3 месяца бесплатно при подписке в январе ЗАБРАТЬ>>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Образец анализа урока музыки по ФГОС

  • 7 декабря 2018
  • 56

Особенности анализа урока музыки

Министерством образования не предусмотрена единая структура проведения анализа, хотя общая практика показывает, что в большинстве образовательных учреждений самоанализ урока музыки преподавателем проводится по единой схеме. Причиной тому единая утвержденная схема отчетности, но для педагога по призванию практически нет ограничений в формате и типе проводимого анализа. В открытом доступе существует лишь ряд незначительных наставлений от опытных преподавателей высших категорий, администрации учебных заведений и т.д. В целях самообразования следует рассмотреть, как проводится планирование и анализ урока музыки по рекомендациям учителей:

  1. Много — не значит хорошо. Занятие в средней и младшей школах длится 30–45 минут. Для младшей группы воспитанников рекомендовано проводить поэтапную работу по самоанализу. Как показала практика, результаты тестирования значительно выше, если проводить различные их формы три раза по пятнадцать минут, нежели за один полный урок.
  2. Анализ урока в начальной школе по музыке, как и в средней, требует от педагога предварительной подготовки. Любое занятие, на которое было запланирован самоанализ необходимо тщательно продумать и проработать, расставить цели, выбрать аудиторию и метод выполнения.
  3. Существует всего пара основных направлений анализа, которыми педагоги по музыкальной подготовке пользуются чаще всего. Темы: музыкальные инструменты или темповое развитие музыки, конечно легки для восприятия ребенка, но не стоит толкать всех под одну гребенку. В первую очередь, ваша задача как педагога, сформировать общую любовь и привязанность к музыке, поэтому не бойтесь экспериментировать и создавать собственные методики. Анализ урока музыки по ФГОС не ограничен темами, поэтому проявите себя как опытного педагога, это зачтется вам при повышении или подтверждении квалификации.

Работая с воспитанниками разных возрастных категорий, не стоит забывать и об их интересах. Проводя подготовку к занятию, подумайте, какая схема анализа урока музыки подойдет именно этой группе детей в большей форме. Это позволит вам получить лучший результат в процентном соотношении.

Кто занимается анализом урока музыки в начальной школе

Проводится анализ урока музыки в начальной школе по образцу, который утверждается или музыкальным руководителем или педагогом или администрацией школы. Задача анализа состоит в том, чтобы проверить, насколько цель конкретного урока соответствует общей цели музыкального воспитания детей. Исходя из этого, по ФГОС нет четкого перечня лиц, допущенных к проверке. На практике все подобные мероприятия проводятся всего тремя группами людей:

  • учителем музыки в школе, в целях самоанализа или проведения плановой проверки;
  • родителями, в виде открытого урока для посещения;
  • администрацией учебного заведения или представителями городских или районных властей.

Например, анализ урока музыки в 5 классе завучем проводится для оценки подготовки учеников среднего возраста. На уроках в начальной школе представители администрации бывают реже, чаще это занятия по самоанализу или открытые уроки для родителей.

Анализ урока музыки

Любой анализ, независимо от предмета, возраста учеников и квалификации педагога состоит из четырех основных пунктов:

  1. Содержание урока. То есть, этапы проведения урока, для выявления поставленной задачи и т.д.
  2. Задачи. Перечень задач, которые преследуются педагогом на данном этапе развития детей, согласно годовому плану.
  3. Методы подачи информации и проверки.
  4. Сам анализ, наблюдение или прочее.

Если проводится практический анализ урока музыки по ФГОС, пример его организации и проведения выглядит следующим образом:

План проведения анализа урока музыки для учеников начальной школы по теме: «Темповое развитие музыки»

Содержание

(этапы урока)

Задачи

Методы

Анализ, наблюдение, собственная оценка используемых методов и результатов урока

Организационный момент

Создать эмоциональное настроение

Вербальный, наглядный

Дети готовы к уроку музыки

Распевание. Разучивание попевки Д.Кабалевского «Карусель»

Актуализация представлений о музыкальных темпах через пение попевки

Наглядно-слуховой, опережающей настройки

Больше внимания при распевании уделять дыханию и дикции

Повторение пройденного материала в музыкальной игре «Угадайка»

Повторение ранее полученных знаний о тепме

Словесный, игровой

Ученики хорошо угадывали произведения музыкальной викторины, и отвечали на поставленные вопросы.

