-15% при подписке в феврале Получить скидку>>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Трудовое воспитание школьников

  • 18 января 2019
  • 36

Образовательный план руководства страны нацелен на то, чтобы подрастающее поколение превосходило своих родителей в большинстве аспектов жизнедеятельности. Учитывается не только нравственная и социальная подготовка молодежи, но и трудовое воспитание школьников. Согласно плану Министерства образования, готовые к труду молодые специалисты способны достичь больших высот, поэтому принято решение начинать их адаптацию к взрослой жизни еще в школьном и дошкольном возрасте.

Естественно, основная часть подготовки выпадает на подростков, для которых образовательный процесс уже является частью адаптации к взрослой жизни, но без внимания не остались и ученики младших классов. Трудовое воспитание младших классов является лишь ознакомительным, но отыгрывает немаловажную роль в становлении будущего специалиста и выбора профессии всей жизни.

для руководителей ОО

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Создание трудового отряда старшеклассников

2. Как оценить качество внеурочных занятий по новым требованиям ФГОС

Особенности трудового воспитания школьников

Если речь заходит о старших классах, то есть подростков 14–15 лет и старше, то смело можно сказать, что общее трудовое образование делиться на три основные категории:

  • обучение;
  • готовность;
  • воспитание.

Все эти направления критически важны, ведь помогают молодежи полностью осознать всю важность конкретной профессии. Задачи трудового воспитания школьников ни в коем образом не соприкасаются с практическими умениями, хотя при должной организационной подготовке и выполнение несложных рабочих процессов возможно. В зависимости от возможностей администрации, уровня аккредитации и связей с общественностью организатора и содействии родителей школьников появляется возможность создать максимально правдоподобные условия для выполнения практических заданий.

Исходя из перечисленных выше категорий, система трудового воспитания школьников ничем не отличается от общеобразовательных занятий, а задачи предельно ясны как руководителю, так и самим школьникам.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ГОТОВНОСТЬ К ТРУДУ

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Высокое качество уроков труда

Трудолюбие

Формирование социально ценного жизненного опыта

Активное овладение трудовыми умениями

Потребность в труде

Регулярность трудовых дел и поручений

Применение конструирования, моделирования, обучение навыкам рационализации

Творческое отношение к труду

Самостоятельность и инициатива в трудо­вых делах

Бригадное ученичество, коллективные задания

Умение трудиться сообща

Система разнообразных дел коллектива

Показ образцов выполняемого труда

Стремление выполнять работу качественно

Включение учащихся в соревнование, воспитание добросовестности

Требовательность педагога и класса к труду каждого

Нетерпимое отношение к бесхозяйственности, лени и др.

Воспитание ответственности за свой труд и труд коллектива

Опора на межпредметные связи

Умение применять теорию на практике

Осмысление социальных явлений с позиции науки, идеологии, морали

Предупреждение типичных ошибок на занятиях и умение их исправить

Умение преодолевать трудности в труде

Умение преодолевать жизненные трудности, формирование воли

Обучение школьников навыкам самоконтроля проделанной работы

Объективная самооценка труда и правильности избранной профессии

Формирование самосознания, самокритичности

Взаимооценка, самооценка и оценка учения, требовательность педагога на этой основе

Требовательность к своему и чужому труду

Система ответственных взаимосвязей в коллективе

Знакомство с образцами профессионального мастерства

Эстетическое отношение к труду

Эстетическое образование и деятельность школы

Рекомендации по самотренировкам. Смотры, конкурсы профессионального мастерства

Потребность в трудовом самосовершенствовании

Психологическая и практическая подготовка к самовоспитанию

Воспитание учебной дисциплины и культуры труда

Хозяйственность, деловитость

Воспитание бережливости

Как видите, каждая форма имеет собственные преимущества и позволяет максимально быстро подготовиться специалистов к профильному обучению еще на школьной скамье. Следует сказать, что для самих педагогов подобное направление учебы является немного обременительным, ведь назвать практическое занятие по изучению профессии простым никак нельзя.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО (программа повышения квалификации, 72 часа). За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Организация трудового воспитания

За трудовое воспитание младших школьников отвечает классный руководитель. Заручившись поддержкой родителей или родительского комитета, организовываются экскурсии или приглашаются гости разных профессий. Это дает возможность ребенку не только понять суть профессии, но и задать интересующие вопросы, а иногда и попробовать себя в роли специалиста. Несмотря на то, что мероприятия по трудовому воспитанию школьников существовали еще во времена СССР, сейчас их форма и правила проведения существенно изменились, хотя цели и задачи остались прежними.

