3 месяца бесплатно при подписке в январе ЗАБРАТЬ>>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Использование информационных технологий в школе

  • 7 декабря 2018
  • 11

Поначалу информационные технологии в образовании применяли в США и нескольких европейских странах, что в корне изменило общую концепцию восприятия и вовлеченности детей в усвоение новых знаний. Со временем и Россия взяла с них пример и начала внедрять ИКТ в учебный процесс.

Основываясь на фактах и сухой статистике, страны с инновационными технологиями в обучении детей и взрослых значительно опережают в развитии прочие государства. Исходя из этого, информационные технологии в обучении стали применяться в некоторых учебных заведения РФ. Сегодня лишь небольшая часть общей программы развития воплотилась в жизнь. Удивить компьютерным классом современного ребенка невозможно, но стоит отметить, что информационные технологии в сфере образования подразумевают нечто большее, нежели возможность провести урок по работе за ПК.

Что собой представляет внедрение информационных технологий

Основываясь на результатах работы деятелей в сфере аналитики, психологии и педагогики можно смело заявить, что Российская Федерация в данный момент только начала осваивать современные технологии на государственном уровне. Внедрение в повседневную жизнь компьютеров, гаджетов и софта — небольшой, но значительный шаг в переходе в новую эру цифровых технологий.

В сфере образования пока наглядным примером развития является лишь создание электронной базы данных, сводные таблицы, электронные журналы и прочие чудеса современных технологий. В целом, использование информационных технологий в школе затрагивает следующие аспекты:

  1. Замена учебников на электронные книги или планшеты.
  2. Программированное обучение школьников под надзором учителя или без.
  3. Психолого-педагогическое тестирование.
  4. Использование информационных ресурсов (в интернете) для обучения или расширения собственного кругозора.
  5. Дистанционное обучение.
  6. Экспертные системы управления и надзора.

Говоря простым языком, внедрение и применение информационных технологий в образовательном процессе, ведении бухгалтерии, кадрового и классного учета — полноценная структура, состоящая из мелких условностей. Все, начиная от обеспечения школы интернет-соединением, до закупки оборудования или разработки программ для образовательного процесса является лишь частью  информационных технологий в современном учебном заведении.

Проблемы внедрения информационных технологий

Насколько сладкой кажется перспектива перехода государственной или частной школы на современные методы образования и учета, настолько же сложным оказывается этот процесс. Администрация школы и представители управленческой или исполнительной власти каждого региона и страны в целом отмечают следующие сложности в использовании информационно-коммуникационных технологий в образовании:

  1. Недостаток финансирования. Вопрос с внедрением современных технологий часто упирается в недостаток денежных средств на балансе школы. Зачастую покупка нового ПК уже огромное достижение для учебного заведения, а обеспечение школы собственной электронной базой данных, установка и поддержка защитных систем, покупка электронных книг, планшетов, переоборудование классов и обучение персонала стоит в сотни раз дороже. Естественно, правительство выделяет некоторые средства на внедрение и освоение новых информационных технологий в образовании. В 2019 году лишь пара процентов школ может похвастаться частичным переходом на современную систему обучения.
  2. Проблемы с обучением педагогов. Несмотря на новые разработки курсов для педагогов, представители старшего поколения довольно сложно воспринимают информацию, касающуюся сложных компьютерных систем. Если ведение банальной таблицы выполняется по причине своей простоты, то управление полноценной программой, частично заменяемой преподавателя, оказывается весьма сложным. Чтобы научить ребенка, правительству предстоит полностью обучить всему педагога, и это одна из основных проблем и сложностей.
  3. Невозможность реализации учебного процесса по новым стандартам в высших педагогических учебных заведениях. Невозможность быстро решить вопрос с полным внедрением технологий в процесс обучения, также обусловлено постоянным развитием подобных систем. Обучать молодых специалистов работе со сложными компьютерными системами можно только при условии внедрения его в обучающий процесс. То есть, пока внедрений в большинстве школ не будет, перерабатывать программу обучения молодых специалистов, как минимум бессмысленно. При этом, разработка нового порядка обучения трудоемкий и дорогостоящий процесс, который сам по себе может занять не один год.

На самом деле проблем достаточно много и перечислять их все можно до бесконечности, ведь даже маленькие камни преткновения порой выливаются в серьезную проблему. Безусловно, всю ответственность за невыполнение обязательств берет за себя руководство страны, но в то же время они и обеспечивают преподавателей уже обновленными знаниями, что и позволяет современному педагогу многократно упростить свою работу.

Правила и порядок внедрения информационных технологий

Чтобы процесс адаптации учителей, школьников и администрации школы к новым технологиям прошел максимально быстро и безболезненно, его следует правильно построить. Опытные специалисты по развитию бизнеса уже давно придумали методологию, которая имеет простое название OneMethodology. Она применима и к учебным заведениям, так как цель у бизнеса и школы, в данном вопросе, одна — оптимизация процессов.

