Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога

23 ноября 2018
50
Средний балл: 0 из 5

Социальная неадаптивность, нежелание заводить новые знакомства, проявлять свои интересы и прочие аспекты часто встречаются у детей раннего возраста. Несмотря на это коррекционно-развивающие занятия для младших школьников — не единственная обязанность психолога. Профессионал в своей сфере деятельности обязан работать как с детьми младшего возраста, так и с подростками и с выпускниками.

Выбор коррекционной программы

Наличие большого количества литературы и методических пособий существенно упрощает задачу педагога, при этом представители высшей категории способны самостоятельно выстраивать развивающие и корректирующие программы по персональным методикам, главное при этом верно определить сферу влияния на ребенка и провести воспитательную беседу с его родителями, классным руководителем, прочими воспитанниками школы.

Благодаря регулярной диагностике учащихся в школе у педагога-психолога появляется возможность выявить отклонения у каждого ученика. Рабочая программа педагога психолога в школе обязана распространяться не только на групповые занятия или лекции, но и на личные встречи, собеседования с отдельными учащимися, в особенности это касается детей, находящихся в группе риска.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Рекомендации по организации психолого-педагогической поддержки в школе читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Как вы оцениваете работу психологической службы в вашей школе?

 - О соблюдении требований законодательства к оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся

Любому педагогу следует понимать, что программа коррекционной работы в начальной школе по ФГОС проводится по некоторым правилам. Кроме того, что психолог обязан определить наличие отклонений в индивидуальном порядке, в его обязанности также входит подбор и разработка групповых лекций. В зависимости от количества детей и отзывчивости аудитории в среднем занятия по психологической подготовке проходят от 30 полных часов. Дополнительными могут стать индивидуальные программы.

Если школа специализируется на работе с детьми из группы риска: интернаты, школы для детей с ограниченными физическими способностями, с психологическими отклонениями и т.д., то необходимость корректировки группового занятия корректируется лично педагогом. Любой план работ на неделю, месяц, полугодие и учебный год прописываются, согласно ФГОС. Окончательный список утверждается высшим руководством.

Базовые коррекционно-развивающие программы

В большинстве случаев коррекционно-развивающая программа педагога-психолога создается на базе методических пособий. Профильная литература всегда доступна представителям профессии и важно знать и понимать основную цель, которую преследует автор. Примером правильно подготовленной программы можно взять утвержденную систему администрацией, которая применялась на практике в одной из школ Российской Федерации:

Жизненно значимые компетенции

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.

Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо.

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей.

Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.

Овладение навыками самообслуживания: дома и в школе.

Умение включаться в разнообразные повседневные дела.

Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

Представления об устройстве школьной жизни.

Умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.

Готовность попросить о помощи в случае затруднений.

Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность.

Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.

Стремление порадовать близких.

Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника

Овладение навыками коммуникации

Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации

Адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию.

Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

Умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы.

Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение круга освоенных социальных контактов.

В данном случае, аудитория (дети школьного возраста, младшей возрастной группы) подготавливаются к более взрослой жизни. Как не странно, любые изменения в жизни ребенка, согласно его возрастным характеристикам контролируются специалистом. Чтобы избежать проблем с детьми в будущем, подготовка их на начальном этапе крайне важна.

Исходя из предоставленной таблицы, можно увидеть, что программа работы педагога-психолога в школе затрагивает важные и необходимые аспекты жизни ребенка. После перехода из садика в новую среду, на ребенка возлагается больше ответственности, что подготавливает его к дальнейшему развитию в социуме. Также, следует обратить внимание, что этот перечень занятий является сугубо групповым и не рассчитан на персональные психологические или физические отклонения, хотя в целом, любые программы, в том числе и индивидуальные носят единую цель.

Если рассматривать коррекционную программу психолога более детально, то можно выделить некоторые более глубокие понятия:

Раздел

Цели

Коррекционно-развивающее сопровождение

Темы

Занятия диагностичес кого характера.

Выявление зоны ближайшего развития, выбрать основной маршрут коррекционноразвивающих занятий с ребёнком. Помощь ребёнку в адаптации к рабочей ситуации на занятии, к месту занятий, специалисту. Установление контакта, доверительных отношений с ребёнком.

Коррекция:

  • коммуникативных способностей;
  • умения слушать инструкции и действовать по инструкции;
  • нарушений саморегуляции.
  • активизация внимания.

Особенности:

1. сенсорного развития;

2. мышления;

3. внимания;

4. памяти;

5. навыков коммуникации;

6. речи, словарного запаса;

7. эмоционально-волевой сферы, навыков саморегуляции;

8. работоспособности; 9. социального статуса в классе.