От практических занятий на каникулах, современные дети перешли на более лояльные и гибкие требования к обучению, что имеет как преимущества, так и недостатки. Несколько десятилетий назад более популярным видом трудовой деятельности школьников была практическая работа на полях и производствах, сейчас же практически все перешло в формат «расскажи и покажи» по примеру стран ЕС и Америки.

К трудовому обучению учеников младшей возрастной группы относят:

  • Информационные занятия. Проводятся в формате лекций с возможностью общения выступающего и воспитанников. Могут проводится полноценные собрания в актовых залах и на школьном стадионе, где в роли аудитории выступают ученики разных классов и различных возрастных групп.
  • Уроки рисования и труда. Создание поделок и аппликаций также приучает ребенка к труду и дисциплине. Обучение обращаться с ножницами, клеем и прочими приспособлениями может стать полезным не только в общем развитии, но и в будущей профессии.
  • Экскурсии. Организация наглядных уроков на выезде. Создание оптимальных условий для малыша на производствах, экскурсии и рассказы сотрудников о конкретной профессии для малышей.
  • Субботники. Уборка рабочего места, очистка школы от листвы в осенний период позволяет закалить ребенка и приучить его к трудовой дисциплине. Фактически, субботники проводятся далеко не во всех школах. Согласно законодательству, принудительно вывести детей на уборку школьной или вверенной территории нельзя, поэтому подобные мероприятия согласовываются с родительским комитетом и администрацией города заранее.

Цели и задачи трудового воспитания школьников старшего возраста значительно отличаются. За организацию их трудового воспитания по-прежнему отвечает педагог, правда теперь это или школьный организатор или администрация. Имеет место организация практических занятий, особенно в школах с профильным образованием, в лицеях или гимназиях. Например, педагогический уклон позволяет старшеклассникам пробовать себя в роли учителя, проводя и подготавливая занятия для младших классов. Под чутким наблюдением действующего педагога проводятся пятиминутки или полноценные уроки. Следует понимать, что ученики школы это не практиканты вузов, поэтому результаты их работы не оцениваются. Обучение проводится в первую очередь для осознания и понимания профессии.

Трудовое воспитание школьников на мероприятиях разного типа бывает разных видов. Сегодня выделяются следующие виды организации труда, разрешенные ФГОС:

  1. Индивидуальные поручения.
  2. Постоянные и временные организации по трудовой деятельности.
  3. Поддержка трудовых обычаев согласно уставу школы.
  4. Организация производственного кооператива.

Содержание трудового воспитания школьников при каждом из возможных видов не имеет значения (если она не перечит действующему законодательству РФ). Для детей возможны различные поощрения, в том числе и денежные, если родители не против подобной деятельности. Самостоятельные работы на уроке труда или внеклассное трудовое воспитание позволяет организовать ребенка, приучить его к порядке и трудолюбию.

Программа трудового воспитания школьников с физическими особенностями

Школы-интернаты или классы для детей с инвалидностью существуют на территории всей Российской Федерации. Эти дети относятся к группе риска, ведь для них во взрослой жизни найти достойную работу будет максимально сложно. Фактически, государство относится к подготовке детей с физическими особенностями довольно серьезно, поэтому и программа трудового воспитания школьников из группы риска прописывается исходя из особенностей их физического здоровья.

Как пример, можно взять полноценную программу одной из школ на 2017–2018 учебный год, для детей с нарушением слуха.

Календарно-тематический план трудового воспитания школьников (для детей с нарушением слуха)

п/п

Тема занятия и форма проведения

Колич.

часов

Календ.

сроки

Учебный материал

Речевой материал

I четверть

1

«Наш чистый дом»

(занятие – общение)

1

04.09

Трудовое воспитание. Разработки занятий. Жукова Р.А., стр. 27

Летом полол(а) грядки, поливал(а), ухаживал(а) за домашними животными.

2

«Я работаю дома»

(рисование)

1

11.09

стр. 30

Я буду рисовать… я нарисовал(а) …

3

«О вреде пыли для здоровья человека»

(информационная беседа)

1

18.09

Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе- АО «Мэрил»: 2004.

