Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Организация педагогической практики в школе

  • 14 декабря 2018
  • 35

Педагогическая практика является обязательной для студентов получающих профильное образование. Несмотря на достаточно большую нагрузку для учеников, немало труда требуется и от администрации школы и ее штатных и приходящих сотрудников. 

В организацию педпрактики вовлечены ключевые работники ОО, поэтому отчет по педагогической практике в школе составляют:

  • директор заведения;
  • руководитель проекта;
  • уполномоченный педагог, за которым закреплен студент;
  • практикант.

Если последний составляет отчет в виде общих впечатлений и аналитики своей деятельности, то у администрации школы подобный документ более требовательный и может напрямую повлиять на оценку будущего педагога и его желание работать в данной сфере.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Важную информацию про организацию повышения квалификации педагогов читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:

- Как электронный портфолио поможет учителю аттестоваться и соответствовать требованиям профстандарта педагога?

 (экспертное мнение)

- Организация работы по непрерывному образованию педагогов

 (нормативно-правовое регулирование)

Кто организовывает педагогическую практику в школе

Индивидуальный план педагогической практики студента в школе составляет напрямую руководитель проекта и директор учебного заведения. В обязанности руководителя входит подготовить общую планограмму действий и объяснить студенту принципы предстоящей работы, правила составления отчета в период обучения. Директор школы обязан заниматься подготовкой и организацией учебного процесса.

Благодаря возможности закрепить студента за одним из действующих преподавателей в школе путем составления приказа или служебной записки на последнего, вся работа по организации практики распределяется между несколькими сотрудниками. Следовательно, отчет по педагогической практике для студента уже будет составлен сразу несколькими представителями профессии учителя:

  1. Групповой руководитель практики (в ВУЗе).
  2. Методист по предмету (в ВУЗе).
  3. Факультетский руководитель практики (в ВУЗе).
  4. Заведующий педагогической практиков (в ВУЗе).
  5. Директор или заместитель директора школы.
  6. Классный руководитель.
  7. Учитель-предметник.
  8. Организатор внеклассной и внешкольной работы.

Групповой руководитель практики:

  • совместно с администрацией школы распределяет студентов по классам, а с преподавателями по предмету – темы уроков и внеклассных занятий между практикантами;
  • помогает студентам совместно с преподавателями педагогики и психологии составить индивидуальный план на весь период практики, конкретизировать в соответствии с программой практики содержание учебных и внеклассных занятий, мероприятий по психолого-педагогическому изучению личности учащегося или коллектива класса;
  • утверждает индивидуальные планы работы практикантов и контролирует их выполнение ;
  • консультирует при подготовке к урокам и внеклассным занятиям по предмету;
  • присутствует на уроках студентов и дает им оценку;
  • своевременно информируете деканат и учебный отдел о ходе практики, случаях грубого нарушения трудовой дисциплины, невыполнении программы практики;
  • собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет отчет по итогам практики и представляет их факультетскому руководителю;
  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях, а также совещаниях, проводимых руководителем школы;
  • участвует в проведении зачета по практике с преподавателями педагогики и психологии, выставляет общую оценку.

Отвечает Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики, психологии и переводоведения СПбУТУиЭ, к. п. н.

Методист по предмету:

  • осуществляет целенаправленную подготовку студентов к прохождению педагогической практики;
  • осуществляет подбор учительских кадров по руководству практикой студентов;
  • осуществляет взаимодействие студентов с методистами школы;
  • принимает участие в организации данного этапа практики;
  • посещает и анализирует уроки студентов;
  • организует методические занятия учителями школ для студентов;
  • проводит консультации по оказанию помощи в подготовке к уроку и внеурочным занятиям;
  • анализирует и оценивает работу студентов, имеет право на корректирование оценки деятельности студента, выставленной школьными учителями, знакомит с новыми концепциями и направлениями в учебном процессе современной школы.

Преподаватель педагогики и психологии:

  • обеспечивает реализацию в процессе педагогической практики основных принципов и закономерностей педагогической науки;
  • принимает участие в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике, а также в совещаниях при администрации в начале и конце практики;
  • проводит консультации студентам по построению взаимоотношений с классом и учителями, помогает в решении сложных психологических проблем;
  • организует посещение практикантами внеклассных воспитательных мероприятий и их анализ;
  • планирует совместно с классным руководителем воспитательную работу практикантов с учащимися, консультирует и обеспечивает выполнение заданий;
  • обеспечивает проведение студентами воспитательной работы с учащимися: консультирует студентов при составлении воспитательной работы с классом, проверяет планы и конспекты уроков и воспитательных мероприятий, присутствует на внеклассных занятиях, проводит анализ и оценивает их;
  • оказывает помощь студентам в изучении индивидуальных особенностей учащихся; руководит работой студентов по изучению личности и коллектива учащихся и контролирует выполнение других заданий по педагогике и психологии, предусмотренных программой педагогической практики, принимает отчеты о выполнении заданий;
  • посещает и оценивает зачетные воспитательные мероприятия;
  • совместно с факультетским руководителем, с методистами кафедр, с работниками школ оценивает работу каждого практиканта;
  • составляет отчет об итогах педагогической практики и представляет его факультетскому руководителю и заведующей кафедры;
  • вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.