10. значимых мотивационных стимулов.

Сенсорное развитие

Улучшение афферентации и эфферентации нервной системы. Организация ощущений, сенсорных сигналов в нервной системе. Формирование адаптивных реакций нервной системы ребёнка на ситуацию в которой он находится. Формирование образа тела. Формирование понимания наименований частей тела. Обучение напряжению и расслаблению различных частей тела. Активизация различных видов восприятия. Обучение устанавливанию свойств предметов используя различные виды восприятия. Уточнение представления о специальном предназначении разных анализаторов. Диагностирование модальности восприятия ребёнка (аудиальная, визуальная, кинестетическая, аудиальновизуальная)

Воспитание интереса к миру.

Формирование целостного восприятия предмета, ситуации. Развитие и коррекция зрительных, слуховых, вкусовых, обанятельных, осязательных, проприоцептивных, вестибулярных ощущений. Развитие саморегуляции. Снижение утомляемости, повышение работоспособности. Коррекция внимания. Коррекция слухоречевого восприятия, фонематического слуха. Развитие и коррекция восприятия в различных модальностях.

1. Активизация уровня глубокой тонической регуляции.

2. Формирование целостности на уровне глубокой тонической регуляции.

3. Простраивание опор на уровне глубокой тонической регуляции.

4. Простраивание оси на уровне глубокой тонической регуляции. 5. Работа над вестибулярнотоническими рефлексами.

6. Активизация уровня двигательных автоматизмов в упражнениях с содвижением.

7. Простраивание движений уровня двигательных автоматизмов.

9. Простраивание лицевых движений уровня двигательных автоматизмов.

8. Оттачивание движений уровня двигательных автоматизмов. Зрительные ощущения. 9. Работа над коррекцией восприятия в различных модальностях:

  • слуховые ощущения;
  • вкусовые ощущения;
  • обонятельные ощущения;
  • осязательные ощущения (прикосновение, поверхностная чувствительность);
  • проприоцептивные ощущения (положение конечностей и движение).

Развитие мелкой моторики.

Тренировка пальцев, кисти руки. Обучение: -проведению прямых линий; -видеть строку, клетку и писать в ней; -обводить клетки или вести по ним рисунок; -управлять рукой, пальцами руки. Воспитание аккуратности, настойчивости, воли.

Развитие тактильного восприятия. Подготовка руки к выполнению графических заданий. Развитие и коррекция двигательной синкинезии письма.

1. Тренировка пальцев рук. Пальчиковые игры. 2. Динамические движения пальцев рук с сопровождением речёвок. 3. Управление рукой. Проведение линий, обводка, штриховка.

Развитие умения ориентироваться в пространстве

Формирование и уточнение пространственных понятий и представлений. (Впереди-сзади. Слева-справа. Между-около. В центре. Над. Под.). Активизация пространственног о восприятия. Знакомство с зеркальным отображением (слева-справа). Обучение составлению симметричного орнамента. Уточнение пространственных понятий и представлений. (Впереди-сзади. Слева-справа. Между-около. В центре. Над. Под.). Обучение выполнению словесных инструкций. Воспитание умения добиваться решения поставленных задач. Воспитание привычки действовать по установленным правилам.

Развитие и коррекция восприятия и написания букв и цифр. Помощь в формировании умения ориентироваться в школе, на улице. Улучшение координации в пространстве. Уточнение восприятия образа тела. Коррекция распределения внимания. Развитие пространственного восприятия. Развитие слухового восприятия. Развитие зрительной перцепции. Развитие свойств внимания: концентрации, распределения, устойчивости. Развитие мелкой моторики. Развитие зрительно-моторной координации

1. Правая и левая стороны тела.

2. Правая и левая стороны на листе.

3. Верх – низ на листе и относительно тела.

4. Центр, середина на листе.

Спереди – сзади.

5. Выше-ниже.

6. Дальше – ближе.

7. Пространственные предлоги: над под, за, около, перед, в, на, из-под, между.

8. Ориентация в пространстве по словесной инструкции, команде.

9. Ориентирование в пространстве в подвижных играх.

10. Ориентирование на листе бумаги. Рисование, составление орнаментов.

11. Определение местоположения предмета, рисунка на листе бумаги.

Развитие временных представлений.

Разделение различных временных понятий. Уточнение представлений о свойствах и признаках времён года. Уточнение представления о продолжительности времён года. Уточнение понятия месяц. Формирование представления о течении времени, календарях, частях суток. Обучение одеваться в соответствии с погодой. Обучение пониманию о распорядка дня. Обучение составлению плана деятельности на день. Уточнение представления, понятий: вчера, сегодня, завтра. Обучение планированию действий на ближайшее будущее.

