3 месяца бесплатно при подписке в январе ЗАБРАТЬ>>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Организация обучения детей на дому

  • 30 ноября 2018
  • 315

Обучение детей на дому — эффективная педагогическая практика, широко распространенная во многих прогрессивных странах и уверенно завоевывающая популярность в России. Организация учебных занятий в непринужденной домашней обстановке позволяет гарантировать реализацию конституционного права детей на обучение независимо от психофизического состояния, материального достатка, национальности или вероисповедания, а также обеспечить соблюдение базовых принципов ФГОС, заключающихся в индивидуализации и оптимизации современного образовательного процесса.

Организация школьного обучения на дому целесообразна первоочередно для учащихся с ОВЗ и инвалидностью, если в школе исключена возможность создания особых образовательных условий в рамках инклюзии, а также для одаренных школьников — с целью ускоренного прохождения образовательного минимума и детей, рискующих пополнить списки неуспевающих в связи с профессиональными занятиями спортом, творческой деятельностью. К основным задачам организации надомного обучения относятся следующие:

  • обеспечение оптимального режима проведения учебных занятий с учетом психофизического состояния ребенка;
  • реализация программного содержания, адаптированного в соответствии с познавательными и интеллектуальными способностями, сформированностью внимания и другими ключевыми компетенциями;
  • строгое выполнение требований врачебной комиссии во избежание усугубления общего состояния.
платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Важную информацию о порядке и особенностях организации надомного обучения детей читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Утвержден перечень заболеваний, при которых дети учатся на дому

 (изменения в законодательстве!)

- Об обучении детей с нарушениями здоровья

 (популярные вопросы и ответы экспертов)

Организация индивидуального обучения на дому: нормативная база

Освоение обязательных образовательных программ учащимися, которые не могут посещать школу по ряду причин (первоочередно — по состоянию здоровья) в 2018-2019 учебном году регламентируется рядом нормативных актов. Организация обучения на дому в соответствии с новым законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительно регламентируется соответствующими приказами Минобрнауки РФ (№№ 1015, 1601, 536), постановлениями муниципального значения и локальными актами образовательной организации.

В соответствии с актуальной нормативной базой обучение детей на дому следует классифицировать скорее не как особую форму, а условие организации учебно-воспитательного процесса для широкого круга школьников. Таким образом учащиеся, осваивающие содержание образовательного минимума в домашних условиях, остаются полноправными участниками образовательного процесса, сохраняя за собой соответствующие академические права и обязанности:

  1. Право на получение на бесплатной основе учебной, справочной и художественной литературы в школьной библиотеке, с которой требуется обращаться надлежащим образом и возвращать в заранее оговоренные сроки в первоначальном виде.
  2. Получать от педагогического состава ОУ консультативно-информационную и оценочную помощь, необходимую для освоения учебного материала и контроля текущих достижений, полезные рекомендации по организации обучения на дому.
  3. Проходить промежуточные и итоговые аттестации, формы и даты проведения которых закрепляются в индивидуальном учебном плане.
  4. После успешного прохождения итоговой аттестации получить документ установленного образца о получении соответствующего образовательного уровня.

Действующими законодательными нормами закреплено, что обучение на дому для детей с ОВЗ и инвалидностью организуется на бесплатной основе, что предусматривает начисление учителям, обеспечивающим образовательное взаимодействие с ребенком и представителями семьи, соответствующих выплат, сумма которых определяется в соответствии с коллективным или индивидуальным трудовым договором. Компенсация стоимости проезда к дому ученика также возможна только при закреплении данного пункта в локальной документации.

Отвечает Светлана Есина, замдиректора по УВР МБОУ «Школа № 12» и Наталья Чиркунова, замдиректора по УВР МБОУ «Школа № 12»

Как организовать домашнее обучение ребенка?

