом для госзаказчика.

Основные сведения

Их госзаказчик указывает в извещении о проведении.

К  ним относят:

  • форму проведения торгов;
  • всю нужную контактную информацию о госзаказчике;
  • наименование товара + численное значение поставляемого товара;
  • место его назначения;
  • стартовую контрактную цену;
  • сроки/ место/ регламент представления документации;
  • всю информацию касательно вскрытия конвертов;
  • преимущественный перечень относительно производителей товаров.

Документация

В  ней зафиксированы все требования, выдвигаемые госзаказчиком к технической оценке продукции, к условиям безопасности, к определенным потребительским характеристикам.  В документации недопустимы требования, адресованные производителю, его деловому имиджу.

 

Зафиксируйте важный нюанс: если в процессе анализа заявок ни один из участников не получил допуска к конкурсу, или же участник всего один, конкурс будет считаться несостоявшимся.

Как отбирают заявки

План закупок в школе составляет специальная комиссия, и когда дело доходит до самого конкурса, она же работает над отбором заявок. Основным определяющим фактором этого отбора является ценовое предложение участника. Но это не единственный момент, на который обращает внимание комиссия.

Среди иных критериев:

  • потребительская товарная характеристика;
  • расходы, сопряженные с использованием товара;
  • расходы, предполагаемые на его сервис;
  • поставочные сроки
  • гарантийные сроки;
  • описание объемов предоставления этих гарантий качества.

Пользуясь результатами заявочной оценки, комиссия помечает заявки порядковыми номерами. Они присваиваются по убыванию: то есть по мере снижения степени оптимальности контрактных условий. Заявка с наилучшими условиями лидирует.

Если же в ряде заявок условия можно оценить как равные, то наименьший порядковый номер числится за заявкой, пришедшей ранее прочих с аналогичными условиями.

Побеждает в конкурсе тот, кто предложил оптимальные условия исполнения, идущий под первым номером. После с победителем госзаказчик подписывает муниципальный (или же государственный ) контракт. Госзаказчик в лице бюджетного УО, не находящегося в статусе казенного, подписывает гражданско-правовой договор на дальнейшую поставку товаров. Госзаказчик не вправе отказаться от подписания контракта. Но и этот момент предусматривает исключения.

Исключения

Положение о закупках в школе имеет четкие предписания с упоминанием возможных форсмажорных ситуаций.

Например, отказаться от контрактного подписания госзаказчик вправе, если:

  • победитель признан банкротом или пребывает в состоянии ликвидации;
  • деятельность победителя контролирующие органы приостановили в административном порядке;
  • участник написал в заявке сведения, не соответствующие действительности (умышленно);
  • имущество участника арестовал суд;
  • у победителя зафиксирована налоговая задолженность.

Сегодня согласно законодательству регламентируется единый порядок размещения заказов, что помогает, в свою очередь, обеспечить единство экономического пространства в государстве, а также эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств. Это позволяет расширить возможности участвующих, развивать здоровую конкуренцию, организовывать гласность и прозрачность заказоразмещения, предотвратить коррупционные механизмы.

Закупка у единственного поставщика

Положение о закупках 44-ФЗ школа считается законодательным актом, что предписывает УЗ. О ЗЕП (закупки у единственного поставщика) имеется законодательная, строгая информация. Она говорит о том, что ряд организаций, среди коих образовательные, может подписывать контракты ЗЕП на сумму, не выходящую за пределы четыреста тысяч рублей.

Регламентирует закон и закупку продуктов питания. Так, на сегодняшний день образовательные организации вправе закупать услуги общепита, а также продукты конкурсным путем, количество участников в конкурсе ограничено. Такие условия выставляются процедурам с НМКЦ  до 500 тысяч рублей.

Альтернативой конкурсу может выступить аукцион, запрос котировок. При товарной закупке госзаказчик должен учитывать и законодательные акты, в которых указан список иностранных товаров с наложенными ограничениями.

Что такое национальный режим в УЗ

Нацрежим предполагает установление запретов и ограничительных мер к допуску закупки товаров иностранного происхождения, а также он регламентируют преференции относительно роспроизводителя. Ограничения допуска относятся к медпродукции, пищевой сфере, фармпродукции и радиоэлектронике.

Запреты вводились относительно:

  • товаров деревообработки и мебельного производства;
  • товаров машиностроительной отрасти;
  • программного обеспечения (ПО);
  • товаров из сферы легпрома.

ПО, находящееся в определенном реестре, приобретать разрешено только у отечественного производителя.

Обоснование закупки

Положение о закупках в школе предполагает и наличие обоснования. Вся информация о нем расписана в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 под No 555. И этот момент традиционно вызывает риторику.

Рассмотрим на примере. Если вы приобретаете компьютерные средства в школу, то следует указать, согласно какой конкретно муниципальной программе проводится эта закупка. Так, обоснованием может быть следующее: «Повышение информационно-компьютерной грамотности у учащихся лицейских классов». Обоснование закупки может трактоваться полностью как потребность учреждения. В таком случае следует отметить, что товар необходим для полноценного функционирования государственного заказчика.

О котировках и графике

Данный метод позволяет осуществить конкурентную закупку быстро, не затрачивая силы на подготовку большого количества закупочной документации. Он правомочен для заказчика, если предельная цена контракта не выше полумиллиона рублей. Но, учтите, годовой закупочный объем не может составить свыше ста миллионов рублей.

Но если заказчик избрал иной способ, конкурс или аукцион, он все равно должен составить план-график закупок: с идентификационным кодом, целевым описанием, точным наименованием закупки, объемом финансового обеспечения, сроках осуществления закупок и обоснованием. Таблицу плана заполняет специалист по закупкам в УО.

Анализ закупок

Для того чтобы законодательство, регламентирующее закупки, совершенствовалось, специалисты проводят анализ сложившейся системы. Ведутся исследования на примере школ и садов, которые помогают оценить эффективность законодательных нововведений.

Относительно каждой закупки исследователи оценивали:

• конкурентные показатели исполнителей;

• итог закупки – состоялась ли она, есть ли победитель и заключенный договор;

• экономия денсредств (сравнивается стартовая максимальная контрактная цена и цена итоговая).

Анализируя УЗ на примере нескольких десятков образовательных организаций, исследователи пришли к выводу, что наиболее востребованными способами закупки можно назвать ЗЕП и запрос котировок. Авторы работы пришли к выводу, что обновленное законодательство не показало существенной разницы в эффективности использования, но, при этом, условная экономия денежных средств зафиксирована. И это свидетельствует об обосновании перехода школ, садов и иных УО на корпоративные закупки образовательной организации.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.