Преодоление уподобления временных понятий. Преодоление путаницы во временных понятиях. Представление о приемлемом поведении в зависимости от времени. Развитие долговременной памяти. Развитие воображения. Развитие мышления. Коррекция умения устанавливать причинноследственные связи. Развитие умения анализировать прошедший день, делать логические выводы. Развитие речи. При необходимости следует применить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия или привлечь помощь других педагогов, при условии отклонений в восприятии времени всей возрастной группы.

1. Различные временные понятия.

2. Времена года. Представление об их признаках, продолжительности, чередовании.

3. Уточнение понятий год, сезон, месяц, неделя.

4. Типы, виды и формы календарей.

5. Части суток. Их продолжительность, внешние признаки.

6. Распределение плана деятельности и отдыха на суточный период.

7. Режим дня. Расписание уроков.

8. Временные понятия вчера, сегодня, завтра.

9. Понятия прошлое, настоящее, будущее. Мысленное представление прошлого. День, год, век назад.

10. Планирование действий на ближайшее и далёкое будущее.

11. Анализ событий прошедшего дня.

Развитие зрительно-моторной координации.

Групповые и индивидуальные развивающие программы психолога в школе, затрагивающие обучение анализу воспринимаемой фигуры и предмета. Обучение копированию фигур. Развитие внимания. Улучшение выполнения графических заданий. Улучшение работы на тетрадном листе (в крупную и мелкую клетку, в линейку) Совершенствование мелкой моторики. Воспитание аккуратности. Коррекция мелкой моторики. Воспитание аккуратности. Формирование волевой регуляции действий.

Активизация, коррекция зрительного восприятия. Развитие процессов мышления: сравнение, анализ, синтез. Развитие умения списывать, срисовывать с доски без ошибок. Формирование умения работать по образцу. Обогащение словаря учащихся. Коррекция внимания.

1. Складывание разрезных картинок из мелких деталей.

2. Копирование изображения на листах в крупную и мелкую клетку.

3. Копирование изображения с помощью самостоятельно разлинованной сетки.

4. Дорисовывание мелких деталей.

Развитие мышления.

Развитие и коррекция нагляднодейственного мышления. Научить собирать пирамидку. Научить конструировать из палочек и геометрических фигур. Научить конструировать по задумке. Научить систематизировать предложенный материал по заданному основанию. Научить быть внимательным и понимать смысл некоторых безречевых инструкций, действовать в соответствии с ними. Научить понимать смысл некоторых речевых инструкций, действовать в соответствии с ними. Научить удерживать внимание на речевой инструкии. Воспитывать умение быть внимательным к речи собеседника. Формирование умения анализировать происходящее. Активизация зрительное восприятие. Обучение: -мысленно разбивать несложные фигуры на составные части; -составлять целое из частей; -описывать признаки предметов; -сравнивать предметы между собой; -сравнивать геометрические фигуры одинаковых форм по размеру, цвету; -сравнивать геометрические фигуры разных форм по другим признакам. Воспитание умения добиваться решения поставленных задач; ответственного поведения, адекватной критичности к собственной деятельности.

Развитие и коррекция нагляднодейственного мышления. Развитие и коррекция мелкой моторики. Развитие и коррекция зрительномоторной координации. Развитие и коррекция памяти. Развитие творческих способностей, воображения. Развитие и коррекция зрительного, слухового, тактильного, проприоцептивного восприятия. Развитие и коррекция аналитикосинтетических процессов. Развитие и коррекция внимания к визуальным инструкциям. Расширение пассивного словарного запаса. Коррекция саморегуляции. Коррекция и формирование учебного поведения. Развитие умения действовать в соответствии с поставленной целью. Развитие и коррекция умения слушать речевую инструкцию и действовать в соответствии с ней. Развитие и коррекция умения классифицировать предметы и делать простые обобщения; Коррекция слабой активности восприятия. Формирование сенсорных (чувственных) образов предметов Развитие речи. Развитие и коррекция понимания причинноследственных зависимостей. Развитие и коррекция понимания окружающей обстановки, информационных сообщений от окружающих. Развитие и коррекция понимания содержания картин, текста. -выбор по трём заданным признакам (например, «выбери большое, зелёное, круглое», «выбери красное, лёгкое, мягкое»). - самостоятельный выбор основания для группировки предметов. 4. Выстраивание последовательности событий («что сначала, что потом»): - нахождение причинно-следственных связей в различных ситуациях (например, тепло-лёд тает; теплоодевают лёгкую одежду; холодно-вода замёрзла; холодно-одели тёплую одежду; семечко поливали-вырос цветок; цветок не поливали, сухая земля –цветок увял; полили землю-цветок выпрямился; чашку уронили -разбилась; ребёнок одевает верхнюю одежду – собирается на улицу; ребёнок пришёл домой-будет снимать верхнюю одежду; запачкали одежду – будут стирать; сделали дырку в одежде – будут зашивать и т.д.) -составление сюжета из двух – пяти и более картинок (например: яблоко целое-съеденное;

ребёнок провинилсянаказали; другие). 5. Абстрактное мышление.