В соответствии с актуальными статистическими данными, в России насчитывается более полумиллиона детей школьного возраста, страдающих от патологий развития или имеющих инвалидность. Многие родители до сих пор не знают, как проходит домашнее обучение школьников, как следствие — затрудняются инициировать организацию данного процесса. Низкая мотивация педагогов к готовности организации учебно-воспитательного процесса в индивидуальном порядке также является негативным фактором, значительно усугубляющим ситуацию, что обуславливает актуализацию порядка и алгоритма перевода детей на домашнее обучение, если этого требует состояние здоровья:

  1. Основанием для организации обучения школьника на дому является подача в ОУ заключения медицинской комиссии и заявления родителей, составленного на имя директора школы.
  2. После рассмотрения предоставленного заявления, по итогам организационной работы руководитель образовательной организации составляет приказ, определяющий объем и содержание домашнего образование, ответственных лиц и место проведение занятий. Обязательным условием реализации данного этапа является составление индивидуального учебного плана, который должен соответствовать образовательным запросам и потребностям конкретного школьника, а также утверждение расписания занятий.
  3. По итогам подготовительной работы родителям выдается журнал учета домашних занятий, который заполняют педагоги, указывая пройденные темы и даты уроков, показатели успеваемости. В конце каждого учебного года данный журнал предоставляется в школу с целью фиксации результатов промежуточной и итоговой аттестации, выдачи соответствующих документов о достижении соответствующего образовательного уровня.
  4. На протяжении всего периода организации надомного обучения от родителей и представителей образовательной организации (в лице руководителя, ответственных педагогов и профильных специалистов — психолога, логопеда, медицинского работника) требуется создание специальных условий. Данный норматив первоочередно предусматривает необходимость тщательного проектирования ИУП, ведения разъяснительной и мотивационной работы с ребенком школьного возраста о важности освоения программного содержания, особенностях организации учебного процесса особым образом, проведение оценочных практик, а также повышение уровня социализации учащегося путем вовлечения во внеурочную образовательную деятельность, информационно-развлекательные, воспитательные мероприятия общешкольного уровня.

Для детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках актуальной нормативной базы, регламентирующей образовательные процессы на государственном уровне, допускается ведение домашнего обучения по общей или адатированной программе. В первом случае от учащегося требуется освоение общеустановленного программного минимума с условием корректировки длительности занятий (от 25 минут до 1,5 часов) и стандартного расписания — реализация такой схему обучения является основанием для получения базового аттестата. В случае проектирования образовательного блока по адаптированной программе возможно значительное сокращение учебного материала с учетом интеллектуальных способностей ребенка, что обуславливает выдачу на основании итогового оценивания аттестата особого образца с приметкой (указанием программы, по которой осуществлялось надомное обучение).

Консультирует Елена Болотова, доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе МПГУ

Индивидуальный учебный план для обучения на дому

Составление индивидуальных учебных планов для обучения на дому, обеспечивающих максимальную индивидуализацию и персонификацию учебного процесса, закреплено в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Вместе с тем не следует забывать, что данная программная разработка составляется на основе соответствующего локального акта, составленного в ОУ, поэтому в его отсутствие проектирование ИУП не представляется возможным. Вместе с тем в условиях повсеместного перехода на инклюзию и совершенствования образовательных условий для детей с патологиями развития сознательный отказ школы от практики составления индивидуальных учебных планов может быть расценена вышестоящими органами и родительской общественностью как неготовность к дальнейшему развитию и реализации актуальных образовательных запросов.

Индивидуальный учебный план, регламентирующий порядок надомного обучения, составляется на основе базовой или адаптированной образовательной программы с учетом рекомендаций, представленных в заключении ПМПК или медицинского учреждения пожеланий родителя и учащегося. ИУП может быть составлен на разные сроки — четверть, полугодие, учебный год (наиболее распространенный вариант ввиду необходимости проводить оценивание и вносить коррективы в следующую программную разработку).

Организация обучения на дому в 2018-2019 учебном году, как и ранее, начинается с разработки ИУП и проведения разъяснительной работы с учащимся и представителями семьи. Во избежание возможных трудностей и недопонимания педагогам очень важно убедиться, что и ребенок, и его родители в полной мере осознают важность данного документа и его значения для организации не только учебного процесса, но и всей повседневной деятельности, как следствие — готовы были всеми силами способствовать реализации поставленных учебных целей и результатов.

Примерная структура и содержание индивидуального учебного плана учащегося отражены в таблице, которые можно скачать по ссылке.

