3 месяца бесплатно при подписке в январе ЗАБРАТЬ>>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Нетрадиционный педсовет в школе

  • 30 ноября 2018
  • 134

Педагогический совет представляет собой высший орган коллективного управления школой. При его проведении рассматриваются нюансы воспитательно-образовательной и методической работы, решаются важные вопросы по переводу учащихся в следующий класс, исключении из школы, допуске к экзаменам и пр. Однако несмотря на предполагаемую важность и ценность педсовета учителя нередко расценивают проведенное на них время как потраченное зря. Почему это происходит и как это исправить?

Почему педсоветы в школе стали неэффективными?

Основной проблемой при организации собраний учителей остается то, что формы проведения педсоветов в школе, как и их тематическое наполнение, не отличается разнообразием. Постепенно педсоветы стали содержать все меньше реальной практической помощи педагогам в их работе, а начали базироваться на декларативных выступлениях администрации школы, скучных докладах. Учителя не получали возможности создавать полезную дискуссию, повлиять на развитие образовательного учреждения, внести свои предложения, попросить помощи при педагогических затруднениях.

Как результат, педагоги все чаще игнорируют педсоветы или же занимаются при их проведении своими делами: заполняют журналы, проверяют тетради и пр. Поэтому таким актуальным становится вопрос о поиске сценариев педсовета в школе в нетрадиционной форме. Безусловно, нельзя все педсоветы, которые проводятся в течение года, проводить в нестандартной форме, однако некоторые из них, чтобы повысить вовлеченность и заинтересованность учителей – вполне возможно.

Рассмотрим подробнее, как организовать нестандартный педсовет, какие формы для его проведения выбрать, а по представленной ниже ссылке предлагаем скачать готовый сценарий педсовета, проведенного в нетрадиционной форме.

Нетрадиционный педсовет в школе как часть инновационной деятельности

Несмотря на обилие литературы и практических рекомендаций, посвященных педсоветам, руководители школ зачастую нуждаются в дополнительной детализации и проработке этого вопроса. Одним из вариантов такой проработки может быть написание сценариев, которые бы соотносились с современными требованиями и упрощали работу администрации школы. Одной из задач реформирования педсоветов должно быть вхождение педколлектива в инновационную деятельность путем проведения ряда педсоветов. Примерную схему такой работы можно представить так:

  1. Анализ работы образовательного учреждения.
  2. Выявление важных проблем.
  3. Выделение проблем, которые нужно решить в первую очередь.
  4. Постановка целей, задач, формирование гипотез, связанных с решением первоочередных проблем.
  5. Формирование тем педсоветов в школе.
  6. Выявление целей и функций педсоветов.
  7. Выбор форм педсоветов.
  8. Разработка методики и сценариев проведения педсовета.

Если первые четыре из описанных выше этапов традиционны, то этапы с пятого по восьмой могут включать нестандартные моменты.

Как правило, в течение одного учебного года проводится 4–5 педсоветов, из которых один аналитико-планирующий и один итоговый. Следовательно, тематическими могут быть только два–три педсовета, что может оказаться недостаточным для решения важных проблем.

В этом случае можно планировать сценарий педсовета в форме квеста, например, на более длительный срок. Скачать готовый пример такого педсовета вы можете здесь:

Так, можно «растянуть» важную тему на два года, или 6 педсоветов. Если правильно организовать для этого работу методического совета, кафедр, методических объединений и творческих групп, то возможно осуществить:

  • теоретическое изучение вопросов, связанных с инновационной деятельностью;
  • выбор тех направлений инновационной деятельности, которые наиболее необходимы для школы;
  • выявление элементов инновационной деятельности, которые уже используются всем педагогическим коллективом или отдельными учителями;
  • анализ результатов и их корректировка;
  • планирование следующих педсоветов.

Формы проведения педсоветов в школе

Если представители администрации образовательного учреждения задумываются о том, как интересно провести педсовет, то стоит рассмотреть такие основные категории.

  • Традиционные, включающие доклады и вынесение постановительной части. Такую форму можно использовать для итогового педсовета, где анализируется процент успеваемости и подбиваются итоги года.
  • Традиционные с элементами активизации предполагает, что один из обсуждаемых вопросов преподносится не в форме доклада, а в виде игры, с иллюстрациями и пр.
  • Нестандартные – оставляют от традиционных только основной стержень: ключевую проблему и способы ее решения.