Стр. 14.

Пыль оседает; человек вдыхает; вредно для здоровья; яд – диоксин.

4

«Сбор семян цветов»

(занятие – практикум)

1

25.09

Журнал «Приусадебный участок», №9, рубрика «Садовые цветы».

Я собираю семена цветов: бархатцев, люпинов.

5

«Правила работы с инвентарем».

(инструктаж)

1

02.10

Журнал для проведения инструктажа.

Грабли; осторожно, опасно, техника безопасности.

 

6

«Уборка опавших листьев» (трудовой десант

2

09.10

16.10

Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе- АО «Мэрил»: 2004.

Я сгребаю опавшие листья.

8

«Трудолюбие – важное качество гражданина»

(информационная беседа)

1

23.10

Использование рисунков

«Я работаю дома»

Каждый член семьи (мама, папа, сын, дочь) выполняет свою работу по дому.

II четверть

1

«Уход за комнатными растениями» (занятие – практикум)

1

13.11

Комнатные растения: мини – энциклопедия: перевод с итал.-М.: АСТ: Астрель, 2006. Стр.7-10

Вода – основа жизни растений; температура 28 – 20 градусов; поливать умеренно; питательные вещества, грунт.

2

«Что такое интерьер и его создание»

(творческая беседа)

1

20.11

Комнатные растения: мини – энциклопедия: перевод с итал.-М.: АСТ: Астрель, 2006.Стр. 73-78

Гостиная; интерьер - это художественно оформленное помещение здания; освещение; размещение растений.

3

«Интерьер моей квартиры» (рисование)

1

27.11

Иллюстрации из книги Комнатные растения: мини – энциклопедия: перевод с итал.-М.: АСТ: Астрель, 2006. Стр.73.

Интерьер моей спальни (гостиной, прихожей, кухни).

4

«Домашний уют своими руками» (творческая мастерская)

1

04.12

Энциклопедия семейных торжеств. Эксмо, Москва, 2008.

268 -282

Гирлянды, ёлочка из соломы, ваты, бумаги; снежинка; подставка под свечи.

5

«Новогодние фантазии»

(мастерская Деда Мороза)

1

11.12

Стр.268 -282

Новогодняя шишка, домик, снеговик, символ года – сине-зелёная лошадь.

6

«Пословицы, поговорки о труде и их понимание»

(классическое занятие)

1

18.12

«Пословицы и поговорки русского народа» под редакцией Даля, стр. 81

Не игла шьёт, а руки. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Где хотение – там умение.

7

«Труд работников школы»

(беседа)

1

25.12

Презентация «Они о вас заботятся»

Повар – варит, готовит.

Дворник – подметает, убирает.

Вахтёр – охраняет. Помощник воспитателя.

III четверть

1

«Люблю – не люблю» (анкетирование)

1

15.01

Анкета

Я люблю помогать маме готовить, я не люблю полоть грядки; лёгкий(тяжёлый труд).

2

«Как правильно стирать личные вещи».

(деловая беседа)

1

22.01

Для вас, девочки!: Сборник /Сост. Т.И. Махалова (Девочкам младшего возраста), стр. 97.

Носовой платочек, носки, капроновый шарфик, варежки, перчатки.

3

«Я стираю»

(занятие – практикум)

1

29.01

Стр. 97 - -100

Не замачивай носовой платочек с носками – это не гигиенично.

4

«Моё поручение в классе, как я его выполняю»

(деловая беседа)

1

05.02

Классный уголок

«Мое поручение»

Я – цветовод, я должен ухаживать за цветами, во время их поливать. Я – хозяйственник, я должен следить за тем, чтобы в классе было проветрено.

5

«Поможем книге»

(ремонтная мастерская)

1

12.02

Журнал «Юный техник», рубрика «В помощь юному мастеру.

Скотч; клей ПВА; кисточки; обложки для учебников; обложка учебника как одежда человека.

6

«День защитника Отечества» (рисование)

1

19.02

Иллюстрации из интернета

Защитники Отечества, отвага, мужество, храбрость.

7

«Все ли у меня в порядке».

(рейд по проверке верхней одежды)

1

26.02

Презентация «Мой внешний вид».

Пуховик; куртка; шуба; замок; пуговицы.

8

«Международный женский день».