1.Наглядно-действенное мышление: -складывание пирамидки физическим примериванием; -складывание пирамидки зрительным соотнесением; -работа с почтовым ящиком (прорези с геометрическими фигурами) с физическим примериванием; -работа с почтовым ящиком визуальным соотнесением; -конструирование из палочек и фигур наложением на картинку (образец в натуральную величину); -конструирование из палочек и фигур по показу; -конструирование из палочек и фигур по образцу; -конструирование из палочек и фигур по памяти; -конструирование по собственной задумке. 2. Сериация (3 – 6) предметов: -по размеру; -по ширине; -по высоте; -по цвету; -по массе; -по шершавости; -по звучанию (тихости-громкости); - по другому заданному основанию. 3. Анализ-синтез, сравнение, обобщение, классификация: выполнение безречевых инструкций: -нахождение парных картинок; -находение парных картинок среди группы подобных; -группировка предметов одинаковых по цвету; -группировка одинаковых по размеру; -группировка одинаковых по форме; -группировка одинаковых по массе; -группировка одинаковых по текстуре; -группировка одинаковых по звучанию; -группировка по родовой принадлежности; -нахождение лишнего по внешнему признаку (цвет, форма, величина и т.д); -нахождение лишнего по родовой принадлежности. выполнение заданий по речевым инструкциям: -нахождение лишнего по родовой принадлежности; - формирование понятия: «Цвет»; - формирование понятия: «Форма»; - формирование понятия: «Размер»; - формирование понятия: «Высота»; - формирование понятия: «Длина»; - формирование понятия: «Ширина»; - формирование понятия: «Вес»; - формирование других понятий (мягкость, прозрачность, шершавость и т.д.) -формирование понятия: «Одинаковые»; - формирование понятия: «Разные»; - формирование понятия: «Похожие»; - сравнение и обобщение по основанию («сравни по форме»). -выбор одного предмета из группы по заданному признаку (признак может быть любой, помимо указанных в примерах заданий); -выбор нескольких предметов из группы по заданному признаку (например, «выбери все мячики», «выбери всё высокое», «выбери круглые, но не мячики»). -выбор по двум заданным признакам (например, «выбери маленький синий мячик», «выбери тяжёлый маленький шарик»).

Развитие внимания.

Обучение умению: сосредотачиваться на одном предмете; переключаться с одного предмета на другой (по сигналу); действовать сразу с несколькими предметами. Формирование целенаправленного поведения. Развитие учебных навыков. Воспитание уважения к говорящему, внимательности к ближнему.

Развитие и коррекция умения концентрировать внимание на речи учителя; выполняемом задании; одном предмете, рисунке. Развитие и коррекция умения удерживать взгляд на одном объекте и целенаправленного переключения взгляда с объекта на объект. Формирование учебного поведения.

1. Устойчивость внимания.

2. Распределение внимания.

3. Переключение внимания.

Развитие памяти.

Увеличение объёма и прочности произвольной и непроизвольной памяти. Увеличение запоминания учебного материала.

Развитие и коррекция способности к произвольному запоминанию. Развитие памяти в различных модальностях.

1. Речевая память.

2. Визуальная (образная, символьная) память.

3. Слуховая память.

4. Словесно-логическая память. 5.

Ассоциативная память.

6. Осязательная память.

7. Кинестетическая память.

8. Двигательная память.

10. Эмоциональная память.

Приведенная схема пригодится молодым психологам без опыта работы или тем, кто не знает как написать коррекционную программу для психолога из-за отсутствия знаний в определенной области. Фактический пример является полноценной структурой, согласованной Министерством образования и остается общенациональным. Коррекционно-развивающие программы психолога обязаны учитывать особенности детей в группе, объективную оценку их способностей, и что немаловажно: группы риска, возрастные параметры и прочие индивидуальные потребности.

При необходимости вы можете скачать коррекционные программы педагога-психолога из интернета. Достаточное количество интернет-ресурсов предлагает утвержденные полноценные планы работ, главное внимательно подбирать программу под действующую возрастную группу. Для детей первого, второго или третьего класса начальной школы некоторые занятия могут кардинально отличаться, при этом желаемый результат должен соответствовать у всех возрастных групп.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.