Факультетский руководитель практики:

  • обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по факультету, составляет общефакультетский план-график проведения практики;
  • проводит установочные и итоговые конференции, организует выставки по педагогической практике, организует подведение итогов практики по курсам;
  • контролирует работу групповых руководителей, методистов, администрации и учителей школы по руководству школы практикой;
  • выборочно посещает уроки и другие мероприятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;
  • составляет общефакультетский отчет об итогах практики, представляет его деканату и заведующему педагогической практикой.

Заведующий педагогической практикой:

  • обеспечивает четкую организацию, планирование практики и учет ее результатов по факультетам, составляет план-график проведения практик;
  • подбирает по согласованию с органами образования школы другие учебно-воспитательные учреждения в качестве баз для проведения педагогической практики;
  • готовит и проводит инструктивные и итоговые совещания преподавателей университета и школ, участвующих в педагогической практике;
  • участвует в проведении установочных и итоговых конференций на факультетах;
  • контролирует работу факультетских руководителей, методистов, администрации и учителей школ по руководству практикой, посещает уроки и другие виды занятий с
  • учащимися, проводимые студентами; принимает меры по устранению недостатков в организации практики;
  • контролирует документации на оплату лиц, привлекаемых к руководству педагогической практикой;
  • составляет общий отчет по педагогической практике и представляет его проректору по учебной работе;
  • обобщает учебно-методический опыт практики, вносит предложения по ее рационализации, участвует в работе кафедр по обсуждению вопросов педагогической практики студентов.

Директор школы или его заместитель:

  • создает условия для проведения практики в школе, определенные договором;
  • знакомит студентов со школой, режимом работы, с постановкой учебно-воспитательной работы, составом учителей, с документацией школы, ее учебно-материальной базой (кабинеты, мастерские, библиотека и др.), с работой педагогического совета методических объединений, родительского комитета, традициями и особенностями образовательного учреждения;
  • совместно с групповым руководителем распределяет студентов по классам;
  • проводит совещание по итогам практики.

Организатор внеклассной и внешкольной работы:

  • знакомит студентов с планом воспитательной работы школы, с работой детских организаций, органов самоуправления и др.;
  • помогает студентам в планировании и проведении массовых воспитательных мероприятий;
  • оказывает помощь классным руководителям в организации и проведении работы со студентами-практикантами.
  • посещает (выборочно) внеклассные мероприятия, проводимые практикантами, и участвует в их обсуждении;
  • участвует в совещаниях при директоре школы в начале и в конце педагогической практики.
Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО».

Кабинет информатики в школе

Учитель-предметник:

  • знакомит студентов с планом своей учебно-воспитательной работы, проводит открытые уроки и внеклассные занятия, организует их обсуждение;
  • совместно с руководителем практики намечает и распределяет между студентами темы уроков и внеклассных мероприятий по предмету;
  • консультирует студентов при подготовке их к проведению уроков, просматривает и утверждает планы-конспекты предстоящих уроков;
  • оказывает студентам помощь при подготовке уроков разного типа, проведении практических и лабораторных занятий;
  • привлекает практикантов к проведению кружковых и дополнительных занятий с учащимися, изготовлению наглядных пособий, проверке тетрадей;
  • участвует в анализе и оценке каждого данного студентами урока;
  • дает характеристику студентам и оценку их учебной работы.

Классный руководитель:

  • знакомит студентов с составом учащихся класса, с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей работы на предстоящую четверть, проводит открытые внеклассные воспитательные мероприятия с учащимися;
  • помогает студентам определить воспитательные задачи, подлежащие разрешению в ходе практики, и консультирует их при составлении плана воспитательной работы;
  • совместно с преподавателями педагогики и психологии утверждает воспитательный план и работу практиканта по изучению учащихся и составлению психолого-педагогической характеристики;
  • привлекает студентов к текущей воспитательной работе с классом;
  • присутствует на проводимых студентами на внеклассных воспитательных мероприятиях и участвует в их обсуждении и оценке;
  • дает характеристику студентам, оценку их воспитательной работы.

Отчетная документация по педагогической практике в школе

Содержание педагогической практики студента, на основе которой строится подготовка к приему на обучение представителей 4 и 5 курса вуза.

Основные виды деятельности и формы работы

Форма отчетности

Примерные сроки исполнения

I. Организационная работа

1

Участвовать в установочной и итоговой конференциях педагогической практики

А) обсуждение организационных вопросов;

Б) выступление на конференции с кратким анализом своей работы в школе и педпрактики

Установочная конференция - до начала практики;

Итоговая конференция - после проверки отчетов студентов.

2.

Педагогические совещания в течение всей практики

Краткие устные отчеты студентов о проделанной работе в течение недели; обсуждение «трудных» вопросов;

Рекомендуется проводить семинары на 30-40 минут по темам, определяемым самими студентами.