(творческое занятие)

1

05.03

Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала», стр.164.

Поздравительная открытка, цветы из бумаги, праздничная аппликация.

9

«Как ухаживать за обувью»

(практическое занятие)

1

12.03

Энциклопедия семейных торжеств, стр. 250.

Сапоги; кеды; кроссовки; туфли.

Мыть; чистить, просушивать.

10

«Как правильно стирать личные вещи».

(практическое занятие)

1

19.03

Сборник Т.И. Махалова «Для вас, девочки!»

Порошок; хозяйственное мыло; ополаскиватель для белья.

Стирать; полоскать; сушить; проглаживать утюгом.

IV четверть

1

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

(познавательная беседа)

1

02.04

Стенд по профориентации

Токарь, плотник, повар. швея, слесарь. Мне нравится профессия …

2

«За что награждают людей»

(информационная беседа)

1

09.04

Наглядный материал: грамоты, благодарственные письма, ордена, медали.

Портфолио, грамота за участие в …, диплом лауреата … конкурса.

3

«Пересадка комнатных растений».

(практическое занятие)

3

16.04

23.04

30.04

Комнатные растения: мини – энциклопедия: перевод с итал.-М.: АСТ: Астрель, 2006.

Дно кашпо выстелить дренирующим материалом; поместить растение в центр кашпо так. Чтобы корневая шейка совпала с поверхностью почвы; не заполняйте горшок до верха на 1 – 2 сантиметра; обильно полейте растение.

6

«Труд в огороде весной»

(беседа – общение)

1

07.05

Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе- АО «Мэрил»: 2004.

Вскапывание, посев семян, полив, грядка, лук – севок
рассада помидоров, перца.

7

Работа на территории школы

(занятие – практикум)

2

14.05

21.05

Журнал «Приусадебный участок», рубрика «Садовые цветы».

Будем сеять семена цветов.

Я копаю, вскопал землю на клумбе.

8

«Подготовка класса к ремонту»

«ремонтная мастерская»

1

28.05

Будем снимать шторы, сдавать учебники в библиотеку, убирать школьные принадлежности в шкаф.

Формы трудового воспитания школьников с ограниченным слухом различные, но результат максимально приближен к требуемому государством. Организация практических занятий для детей-инвалидов остается проблемой глобального масштаба, ведь стремление создать особые условия может навредить ребенку на эмоциональном уровне.

Профессиональная ориентация

Министерство образования поставило перед отечественными школами создать максимально подготовленных к работе членов общества. Презентация трудового воспитания школьников и их профессиональная ориентация организовывается администрацией учебного заведения, вузами и техникумами, что позволяет подросткам самостоятельно выбрать свою будущую профессию. Профориентация на первый взгляд проста и понятна для организаторов, но существует трудовое воспитание младших школьников, презентация для которых должна носить более мягкий характер.

Общая система профессиональной ориентации для старшей возрастной группы состоит из ряда подпунктов:

  1. Информирование. Важно не только рассказать о профессии и показать ее представителей. Дети старшей и младшей возрастной группы должны понять, какими качествами обязан обладать сотрудник, какой путь обучения и карьерного роста необходимо пройти, чтобы занять желаемую должность. Какие перспективы роста и социального статуса ждут представителей данной профессии.
  2. Консультация. По ходу информирования у детей могут возникнуть вопросы, на которые необходимо ответить. Желательно прямое общение с представителем профессии и рассказы, основанные на опыте работы.
  3. Отбор. Следует проинформировать детей о том, что далеко не каждый человек может заняться желаемую должность. Отбор сотрудников происходит еще на стадии поступления в учебное заведение, а после на предприятии или у работодателя. Отбор сотрудников — нормальная практика для любой профессии, поэтому подобные нюансы необходимо озвучивать, чтобы профессиональная ориентация принесла желаемый результат.
  4. Адаптация. Необходима при практических занятия. Адаптация будущего сотрудника должна учитывать наличие необходимого инструмента и оборудования, связь с коллегами и руководством. Данный пункт относиться больше к старшеклассникам, которые решили проверить свои силы на практических занятиях, организованных школой или другим учебным заведением.

Основная задача показать на практике школьникам все преимущества и недостатки профессии. Будь то вредное производство, необходимость в определенной физической подготовке или расположенности к одному или нескольким дисциплинарным предметам.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.