Следует отметить, что в некоторых школьных учреждениях уже производятся работы по модернизации учебного процесса, причем проходят они весьма успешно. Школьники легко воспринимают новую информацию, при этом педагоги и представители администрации заведения смогли значительно сократить свои трудозатраты. Сравнительно с устаревшей системой управления и учета продуктивность каждого работника увеличилась минимум втрое, но об этом мы поговорим немного позже.

Сейчас же для большей ясности и полноты восприятия вопроса рассмотрим, как внедрять информационные образовательные технологии в школе, в реалиях современного мира и ограниченного финансирования учебного заведения:

Этап проекта

Цели этапа

Выполняемые работы

Рамки внедрения

Определение целей и рамок проекта

Определение функциональных целей:

- определение целей внедрения системы управления и преимуществ, которые получит СОШ в результате внедрения, предварительная оценка эффективности внедрения системы;

- определение и описание автоматизируемых бизнес-процессов и последовательности автоматизации;

- определение организационных рамок проекта (подразделения, которые будут участвовать в автоматизируемых процессах), формирование проектной группы СОШ и описание ее задач.

Разработка технологической архитектуры: 

архитектуры приложения,  конфигурации сети,

конфигурации оборудования.

Конвертация данных:

- определение перечня данных, которые должны быть в системе,

- определение формата ввода этих данных,

- определение возможности автоматической конвертации.

 

Интерфейсы с внешними программами:

- определение состава программ, с которыми будет производиться обмен данными,

- определение механизмов взаимодействия

Модель

Проектирование будущей системы и будущих бизнеспроцессов

Общий обзор и планирование:  описание текущего состояния- компании с ее бизнес-процессами и планирование мероприятий по моделированию будущих процессов, сбору и подготовке исходных данных.

Моделирование бизнес-процессов:

- описание процессов и согласование разработанных моделей,

- определение требований процессов к информационной системе.

Анализ недостающей функциональности:

- анализ соответствия приложений потребностям бизнеса,

- определение набора требований, которые необходимо реализовать с помощью дополнительной разработки либо вообще невозможно реализовать.

Планирование доработок ПО:  - составляется план разработки дополнительного программного обеспечения, оценивается объем и длительность этих работ, затраты;

анализ альтернативных вариантов

Конфигурирование

Выполнение пилотного проекта и развертывание системы

Обучение проектной группы: Обучение участников проектной команды СОШ функциям и процедурам информационной системы и базовым навыкам работы с ней.

Прогонка по системе (Solution Walk-trough): настройка пилотного проекта, тестирование на ограниченном массиве исходных данных СОШ.

Ввод исходных данных: ввод исходных данных по подразделениям компании согласно выбранным бизнес-процессам.

Конфигурирование программного обеспечения: развертывание информационной системы для всех пользователей.

Разработка пользовательской документации: формирование инструкций пользователей и описаний системы.

Формирование прав доступа: настройка прав доступа групп пользователей к информации и обеспечение безопасности данных системы

Интеграция: объединение модулей пилотного проекта с внешними программами, которые мы определили на этапе планирования

Запуск в эксплуатацию

Запуск системы в опытную эксплуатацию

Тестирование рабочей конфигурации: тестирование настроенной версии с введенными в нее данными и сравнение их с данными текущих систем.

Тренинг (обучение) конечных пользователей.

Настройка производительности системы и распределение задач по серверам.

Запуск системы в опытную эксплуатацию

Развитие

Оптимизация, совершенствование системы

Оценка работоспособности недостающей функциональности (Gap analysis workshop): оценка работоспособности доработанного функционала и соответствия достижению целей, поставленных перед проектом.

Оптимизация бизнес-процессов: изменение бизнес-процессов для обеспечения достижения поставленных целей.

Передача системы: передача ИС в промышленную эксплуатацию

По принципу информационной системы может быть построена любая модернизация и разработка ИТ в школе. Фактически, примером служит создание собственной базы, с уникальными программами, которые необходимы для использования в школах. Существуют информационные технологии в школе, примеры которых можно легко найти в общем доступе в интернете. Они связаны с обеспечением воспитанников современным оборудованием, персональным графиком работ педагога и прочим.

В обязанности администрации входит не только покупка необходимого оборудования, но и поиск специалиста, который сможет отладить систему и полноценно ее защитить. Как показывает мировая практика, полноценная и единая сеть в школьном учебном заведении состоит из многочисленных баз данных, которые включают личные и закрытые данные. Согласно конституции Российской Федерации, школа, как представитель, обязана защищать личную информацию о своих сотрудниках и учениках.