Слушание музыки Э.Григ «В пещере горного короля»

Формирование умения следить за темповым развитием музыки и отображать его с помощью пластического моделирования

Проблемно-поисковый метод, наглядный, объяснительно –иллюстративный,

Ученики внимательно слушали произведение, интересно рассказывали о своих впечатлениях от музыки

Видеофрагмент мультфильма на музыку Э.Грига «В пещере горного короля»

Зрительное представление о темповом развитии в музыке

Видеометод, беседа

Видеофрагмент более полно сформировал представление о темповом развитии в музыке

Минутка отдыха . Пение песни "Петь приятно и удобно" слова В. Степанова, музыка В. Кистеня с движениями

Смена деятельности

Применение творческой деятельности

Смена деятельности благоприятно повлияла на дальнейшую деятельность на уроке

Вокально-хоровая деятельность

Муз.М.Андреевой «Как под мельницей»

Закрепление представлений о темповом развитии в музыке в вокально-хоровой деятельности

Наглядно-слуховой, аналитический , метод импровизации

Ученикам предоставлена возможность дополнить пение жестами и танцевальными движениями, которые, на их взгляд, наиболее полно помогают передавать содержание попевки «Как под мельницей»

Освоение постепенного замедления и ускорения темпа на основе разучивания песни «Поезд» муз. М.Метлова, сл.Т Сикорской

Развитие вокальных умений и навыков

Аналитический, метод наблюдения за музыкой, метод игры

В процессе работы над песней организована подвижная игра, передающая движение и остановку поезда. Больше внимания следует уделять чистому интонированию мелодии

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщение и закрепление пройденного материала.

Метод обобщения и закрепления приобретённых знаний

Дети уходят с урока паровозиком под звуки песни «Поезд»

Приведенный выше анализ урока по музыке предполагает содействие преподавателя с учениками под надзором руководства. Иногда в роли проверяющего (методиста) может выступать иной преподаватель, завуч или представитель администрации школы.

Самоанализ урока музыки по ФГОС: образец

Зачем необходим самоанализ проводимых уроков — отдельная и важная тема для обсуждения. Ее нужно охватывать полностью, поэтому заострять внимание педагога сейчас на этом не стоит. Самоанализ урока музыки по ФГОС, образец которого мы сейчас рассмотрим, имеет классическую вариацию, с полноценной системой оценок, что позволит более точно оценить труды педагога и знания воспитанников определенной темы предмета.

1. Цель урока

2. Организация действий  учащихся по принятию деятельности  

3. Содержание учебного материала в соответствии с целевой установкой и методами обучения обеспечили

а) мотивацию деятельности  

б) сотрудничество учителя и ученика  

в) контроль и самоконтроль

4. Соответствие методов обучения:

а) содержанию учебного материала

б) целевой установке  

5. Формы познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество учащихся

б) включение каждого ученика в деятельность

6. Формы организации познавательной деятельности отражены в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала и целевой установкой  

7. Уровень достижения целевой  установки:

а) познавательный аспект

б) воспитательный аспект

в) развивающий аспект

Итого:

Коэффициент эффективности:

Такая форма проверки, как правило, проводится с учетом оценок (баллов), которые позволят в процентном соотношении определить уровень подготовки учеников, а следовательно и работу педагога. Система баллов здесь может быть произвольной, что существенно упрощает задачу оценки действий музыкального руководителя или учителя музыки. Анализ урока музыки по ФГОС, образец которого мы рассмотрели выше, может быть предъявлен руководству в качестве доказательной базы о подготовке учеников и благоприятном отношении между воспитанниками и педагогом.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.