ИУП обязательно должен включать следующие содержательные блоки:

  1. Пояснительная записка, в которой традиционно раскрывается целесообразность разработки, форма выбранного обучения, а также значимые методические рекомендации, адресованные педагогу, родителям и ребенку. Такое вступление помогает создать положительную мотивацию при необходимости реализации особого порядка организации обучения на дому по медицинским показаниям, выделить приоритетные методы учебной работы.
  2. Объем учебного курса.
  3. Тематический план — сводная таблица с коротким перечислением тем по предметам.
  4. Самостоятельная работа — индивидуально-ориентированный план учащегося с графами для выставления текущих оценок, результатов промежуточного и итогового тестирования, перечень рекомендованной учебной литературы и справочных материалов. Важно, чтобы самостоятельная работа по предметному курсу предусматривала возможность выполнения разноуровневых заданий, соответствующих состоянию здоровья ребенка, его уровню знаний и умений, поставленным учебным целям.
  5. Дополнительная образовательная деятельность. В данный раздел целесообразно включить наименования внеурочной деятельности, к которым может быть привлечен учащийся в школе. Это могу быть кружки, секции, творческие фестивали, праздничные мероприятия. Если ребенок по состоянию здоровья не может посещать интересующие занятия, рекомендуется, чтобы на них систематически присутствовал один из родителей, а потом повторял успешный опыт в домашних условиях с ребенком.

Напомним, что основанием для перевода учащегося на индивидуальный учебный план является договор об оказании образовательных услуг в форме обучения на дому, скачать образец которого можно по ссылке.

Методические особенности надомного обучения

В соответствии с новой государственной политикой в сфере образования одной из ключевых задач современной школы становится создание условий для успешной социальной и профессиональной самореализации школьников, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью, вынужденных обучаться дома. Нормативно-правовые особенности надомного обучения широко обсуждаются на управленческом уровне, в то время как организационно-методологический аспект данного вопроса остается до конца неурегулированным. Большинство педагогов не готово к обучению школьников в домашних условиях не только в связи с необходимостью выполнения дополнительных должностных обязанностей, которые часто не оплачиваются в должном объеме из-за отсутствия соответствующих регулирующих механизмов в коллективном трудовом договоре, но и ввиду несформированности целевых компетенций, позволяющих найти эффективные способы взаимодействия с детьми, имеющими патологии развития.

Качество и эффективность педагогической деятельности при обучении детей, пребывающих на домашнем обучении, зависят от многих факторов, одним из которых является готовность учителя к данному виду деятельности, что обуславливает необходимость актуализации этой проблемы в рамках модуля повышения квалификации — посредством готовности решения практических задач организационно-методического характера.

Документы образовательной организации

Новые возможности для профессионального роста



Узнать больше актуальной информации о грамотной и качественной организации обучения детей с ОВЗ поможет обучение по программе «Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов по ФГОС ООО и ФГОС СОО»

За прохождение — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Попробуйте бесплатно прямо сейчас!

Об индивидуальном обучении на дому методобъединению школы следует говорить подробнее на тематических педсоветах, поскольку дети с ОВЗ и инвалидностью преимущественно имеют особые образовательные потребности, к числу которых следует отнести:

  • потребность в индивидуальном образовательном маршруте;
  • потребность в индивидуальной образовательной программе;
  • потребность в использовании специфических средств и методов обучения;
  • потребность в организации образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка;
  • потребность в увеличении сроков освоения образовательного минимума, выход за рамки школьного возраста (основанием для увеличения сроков освоения образовательных программ могут быть рекомендации ПМПК);
  • потребность в дистанционном обучении.

Школьники, переведенные на домашнее обучение в связи со слабым здоровьем, демонстрируют более низкое качество учебной работы, чем их сверстники. Для детей с ОВЗ и инвалидностью характерна слабая концентрация внимания, сложность выделения наиболее значимых тезисов, классификации, проведения анализа, низкая познавательная мотивация, хотя это не является правилом. В связи с этим эффективная образовательная модель с таким ребенком может быть построена только после осознания педагогом его индивидуальных интеллектуальных возможностей, в соответствии с которыми выстраивается ИУП и разрабатывается адаптированная образовательная программа обучения на дому.

Что касается непосредственной практической деятельности, то специалисты рекомендуют:

  1. Представлять учебный материал последовательно, небольшими блоками с обеспечением детализации.
  2. Соблюдать постепенность при переходе от простых заданий к сложным.
  3. По возможности облегчать наиболее сложные учебные проблемы.
  4. Инициировать частую смену видов деятельности, реализовать творческий или исследовательский компонент для предупреждения быстрой утомляемости и рассеивания внимания.
  5. Относится к настроению ребенка внимательно, проявлять дружелюбие, заинтересованность, вовлеченность, избегать конфликтных ситуаций.
  6. Поощрять малые и значительные достижения с целью повышения учебной мотивации.
  7. Корректировать темп и содержание занятий с учетом актуального самочувствия ребенка.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.