Информационные технологии для разных групп людей

Каждому педагогу следует понимать, что вовлечение информационных технологий в процесс обучения не прихоть, а необходимость. Проявление современных технологий в различных сферах процесса обучения интересно не только со стороны вовлеченности воспитанников, но и в качестве передачи информации, оповещения и прочего. Ярчайшим примером, в котором информационные образовательные технологии в школе используются учителем, школьником, администрацией и родителями, это общедоступная система «Дневник.Ру».

Представляет собой эта система полноценную базу данных, в которых участники зарегистрированных школ могут упростить процесс получения необходимой информации. Администрация выкладывает важную информацию через системы оповещения, которая важна для учеников, педагогов или родителей. Ученики, их родители или опекуны могут быстро проверить успеваемость, узнать о конкретном ребенке важную информацию и рекомендации специалиста, без посещения школы. Все процессы автоматизированы и отображаются для разных групп людей в реальном времени.

По данным системы «Дневник.Ру», программа помогла значительно сократить время, которое участники процесса затрачивали ранее. Отобразить время, потраченное на выполнение той или иной работы можно в просто таблице:

Пользователи системы

Виды работ

Кол-во времени отводимое на работу до внедрения системы «Дневник.Ру»

Кол-во времени, отводимое на работу после внедрения системы «Дневник.Ру»

Примечания

Администрация образовательного учреждения

Мониторинг успеваемости по классам. Вычисление коэффициента качества обучения.

До 4 часов

До 1,5 часов

Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе.

Составление отчетов, в том числе федеральных (ОШ-1, ОШ-2 и др.)

До 12 часов

До 3 часов

Преподаватели и классные руководители

Оповещение родителей об успеваемости ребенка (выписка оценок).

До 6 часов

До 2 часов

Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе.

Оповещение учеников и родителей о новостях в школе и изменениях в расписании.

До 4 часов

До 2 часов

Составление отчетов по классу в конце четверти, года.

До 4 часов

До 2 часов

Ученики

Поиск информация о собственной успеваемости по всем предметам.

До 3 часов

До 30 минут

Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе.

Получение информации об объявлениях, новостях школы, об изменении в расписании, о домашнем задании.

До 2 часов

До 30 минут

Родители

Получение информации об успеваемости ребенка, о рекомендациях учителей.

До 3 часов

До 30 минут

Зависит от уровня обученности пользователей работе в системе.

Получение информации об объявлениях, новостях школы, об изменении в расписании, о домашнем задании.

До 2 часов

До 30 минут

Стоит отметить, что для продвинутого пользователя ПК время, затраченное на выполнение определенной задачи значительно ниже указанного. В таблице приведен лишь средний и общий показатель, который можно считать приблизительным и существенно завышенным. Даже такое, незначительное влияние информационной технологии, как общая база данных позволяет всем участникам образовательного процесса существенно оптимизировать собственное время, и это лишь первая ступень к модернизации школьного образования.

Нельзя забывать, что приведенная программа учета взята лишь в качестве примера. Сегодня на территории Российской Федерации работают десятки аналогичных аналитиков и таблиц. Школы пользуются теми программами, которые кажутся удобными именно для них. Среди общего списка вы можете выделить для себя самарскую NetSchool, московский «ХроноГраф» или любую другую, которая окажется оптимальной по стоимости и возможностям. Естественно, практически каждая подобная программа платная и оплачивается школой, администрацией города или спонсорами. Часто, для улучшения сервиса программы предлагают ряд дополнительных функций, будь то наличие библиотек для электронных книг, онлайн-трансляторы и прочее.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа «Управление образовательной организацией» включает курс по информатизации учебного процесса. За прохождение — сертификат о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Выводы

Внедрение информационных технологий в школьное обучение уже не первый год происходит в рамках образовательных программ правительства. Единственная и глобальная проблема — дороговизна и проблематичность полного перехода на цифровые и IT-технологии, которые медленно, но все же решаются на государственном уровне.

Серьезным минусом можно отметить невозможность использования технологий в отдаленных регионах, городах и поселках нашей страны. Общие базы данных позволяют упростить жизнь не только школьникам и педагогами, но и администрации, бухгалтерии, специалистам кадрового учета и т.д. Фактически, программы могут выполнять сложные задачи, значительно увеличивая КПД каждого пользователя, перекладывая ответственность за выполнение вычислений на «робота».

Не стоит забывать, что использование программного обеспечения и современных информационных технологий значительно подогревает интерес ребенка к учебе. Именно этот параметр взят за основу в разработках, поэтому прохождение аттестации на квалификацию педагога все чаще состоит из различного рода вопросов о компьютеризированных процесса. К примеру, сегодня количество пользователей, упомянутого ранее сервиса «Дневник.Ру» превысило 5 млн. человек, и это далеко не предел. Именно поэтому педагогам и администрации учебных заведений следует со всей серьезностью и ответственностью отнестись к вопросу внедрения и освоения информационных технологий в своем заведении.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.