1 раз в неделю день избирается произвольно, можно использовать методические дни преподавателей и учителей.

3.

Составление индивидуального плана работы на основе планов учебно-воспитательной работы классного руководителя в закрепленном классе

Индивидуальный план прохождения

педагогической практики.

К концу 1-й недели

II. Учебная работа

1.

Посещение уроков учителей, главным образом, по своему предмету

Подробная запись уроков в специальной тетради и анализ в специальной тетради совместно с учителями и методистами

В течение 1 и 2-й недели практики

2.

Выбор тем будущих уроков, установление сроков проведения

Составление плана-сетки проведения уроков

К 5-6-му дню 1-й недели практики

3.

Подготовка и проведение уроков

А) подробная консультация методиста и учителя;

Б) составление планов-конспектов уроков, которые должны быть обязательно просмотрены и допущены методистом или учителем к проведению.

План-конспект должен быть готов за 2-3 дня до проводимого урока

Уроки должны быть даны во 2-4-х неделях.

4.

Взаимопосещение уроков

Групповой или индивидуальный анализ уроков с методистом, учителем, студентами

В течение 2-3-х недель. Посещаются все зачетные уроки.

5.

Внеклассная работа по предмету:

А) кружковая

Б) «недели», конкурсы и т. д.

В) индивидуальная работа с учеником по предмету

План-конспект занятий

В течение всей практики

Еженедельно

6.

Методическая работа по предмету:

А) консультация с методистом, учителями;

Б) участие в работе МО, семинаров и т. д.

в) самообразование

Вести записи в отдельной тетради;

Самостоятельно; если по заданию методиста, то устный отчет перед ним.

В течение всей практики

По приглашению

По расписанию школы

По индивидуальному плану

III. Воспитательная работа

1.

Ознакомление с планом работы классного руководителя в закрепленном классе и составление на его основе своего плана

План по схеме

В первые дни практики

2.

Знакомство с классом, обсуждение плана работы

Беседа с учащимися

В первые дни практики

3.

Посещение воспитательных мероприятий, классных часов

Подробная запись в дневнике, анализ их с методистом и классным руководителем

В течение первой недели

4.

Выбор одного ученика для наблюдения и индивидуальной работы; проведение методик для составления на него психолого-педагогической характеристики; проведение методик по изучению классного коллектива

Дневник наблюдений за учеником.

К концу первой недели выбирается ученик; наблюдение проводится в течение всего срока практики

5.

Определить тему, форму и сроки проведения одного зачетного воспитательного мероприятия с учетом запланированных классным руководителем, требований текущего момента (юбилея, красных дат и. т.д.) и собственных интересов

Консультация с классным руководителем и методистом

К 3-4-му дню первой недели, но не позднее

6.

Подготовка и проведение зачетного мероприятия

А) консультация

Б) составление плана

В) корректировка плана и составление подробного конспекта

План-конспект должен быть одобрен методистом или классным руководителем не позднее 2 дней до начала зачета

7.

Активное участие во всей воспитательной работе школы, класса. Проведение классных часов с тематическими сообщениями.

А) консультация

Б) планы

В) устный отчет методисту

С 1-й недели

С 1-й недели

8.

Проведение работы с родителями:

а) посещение 2-3 учащихся на дому с бесе-дой об их успеваемости, дисциплинирован-ности, индивидуальными рекомендациями (по совету классного руководителя и личных наблюдений);

б) участие в родительских собраниях, в индивидуальных беседах классного руководителя;

в) участие в родительском всеобуче (по плану классного руководителя).

Консультация с методистом и классным руководителем

План выступления перед родителями (если это разрешено методистом)

С 3-й недели

Со 2-3-й недели практики

9. Методическая работа:

а) посещение заседаний МО классных руководителей, городских МО;

б) консультация с методистом, классным руководителем;

в) самообразование

Записи в тетрадях.

Собеседования

Записи, конспекты рекомендуемой литературы, устный отчет.

По расписанию школы

В течение практики

Отчет по педагогической практике, исходя из проведенного урока специалистом (педагогом первой, а чаще, высшей категории) выглядит приблизительно так:

Время

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

3 мин.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

III. Объяснение новой темы.

IV. Закрепление.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Дополнительным преимуществом для студента, умеющих правильно составлять отчет педагогической практики будет право на создание собственного документа с анализом фрагментов посещенного урока. Характеристика студента педагогической практики учителем должна базироваться не на существующих знаниях, а на уровне его общей подготовки, скорости обучения практическим навыкам, полученным в ходе общения с действующим преподавателем.

Руководителю проекта, представителям администрации учебного заведения и учителям, на плечи которых выпала организация педагогической практики школы крайне важно показать и научить студента правильной расстановке приоритетов на основе анализа. Результатом совместной работы между действующими педагогами и практикантами могут стать  трудовые отношения, которые привлекут новых специалистов в стены вашей школы.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.