Предлагаем к рассмотрению и в помощь администрации несколько вариантов форм, которые позволят провести необычный педсовет в школе.

Педсовет в виде деловой игры предусматривает разделение учителей на несколько групп. Каждая группа заранее получает задание по подготовке тезисов по рассматриваемой проблеме.

Примером такой проблемы может служить взаимоотношения «учитель-ученик-родитель». Первая группа учителей получает задачу описать идеального ученика, вторая – суперучителя, третья – совершенного родителя, а четвертая готовит различные варианты ситуаций, в которых они взаимодействуют.

Сначала на педсовете каждая из групп презентует своего героя, при этом участники не ограничены в используемых формах. Остальные вносят свои замечания, чтобы в итоге получить идеальный образ. Затем рассматриваются различные проблемные ситуации. Главное в такой форме организации педсовета – это охватить весь коллектив.

Деловые игры могут посвящаться различным темам. Предлагаем скачать примеры сценариев и использовать их в работе.

Сценарии нестандартных педсоветов могут включать такую интересную форму, как ситуативные эскизы. Этот вариант прекрасно подходит для решения практических задач, с которыми сталкивается учитель. К примеру, для педсовета по теме «Личность учителя в школе» могут подойти такие варианты:

  • Иллюстрации – учителю дают картинку, на которой изображена ситуация, в которую педагог может попасть во время работы. Задача – проанализировать ситуацию и найти из нее выход.
  • Упражнения могут использоваться для закрепления практической части доклада. Примерами могут выступать беседа с родителями хулигана, составление плана-конспекта классного часа на заданную тему. В обсуждение должен быть вовлечен весь коллектив, который может быть разбит на группы.
  • Оценка проблемной ситуации, которая уже разрешилась.

Дискуссия предполагает разделение на группы, каждая из которых предлагает свое решение проблемы или выполнения задания.

Выступление завуча или директора школы на педсовете по итогам года можно организовать в форме научно-практической конференции. Также ее можно использовать для обсуждения экспериментов по внедрению ФГОС. Ведущий специалист озвучивает несколько научных тезисов, а другие докладчики рассказывают, как конкретный тезис иллюстрируется примерами из личного опыта.

Такая форма, как творческий отчет, может выступать эффективным способом передачи опыта молодым специалистам. Слово берет опытный педагог или представитель методического объединения, чтобы поделиться опытом и дать советы. Перед творческим отчетом можно провести открытые уроки у выступающего.

Нетрадиционный педсовет в школе можно организовать в форме аукциона. Каждый преподаватель готовит свой проект, например, методику преподавания или набор методических приемов. Каждый проект является лотом. Вначале каждый автор представляет свои лоты, а в работу принимаются те, которые набрали наибольшее количество положительных оценок.

Педсовет в форме консилиума представляет собой совместное решение педагогов для определенной проблемы или трудности, которая выносится на повестку дня. К примеру, обсуждается плохая дисциплина или частые опоздания в классе, низкая успеваемость по предмету. Педагоги озвучивают практические советы, которые помогут решить конкретную ситуацию.

При подготовке сценария педагогического совета в нетрадиционной форме следует помнить, что для эффективного решения проблемы в ее обсуждение должны вовлекаться все участники, а не только докладчики и актив. Только в этом случае возможна слаженная работа педагогического коллектива по решению определенных задач.

Каждый проводимый в течение года педсовет в школе должен быть запланированным, с определенной темой. Представим несколько тем, которым могут быть посвящены педсоветы в школе в 2018-2019 гг.:

  1. Приоритетные задачи, направления и преимущества школы.
  2. Система оценки качества в школе.
  3. Эффективные способы совершенствования навыков устной речи на уроках и во время внеурочной деятельности.
  4. Профессиональное самоопределение современных школьников.
  5. Использование современных образовательных технологий в практике педагогов.
  6. Повышение учебной мотивации обучающихся.
  7. Как организовать индивидуальное сопровождение школьников с высокой мотивацией?
  8. Культурная миссия школы.

Таким образом, какой бы ни проводился педсовет в школе: итоговый, планировочный или тематический, сценарий для него может быть нестандартным и более интересным для учителей. Высокая вовлеченность педагогов позволит найти эффективное решение проблем, укрепить сильные стороны образовательного учреждения и сплотить коллектив.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.